Развитие творческих способностей младших школьников в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности



Курсовая работа

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности

Карловой Ольги Владимировны

студентки 231 группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

 

Руководитель

Шерина Наталья Валерьевна

 

Санкт-Петербург

2021

Оглавление

 

Введение. ……...3

Словарь основных понятий……………………………………………………6

1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у младших школьников на продуктивных видах деятельности. 7

2. Возрастные особенности творческого развития младших школьников в продуктивной деятельности, диагностика творческих способностей младших школьников 11

3. Приемы, средства и методы организации педагогического процесса на основе программ и умк по технологии. 17

4. Методические рекомендации к созданию условий для развития творческих способностей младших школьников в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности. 22

Заключение. 26

Список литературы.. 28

П риложения. 30

Приложение 1 «Тематическая композиция «мудрая сова»

Приложение 2 «Роспись заготовки из папье-маше, «Матрешка»

Приложение 3 «И зделие в технике бисероплетения»

Приложение 4 «И зделие «м ягкая игрушка «С емейство»

Приложение 5 «Технологическая карта занятия общекультурного направления»

 

 

2

Введение

 

Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире детям преподносится огромное количество «готовой» информации, им почти не нужно прилагать усилия, чтобы получить ее. Если раньше, при отсутствии большого количества разнообразных игрушек, мультфильмов и т.д. ребенку приходилось проявлять свою фантазию, применять свои творческие способности, чтобы с интересом проводить время, то сейчас этого практически не требуется. Такая доступность получения новых знаний и удовольствий приводит к тому, что уровень проявления творческих способностей детей снижается. Примером может служить кружок рукоделия: если 5-7 лет назад дети 6-11 лет довольно быстро выбирали текстильные материалы для рукоделия и за час выполняли небольшую поделку (например, шили подушечку для иголок), то теперь на выбор материала и выполнение работы у учеников уходит полтора, а иногда и два часа, постоянно возникают трудности в процессе работы над изготовлением изделия. Также, при поступлении в школу у ребенка появляются новые обязанности, «основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе» [17]. Эта деятельность отодвигает на второй план детские игры и фантазии.

Кроме того, «сегодня, когда осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося, эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческой свободы каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности» [20, с. 4]. Это связано с реализацией   

                                                                                                                3

федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий, кроме всего прочего рост творческого потенциала учащихся.

Развивать креативность младших школьников необходимо на каждом уроке. Наиболее эффективно это можно делать на уроках изобразительного искусства и технологии. Одна из сфер развития творчества – это декоративно-прикладное искусство. В данной работе мы рассмотрим развитие творческих способностей в процессе создания игрушки, который также можно отнести к декоративно-прикладному искусству. «Декоративно-прикладное искусство обогащает творческое стремление учащихся преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В процессе создания мягкой игрушки у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни, в полной мере развиваются творческие способности. Изготовление мягкой игрушки - интересный и полезный вид рукоделия, который приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в повседневном красоту и гармонию, позволяет проявить свою фантазию, вкус, мастерство» [5, с. 4].

Развивать творческие способности младших школьников важно еще и в соответствии с возрастными особенностями этого периода: «творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается [в младшем школьном возрасте]» [17].

Целью работы является изучение развития творческих способностей учащихся в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности.

                                                                                                                4

Задачи:

1. Раскрыть понятийный аппарат исследуемой проблемы: понятие детского творчества, и его значение в образовательном процессе.

2. Изучить возрастные особенности творчества младших школьников на продуктивных видах деятельности, а также различные диагностики творческих способностей младших школьников.

3. Познакомиться с приемами, средствами и методами организации педагогического процесса на основе программ и УМК по продуктивным видам деятельности.

4. Изучить и систематизировать методические рекомендации к созданию условий для развития творческих способностей младших школьников в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности.

