Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация. Инкультурация, ее стадии и средства.
Жизнь человека очень тесно связана с обществом, поэтому каждому индивиду необходимо уметь приспосабливаться к окружающему обществу, иначе он обречён на изоляцию и одиночество. Общественное поведение человека не заложено природой, поэтому с самого детства он усваивает необходимое количество знаний, норм, образцов поведения, которые позволяют ему стать членом общества. Процесс освоения человеком норм общественной жизни и культуры обозначается понятиями инкультурация и социализация. Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию и нередко используются как синонимы, но большинство учёных их различают. Термин социализация обозначает гармоничное вхождение конкретного человека в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества. В результате чего данный индивид может успешно функционировать в качестве члена социума. В разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование качеств, принятых в данном обществе, происходит, прежде всего, через воспитание. В каждой культуре получили развитие свои способы обучения правильному поведению. Инкультурация представляет собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Результатом инкультурации является то, что человек эмоционально и поведенчески похож на других членов данной культуры. Процесс инкультурации более сложный и долгий, чем процесс социализации. Познание культуры происходит в повседневном общении с родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, от которых сознательно или бессознательно человек приобретает необходимый набор знаний и навыков в области жизнеобеспечения, личностного развития, социальной коммуникации. Наиболее распространённым путём коммуникации является опосредованный, когда человек наблюдает за поведением других людей. Процессы инкультурации и социализации неразрывно связаны друг с другом, они могут протекать только совместно. Без инкультурации и социализации человек не может быть членом общества. Результатом инкультурации является то, что человек может свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, находить взаимопонимание с другими людьми. Этим он отличается от представителей других культур. В итоге социализации человек становится полноправным членом общества, ведёт себя в соответствии с той или иной социальной ролью.
Выделяют две основные стадии инкультурации: начальную (первичную) – период детства и юности, и взрослую (вторичную) – период зрелости и старости. Первичная стадия инкультурации связана с процессом воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Инкультурация в это время проходит через целенаправленное воспитание и частично на собственном опыте. Знания и навыки повседневной жизни ребёнок часто получает во время игры. В играх развивается интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Особую роль в инкультурации играют детские дошкольные и школьные учреждения. Ребёнок проводит там значительную часть своего времени. В это время происходит подготовка превращения ребёнка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни. Первичная инкультурация зависит от пола ребёнка. Мальчики играют в военные игры, а девочки – в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, а девочек – мягкими, хозяйственными, заботливыми. Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, т. к. она основана на воспроизведении уже имеющихся образцов. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей. Инкультурация в этот период связана только с отдельными элементами культуры, которые появились в последнее время (изобретения, открытия, новые идеи, заимствованные из других культур). На второй стадии инкультурации развивается способность самостоятельного освоения социокультурного окружения. Так как взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры, они могут принимать или отбрасывать то, что им предлагается культурой, участвовать в её изменении. В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. Человек учится в средних специальных и высших учебных заведениях. Кроме того, на этой стадии большое значение имеет расширение круга социальных контактов молодых людей, осознание ими своего взрослого положения, накопление собственного жизненного опыта.
В дальнейшем инкультурация связана с профессиональными социокультурными контактами, с включением в семью, компанию друзей, группы по интересам, в общественную жизнь. Инкультурация пожилых людей – актуальная проблема в современном мире, потому что когда человек выходит на пенсию, у него появляется много свободного времени, человек в этот период легко может потерять смысл жизни. Исследования показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения: · вертикальная трансмиссия – передача социокультурной информации от родителей к детям; · горизонтальная трансмиссия – освоение культурного опыта и традиции в общении со сверстниками; · непрямая трансмиссия – обучение у окружающих взрослых родственников, соседей, учителей, как в общении, так и в школах и вузах. В процессе инкультурации участвует большое количество людей, социальных групп, общественных институтов (школа, СМИ, церковь и др.). До трёх лет главную роль в инкультурации играет семья и особенно мать. Основная цель этого периода сформировать у ребёнка стремление к привязанности к другим людям, т. е. желание им доверять, слушаться, делать что-либо приятное. В возрасте от трёх до пятнадцати лет в инкультурации ребёнка большую роль начинают играть другие факторы: общение со сверстниками, школа, СМИ, контакты с ранее незнакомыми взрослыми людьми (учителя, воспитатели, врачи, руководители кружков и т. д.). В разных культурах цели инкультурации могут достигаться разными способами. Ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины. Имитация – осознанное стремление ребёнка подражать определённой модели поведения. Примером могут быть родители, учителя, известные люди. Ребёнок повторяет конкретные действия и то, чему его учат родители. Потом он будет так же обучать собственного ребёнка. Ребёнок может имитировать и неправильные действия. Так, если его обижали в детстве, то он скорее всего будет так поступать и с собственными детьми. Идентификация является способом усвоения детьми родительского поведения, их установок и ценностей как своих собственных. Дети присваивают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них. Чувства стыда и вины являются негативными механизмами инкультурации. Они запрещают или подавляют формирование определённого поведения. Чувство стыда появляется, если человека застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно понимания, что совершён плохой поступок.
Список источников Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.007 с.) |