Сущность и характеристики культурной идентичности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и характеристики культурной идентичности



Культурная идентич­ность - принадлежность человека к той или иной культуре. Это понятие сегодня широко используется в эт­нологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком сво­ей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему опре­делить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентич­ности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе эле­менты сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные сред­ства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни чело­века упорядоченной и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном приня­тии человеком соответствующих культурных норм и образцов по­ведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в дан­ном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образ­цами именно этого общества. Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Она предполагает сово­купность определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чув­ство симпатии или антипатии. В зависимости от этого мы выби­раем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.Актуальна проблема этнической идентич­ности. ТК 1) культурные формы жизнедеятельно­сти с необходимостью предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к этнической общности, а наи­более стабильными являются этносы. 2)ощущение нестабильности окружающего мира. Когда окружающий мир перестает быть понятным, начина­ется поиск того, что помогло бы восстановить его целостность и упорядоченность, защитило бы от трудностей.→поддер­жка в проверенных временем ценностях своего этноса. 3)преемственность в передаче и сохранении ценностей культуры. Этническая идентичность означает построение системы отношений и действий в различных межэт­нических контактах. С ее помощью человек определяет свое мес­то в полиэтническом обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы.

 

 

Характеристика культур по Холлу

Каж­дая культура содержит в себе целый ряд ключевых элементов — культурных категорий, которые являются определяющими в спо­собах общения и поведения индивидов. Знание и учет этих кате­горий при межкультурных контактах составляют основу концеп­ции «культурной грамматики» Э. Холла. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ: показате­ль темпа жизни, ритма деятельности. От того, какова ценность времени в культуре, зависят типы и формы общения людей. (европа/л.америка). Все челове­ческие процессы зависимы от времени и регулируются времен­ным ритмом. Постепенно временной ритм приобрел и культурное значение, поскольку стал регулировать и определять течение и характер многих культурных процессов. В одних культурах этот ритм очень мед­ленный, в других — очень быстрый. Люди с различными жизнен­ными ритмами с трудом понимают друг друга, так как они живут асинхронно. Люди с более медленным жизненным ритмом чувствуют дав­ление, если они контактируют с теми, кто привык к более высо­кому темпу. Однако люди с более быстрым ритмом не становятся спокойнее, если им приходится общаться с представителями куль­тур с более медленным ритмом жизни. Они чувствуют давление и внутренне противятся ему. Важным показателем того, как обходятся со временем в разных культурах, служит отношение людей к пунктуальности. Во многих странах пунктуальности придается большое значение. Например, в Германии, Швейцарии и некоторых странах Европы, а также в Северной Америке обычно ожидается своевременное появление собеседника. Причем, существует определенная шкала опозданий, и для каждой ступени этой шкалы предусматривается подходящая форма извинения. Так, неписаные правила делового этикета ев­ропейских культур позволяют опаздывать на встречу не больше чем на семь минут. Другим очень важным аспектом является основная временная перспектива, т.е. некоторые культуры и страны могут быть ориентированы в прошлое, настоящее или будущее. Например, Иран, Индия и некоторые страны Дальнего Востока ориентиро­ваны в прошлое; США ориентированы в настоящее и в недалекое будущее. Для России, скорее всего, характерна ориентация на прошлое и будущее. Причем, максимальное внимание уделяется будущему, а настоящему придается не столь большое значение. В одних культурах время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности, поэтому одно идет за другим, как звенья одной цепи. Культуры, в которых доминирует такой вид распре­деления времени, называются монохронными, так как в них за один период времени выполняется только одно дело. В другихкультурах время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен не один, а сразу несколько видов деятельности. Такие культуры называются полихронными, посколь­ку сразу несколько дел выполняются одновременно.

