Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Борьба ариан и близких к ним течений против никейской веры в 50-е гг. IV В. 1, 2, 3 и 4 сирмийские формулы. Ариминская формула.
В 351 г. на кафедру Сирмия был избран арианин Германии. В изданной этим Собором формуле исповедания веры (так называемая 1-я Сирмийская формула ) проводился чётко выраженный субординационизм в отношениях между Отцом и Сыном. В это время происходит разделение ариан на два основных лагеря. Одни из них выступали за «подобие» Сына Божия Отцу по сущности. Их называли «подобосущниками» или омиусианами. Среди ариан омиусиане были ближе всего к православию. В то же время среди еретиков были и такие, кто полностью отвергал какое-либо подобие Христа Богу Отцу. Этих крайних ариан называли аномеями (от 'неподобный'). Между ними разгорелась борьба. Во главе партии омиусиан стояли Василий, еп. Анкирский, и Георгий, еп. Лаодикийскип. Партия была многочисленной, и к ней примыкал сам император. Что касается крайних ариан-аномеев, то их учение продвигали на Востоке еп. Евдоксий Антиохийскт (358-359 гг., Константинопольский - 360-370 гг.) и его диаконы Аэтий и Евномий (с 360 г. еп. Кизический). Чтобы примирить эти партии, Констанций собрал новый собор в Сирмии в августе 357 г. 2-я Сирмийская формула, в которой проводился тезис о подчинённости Сына Отцу и отвергались никейские термины «сущность», «единосущный» и даже «подобосущный». Ариане смогли убедить несведущего в богословии Констанция, что только принятие этой формулы восстановит мир в Церкви. Однако в 358 г. в Сирмии к императорскому двору прибыло посольство от прошедшего в этом же году Анкирского Собора во главе с омиусианином Василием Анкирским, который доложил императору, что 2-я Сирмийская формула была отвергнута абсолютным большинством восточных епископов. Анкирский собор (вслед за Антиохийским Собором 341 г.) постановил, что Сын подобен Отцу по силе, действию («энергии») и сущности. Констанций собрал III Сирмийский собор (358 г.), на котором потребовал от Валента и Урсакия подписать омиусианское вероисповедание, предложенное Василием Анкирским (так называемую 3-ю Сирмийскую формулу ). Согласно этой формуле, Сын является «подобным Отцу по сущности». Валент и Урсакий вынуждены были подчиниться. Однако решения собора не удовлетворили в полной мере ни аномеев, ни омиусиан. После отъезда еп. Василия Валент и Урсакий вновь восстановили свое влияние на Констанция, который решил отказаться от омиусианской формулировки о «подобии Сына Отцу по сущности» в пользу более общей — «о подобии во всём», предложенной еп. Марком Арефузским. Таким образом, из вероисповедной формулы был исключён термин «сущность». Сторонники такого подхода впоследствии получили название омиев («подобников»). Как и православные, они признавали Сына Богом, отрицали арианскую формулу происхождения Сына «из не сущего», однако не считали Его равным Отцу ни по сущности, ни по вечности, ни по славе. Этот новый подход получил отражение в так называемой 4-й Сирмийской формуле, принятой весной 359 г. в Сирмии представителями различных богословских партий по настоянию императора. В этой формуле говорилось о подобии Сына Отцу «во всём», а слово «сущность» было опущено. После этого Констанций поручил Валенту и Урсакию собрать новый Вселенский Собор для принятия этой формулы.
В декабре 359 г. собор в Аримине завершился подписанием так называемой Ариминской формулы. Таким образом, на Западе и Востоке окончательно сформировалась средняя, компромиссная партия «омиев», возглавляемая Валентом и Урсакием. Кредо этой партии — Ариминская формула — стала официальным Символом веры западных ариан вплоть до начала VIII в. Святитель Василий Великий. Свт. Василий, еп. Кесарии Каппадокийской (330—379 гг.), почитается в Православной Церкви как один из великих отцов-каппадокийцев. «Великими каппадокийцами» церковная традиция называет трёх учителей Церкви IV в., происходивших из малоазийской области Каппадокии и занимавших там епископские кафедры. Это свт. Василий Кесарийский (Великий), его родной брат свт. Григорий Нисский и свт. Григорий Назианзин (Богослов). Церковь чтит св. Василия как архипастыря, оратора, богослова и аскета. Прославился он своей неустанной деятельностью на пользу православной веры, своей самоотверженностью и силой характера. Справедливо был назван «Великим» уже своими современниками. Жизнь. Родился Василий около 330 г. в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и ревностным исповеданием христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения императора Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.