 

 

                                                                                                              5

Словарь основных понятий

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий

его элементы друг другу и всему замыслу художника. [11; 23]

Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. [11; 48]

 

                                                                                                                6

Заключение

 

 

Для реализации цели курсовой работы были раскрыты 4 задачи. В первом разделе работы был раскрыт понятийный аппарат исследуемой проблемы: определено понятие детского творчества, и его значение в образовательном процессе. В современном мире проблема детского творчества является актуальной, ведь социально-экономические преобразования в нашем обществе диктуют задачу формирования творческого потенциала детей, так необходимого для полноценного развития личности. Наиболее подходящими предметами, на уроках которых эффективнее развивается творческое мышление учащихся, раскрывается их потенциал, это те предметы, которые большей частью ориентированы, на творчество. Одним из таких предметов является технология. Основной задачей уроков технологии является развитие творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

Во втором разделе работы были изучены возрастные особенности творческого развития младших школьников в продуктивной деятельности, а также диагностика творческих способностей младших школьников. В младшем школьном возрасте впервые можно говорить о полноценном творческом мышлении, которое обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков. Для того, чтобы выявить уровень развития творческих способностей ребенка существуют различные диагностики, например, тест П. Торренса на творческое мышление.

В третьем разделе мы познакомились с приемами, средствами и методами организации педагогического процесса на основе программ и УМК по технологии. Для развития творческих способностей учащихся необходимо применение современных методов и технологий. Развитие творческого мышления, творческих способностей ребёнка возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. В современной школе необходимо использовать такие методы и приёмы обучения, при которых ученик не просто пассивно получает готовые знания, а учится самостоятельно их добывать и применять. Рекомендуется использовать на уроках технологии активные и интерактивные методы обучения. Эффективность использования таких приемов и методов повышается при использовании технических средств обучения и применении ИКТ-технологий.

В заключительном, четвертом, разделе курсовой работы были изучены и систематизированы методические рекомендации к созданию условий для развития творческих способностей младших школьников в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности. Учителю необходимо развивать воображение ребенка, учитывать особенности мышления младшего школьника при подаче нового материала, учить детей использованию различных мнемических приемов, а также способствовать формированию разнообразных интересов учащихся. Кроме того, важно применять различные методы активизации творческого мышления младших школьников, такие, как мозговой штурм или метод фокальных объектов.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что применение различных современных активных методик на уроках технологии способствует развитию творческого потенциала младших школьников. Создание игрушки на уроках технологии – одна из самых благоприятных областей для применения этих методик и технологий. Для достижения результата необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста, а кроме того, учитывать индивидуальные особенности учеников.

В дальнейшем работа планируется в школе в 1-4 классах на уроках технологии.


 

Список литературы

 

 

1. Артюхова, М.А. Методы и приёмы обучения [Электронный ресурс] / 2018. Режим доступа: https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=34327 (Дата обращения: 26.01.2020)

2. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Н. В. Бордовской, Н. В. Бродская, И. М. Дандарова и др. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. С. 432 с.

3. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Педагогическое образование / Н.М. Конышева // С.: Ассоциация XXI век. – 2006. – С.296.


Приложения

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Класс

 

 

2

Приложение 3

 

Приложение 4

 

Приложение 5

 

Класс: 2

По программе: «Волшебный мир оригами». Автор: Бондарь И.В.

Тема занятия: Собака – друг человека.

Цель занятия Создание оригами-фигурки Щенок
Задачи занятия Обеспечение получение учащимися знаний об истории происхождения домашней собаки. Продолжение формирования навыков, необходимых для работы в технике “оригами”. Закрепление умения анализировать образец работы. Развитие аккуратности при продуктивной деятельности; развитие умения следовать алгоритму. Воспитывать адекватную самооценку и умение объективно оценить одноклассников. Развивать умение договариваться и учитывать мнение окружающих.
Оборудование Для учеников: Для учителя: Зрительный ряд: Музыкальный ряд:   Лист цветной бумаги А4, простой карандаш, ножницы, клей Презентация (проектор + интерактивная доска), образец работы, раздаточный материал Фрагмент мультфильма “Бобик в гостях у Барбоса” В. А. Моцарт – «Музыка Ангелов»
Планируемые результаты Личностные: - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; - проявлять внимание; - сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; - проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику деятельности. Познавательные: - выявлять особенности разных объектов; - сравнивать различные объекты. Коммуникативные: - умение отвечать на поставленные вопросы, вступать в диалог с учителем, со сверстниками - умение выражать свои мысли Регулятивные: - удерживать цель деятельности до получения результата; - корректировать деятельность.
Список источников 1) https://www.youtube.com/watch?v=KlE6WH16tGc 2) https://www.pngwing.com/ru/free-png-cjhsw 3) https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-vneurochnogo-zanyatiya-po-teme-simvol-godasobachkaorigami-2462201.html 4) https://dettext.com/fizminutki/malenkij-shhenok/

