Тема: « словесно-логическое мышление». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: « словесно-логическое мышление».



ТЕМА: «СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ».

 

                             ХОД ЗАНЯТИЯ:

Введение. Рассмотрение понятия мышление. Виды мышления.-5 мин.

Развитие словесно - логического мышления. Игры.-10 мин.

Развитие внимания. Обобщение. Выполнение логических заданий.-10 мин.

Развитие речи. Обогащение словарного запаса.-15 мин.

Развитие воображения и фантазии.-10мин.

Игры и упражнения на развитие скорости и точности реакции, координацию движений.-10 мин.

Игры в ассоциации.-10мин.

Логические загадки.-15 мин.

Упражнение № 1.

  Цель: развитие словесно-логического мышления

 Ход: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картину для мамы к 8 Марта.

Щетка___________. Иголка______________. Лопата_______________.

Лейка___________. Грабли______________. Нож_________________.

Лифт__________. Холодильник________. Гвоздь________________.

Миксер_________. Ракетка_____________. Тачка_________________.

Банка___________. Мясорубка___________. Весло_________________.

Упражнение № 2.

Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыпленок, лимон, василёк.

               Огурец, морковь, трава.

                  Халат врача, помидор, снег.

Форма: телевизор, книга, колесо.

                    Косынка, арбуз, палатка

Величина: бегемот, муравей, слон.

                      Дом, карандаш, ложка

Материал: банка, кастрюля, рюмка.

                   Альбом, тетрадь, ручка

Вкус: конфета, картошка, варенье.

                Торт, селедка, мороженое

Вес: вата, гиря, штанга.

                Мясорубка, перышко, гантеля.

 

Упражнение № 3.

  К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

 Пример: стрелка — часы,  колесо —? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина»,  потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-... (------------)

паровоз-вагон, конь-...(---------------)

бежать-стоять, кричать-...(----------------)

песня-певец, самолет-...(--------------------)

карандаш-рисунок, буквы-...(слова, ---------------------)

птица-воздух, рыба-...(---------------)

машина-дорога, воздух-...(--------------------)

корова-теленок, лошадь-...(-------------------)

яйцо-скорлупа, картофель-...(---------------------)

ложка-каша, вилка-...(--------------------).

Упражнение №4 «Подбери слово»

 Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор

Коньки - зима, лодка-...(--------------------)

собака-шерсть, щука-...(-------------------------)

ухо - слышать, зубы-...(-------------------------)

чай-сахар, суп-(-----------------------)

дерево-сук, рука-...(________________)

дождь-зонтик, мороз-...(_---------------)

пчела-мед, корова-...(------------------------)

школа-обучение, больница-...(--------------------)

нож-сталь, стол-...(----------------------------)

хлеб-пекарь, дом-...(---------------------------)

пальто-пуговица, ботинок-...(---------------------------)

нога-сапог, рука-...(-------------------------)

вода-жажда, пища-...(-------------------------)

электричество -провода, пар-(---------------------)

лимон - кислый, сахар-...(-------------------)

камень - тяжелый, перышко-...(----------------------)

машина-дорога, корабль-... (-----------------------)

птица-клюв, слон-...(------------------------)

Упражнение №5 «Назови одним словом»

Цель: развитие операции обобщения, классификации, развитие внимания.

  Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

Кисель — кефир — сок — чай (напитки)

 Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка (бытовая техника)

 Муравейник — нора — логово — берлога

 Самолёт - корабль — лодка — мотоцикл

 Глина — шерсть — дерево — пластмасса

 Двойка — тройка — пятёрка — единица

 Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха

 Салат — каша — борщ — запеканка

 Топор — лопата — пила — отвёртка

 Серьги — браслет — цепочка — кулон

 Храбрость — доброта — трудолюбие — честность

 Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло

 Клюв — перья — крылья — коготки

 Есть — спать — учиться — гулять

Упражнение № 6.

Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать обобщающее понятие.

Стол, стул, диван (мебель)

 Творог, сыр, масло (молочные продукты)

 Врач, повар, лётчик(профессии)

 Сок, кефир, компот(-------------------)

 Шишка, жёлудь, орех(___________________)

 Корабль, лодка, яхта(_______________________)

 Паровоз, электричка, трамвай(____________________)

 Книга, альбом, блокнот(_________________________)

 Торшер, бра, настольная лампа(_______________________)

 Сосиски, колбаса, котлета(________________________________)

 Земляника, клюква, малина (___________________________)

 Сыроежка, лисичка, подберёзовик (____________________________)

 Сосна, берёза, липа (________________________________)

 Жасмин, шиповник, сирень(____________________________)

Дождь, ветер, иней(_________________________________)

Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Упражнение №8.

Цель: развитие воображения, мышления.

Задание: рассказать, во что превратится

Стул без спинки______________

Чашки без ручки ______________

Мороженое без холодильника ____

Всадник без лошади ____________

Дерево без веток ______________

Стол без ножек________________

Диван без спинки _____________

Самолёт без крыльев___________

Книга без страниц _____________

Подушка без перьев ___________

Спички без серы ______________

Снеговик без холода___________

Телевизор без электричества____

Карандаш без грифеля _________

Кофта без рукавов_____________

Кепка без козырька ___________

Окно без стекол_______________

Сад без деревьев ______________

Упражнение № 11.

