Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравните предметы и закончить предложения.
Апельсин большой, а арбуз еще больше. Клубника маленькая, а смородина еще... Дыня сладкая, а арбуз еще... Персик мягкий, а вишня еще... Яблоко твердое, а айва еще... Груша вкусная, а ананас еще... Дерево высокое, а башня еще... Куст низкий, а трава еще... Клен толстый, а дуб еще... Рябина тонкая, а камыш еще... Шар легкий, а пушинка еще... Сумка тяжелая, а чемодан еще... Диван мягкий, а подушка еще... Дерево твердое, а железо еще... Лед прозрачный, а стекло еще... Лента узкая, а нитка еще... Шнурок длинный, а нитка еще... Линейка короткая, а карандаш еще... Волк большой, а медведь еще... Олень высокий, а жираф еще... Медведь тяжелый, а слон еще... Ответить на вопрос «Как?» Утром светло, а днем (как?) еще светлее. Вечером темно, а ночью еще... Осенью холодно, а зимой еще... В пальто тепло, а в шубе еще... Весной солнце светит ярко, а летом еще... Весной птицы поют звона, а летом еще... Поезд едет быстро, а самолет летит еще... Черепаха ползет медленно, а улитка еще... Карточка №14 Подобрать слова — «родственники» (тема «Зима»). На доске картинка «Зима». Проводится беседа но картинке. — А теперь подберите слова — «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро). — Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник). Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами. Лес, лесок, лесной, лесник; гриб, грибок, грибник, грибной; вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;
сахар, сахарный, сахарница; носят, поднос, носильщик; гора, горка, гористый, горный, пригорок; лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный; дуб, дубок, дубовый; еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый; весна, весенний, веснянка, веснушка.
Карточка №15 Найти «лишнее» слово. Горе, горный, горе; боль, большой, больница; водить, вода, водный; лес, лесник, лестница; море, морщины, морской; беседа, беседка, соседка. Назвать общую часть слов-«родственников». Зимушки, зимовать, зимний; Животное, живет, живой; пасет, пастух, пастушка; почка, печник, испечь; дворик, дворник, дворовый; корма, кормить, кормление; сорить, мусор, насорить; звонить, звонок, звонкий.
Карточка №16 Объясните, почему так называется. Рыболов (рыбу ловит), листопад (листья падают), пчеловод (пчел разводит), ледоход (лед ходит, идет), землекоп (землю копает), самокат (сам катается), пешеход (ходит пешком), вездеход (везде ходит), ледокол (колет лед), самосвал (сам сваливает), лесоруб (рубит лес), паровоз (возит с помощью пара), трубочист (трубы чистит), пароход (ходит, едет с помощью пара), самолет (сам летает). Придумай одно слово вместо двух. Снег чистит — (снегоочиститель), канавы копает — (канавокопатель), трубы укладывает — (трубоукладчик), возит с помощью электричества — (электровоз), быстро ходит — (быстроход), сама ходит — (самоходка), землю роет — (землеройка).
Карточка №17 Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа). У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») — несколько предметов. Логопед: У меня яблоко, а в магазине? Ребенок: А в магазине — яблоки. Логопед: У меня огурец, а в магазине? Ребенок: А в магазине — огурцы. И т. д. Вариант игры: Логопед: У меня яблоко, а в магазине много...(?) Ребенок: А в магазине много яблок.
Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных). Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают. Огурцы, помидоры, горох срывают.
Картофель выкапывают. Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ? Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д. Карточка №18 Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки. —Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.) —Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.) —Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.) —Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.) —Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.) —Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.) —Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.) Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Карточка №19 Игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда»). На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задает вопрос: «Что без чего?» Стул без ножки. Машина без колеса. Стул без спинки. Шуба без воротника. Платье без рукава Кастрюля без ручки. Чайник без носика. Кофта без пуговиц. Расческа без зубчиков. Грузовик без фары. Ботинки без шнурков.
Карточка №20
Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»). На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.). ' На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья). В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?» Сено дадим корове, лошади. Грибы дадим белке. Яблоко дадим ежу. Орехидадим белке Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке. Мед дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке. Овощи дадим свинье.
Карточка №21 Игра «Угадай, кому нужны эти вещи» (закрепление формы дательного падежа существительных). На доске расставлены два ряда предметов: слева — картинки, на которых изображены люди без каких-то предметов, справа — недостающие предметы. Логопед показывает детям предмет и предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к соответствующей картинке. Указка — учителю, весы — продавцу, термометр — доктору, кисть — художнику, шприц — медсестре, ружье — охотнику, удочка — рыболову, ножницы — парикмахеру.
Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ (закрепление формы дательного падежа существительных). Иголке — нитка, Уткам — пруд, Забору — калитка, А лентяю — труд, Супу — картошка. Солнышко — лету, А книжке — обложка. Стихи — поэту, А братишке — сестра, И всем воскресенья нужны Без сомненья. Карточка №22 Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»).
На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет... автобусом, самолетом и т. д.)?» Дети должны ответить полным предложением. Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист. Велосипедом управляет велосипедист. Ракетой управляет космонавт. Игра «Кто чем работает?» (закреплении! формы существительных творительного падежа). Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?» Парикмахер — ножницами, маляр — кистью, плотник — топором, дворник — метлой, лесоруб — пилой, садовник — лопатой.