 

Этап занятия с указанием продолжительности Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Здравствуйте, дети! Меня зовут Анна Андреевна. Мы начинаем!    
Подготовка к активной Познават-й Деятел-и (1 мин). Сейчас мы с вами посмотрим короткое видео. Смотрите внимательно! После просмотра вам нужно будет сказать, что перепутано в этом видео? Просмотр видеофрагмента (50 сек)
Постановка учебной задачи (15 мин).   Психологическая пауза (0.5 мин)   Ребята, что скажете?   Точно! А вам не кажется, что в песенке, которую мы услышали, тоже что-то перепуталось? Какая-то известная фраза может быть? Правильно! Это и есть тема нашего занятия. Давайте вместе прочитаем ее хором! Слайд№2 ТЕМА: Собака - друг человека. Мне стало известно, что на одном из предыдущих занятий вы уже говорили о породах собак. Давайте вспомним, что вы уже знаете. Для этого разгадаем несколько ребусов. Слайд №3 - №6 Вы большие молодцы! Ребята, а вы верите, что у всех этих пород собак один единственный предок. Кто знает, кто предок собаки? Верно! Слайд №7 А вы знаете, кто предок волка? По предположениям ученых, волк произошел от животного, которое называется томарктус. Слайд №8 Давайте хором прочитаем это сложное слово. Томарктус жил на нашей планете 20 миллионов лет назад. Вот сколько вам лет? А это 20 миллионов! Вы можете представить, как это было давно! Давайте посмотрим, чем томарктус отличается от волка? Слайд №9   Я совершенно с вами согласна. Но мы можем видеть и сходства, такие, как строение лап и ушей, например. А наличие такого большого количества отличий обусловлено тем, что томарктус является предком не только волков, но и некоторых других животных. А для того, чтобы узнать, каких, мы с вами выполним задание. Слайд № 10 Нам нужно поделиться на пары. Для этого каждый из вас сейчас вытянет листочек из веера у меня в руках. на нем написано имя человека. Он и будет сегодня вашей парой. Сейчас я раздам вам пазл. Вам нужно будет сложить силуэт животного и, когда я буду показывать разных животных на слайде, крикнуть “Гав!” тогда, когда увидите то, чей силуэт вам удалось собрать. Не забудьте вспомнить и произнести название животного. На это задание я даю вам две минуты. Начали! Сделайте ушки, как у собаки, если вы закончили. Отлично! Давайте проверять. Слайд №11 - №15   Вы большие молодцы, отлично справились! Слайд № 16 А теперь давайте вернемся к волку. Как вы помните, именно он является предком современной домашней собаки. Давайте проследим, как именно произошло одомашнивание волка. Для этого мы выполним задание в группе (деление с помощью цветных жетончиков, если позволяет количество детей. Если детей мало, работаем фронтально, одной большой группой). Я выдаю вам листочки. На них текст, в котором пропущены слова. Также вы получите и карточки со словами. Вам нужно будет разместить их на правильное место в тексте. Это достаточно сложное задание, поэтому я предлагаю вам распределить обязанности. Например, кто-то один размещает карточки, два человека по предложению читают текст, а остальные думают и подсказывают. Помните о правилах работы в группе. Каждый член вашей команды имеет право высказать свое мнение. Не обижайте друг друга. Та команда. которая закончит работу, ставит собачьи ушки. Поехали! Ну что ж, я вижу, все команды справились, а значит самое время проверить ответы. Исправьте, пожалуйста, свои ошибки, если они есть. Слайд№ 17 Я вами горжусь! Вы справились с таким сложным заданием! Мне кажется, пришло время немного отдохнуть. Слайд № 18 Давайте закроем глаза и представим себе, как менялась собака. Сначала лесам бегал, охотясь, томарктус. Затем, через много лет, томарктус постепенно превращался в волка, который бродит по снежным лесам со своей стаей. Пройдет еще много лет перед тем, как волк придет в теплую пещеру, где живут люди, где трещит костер… А теперь представьте себе маленького щенка, спящего у вас на руках. Представьте, какой длинный путь прошла собака, чтобы быть сегодня рядом с нами. Открывайте глаза. Я вижу, вы вдохновлены! А значит, самое время рассмотреть образец изделия, которое нам нужно сегодня создать. В мультфильме перепутались местами собака и хозяин. Только собаки ходят на поводке и бросаются на кошек.   