Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Церковные институты в I—III вв. Приход (парикия). Монархический епископат. Клир.
В I в. среди христиан широко распространилось представление, что они странники и пришельцы на земле (1 Петр. II, И). Каждая местная (городская) община, возникшая на основе апостольской проповеди, считала своё существование парикией — т.е. «временным пребыванием, жизнью на чужбине» (ср. греч. παροικι΄α). К началу II в. христианские общины (парикии, т.е. приходы) окончательно формируют трёхступенчатую иерархию. Во главе парикии стоит епископ, которому подчинён клир, состоящий из пресвитеров, диаконов и низших клириков. Впервые о существовании в каждой общине священной иерархии и главенстве в ней епископа (так называемый «монархический епископат») говорит св. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский (годы епископства: ок. 68 - ок.110/115): Все почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а епископа — как Иисуса Христа... пресвитеров же — как собрание Божие, как сонм апостолов (Посл. к Траллийцам, 3). Посему и вам надлежит согласоваться с мыслью епископа, что вы и делаете. И ваше знаменитое достойное Бога пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. (Посл. К Ефес.,гл. 4) С III в. в Церкви засвидетельствована должность архидиакона -старшего диакона в храме, важнейшего помощника епископа. В Риме III в. даже существовала традиция после смерти епископа поставлять на кафедру его архидиакона. Кроме священнослужителей, в клир входили низшие служители Церкви, не имеющие священного сана - иподиаконы (на Западе субдиаконы), аколуфы (выносили свечи в определённые моменты богослужения), чтецы и певцы. В клир входили также привратники, которые охраняли двери храма во время службы, экзорцисты (или целители), имевшие дар изгнания злых духов, и диаконисы, помогавшие при оглашении и крещении женщин. Особый церковный чин ранней Церкви составляли девы. Институт дев — это первый в истории институт церковной аскезы (подвижничества). Девство как воздержание от брака и полное посвящение себя Христу было добровольным обетом, через который первые христиане обоего пола искали духовного совершенства, памятуя о словах Спасителя: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить да вместит» (Мф. XIX, 12). Эти слова, разумеется, не следует понимать буквально — речь идёт не о физическом самооскоплении, а лишь о душевном и телесном целомудрии, воздержании от соблазнов плоти. Однако тем не менее есть примеры и буквального понимания этих слов: так, один из виднейших учителей Церкви начала III в. Ориген подверг себя оскоплению. Его примеру последовали многие христиане, поэтому Церкви пришлось решительно запретить эту практику (прав. свв. Апост. 22, 23).
С самых ранних времён девственники-мужчины пользовались в Церкви огромным уважением — они часто становились клириками и занимали высокое положение в Церкви. Что касается дев, то они также пользовались почётом как «невесты Христовы» (Тертуллиан), принимали активное участие в богослужениях и окормлялись местным епископом наравне с клириками, однако оставались в миру, живя в своих семьях. Начиная с конца III в. они могли образовывать аскетические общины при храмах. Некоторые из церковных дев становились диаконисами. Внешним отличием девы служил надеваемый на голову особый плат. Начиная с IV в. институт дев начинает вытесняться монашеством и после V в. окончательно исчезает.
Внутренняя жизнь общины. Общины-парикии во главе с епископом были, с одной стороны, частями единой кафолической (т.е. «всецелой», «всеобщей») Церкви Христовой, которая не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, существует и в материальном, земном мире, и в мире духовном. С другой стороны, эти общины (локальные Церкви) были прежде всего евхаристическими собраниями, в каждом из которых во всей полноте проявлялись дары Св. Духа и явление Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии. Разумеется, это не нарушало общецерковного единства (как не нарушает и сейчас) — ведь православная экклесиология мыслит Церковь не как механическое соединение отдельных частей (приходов, епархий, диоцезов), но как таинственное и благодатное соединение верных с Христом посредством Евхаристии. В этом единении каждая часть Церкви оказывается равной целому. Парикии не были многолюдными и обширными по территории, поэтому епископ преимущественно сам выступал совершителем Таинств для всей своей общины. По этой причине документы этой эпохи, говоря о епископах, называют их «священниками» (греч. ι’ερευ΄ς). Особый авторитет епископскому сану придаёт усвоение ему апостольского преемства. Об этом с особой ясностью высказывался св. Ириней Лионский (епископ в 178 — после 192 г.), согласно которому епископы — это преемники апостолов, они являются теми звеньями, которые обеспечивают непрерывность Предания во времени. Через них отдельная община делается церковью:
Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всём мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (т.е. еретики) бредят (Против ересей, III, 3, 1). Каждый епископ в пределах своей общины был наделён значительной властью. По мнению сщмч. Киприана Карфагенского (ок. 201— 258 гг.; епископ в 248—258 гг.), «всякий предстоятель волен распорядиться по своему усмотрению, имея отдать отчёт Господу в своем действии» (посл. 76). В другом месте св. Киприан выражается еще определённей: «когда держится связь согласия и хранится неразделенным таинство кафолической Церкви, каждый епископ действует по своему усмотрению, имея отдать Господу отчёт в своих действиях» (посл. 52). Каждая местная община сама отвечала за свою внутреннюю жизнь и не имела никого стоящего над ней, кроме Бога. Всякий контакт с другой общиной был добровольным. Однако в случае смерти местного епископа, согласно правилу 1 свв. Апостолов, для поставления нового предстоятеля необходимо было призвать двух или трёх соседних епископов, ср.: Апост. 1. Епископ да поставляется двумя или тремя епископами. Однако независимость отдельно взятой общины и единоличная власть конкретного епископа не вели к изолированности локальных Церквей друг от друга или к произволу их предстоятелей. Св. Киприан выражал «органическую» потребность каждой местной Церкви к общению со множеством прочих христианских общин следующими словами: «Епископство одно, и каждый из епископов в нём целостно участвует. Также и Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество» (О единстве Церкви, V, 3, 4). Взаимное общение парикий обретёт регулярность благодаря законодательству I Вселенского Собора в Никее (см. прав. 4, 5). Церковное имущество и права епископа. Очень важным условием нормального развития Церкви в любой период её истории является наличие у неё права на владение и распоряжение имуществом. Идеалы апостольской бедности и странничества не предполагали владения недвижимым имуществом — поэтому в самые первые годы жизни Церкви она нуждалась лишь в деньгах, получая их как добровольное пожертвование своих членов. Описанный в книге Деяний драматический эпизод об Анании и Сапфире (Деян. V, 1—11) показывает, что такие пожертвования следовало творить с чистым сердцем и без задних мыслей. Однако по мере умножения приходов Церкви приходилось обзаводиться и недвижимостью, прежде всего храмовыми зданиями. При них возникали различные вспомогательные службы — просфорни, склады для лампадного масла, свечей, вина, муки. Всё это требовало корректного правового оформления во избежание административного хаоса и потенциальных имущественных конфликтов.
Появление церковной недвижимости породило ряд административных проблем. Так, с формально-юридической точки зрения сообща владеть имуществом вполне возможно (такой вид владения присутствовал, например, в римских коллегиях-корпорациях), однако сообща распоряжаться (сдавать в аренду, дарить, завещать и т.п.) затруднительно - в этом случае для решения любого, даже мелкого хозяйственного вопроса пришлось бы устраивать всеобщий сход. Поэтому для удобства управления право распоряжения церковным имуществом весьма рано делегируется епископу. Об этом свидетельствует, в частности, недвусмысленное требование ап. Павла (1 Тим. III, 3) и Дидахе (XIII, 1), чтобы епископ был некорыстолюбив и несребролюбив — очевидно, эта рекомендация имеет смысл только при наличии у епископа важных финансово-хозяйственных полномочий. Таким образом, система «монархического епископата» находила своё выражение не только в духовном лидерстве епископа и его функциях как евхаристического главы, а также учителя и наставника своей паствы, но и в конкретном праве распоряжения церковным имуществом (совместно с диаконами). Несколько позднее к этим функциям добавилось единоличное епископское судопроизводство, сменившее совместный суд апостолов и Церкви-парикии (ср. 1 Кор. V, 3-5). Особую разновидность епископата в ранней Церкви составляли так наз. сельские епископы, или хорепископы (ср. греч. хора 'сельская местность'). Они получали епископский сан на общих основаниях, однако окормляли не городские, а сельские приходы. Роль народа в жизни парикии. Епископ лишь при отвлечённом рассуждении может мыслиться вне своей общины. На деле епископ ничего не значит без клира и народа, ничего не предпринимает без него, как свидетельствует св. Киприан Карфагенский: «С самого начала епископства моего я положил за правило ничего не делать по одному моему усмотрению, без совета вашего [т.е. карфагенского клира] и без согласия народа» (посл. 5). Св. Киприан не поставляет служителей даже на самые низшие степени без общего согласия. Так, в письме к клиру из своего сокровенного убежища, где он пребывал в гонение Деция, он оповещает о поставлении им новых чтеца и иподиакона и при этом замечает: «их давно уже, по общему совету, мы приблизили к клиру» (посл. 24). Сходные мысли о роли народа св. Киприан выражает по поводу принятия к общению клириков, поспешно давших мир падшим при гонении: «поступок каждого из них должен быть рассмотрен и исследован подробнее не только вместе с товарищами моими, но и вместе со всем народом» (посл. 28). Выборы епископа мирянами и клиром. Общинный и коллегиальный характер ранней Церкви выражался не только в широком самоуправлении (см. выше), но и в активной самоорганизации парикии, которая сама выбирала себе пастырей и клир. В Римской империи, как не раз упоминалось, христиане с точки зрения публичного права представляли собой одну из многих корпораций или коллегий (пусть до поры до времени и нелегальную). Правила деятельности таких коллегий регулировались законодательством — в частности, члены коллегии имели право выбирать своего главу (обычно из числа учредителей). Для христианской парикии таким главой и был епископ. Разумеется, в апостольский век при поставлении епископов община прислушивалась к авторитетному мнению апостолов или их полномочных представителей, однако последнее слово оставалось всё же за парикией.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.183 (0.014 с.) |