В монохронных культурах время понимается как линеарная система, наподобие длинной прямой улицы, по которой люди движутся вперед или остаются в прошлом. В них время можно экономить, терять, наверстывать, ускорять. Одним словом, его можно охватить. Оно является системой, с помощью которой под­держивается порядок в организации человеческой жизни. Такая система играет решающую роль во многих индустриально разви­тых странах. Исходя из того, что «монохронный» человек занима­ется только одним видом деятельности за определенный отрезок времени, он вынужден как бы «закрываться» в своем собственном мире, в который другим людям нет доступа. Люди такого типа не любят, если их прерывают в процессе какой-либо деятельности. Такая система использования времени господствует в Германии, США, ряде североевропейских стран. т олихронное время является полной противоположностью монохронному. В культурах этого типа большую роль играют меж­личностные, человеческие отношения, а общение с человеком важнее, чем принятый план деятельности. К типичным полихронным культурам относятся Латинская Америка, Ближний Восток и государства Средиземноморья, а также Россия. Пунктуальности и распорядку дня в этих культурах не придается большого значения. КОНТЕКСТ: Есть культуры, в которых для полноценного общения необходима дополнительно подробная и детальная информация. Это объясня­ется тем, что практически отсутствуют неформальные сети ин­формации и как следствие люди оказываются недостаточно ин­формированными. Такие культуры называются культурами с «низ­ким» контекстом. И напротив, в других культурах у людей нет необходимости в получении более полной информации. Здесь люди нуждаются лишь в незначительном количестве дополнительной информации, чтобы иметь ясную картину происходящего, так как в силу высокой плотности неформальных информационных сетей они всегда оказываются хорошо информированными. Такие об­щества называются культурами с «высоким» контекстом. К странам с высоким контекстом культуры принадлежат Франция, j Испания, Италия, страны Ближнего Востока, Япония и Россия. Культура Северной Америки соединяет в себе средний и низкий контексты. Люди в этих странах всегда нуждаются в большом количестве дополнитель­ной информации. ПРОСТРАНСТВО: каждому человеку для его нормального существования необ­ходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим личным пространством. Размеры этого простран­ства зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида деятельности и т.д. Формирование чувства личного пространства происходит в детстве, и его размеры регулируются чаще всего бессознательно. Они интуитивно поддерживаются при общении с представителя­ми своей культуры и, как правило, не создают проблем для ком­муникации. Реакция людей на одни и те же пространствен­ные сигналы почти всегда различается в разных культурах. В тех странах, где люди довольствуются относительно небольшим личным про­странством, толчея на улице, когда все друг друга касаются или даже толкают, воспринимается как совершенно нормальное явление. В этих культурах люди не боятся прямых физических контактов. К ним от­носятся такие страны, как Италия, Испания, Франция, Россия, стра­ны Ближнего Востока и другие. В Германии, США, люди, наоборот, максимально стремятся избегать близких дистанций или прикосновений. Дистанция при разговоре, которая допускается между чужими людьми, пока­зывает динамику коммуникации, которая проявляется в движени­ях. Если собеседник подходит слишком близко, мы автоматичес­ки делаем шаг назад. Так, латиноамериканец и европеец в при­вычной обстановке разговаривают на разном расстоянии. Но при общении друг с другом латиноамериканец будет стараться ока­заться на привычном для него расстоянии, тогда как это стремле­ние будет воспринято европейцем как вторжение в его личное пространство. Пространственный фактор в коммуникации может также слу­жить для выражения отношений господства — подчинения. Одна­ко в каждой культуре приняты разные сигналы, выражающие от­ношения во власти. Например, в Германии и США верхние этажи офисов обычно предназначены для руководящих сотрудников фирмы или отдела. При этом угловые офисы, с наиболее широ­ким обзором, занимаются, как правило, главными менеджерами или владельцами фирм. В России руководящие сотрудники стара­ются избегать верхних и вообще крайних этажей, предпочитая размещать свои офисы на средних этажах здания. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ: очень важной культурной кате­горией являются информационные потоки, которые вместе со все­ми рассмотренными выше факторами образуют единый комплекс причин, определяющих поведение человека в рамках своей куль­туры. Для процесса коммуникации важность информационных потоков определяется формами и скоростью распространения информации. Проблема заключается в том, что в одних культурах информация распространяется медленно, целенаправленно, по специально предназначенным каналам и поэтому носит ограни­ченный характер. В других культурах система распространения информации действует быстро и широко, вызывая соответствую­щие действия и реакции.Например, в североевропейских странах, и особенно в Герма­нии, которые относятся к монохронным культурам с низким кон­текстом, передаваемая информация является важнее, чем та, кото­рая уже находится в памяти. В культурах этих стран люди, образно говоря, отгораживаются от окружающего мира, поэтому там вне­шняя информация является важнее, чем та, которая уже имеется. Это тип культуры с низкой скоростью распространения информа­ции. В этих странах все должно иметь свою структуру и порядок. Все предельно точно определено правилами, а пространство для личностной инициативы незначительно. Люди вовлечены в поток информации, перегруженный мельчайшими деталями. Для того чтобы переработать такое

В то же время в культурах с высоким контекстом, к которым принадлежат Россия, Франция и другие страны южной Европы, все происходит с точностью до наоборот. Эти культуры являются полихронными и имеют высокую скорость распространения ин­формации. Люди этих культур имеют эффективную нефор­мальную информационную сеть и, как правило, не отгораживаются от внешнего окружения. Информация проходит беспрепятственно, особенно важной является та, которая хранится в памяти, а не передеатся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.005 с.)