Да, не “человек собаке друг”, а “собака друг человека”. Читают хором. Ответы: такса, бульдог, овчарка, пудель     Волк (затрудняются)     Читают 8-9 лет У него более длинная голова, туловище, хвост/он меньше/у него усы, как у кошки Собирают пазл Проверяют по предложенному алгоритму. Ответы: шакал, койот, лиса, дикая собака динго, фенек     Выполняют задание в группах Проверяют ответы.    
Творческая практическая работа (16 мин).     Физкультминутка (1 мин) АНАЛИЗ образца изделия: Как вы думаете, кто это? В какой технике выполнена эта работа? Из скольких деталей состоит фигурка? Назовите их. Скажите, пожалуйста, используются ли еще какие-нибудь дополнительные детали? Как вы думаете, какой материал и какие инструменты нам нужно использовать для создания фигурки? Молодцы! Раз вы такие внимательные, вам будет совсем не сложно определить цель нашей с вами работы. Посмотрите еще раз на образец и предположите, что мы с вами сегодня будем делать? ЦЕЛЬ практической работы: Создание фигурки-оригами Щенок Слайд №19 Критерии работы: Слайд №20 1)Аккуратность 2)Следование алгоритму 3)Завершенность План работы: Слайд №21 1) Сделать лапы 2) Сделать хвост 3) Сделать голову собаки 4) Склеить детали фигурки 5) Расположить нос, глаза, язык на голове собачки Правила рабочего человека: Слайд №22 1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. 2. Передавать ножницы только кольцами вперёд с сомкнутыми концами. 3. После работы клей плотно закройте, уберите. 4. Соблюдайте порядок на рабочем месте Ход работы (совместно с детьми ): 1) Сейчас я раздам вам квадраты. Положите их перед собой. Сделаем туловище и лапки собачки. Согните квадрат по линии сгиба, чтобы получился треугольник. Расположите его линией сгиба от себя так, чтобы она была слева. Приложите два пальца к нижней кромке треугольника и поставьте карандашную отметку. Теперь сгибаем треугольник, совмещая кромку листа с карандашной отметкой. Положите изделие так, чтобы согнутая кромка оказалась по левую руку и отогните только верхнюю часть листа. Поставьте указательный палец в левый верхний угол, где заканчивается линия сгиба. Накройте палец уголком. Теперь уберите палец и согните, совместив линию сгиба уголка и линию сгиба посередине согнутой кромки. На это место мы потом приклеим голову собачки. (3 мин) 2) Сейчас мы будем делать нашей собачке хвост. Это очень сложно, поэтому я вам помогу. Для начала найдите правый нижний угол треугольника. Покажите. Подтянем этот угол к нижней кромке треугольника. У нас получится маленький треугольник шириной примерно три пальца. Проверьте себя. Разогните. Теперь правый нижний угол притяните к нижней кромке листа так, чтобы он не выходил за линию сгиба, которую мы только что сделали. Если у вас получилось, сделайте руками ушки, как у собаки, я подойду к вам и помогу сделать хвостик. Отложите получившуюся заготовку. Перед тем как приступить к созданию головы собачки, давайте немножко отдохнем. (2 мин) Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова, Три – налево поворот» – И помчался до ворот, А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел. 3) Продолжим! Сейчас вы получите еще один квадрат – для создания головы собачки. Сложите его пополам. Положите треугольник перед собой, линией сгиба от себя. Отогните маленький краешек верхнего слоя бумаги. Он должен быть по размеру как ноготок на вашем большом пальце. Проверьте себя. Точно также нужно загнуть уголок с обратной стороны. На этот раз вам будет проще – у вас уже есть линия сгиба, с которой вы совместите новую. Снова возьмемся за верхний слой. Приложите к уголку два пальца и поставьте карандашную засечку. Подтяните кромку