У них было десять человек детей - пять сыновей и пять дочерей, из которых особенно прославились: старший сын Василий, Григорий, еп. Нисский, Пётр, еп. Севастийский, и старшая дочь Макрина — образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на становление личности св. Василия. Первые годы детства св. Василий провел вблизи Неокесарии в принадлежавшем его родителям поместье и своим первоначальным воспитанием обязан своей матери и особенно высокообразованной бабке Макрине, которая была живой свидетельницей последних гонений на христиан. После первоначального обучения под руководством отца Василий отправлен был в Кесарию Каппадокийскую, где жили его родственники со стороны матери и где он мог пользоваться уроками известнейших представителей науки. Здесь он познакомился с Григорием, будущим великим богословом и епископом г. Назианз в Каппадокии. Затем Василий обучался в школах Константинополя, где провёл 348—349 гг. Согласно свт. Григорию Нисскому, там он одно время учился у знаменитого ритора Ливания. Около 350 г. будущий святитель перебрался в «обитель наук» — Афины. В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование - риторике, грамматике, метрике и философии, — Василий добивался исключительных успехов. Кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику. Помимо этого, Василий Великий изучил не входившую в основные образовательные предметы медицину (не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем). В Афинах Василий застал Григория, который взял его под свою защиту и оградил от некоторых неприятностей, каким обычно подвергались новички. Природные дарования Василия получили здесь полное развитие. К концу своего пребывания в Афинах он далеко превосходил всех своих сверстников и обладал всеми доступными тогда знаниями. Между ним и Григорием установилась дружба, продолжавшаяся затем всю жизнь. Григорий Богослов в своём похвальном (надгробном) слове Василию Великому (Ога1. ХЫП) восторженно и красноречиво описывает и эту дружбу, и научные занятия в Афинах. «Нами водили, — говорит он, - равные надежды и в деле самом завидном - в учении. Но далека была от нас зависть, усерднейшими же делало соревнование. Оба мы стремились не к тому, чтобы кому-либо из нас самому стать первым, но каким бы образом уступить первенство друг другу, потому что каждый из нас славу друг друга почитал собственной славой. Казалось, что одна душа [в обоих] имеет два тела... Что касается до уроков, то мы любили не столько приятнейшие, сколько совершеннейшие... Нам известны были две дороги: одна — это первая и превосходнейшая — вела к нашим священным храмам и тамошним учителям; другая — это вторая и неравного достоинства с первой — вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги - на праздники, в зрелища, в народные стечения, на пиршества - предоставляли мы желающим».
Около 356 г., несколько ранее Григория, Василий Великий покинул Афины, возвратился в Каппадокию, где некоторое время трудился адвокатом. Скоро он отказался от карьеры, обещавшей ему мирской успех, и ступил на путь аскетической жизни. На него оказал сильное влияние в этом отношении его друг и соратник Евстафий, который был аскетом и проповедовал особо строгие формы монашества. Около 356 г. Евстафий был избран митрополитом Севастии — главного города провинции Малая Армения. Около 357 г. Василий принял крещение от епископа Кесарийского Диания и вскоре после вступления в Церковь был зачислен в клир в чине чтеца. В следующем году он последовал за Евстафием Севастийским в Сирию, затем совершил путешествие в Египет. Проведя некоторое время в Александрии, Василий посетил монашеские центры на севере Египта и вернулся в Каппадокию. Это путешествие заняло целый год. По возвращении из путешествия на родину будущий святитель отправился в родовое имение Анниса, где уже несколько лет подвизались его сестры Эмилия и Макрина Младшая. Здесь он перебрался на противоположный берег р. Ирис, на расстояние трёх дней пути, в место, где прежде нёс монашеский подвиг его брат Навкратий. Плодом отшельничества Василия стало составление сборника фрагментов из сочинений Оригена «Филокалия» («Добротолюбие») и «Монашеских правил». Вступивший на Кесарийскую кафедру в 362 г. еп. Евсевий, желая иметь своим помощником человека сведущего и уважаемого, рукоположил Василия в пресвитера. Это совершилось помимо воли самого Василия. Так же как и Григорий Богослов, он предпочитал монашеское уединение. В Кесарии скоро проявились его незаурядные пастырские качества, и он обрел уважение и любовь не только простых жителей города, но и многих избравших подвиг монашества. Однако вскоре для православия настало трудное время. Имп. Валент, вставший на сторону ариан, направился в июле 365 г. в окружении арианских епископов в Кесарию, чтобы принудить Кесарийскую Церковь подписать так называемую Ариминскую вероисповедную формулу (см. выше, с. 423). Кесария обрела достойного заступника в лице пресвитера Василия, сумевшего тем самым вернуть себе доверие правящего архиерея, с которым до того у него были натянутые отношения. Василий Великий стал для него советником и помощником. С этого времени пресвитер Василий явился фактическим вождём Кесарийской Церкви и в течение остального времени епископства Евсевия развил самую широкую и плодотворную деятельность в руководстве общиной, устроении церковной дисциплины, насаждении монашества и аскетизма и в постоянном проповедничестве. На этот период приходится значительная часть его проповедей и толкований.