 Цель: развитие мышления, внимания.

 Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима. Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Помнить Храбрость

Знаменитый Мелкий

Подниматься Молчать

Встречать Открывать

Ругаться Широкий

Мягкий Легко

Темно Грязно

Толстый Гладкий

Полный (стакан) Добрый

Искать Ругать

Старый (диван) Шершавый

Грубый (разговор) Весёлый

Быстро Длинный

Молодой

Упражнение № 12.

 Цель: развитие операции анализа, синтеза, внимания, речи.

 Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений

У Кати кукол больше, чем игрушек

Трехэтажный дом ниже одноэтажного

Ручеёк шире реки

Самолёт движется медленнее машины

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

Черепаха ползает быстрее змеи

Тигр слабее кошки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

У зайца ушей больше, чем у медведя

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки

Упражнение №13.

Цель: развитие операции анализа, синтеза. Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________.

Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________

Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________.

Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________.

 Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит ___________.

Что здесь лишнее? Почему?

таракан, муха, муравей,

 оса, жук, комар, самолет;

тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка

;лиса, заяц, медведь, пчела;

машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

Игра «Ассоциация»

Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.

Щенок играет в мячик.

Щенок прыгает как мячик.

Щенка надо кормить, а мячик — нет.

Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.

У щенка глаза круглые, как мячик.

Дети любят играть со щенком и мячиком.

Рыбка — червячок

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

◈ Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка — малинку,

Воробушек — рябинку,

Рыбка — червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

◈ Вы  называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр,  кошка — молочко и т. д.

◈ Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

◈ Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? и пр.

◈ Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.

Раз, два, три лишний уходи

Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез)

Необходимый инвентарь: картинки.

◈ Как играем:  покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл — самолет; трамвай, автобус, электричка — КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина — такси и т. п.  Какая картинка из четырех лишняя? Почему?

◈ Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.

Небылицы

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

◈ Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.

◈ Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

◈ Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

◈ Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

◈ Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

◈ Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

◈ Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

◈ В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

Сладкоежки

Игра помогает формировать зрительный контроль; развивает восприятие величины

Необходимый инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок.

◈ Как играем: покажите ребенку несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница? Почему он так решил?

◈ Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи следы?

Загадочные умники

Игра учит делать выводы, доказывать их правильность

◈ Как играем: вы знаете, что умение отгадывать загадки, формирует логическое мышление? Итак, загадываем:

Лижет дочку языком, будет телочка здорова.

Кормит также молочком, кто же мама? (корова)

◈ Когда ребенок ответит, спросите его, как он определил, что же это корова? Вот тут и начинается самое интересное! Если ребенок ответит, что корова кормит молоком теленка, скажите, что многие животные кормят молоком детей. А главная подсказка — это теленок! Только у коровы теленок. Далее:

В клетке пестрая головка,

Чистит перышки так ловко.

Что за птичка, угадай,

В клетке верно... (попугай)

◈ В клетке обычно держат попугая, у него пестрая голова ит. д.

◈ Поощряйте ребенка, меняйтесь ролями: ребенок загадывает — вы отгадываете.

◈ Закрепляем: загадывать загадки можно по 5-10 минут каждый день. А может, ребенок придумает свою загадку?

◈ А если завести книжку и туда зарисовывать свои загадки? Назвать ее «Загадай-ка».

➣ Внимание: при загадывании загадки нужно обращать внимание на отличительную черту предмета, явления: если это дождь, то он идет с неба, из тучи, ведь дождик можно устроить и из лейки. Например, придумываем: «Водичка льется с неба, как из лейки» (аналогия) и т. д.

Ребятушки-загадушки

Игра учит определять предмет по его характерным признакам

Необходимый инвентарь: игрушки.

◈ Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями — это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.

◈ Закрепляем: играть можно на улице, в дороге.

◈ Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т. д.

◈ Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа — ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные.

Игра "Кем (чем) был раньше?"

Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?".

Варианты слов: цыпленок  (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (ко­жей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гу­сеницей), собака (щенком).

Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие у детей сообразительности.

Педагог или ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по значению слово.

Примерные пары слов:  веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пу­стой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трус­ливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий.

 

Упражнения на нахождение существенных признаков предметов

 Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия, зрители)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

 Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.

 “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

ШМЕЛЬ –

МУХА –

РОСА –

 “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН

 “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –
ОСОКЛ

Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

ЗМЕЯ

РАМА


 “Занимательная лесенка”

Подведение итогов занятия.

Игры на развитие мышления отлично подходят для проведения досуга, не требуют много времени и не дают заскучать.

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно- образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно -логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.  Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Различные  игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование.

В театральной деятельности мышление и фантазия необходимы каждому ребенку для освоения роли и создания сценического образа. Упражнения и тренинги по актерскому мастерству на развитие внимания, фантазии и воображения помогают детям лучше адаптироваться в социальной среде, развивают коммуникабельность, общительность, память и наблюдательность.

 

ТЕМА: «СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ».

 

                             ХОД ЗАНЯТИЯ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.122 с.)