Язык как явление культуры. Языковая картина мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык как явление культуры. Языковая картина мира.



Проблема взаимодействия языка и культуры в лингвистике второй половины ХХ века является одной из актуальных, так как исследователей интересует язык в связи с его носителем. Данный подход к изучению фактов языка получил название антропоцентрической (от греч. anthropos – человек) парадигмы.
Одним из первых учёных, обратившихся к проблеме взаимоотношения языка и культуры, был Вильгельм фон Гумбольдт, который связал воедино мышление, язык и культуру. Он высказал мнение, что характер связи языка и мышления глубок и противоречив. Эти понятия настолько тесно связаны, что не могут существовать раздельно. Однако при этом мышление как бы опережает язык, являющийся оковами для быстрой мысли. По его мнению, язык занимает промежуточное положение между человеком и объективным миром, он обуславливает отношение человека к предметам, так как его восприятие действительности зависит от языковых представлений. Таким образом, его понимание связи языка и мышления перекликается с вопросом взаимодействия языка и культуры.
Основные положения теории В. фон Гумбольдта сводятся к следующим: а) материальная и духовная культура воплощается в языке; б) всякая культура национальна, её характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма; в) внутренняя форма языка – это выражение «народного духа», его культуры.

Современные последователи Гумбольдта (представители так называемого неогумбольдтианства) утверждают, что язык обусловливает понимание человеком объективной реальности; язык формирует мировоззрение человека (Вайсгербер, нем. лингвист). Сходна с этой теорией гипотеза, сформулированная американскими учёными Э. Сепиром и Б. Уорфом (гипотеза лингвистической относительности). Сравнивая языки американских индейцев и европейцев, Б. Уорф высказал мнение, что люди, использующие резко отличную грамматику, вынуждаются своими грамматическими структурами к различным типам наблюдений и к различной оценке внешне тождественных предметов наблюдения, т. е. язык определяет видение мира и способ его восприятия.
В советском языкознании резко критически оценивались эти положения. Однако современная отечественная лингвистика, как и зарубежная, активно разрабатывает этот вопрос и постулирует такой тезис: каждый язык членит реальность по-своему и тем самым создаёт своеобразную «картину мира», иначе говоря, языковую картину мира.
«Языковая картина мира (ЯКМ) – исторически сложившаяся в сознании языкового коллектива и отраженная в языке система образов и представлений человека об окружающей его действительности, способ концептуализации (осмысления действительности), обозначение репрезентированной в языке действительности».
Язык выражает человеческое сознание, в котором объективный мир не отражается зеркально, а преломляется, превращаясь в форму особого мира. Именно этот отраженный в языке вторичный мир, интерпретируемый в соответствии с мировидением носителей языка, и представляет собой ЯКМ. «Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру (природе, животным, самому себе как элементу мира)»(Маслова В.А.) На формирование этнической ЯКМ оказывают влияние традиции, обычаи, суеверия и т. п.
Таким образом:

1) язык – часть культуры, которую мы наследуем от предков;

2) язык – основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру;

3) язык – важнейшее из всех явлений культурного порядка (науки, религии, литературы и т. п.).

6. Культурная картина мира. Менталитет культуры.

Своеобразие любой локальной или этнической картины мира получает свое завершение в культурной картине мира, которая выражается в том, что в каждой культуре люди воспринимают мир по-своему и поэтому создают неповторимые образы этого мира.

Культурная картина мира – это целостная система представлений об устройстве мира и месте человека в нем.

Мировоззренческие, мифологические, религиозные, философские, художественные, научные установки оказывают влияние на формирование уникальной культурной картины мира. Культурная картина мира формируется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предыдущих поколений. Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство, время, причина, движение, судьба, а ее ядром – менталитет. Культурная картина мира проявляется в различных отношениях человека к ценностям, явлениям культуры, личности, семье, проявлениям добра и зла.

Одним из основных факторов, формирующих культурную картину мира, выступают культурные ценности. Ценностные категории образуются в сознании человека в процессе когнитивной деятельности. Так, по мнению выдающегося культуролога П. С. Гуревича, "постигая действительность, человек определяет для себя существенное и несущественное, формируя ценностное отношение к миру. Таким образом, ценностные ориентиры возникают не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека, они представляют собой личностно окрашенное отношение к миру"

К числу культурных ценностей относят такие принципы сосуществования и взаимопонимания людей, как обычаи, нравы, стереотипы, нормы поведения, оценки и идеалы. На основе этих принципов создаются определенные правила поведения, регламентирующие жизнь человека в обществе. Как считает отечественный исследователь И. А. Стернпн, "в значительной мере ценности определяются идеологией, общественными институтами, верованиями и потребностями, причем совершение поступков, противоречащих ценностям, осуждается общественным мнением".

 

менталитет - это своеобразные установки сознания, неясные, невербализованные (т.е. невыраженные в словах понятия) его структуры. Менталитет включает в себя основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога как творца всего сущего; менталитет - эта манера мышления, его склад, его своеобразие. Это эмоциональные и ценностные ориентации, коллективная психология, образ мышления и человека, и коллектива; Менталитет - это совокупность идей и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединенных друг с другом логическими связями или же отношениями веры.

По итогам обзора Л.Н. Пушкарева можно выявить, очевидно, несколько направлений:

менталитет - это иррациональное подсознание человека;

менталитет - это вера;

менталитет - совокупность явлений духовной жизни человека, духовный мир;

менталитет - это мировидение;

менталитет - логическое мышление и т.д.

Как видим, под менталитетом в европейской традиции понимаются явления и свойства различной природы. Интегративным компонентом всех концепций менталитета является признание его сущности в психофизиологической и интеллектуальной природе человеческой индивидуальности, обусловленной культурой, образом жизни, способом существования социальных систем

В 20-х гг. ХХ века в изучение «картины мира» было внесено понятие «менталитет». Его разработкой занимались представители историко-психологического и культурно-антропологического направлений: Л. Леви-Брюль, Л. Февр, М. Блок. В первоначальном контексте «менталитет» означал наличие у представителей того или иного общества, трактуемого как национально-этническая или социально-культурная общность людей, некоего определенного «умственного инструментария», своего рода «психологической оснастки», которая дает возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя.

 

 

В настоящее время обнаруживаются две основных тенденции в понимании сущности менталитета: с одной стороны, менталитет включает в себя уклад жизни, особенности народных реалий, обрядов, стиль поведения, нравственные заветы народа, самоидентификацию человека в социальном мире. В узком смысле менталитет - это то, что позволяет единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными установившимися в обществе нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга.

Менталитет - склад ума, мироощущение, мировосприятие, духовная самобытность мирочувствования, миропереживания и мироотношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. Менталитет содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архетипы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте человека в нем, а также национальные образы культуры, бессознательные и поведенческие реакции, которые не могут быть осмыслены никак иначе, как только в слове национального языка. Менталитет отличается от общественных настроений, ценностных ориентаций и идеологии более устойчивым характером. Менталитет всегда есть некая целостность «мировидения», единство противоположных начал - природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного.

Менталитет - это некоторый набор символов, сформированных в рамках каждой исторической и культурной эпохи и национальности. Этот набор символов зафиксирован в сознании людей в ходе диалога с другими людьми. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в обыденной жизни пояснением, путем выражения знаний о мире и месте человека в нем.

Менталитет включает основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога как создателя всего. Это эмоциональные и ценные ориентации, коллективная психология, образ мышления и человека, и коллектива

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.01 с.)