В 370 г. умер Кесарийский епископ Евсевий, и на его место, несмотря на сильное противодействие со стороны некоторых епископов, был избран Василий. Невозможно было сделать лучшего выбора для столь важной кафедры. Василий всё имел для этого: личную святость, обширное образование, красноречие, глубокое знание христианского учения и административный талант. Свт. Афанасий Александрийский с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии епископа — истинного служителя Божия. В это время Церковь переживала тяжёлые гонения со стороны власти в лице Валента, поддержавшего арианство. Сторонники никейской веры терпели изгнания, конфискацию имущества, разного рода принуждения, поставления на кафедры сторонников лжеучения, казни священнослужителей (в гавани г. Никомидия в 370 г. был сожжён корабль с 80 пресвитерами), осквернение алтарей. Кесария находилась на пересечении главных дорог Малой Азии, поэтому её подчинение религиозной политике императора было делом чрезвычайной важности для государства. Главной задачей деятельности св. Василия была защита православной веры и восстановление церковного мира и единства. В Восточной Церкви в царствование Валента (364—378 гг.) господство принадлежало арианам, которые по главному вопросу о божестве Сына Божия разбились на несколько партий. Одни утверждали подобосущие Сына и Отца (омиусиане), другие полностью отрицали всякое подобие (аномеи), третьи говорили лишь о подобии Отцу, не вдаваясь в тонкости богословия (омии). Тогда же стали возникать споры и о Св. Духе, причем не только ариане, но и некоторые из православных с крайним опасением относились к решительной постановке учения о Божестве и единосущии Св. Духа. При разнообразии догматических воззрений и партийных интересов, при взаимных опасениях и подозрениях всякого рода общения между восточными епископами было слишком мало. При Валенте православным епископам не разрешалось проводить соборы, поэтому им трудно было выяснять взаимные отношения и определить действительное число сторонников Никейского исповедания. В таких условиях церковной жизни для поддержания и утверждения православия на Востоке необходимо было прежде всего выяснить действительное положение дел, рассеять общее недоверие восточных епископов друг к другу, создать почву для взаимообщения и единения православных. Выполнение этой задачи и принял на себя св. Василий, обнаружив при этом большой такт и величайшую снисходительность по отношению к заблуждавшимся по неведению, чтобы по неосторожности не оттолкнуть никого от союза с Церковью, и в то же время с величайшим мужеством защищая истинное учение от покушений на его чистоту со стороны еретиков.