верхнего слоя к своей засечке. Прогладьте линию сгиба. Это мордочка нашей собачки. Теперь нам осталось сделать собачке уши. Находим правый верхний угол и загибаем его к середине. Помните, что проверить себя мы можем ноготком большого пальца. Сгибаем также левый верхний угол. Возвращаемся к правому верхнему углу. Найдите линию, которая получилась у нас при складывании углов внутрь. Теперь нам нужно так согнуть правую часть заготовки, чтобы боковая кромка треугольника проходила ровно посередине этой линии. Проделываем тоже самое с левой стороной. Посмотрите, у нас получилась голова собачки. (5 мин) 4) Приготовьте, пожалуйста, клей и подкладные листы. Сейчас нам нужно собрать нашу собачку. Переверните заготовку головы и прощупыванием найдите место, где начинается лицевой слой бумаги. Поставьте там засечку карандашом. Теперь возьмите в руки заготовку туловища и найдите левый верхний угол. Этот угол при приклеивании должен совпадать с вашей засечкой. Нанесите клей на отогнутую поверхность и склейте заготовки. (1 мин) 5) Как вы думаете, чего не хватает? Правильно, нужны глазки и нос. Сейчас я раздам вам заготовки. Вам нужно будет вырезать их. Возьмите заготовку языка. Найдите нижнюю часть головы. Язык нужно разместить там, где открывается пасть собаки, т. е. расходятся два слоя бумаги. Приклеиваем. Теперь возьмем заготовку носа. Ее нужно приклеить прямо над языком, на поверхность отогнутого верхнего слоя бумаги. Теперь самое последнее и самое сложное – но я уверена, вы все справитесь. Найдите верхнюю линию части изделия, на которую вы приклеили нос. Вы видите два уголка – правый и левый. Вам нужно разместить глаза над этими углами так, чтобы расстояние между серединой зрачка и углом было таким, как ваш мизинец, а между глазами – как ваш большой палец. Посмотрите, какие чудесные собачки у вас получились! Давайте каждый придумает кличку своей собаке. (2 мин) Контролирует работу класса и каждого ученика в отдельности. Помогает преодолеть возникшие трудности.   Собака/щенок Оригами Из двух. Голова и туловище. Да. Глаза, нос, язык.   Бумага, клей, ножницы.     Создать щенка из оригами.   Выполняют действия Озвучивают клички собак.
Подведение итогов. Рефлексия. (4 мин) Выставка работ: Дети, а сейчас мы с вами устроим настоящую выставку собак. Принесите сюда своих собачек, давайте поставим их на подиум. А вы знаете, что на выставках медалями награждают только самых лучших собак? У нас есть три медали: золотая, серебряная и бронзовая - 1, 2 и 3 места соответственно. Сейчас нам нужно вспомнить критерии нашей работы и выбрать собачек, которые им соответствуют. Они получат призовые места и медальки. Слайд №23 Происходит общее оценивание работ через обсуждение по критериям на слайде (2 минуты) Фронтальный опрос (2 минуты): Давайте вспомним цель. Кто может ее назвать?Слайд №24 Сейчас я раздам вам жетончики. Возьмите круг, если ты считаешь, что достиг цели занятия, квадрат – если думаешь, что ты хорошо потрудился, но достиг цели только частично и треугольник, если считаешь, что вовсе не достиг цели. А теперь давайте проверим, каким было ваше настроение на занятии. Громко скажи: «Гав!» если: - тебе было интересно - ты узнал что-то новое на занятии - тебе было приятно работать в группе - тебе нравиться собачка, которую ты сделал - у тебя сейчас хорошее настроение Какие у меня собрались дружные, умелые дети, которые к тому же запросто умеют веселиться! Я тоже сегодня скажу вам громко «Гав!» потому, что мне очень понравилось с вами работать и у меня просто чудесное настроение, потому что мне очень нравятся ваши работы.Но, к сожалению, наше занятие подходит к концу, поэтому давайте попрощаемся. Похлопайте друг другу, потому что вы молодцы! Спасибо за вашу работу! До свидания! Приносят работы на демонстрационную парту.   Да.   Оценивают работы по критериям.     Создание оригами-поделки Щенок первой собаки. Поднимают жетончики.     Д: отвечают на вопросы.