Карточка №23
Игра «Кого мы видели?» (закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа по теме «Животные жарких стран»). На доске картинки с изображением различных животных. Логопед дает задание детям отобрать только животных, которые живут в жарких странах. — А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит.) Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много... львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т. д.. Игра «Где мы были, что мы видели?» (закрепление В процессе игры используются сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?» Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков... Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов... Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов... Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков... Карточка №24 «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа). Примерные картинки даны ранее в тексте. Рубить — топором, резать — ножом, ножницами, умываться — водой, пилить — пилой, вытираться — полотенцем, рисовать — кисточкой, писать — ручкой, вытирать — тряпкой, причесываться — расческой, упаковывать — бумагой,
есть — ложкой.
Карточка №25 Игра «С чем корзинка, с чем ящик?» (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом с). У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов. Логопед: Куда мы положим фрукты? Ребенок: В корзинку. Логопед: А куда мы положим овощи? Ребенок: В ящик. Логопед: Рома, с чем у тебя ящик? Ребенок: У меня ящик с капустой. Логопед: Ира, а у тебя, с чем корзина? Ребенок: У меня корзина с яблоками. И т. д. Игра «Приглашение к чаю» (закрепление фирмы существительных творительного падежа с предлогом С). Логопед: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем? Дети: Мишка любит чай с медом. Винни Пух — с вареньем. Зайчик — с булочкой. Лисичка — с печеньем. И т. д. Логопед: А с чем вы любите пить чай? Дети отвечают на вопрос, используя форму творительного падежа. Карточка №26 Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа). На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы. Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи? Дети: Овощи растут на огороде. Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д. Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).
Карточка №27 Игра «Кто где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа). На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?» Собака живет в конуре. Белка живет в дупле. Лиса живет в норе. Ежик живет в гнезде. Медведь зимует в берлоге. Мышка живет в норе. Волк живет в логове. Лошади живут в конюшне. Корова живет в коровнике. Свиньи живут в свинарнике. Телята живут в телятнике. Кролики живут в крольчатнике.
Карточка №28 Игра «Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда». На доске картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку. В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.) В чем носят воду из колодца (Воду носят в ведре.) В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.) В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.) В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.) В чем подогревают еду? (Еду подогревают в миске.) Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?» Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.) Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.) Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.) Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)
Карточка №29
Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий). Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.). - Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? - Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку? - Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик? - Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? - Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко? - Положи эту вещь между двумя предметами. Где она? —перед другим предметом. Где она? —выше другого предмета. Где она? —ниже другого предмета. Где она? —правее другого предмета. Где она? —левее другого предмета. Где она? -Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь? - Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она? -Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь? -Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?
Карточка №30 Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади). Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади. Стол стоит... Полочка с книгами висит... Мишка сидит... Пирамидка стоит... Кукла лежит... Лампа висит... Дверь находится...
Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций). Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)».
Карточка №31 Игра «Исправь ошибки» (закрепление предложно-падежных конструкций). Логопед: Жил человек рассеянный на улице Бассейной... Кто написал про этого рассеянного человека? Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал: Дед в печи, дрова на печи. Исправьте его. На столе сапожки, под столом лепешки. А как надо сказать? Овечки в речке, караси у печки. А как правильно? Под столом портрет, над столом табурет. Исправьте его. И т. д.
Карточка №32 Игра «Юный архитектор». В процессе игры используется макет улицы с поворотами, а также картинки или бумажные макеты с изображениями различных объектов (высотный дом, маленький дом, школа, детский сад, магазин, грузовик, такси, автобус). Игра может быть проведена на магнитной доске. Логопед: Сегодня мы поиграем в архитектора. Я буду главным архитектором, а вы — моими помощниками. Мы будем разрабатывать проект одной улицы. На ней будут высокие и низкие дома, школа, детский сад, детская площадка, сквер. По этой улице пойдут автобусы, легковые машины, грузовики. На доске вы видите дорогу. Слева — начало улицы, справа — ее конец. Итак, начнем планировать, маленький дом мы разместим в начале улицы, справа от дороги. (Один из детей располагает его на макете.) А где бы вы хотели расположить высокий дом? Справа или слева от дороги, в начале или в конце улицы? (Слева от дороги, в конце улицы.) В наших домах живет много детей. Что нужно для них? (Детский сад и школа). Построим школу слева и подальше от дороги в начале улицы, а между школой и высоким домом — детский сад. Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку... А где мы сделаем сквер? (Между дорогой и школой.) А что еще можно разместить справа от дороги? (Кинотеатр, магазин.) — Итак, мы разместили слева от дороги? Справа от дороги? Что мы построили между высоким домом и школой? А что находится между школой и дорогой? А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Один из детей размещает картинку или макет автобуса.) Такси движется налево от нас. А грузовик едет впереди автобуса. — Итак, куда едет грузовик, автобус такси? Карточка №33
«Игра в неделю» (закрепление предложно-падежных конструкций). В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?» Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.
Карточка №34 Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате» (закрепление предложно-падежных конструкций потеме «Мебель») Используется игрушечная мебель. Игра может проводиться в двух вариантах. 1-й вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади. Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как и на картинке. При этом дети комментируют свои действия: поставим стул перед столом и т. д. 2-й вариант. Самостоятельное расположение мебели. После того, как дети расположили мебель в комнате, логопед задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к стулу?», «Где расположен торшер по отношению к шкафу?» и т. д.
Карточка №35
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.092 с.) |