Свт. Василий, как защитник православия, всю свою жизнь оставался предметом ненависти и всевозможных интриг арианствующих еретиков, и только любовь жителей спасала его от насилия с их стороны, принуждая иной раз самих гонителей искать у него же спасения себе от ярости народа. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, лишённых своих пастырей, утверждал их веру и терпение, призывал к мужеству, возбуждал надежды на лучшее будущее. В связи с этим направлением деятельности св. Василия находится большое количество его писем к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. В 378 г. имп. Валент был убит в сражении с готами под Адрианополем. В последние месяцы его жизни преследование православных уменьшилось. Его преемники - на Западе Грациан, а на Востоке Феодосии I — утвердили религиозную свободу. В Константинополе православные, подавленные в течение 30 лет, в конце 378 г. обратились к Григорию Богослову, прося возглавить эту кафедру. Посоветовавшись со свт. Василием, он дал им положительный ответ. Вскоре после этого, 1 января 379 г., свт. Василий скончался в возрасте 49 лет на девятом году епископского служения. Перед самой смертью он нашёл в себе силы, чтобы произнести прощальное слово и рукоположить самых близких учеников. Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс. XXX, 6). Свт. Григорий Богослов. Друг свт. Василия Великого, свт. Григорий Богослов является классическим автором для православной триадологии (прежде всего в своих пяти словах «О богословии»). Как и свт. Василий, Григорий впитал всё классическое языческое образование, однако, в отличие от своего друга, он был человеком более созерцательного склада, не склонным активно участвовать в церковно-политических делах. Поставленный епископом г. Сасим, он в 379 г. вынужден был возглавить православных Константинополя до того момента, когда его точка зрения на церковные дела разошлась с мнением столичного клира и отцов II Вселенского Собора. Тогда он был вынужден покинуть Константинополь и прожить оставшиеся годы в уединении. Его литературное наследие обширно, изысканно и разнообразно по темам и жанрам. Кроме слов, составленных по разным поводам (в свое оправдание, против врагов Церкви, на праздники, в похвалу и честь разным лицам, о богословии), он написал множество писем и стихов, из которых особенно примечательны стихи автобиографического содержания, показывающие в свт. Григории мягкую и чувствительную натуру. В отличие от свт. Василия Великого, богословие свт. Григория оказывается более выверенным и обоснованным. Так, ипостасные свойства у него формулируются со всей возможной конкретностью: «нерождённость», «рождение» и «исхождение». Все эти качества указывают на образ бытия ипостасей. У свт. Василия находим иные определения — «отечество», «сыновство», «святыня» или «освящающая сила». Они звучат более библейски, но менее точно. Далее, у свт. Григория с особой силой выделено учение о единоначалии (монархии) Отца в Св. Троице: Отец - есть начало и причина бытия других ипостасей. В этом вопросе свт. Григорий более других приближается к свт. Афанасию, которому, кстати, только он и сказал похвальное слово. Важно, что и к Павлину Антиохийскому свт. Григорий не питал выраженной неприязни. А в своей троической терминологии наряду со словом «Ипостась» он мог использовать и термин «Лицо». Так что из новоникейцев, как кажется, он более других близок к старшему поколению никейцев. В вопросе о Св. Духе свт. Григорий проявляет характерную для него принципиальность, открыто называя Его Богом. В полемике с духоборцами свт. Григорий Богослов высказывает идею о постепенности божественного откровения в зависимости от подготовленности воспринимающих его: «дело в том, что Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание» (ел. 31 «О Св. Духе»). Сет. Григорий Нисский. Если свт. Василий Великий прежде всего видится активным церковным политиком, организатором и полемистом, а свт. Григорий Богослов - оратором и поэтом, то свт. Григорий Нисский был, можно сказать, мыслителем-философом и мистиком. В истории его репутация оказалась подпорчена по причине заимствованных им (надо думать, от Оригена) мнений об очистительном огне и всеобщем восстановлении (ср. оригеновский апокатастасис). Однако на II Вселенском Соборе его православие не ставилось под сомнение. Из всех каппадокийцев свт. Григорий Нисский — наиболее систематичный мыслитель. Так, он предпринял ещё одну попытку после Оригена («О началах») и «Огласительных бесед» свт. Кирилла Иерусалимского дать целостный обзор христианского учения, написав «Большое огласительное слово». Но наиболее классической для восточного богословия стала антропология свт. Григория, изложенная в сочинении «Об устроении человека». Уже названия его работ («К Авлавию о том, что не три бога», «Слово против Ария и Савеллия», «Слово о Святом Духе против македониан-духоборцев») указывают на тот круг проблем, который был актуален для этого мыслителя. Признание трёх Ипостасей Бога вело к обвинению каппадокийцев в троебожии, поэтому их важнейшей задачей стало доказательство единства этих Ипостасей, что и делает свт. Григорий, основываясь на платоновском реализме (гипостазировании) общих понятий: единая Сущность Божия, будучи общей, является тем не менее реальной, а не абстрактной. В триадологии для свт. Григория Нисского характерны аналогии возжжения трёх светильников: одного через другой посредством третьего, а также произнесения человеком слова вместе с дыханием. Говоря о происхождении Св. Духа, он употребляет выражение «через Сына», и такое происхождение, насколько можно понять, относится именно к имманентной Троице, а не к домостроительному ниспосланию Св. Духа.
