Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невербальная коммуникация в межкультурном взаимодействии.
В широком смысле невербальная коммуникация считается «коммуникацией без слов», «поведение, предметы, другие атрибуты, не относящиеся к словам, которые передают информацию и имеют социальное значение», «сообщения, выражаемые нелингвистическими средствами». Невербальные средства включают комплексную систему сигналов, движений тела, таких как: поза, мимика лица, эмоции, жесты, вариативная интонация голоса, походка человека, одежда, прическа, макияж и многие другие. Таким образом, невербальное общение – это взаимодействие без использования слов, но при помощи жестов, интонации, мимики, пантомимики, иными словами без речевых и языковых средств, которые представленны в знаковой или прямой форме. Инструментом невербального взаимодействия является тело человека, обладающее таким диапазоном средств и способов передачи информации, который включает все формы самовыражения человека. Считается, что важнейшим условием эффективного общения является правильная интерпретация невербальных сигналов. Кроме этого во время диалога с людьми других культур значимым условием является постижение элементов невербальной коммуникации. Один и тот же жест может иметь многозначную интерпретацию или разночтение в невербальном поведении представителей других культур. Каждый народ или нация могут предоставить свой многообразный арсенал средств коммуникации. Таким образом, в процессе изучения языка и воспитания культурной компетенции задачей является овладение не только вербальными, но и невербальными средствами общения. Знание невербальных сигналов другой культуры помогает формировать коммуникативную компетенцию, которая включает в себя языковую, речевую и культурную компетенции. Овладение невербальными элементами коммуникации предполагает знание правил и владение комплексом невербальных навыков и умений, которые позволяют осуществлять коммуникацию в соответствии с нормами поведения данной культуры, соблюдение этикета невербального общения в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Многие ученые, изучая процессы невербального общения, выявили, что с помощью вербальных каналов люди передают менее 30 % информации своим собеседникам. Соответственно, основная информация читается с помощью невербальных сигналов. Эти средства подразумевают не только тембр голоса, мимику, позы, жесты, но и выбор одежды, элементы внешности и окружающей обстановки.
Невербальные средства можно разделить на несколько групп, например, эмоциональные средства выражения, сигналы диалога, расстояние при коммуникации и др. Эмоции напрямую отражают внутреннее состояние человека. Согласно известному исследователю Ч. Дарвину, человек выражает эмоции с самого рождения и эти эмоциональные выражения являются универсальными для разных культур. Например, такие эмоции как смех, улыбка, грусть, страх, удивление интерпретируются относительно одинаково по смыслу современными людьми и представителями доиндустриальных культур. К таким культурам можно отнести жителей Южной Америки или Южной Африки. Однако в отличие от выражений эмоций, невербальные сигналы варьируются от культуры к культуре и усваиваются одной или другой культурами путем научения. Многие невербальные знаки передаются с помощью рук и их движений. Например, знак-жест, означающий для собеседника присесть или встать, или отстраняющий жест, или жест просьбы или приказа и т.п. Выражение лица также дает множество невербальных сигналов. К примеру, удивленные или нахмуренные брови, поднятые или опущенные уголки губ, а также глаза собеседника выражают и дают множество сигналов. Люди с разных стран имеют свои представления о допустимых расстояниях при диалоге с собеседниками. Например, для немцев считается в норме вести разговор, соблюдая расстояние примерно 60 сантиметров друг от друга, в то время как для арабов это очень большое расстояние. Соответственно, если наблюдать за незнакомыми людьми, например, арабом и немцем, можно заметить, как араб постоянно сокращает расстояние и приближается к собеседнику, тогда как немец, наоборот, старается непроизвольно увеличить расстояние. Скорее всего, немец охарактеризует араба как излишне настойчивого человека, в свою очередь араб может остаться при ошибочном мнении о своем собеседнике, как о высокомерном и надменном человеке. В итоге, оба собеседника будут неверны в своих умозаключениях друг о друге только лишь потому, что они невольно нарушили приемлемую дистанцию при общении.
Восприятие пространства также имеет свои особенности в разных культурах. К примеру, в Америке люди адаптированы работать в просторных помещениях с открытыми дверьми, или вообще без них. Они считают, что открытое пространство предполагает некую долю открытости и честности. Много небоскребов спроектированы и построены из стекла, которые могут быть просмотрены насквозь и все постоянно на виду: от самого директора до рядового сотрудника. Однако, для немцев же такого рода открытое рабочее пространство вызовет удивление. У них совершенно иные принципы в организации рабочего пространства. Каждая отдельная площадь должны быть снабжена надежной, а то и двойной дверью. Более того, распахнутая дверь говорит о крайней степени беспорядка. Взгляд во время общения имеет разное прочтение у людей из разных культур. Специалисты этнопсихологии условно поделили народы на контактные и неконтактные. При разговоре с представителями контактных культур огромное значение придается взгляду, а также относительно близкому расстоянию между собеседниками. К контактным культурам можно отнести арабов, латиноамериканцев или, народы с южной Европы. К другой, неконтактной группе, можно отнести индийцев, пакистанцев, японцев, североевропейцев. В качестве примера возьмем шведов, которые при взаимодействии смотрят друг на друга гораздо чаще, чем англичане. Японцы предпочитают избегать прямого контакта взглядов при коммуникации, поскольку, по их мнению, это считается невежливым. У людей других культур, к примеру, у арабов, все в точности наоборот, считается правилом хорошего тона иметь контакт глазами с собеседником. Взрослые учат своих детей, что некрасиво и невежливо избегать взгляда при беседе с другими людьми. Следовательно, можно резюмировать, что человек, редко смотрящий на собеседника, кажется неискренним и холодным для представителей контактных культур, а для людей неконтактных культур человек контактной культуры будет казаться бестактным или навязчивым, и может быть даже нахальным. Однако, большинство людей имеют неписаный закон, который подразумевает запрет в упор разглядывать другого человека, особенно незнакомого. В заключение можно сказать, что вопросы невербальной коммуникации весьма актуальны для развития конструктивного взаимодействия людей разных культур, особенно в настоящее время, когда происходят глобальные интегративные процессы на всех уровнях взаимодействия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.006 с.) |