 

Схема оригами «Щенка»

 

   

 

                                                                        

 

 

                                                                                                              11

Курсовая работа

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности

Карловой Ольги Владимировны

студентки 231 группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

 

Руководитель

Шерина Наталья Валерьевна

 

Санкт-Петербург

2021

Оглавление

 

Введение. ……...3

Словарь основных понятий……………………………………………………6

1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у младших школьников на продуктивных видах деятельности. 7

2. Возрастные особенности творческого развития младших школьников в продуктивной деятельности, диагностика творческих способностей младших школьников 11

3. Приемы, средства и методы организации педагогического процесса на основе программ и умк по технологии. 17

4. Методические рекомендации к созданию условий для развития творческих способностей младших школьников в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности. 22

Заключение. 26

Список литературы.. 28

П риложения. 30

Приложение 1 «Тематическая композиция «мудрая сова»

Приложение 2 «Роспись заготовки из папье-маше, «Матрешка»

Приложение 3 «И зделие в технике бисероплетения»

Приложение 4 «И зделие «м ягкая игрушка «С емейство»

Приложение 5 «Технологическая карта занятия общекультурного направления»

 

 

2

Введение

 

Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире детям преподносится огромное количество «готовой» информации, им почти не нужно прилагать усилия, чтобы получить ее. Если раньше, при отсутствии большого количества разнообразных игрушек, мультфильмов и т.д. ребенку приходилось проявлять свою фантазию, применять свои творческие способности, чтобы с интересом проводить время, то сейчас этого практически не требуется. Такая доступность получения новых знаний и удовольствий приводит к тому, что уровень проявления творческих способностей детей снижается. Примером может служить кружок рукоделия: если 5-7 лет назад дети 6-11 лет довольно быстро выбирали текстильные материалы для рукоделия и за час выполняли небольшую поделку (например, шили подушечку для иголок), то теперь на выбор материала и выполнение работы у учеников уходит полтора, а иногда и два часа, постоянно возникают трудности в процессе работы над изготовлением изделия. Также, при поступлении в школу у ребенка появляются новые обязанности, «основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе» [17]. Эта деятельность отодвигает на второй план детские игры и фантазии.

Кроме того, «сегодня, когда осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося, эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческой свободы каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности» [20, с. 4]. Это связано с реализацией   

                                                                                                                3

федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий, кроме всего прочего рост творческого потенциала учащихся.

Развивать креативность младших школьников необходимо на каждом уроке. Наиболее эффективно это можно делать на уроках изобразительного искусства и технологии. Одна из сфер развития творчества – это декоративно-прикладное искусство. В данной работе мы рассмотрим развитие творческих способностей в процессе создания игрушки, который также можно отнести к декоративно-прикладному искусству. «Декоративно-прикладное искусство обогащает творческое стремление учащихся преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В процессе создания мягкой игрушки у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни, в полной мере развиваются творческие способности. Изготовление мягкой игрушки - интересный и полезный вид рукоделия, который приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в повседневном красоту и гармонию, позволяет проявить свою фантазию, вкус, мастерство» [5, с. 4].

Развивать творческие способности младших школьников важно еще и в соответствии с возрастными особенностями этого периода: «творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается [в младшем школьном возрасте]» [17].

Целью работы является изучение развития творческих способностей учащихся в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности.

                                                                                                                4

Задачи:

1. Раскрыть понятийный аппарат исследуемой проблемы: понятие детского творчества, и его значение в образовательном процессе.

2. Изучить возрастные особенности творчества младших школьников на продуктивных видах деятельности, а также различные диагностики творческих способностей младших школьников.

3. Познакомиться с приемами, средствами и методами организации педагогического процесса на основе программ и УМК по продуктивным видам деятельности.

4. Изучить и систематизировать методические рекомендации к созданию условий для развития творческих способностей младших школьников в процессе создания игрушки на продуктивных видах деятельности.

 

 

                                                                                                              5

Словарь основных понятий

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий

его элементы друг другу и всему замыслу художника. [11; 23]

Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. [11; 48]

 

                                                                                                                6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.073 с.)