Контрольные вопросы по теме 1. Кратко охарактеризуйте роль свт. Афанасия Александрийского в борьбе за утверждение в Церкви Никейского Символа веры. 2. Какой — положительной или отрицательной — была роль императоров Константа и Констанция в церковных делах? Обоснуйте свою оценку примерами. 3. Кратко опишите порядок соборного принятия арианами четырёх Сирмий-ских и Ариминской вероисповедных формул. Почему императорская власть на Востоке (а с 350 г. и на Западе) всячески поддерживала ариан? 4. Охарактеризуйте вероисповедные различия в среде ариан между омиусиана-ми, аномеями и омиями. 5. Охарактеризуйте богословские взгляды свт. Афанасия Александрийского на сущность Отца, Сына и Св. Духа. 6. Кратко опишите жизнь и труды сет. Василия Великого по защите православия против арианской ереси. Дополнительная литература по теме Аримино-Селевкийский собор (без авт.) // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 228-229. Асмус В., прот. Евномий // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 181-183. Зайцев Д.В. Валент и Урсакий // ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 525-527. ЗайцевД.В., РумянцевД.С. Евдоксий // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 133-135. Захаров Т.Е. Вторая сирмийская формула: исторический контекст и богословское содержание // Вестник древней истории. 2010. № 2. С. 149-165. Лукашевич А.А. Евстафий Антиохийский // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 286-293. Михайлов П.Б. Василий Великий // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 131-146, 150-169. Фокин А.Р. Афанасий I Великий // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 22-41. Шмалий В., свящ. Аномеи // ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 471-473. Шмалий В., свящ. Арианство // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 221-225. Шмалий В., свящ. Аэтий // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 232-233. Ястребов А., свящ. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской // ПЭ. Т, XVII. М., 2008. С. 252-267.
Билет 5. Второй Вселенский собор в Константинополе в 381 году: источники и литература. Вопрос о замещении Константинопольской кафедры. Догматическая деятельность Второго Вселенского собора. Вопрос о Никео-Цареградском символе веры.
II Вселенский Собор. С гибелью покровителя арианствующих церковных партий имп. Валента в битве с готами при Адрианополе 9 августа 378 г. еретики лишились поддержки со стороны государственной власти. В январе 379 г. на переговорах Грациана с военачальником Феодосием последний был назначен императором (августом) Востока и, видимо, сразу же занялся организацией Вселенского Собора. После этого в своём знаменитом Фессалоникийском эдикте 380 г. Феодосии прямо предписал всей Церкви веровать так, как веруют папа Римский Дамас / и Пётр II Александрийский. В том же эдикте было провозглашено «единое Божество Отца и Сына и Святого Духа в равном величестве и в Пресвятой Троице». Тем самым православная триадология впервые была официально сформулирована императором (правда, без упоминания термина «ипостась»). После этого догматические решения II Вселенского Собора фактически были предопределены. В обстоятельствах созыва и проведения II Вселенского Собора самым тесным образом переплетается богословская и церковно-политическая проблематика. В сфере догматики вопрос стоял об уточнении Никейского Символа веры специальными формулами о Св. Духе (напомним, что в Никейском символе природа Св. Духа была обойдена молчанием). Кроме того, необходимо было окончательно определить отношение Церкви к многочисленным арианским и другим субординационистским течениям, возникшим после 325 г. В области церковной администрации также необходимо было решить ряд спорных вопросов. Во-первых, к 381 г. в Антиохии было два православных епископа: сет. Мелетий, бывший на кафедре с 360 г. с перерывами, и Павлин, поставленный западным еп. Люцифером Калаританским при поддержке Рима. Нужно было решить, как уврачевать это разделение. Во-вторых, необходимо было решить вопрос о столичном архиепископе. Безусловно, среди православных наивысшим богословским авторитетом пользовался сет. Григорий Богослов, однако каноничность его перевода на кафедру Константинополя (379 г.) была поставлена под сомнение Петром Александрийским, который в 381 г., пользуясь поддержкой Рима, самовольно назначил столичным архиепископом своего ставленника Максима Киника. Таким образом, Александрийская кафедра по-прежнему ощущала своё превосходство и