Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Женские исследования (Women's Studies)
Women's Studies (женские исследования) — образовательная программа, основная цель которой заключалась в том, чтобы компенсировать отсутствие женской точки зрения в учебных программах традиционных университетских курсов, а также способствовать развитию нового взгляда на роль и статус женщин в современной общественной жизни. Женские исследования — это научное исследование «женского вопроса» с точки зрения женщин. Предметом этих исследований является собственно женский опыт, специфика женского вообще, осмысление способов мужского господства и женского угнетения в обществе. Первая программа женских исследований была открыта в 1969/70 учебном году в университете Сан-Диего. В последующие годы программы по женским исследованиям появились в большинстве университетов США и Европы. Академический статус новых университетских программ по женским исследованиям утверждал признание эпистемологических возможностей феминистских концепций [Попкова Л., 2001]. В современной литературе, посвященной возникновению и развитию женских исследований, выделяют четыре стадии развития Women's Studies [Ярская-Смирнова Е., 2001]. Рассмотрим эти стадии развития женских исследований, характерные для американского академического образования. 66 Психология гендерных отношений: теория и практика Первая стадия развития женских исследований связана с временным отрезком с конца 1960-х до конца 1970-х годов. Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических социальных и гуманитарных дисциплин — в основном в литературе, истории, философии, социологии и психологии. Главной задачей Women's Studies' (женских исследований) было «добавить женщину» в традиционные социальные и гуманитарные дисциплины. В учебном процессе стали использоваться несправедливо забытые труды женщин-ученых, демонстрировалась их роль в развитии науки и культуры. На протяжении долгого развития культуры женщины обычно исключались из публичного дискурса, так как их роль в жизни общества отождествлялась исключительно с домашней сферой. Так, например, исследовательница- антрополог Салли Слокум, в частности, опровергает теорию о том, что своим успехом эволюция обязана главным образом «мужчине-охотнику». Вместо этой теории автор предлагает свою теорию, где главное действующее лицо — «женщина-собирательница», т. е. антипод мужчины. В экономических дисциплинах экономисты, исповедующие феминистские взгляды, показали ранее невидимую экономическую деятельность женщин в разных странах мира, связанную с репродуктивной функцией, работой по дому и на ферме и др. В литературе писательницы-феминистки занялись исследованием длительного периода в истории литературы, когда женщины-авторы создавали свои произведения, и выделили женскую литературу в самостоятельную область.
Вскоре стало ясно, что подход «добавить женщину» в социальное знание оказался недостаточным, поскольку ни одна из традиционных дисциплин не была в состоянии предоставить полноценное понимание жизни женщин. Задача женских исследований сделать женщину «видимой» в истории, науке, культуре общества сменилась задачей развития и институциализации самостоятельных программ женских исследований, которые бы целостным образом изучали жизнь женщин на основе «женского опыта», а не универсального мужского опыта. Реализации задачи общенациональной институционализации женских исследований в системе высшего образования США была посвящена вторая стадия развития Women's Studies (начало 80-х годов). В университетах стали появляться кафедры, исследовательские институты и центры женских исследований, начали издаваться специальные журналы, хрестоматии, учебные пособия. В университетах начались широкие обсуждения статуса женщин, явлений дискриминации в публичной сфере и частной жизни, полоролевых предрассудков, существующих в социуме, литературе и образовании. Были опубликованы работы о продолжающейся дискриминации женщин в общественной и частной жизни, на рынке труда; об ограниченном доступе к образованию и Теоретические предпосылки возникновения психологии... 67 профессиям, а также к политике на уровне принятия решений [Успен-ская В., 1999]. Процессы институциализации женских исследований вызвали к жизни дискуссию, которая продолжается и сегодня. Дискуссия была инициирована двумя точками зрения: одна отстаивала позицию, в соответствии с которой женские исследования должны развиваться как отдельные дисциплины. Так, например, к этому времени уже появились такие дисциплины, как психология женщин, история женщин, женская литература. Представители другой точки зрения отстаивали статус женских исследований как дисциплины, имеющей междисциплинарный характер. Вместе с тем преобладающим стало мнение, что женские исследования могут претендовать на статус самостоятельной дисциплины, а не просто фигурировать в рамках раздела о женщинах внутри уже существующих дисциплин (Словарь гендерных терминов. 20021.
Важно отметить, что в качестве теоретических оснований программы по женским исследованиям первой и второй стадий преимущественно использовали идеи либеральной и радикальной феминистских концепций. Третья стадия развития женских исследований относится к середине 1980-х годов. Эта стадия связана с продолжением реструктуризации учебных программ в направлении включения опыта меньшинств, большей толерантности и чувствительности к мультикультуральным различиям студентов. В это время академические программы женских исследований подверглись критике со стороны авторов-женщин, представляющих этнические, расовые и сексуальные меньшинства: в частности, черные и цветные женщины выдвигали вполне обоснованные требования включить в концептуализацию женственности расовые, этнические и классовые различия. В результате в некоторых университетах открываются специализации по «черным» женским исследованиям, финансируются проекты и сетевые программы для «цветных» женщин в высшей школе, проводятся конференции, семинары и летние школы. Итак, на третьей стадии развития женских исследований ученые стали обращать внимание на разнообразие женщин в аспектах расы, этничности, класса, религии, сексуальной ориентации. Это способствовало тому, что академический мир становился не только более терпимым, но и более внимательным, заинтересованным в отношении многообразия и особенностей людей [Ярская-Смирнова Е., 2001]. Четвертая стадия развития женских исследований началась в 1990-х годах и была связана с развитием глобальной инфраструктуры и повышением внимания к международным проблемам женщин. Образовательные программы и исследовательские проекты по проблемам женщин стали распространяться в странах Западной Европы, Африки, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки. Были основаны регулярные международные летние институты, конференции и конгрессы. 68 Психология гендерных отношений: теория и практика проводимые при поддержке многочисленных женских организаций. Это привело к интенсивному обмену информацией, опытом и ресурсами между учеными и преподавателями. Образовательные программы при-обретали международную, глобальную ориентацию. В связи с растущим числом публикаций, вышедших в постколониальных государствах и странах третьего мира в современных программах по женским исследованиям сделаны акценты на вопросах политики, социально-экономического развития, проблемах милитаризма, репродуктивных прав, беженцев и др. Вслед за развитием женских исследований появилось и примерно с середины 80-х годов, параллельно с ним, развивалось в западных странах научное и образовательное направление — гендерные исследования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.006 с.) |