высший авторитет на Востоке и активно соперничала с Константинополем. Открытие Собора Феодосии назначил на май 381 г. На первых заседаниях председательствовал виднейший представитель новоникейской триадологии Мелетий Антиохийский. Из 150 отцов, явившихся на Собор, почти половина были сторонниками Мелетия. В их числе были сам архиепископ Константинопольский сет. Григорий Богослов, а также сет. Кирилл Иерусалимский, сет. Григорий Нисский, сет. Амфилохий Иконийский. Были также приглашены 36 епископов-македониан, однако они вскоре покинули столицу, так и не достигнув примирения с Церковью, после чего были осуждены Собором. Римских легатов на Соборе не было, поскольку папа Дамас в это время сам намеревался созвать Вселенский Собор и ожидал, что восточные иерархи приедут в Рим. Этого, однако, не произошло - Вселенский Собор прошёл в Константинополе, куда римские легаты так и не были посланы. После скоропостижной смерти Мелетия Антиохийского заседания Собора возглавил Григорий Богослов. Несмотря на то что Рим и Александрия лоббировали на освободившуюся кафедру кандидатуру противника Мелетия — Павлина, большинство православных антиохийцев выступили в поддержку одного из пресвитеров Мелетия - Флавиана. Свт. Григорий Богослов, выступавший за Павлина, подал в отставку с должности архиепископа столицы, и на его место, по предложению еп. Диодора Тарсского, был избран престарелый сенатор Нектарий, в то время ещё даже не получивший крещения. Под председательством нового архиеп. Нектария (381—397 гг.) Собор и завершился в июне 381 г. Имп. Феодосии / эдиктом от 30 августа 381 г. утвердил решения Собора. Проведение II Вселенского Собора без преувеличения можно назвать эпохальным событием в истории Вселенской Церкви. Был разрешён конфликт Константинополя и Александрии, столичную кафедру занял устраивающий все стороны архиеп. Нектарий. В Антиохии архиепископом стал Флавиан I — тем самым спор мелетиан и паулинистов также был разрешён (правда, Западная Церковь и здесь имела особое мнение — она осталась в общении с Павлином). В каноническом послании Собора (позднее разделённом на 4 правила) кафедре Константинополя усваивается почётное второе место в иерархии Поместных Церквей после Римского папского престола (прав. 3). Этим ознаменовано сложение 5-членной системы патриархатов (так называемой «пентархии») - Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Как показала дальнейшая история, Александрия не смирилась с утратой второго места в иерархии, ранее принадлежавшего ей. Не согласился с формулировкой 3 правила и Рим, поскольку возвышением кафедры Константинополя, не имевшей апостольского преемства, ставился под вопрос сам принцип апостольского происхождения важнейших кафедр - а значит, и принцип главенства в Церкви Римского престола св. ап. Петра, как первого среди апостолов. В самом деле, мотивом присвоения второго места столичной кафедре стало то, что Константинополь является «вторым» или «Новым Римом». Иными словами, критерий «апостоличности» кафедры был в 381 г. заменён критерием «столичности», с чем Старый Рим никак не мог согласиться. По причине этих фундаментальных расхождений экклесиологического характера Рим вплоть до XIII в. официально не признавал юридической силы за 3-м правилом II Вселенского Собора. В сфере церковной догматики Собор подвёл итог длинной и сложной эпохе споров с арианами. Так, 1-м правилом Собора утверждается верность Церкви вероопределению I Вселенского Собора и осуждаются ереси евномиан, аномеев, ариан (омиев) или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и апполинариан. С деятельностью II Вселенского Собора связано появление самого распространенного на Востоке Символа веры — Никео-Константинопольского. Никео-Константинопольский Символ веры. На Соборе был принят новый Символ веры, необходимый для различных нужд Церкви: исповедания веры, Крещения, оглашения и др. Согласно новейшим исследованиям, новый общецерковный Символ не был исправленной и дополненной версией прежнего, Никейского Символа, а был составлен заново на основе символа Иерусалимской Церкви. Никейский символ довольно долгое время существовал наряду с Константинопольским как авторитетное исповедание веры (так, прав. 7 III Вселенского Собора 431 г. запрещает составлять иной Символ веры, чем Никейский). Основные формальные и содержательные отличия двух Символов можно представить следующим списком: 1. Как некорректные, удалены слова «из сущности Отца». Поскольку божественной сущностью обладает каждое Лицо Троицы, то сказать «из сущности Отца» - это то же самое, что сказать, что Сын происходит из Своей собственной сущности. 2. Удалены слова Никейского символа о Христе: «(через Которого всё произошло...) как на небе, так и на земле», чтобы не давать повода считать Сына в духе платонизма Логосом-Демиургом, восполняющим дело Отца (Творца видимых и невидимых). Согласно этой формуле, Сын - это не второй Создатель-Демиург, а единоприродный соучастник Бога Отца в создании тварного мира. 3. Против староникейских взглядов Маркелла Анкирского для указания на полноту божественной природы во Христе в Символ вставлены слова: «прежде всех веков» и «Царству Которого не будет конца». Сюда же относятся дополнения о «восседании Сына одесную Отца» и «приходе со славою» для суда над живыми и мёртвыми. 4. Против Аполлинария для указания на полноту человеческой природе во Христе добавлен догмат о «воплощении от Духа Святого и Марии Девы» и «вочеловечении». Добавлены также слова о распятии, погребении и воскресении «в третий день, согласно Писаниям». 5. После слов «И в Духа Святого» добавлено богословие Св. Духа (пневматология): при этом Св. Дух хотя и не назван Богом (в целях компромисса с колеблющимися македонианами), однако использованные формулировки о прославлении и поклонении Духу с Отцом и Сыном указывают на Его божественную природу. 6. В новом символе отсутствуют анафематизмы, зато из древних локальных символов добавлено исповедание веры «во единую Святую, Соборную (Кафолическую) и Апостольскую Церковь», «единого Крещения» и надежды на «воскресение мёртвых и будущую вечную жизнь». В такой редакции Символ веры получил стройную и систематичную 12-членную форму: 1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого; 2. и во единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, имеющего единую сущность с Отцом, через Которого всё сотворено; 3. ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком; 4. распятого ради нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого; 5. и воскресшего в третий день, согласно Писаниям; 6. и взошедшего на небеса, и сидящего справа от Отца; 7. и вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Которого не будет конца; 8. и в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, вещавшего через пророков; 9. И во единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую единственное Крещение во оставление грехов. 11. Чаю (с надеждой ожидаю) воскресения мёртвых 12. и будущей вечной жизни. Аминь (перевод мой. - Ред.). После II Вселенского Собора в Церкви ещё долгое время продолжал употребляться Никейский символ, пока его не вытеснил символ Никео-Константинопольский. Последний является официальным исповеданием Восточной (Православной) Церкви и в наши дни. Контрольные вопросы по теме 1. Какие особенности терминологии отличали «новоникейское» богословие от «староникейского»? 2. Какие партии и течения существовали в Церкви перед II Вселенским Собором? Какие из них были православными, какие были затем осуждены как еретические? 3. Опишите причины Атиохийской схизмы 362 г. На каком соборе и каким образом была предпринята попытка уладить разногласия между антиохийцами? 4. В чём состояли основные тезисы ереси Аполлинария Лаодикийского, осуждённой П Вселенским Собором? 5. Каковы были предпосылки и задачи П Вселенского Собора? В какой степени они были решены? 6. Опишите ход II Вселенского Собора. Почему архиеп. Константинопольский сет. Григорий Богослов не мог председательствовать на первых заседаниях Собора? 7. Каковы были итоги II Вселенского Собора в сфере церковной администрации? 8. Каковы были итоги II Вселенского Собора в сфере церковной догматики? Дополнительная литература по теме Асмус В., прот., Цыпин В., прот. Вселенский II Собор // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 580-588. Максимович К.А. Личность и «космос» в поэзии Григория Богослова // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2009. Вып. 3 (27). С. 7-12. Михайлов П.Б. Василий Великий // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 131-146, 150-169. Фокин А.Р. Григорий Нисский // ПЭ. Т. XII. М., 2006. С. 480-522. Шмалий В., свящ. Аполлинарианство// ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 58—59. Шмалий В., свящ. Аполлинарий Лаодикийский (младший) // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 61-62. Шмалий В., свящ. Арианство // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 221-225.
Билет 6.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.162 (0.11 с.) |