Из-за того, Что ребенок зависит от окружающих, его психологические проблемы необходимо рассматривать с точки зрения отношений, А не с точки зрения его личностного несовершенства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из-за того, Что ребенок зависит от окружающих, его психологические проблемы необходимо рассматривать с точки зрения отношений, А не с точки зрения его личностного несовершенства.



Нормальное и патологическое развитие детей зависит от разнообразных условий среды и социального окружения. К этим условиям относятся отношения в семье и широкий социальный и культурный контекст. Основными социальными факторами считаются культурные нормы общества и их отражение в отношениях семьи и школы.                                                                                                                                        

  Положение в школе  

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная. В процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя овладевает содержанием различных форм общественного сознания и умения действовать в соответствии с их требованиями. В процессе овладения ими у ребенка возникает отношение к действительности, сознание, мышление и соответствующие им способности (в частности рефлексия, анализ, планирование), которые являются центральными новообразованиями младшего школьного возраста.

В школу приходят разные дети: по характеру, поведению, уровню развития и подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все «на лету», а другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия. И есть такие, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. Эти дети сталкиваются в школе с непосильными для них требованиями. Им часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и детский коллектив. Их поведение может приводить учителей в замешательство.

        Еще в 1974 году В.А.Сухомлинский писал: «здоровье зависит от того какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов.

Современная школа переживает период поиска. Постоянные разработки новых экспериментальных программ, направленных на развитие способностей ребенка в различных сферах требуют особого внимательного наблюдения за развитием ребенка. Эмоциональный дискомфорт, возникающий при этом, снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. Получая отрицательные оценки, ребенок постепенно осознает свое отставание от других учеников. Эмоциональный дискомфорт, возникающий при этом, снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. Плохие оценки, замечания учителей в адрес незадачливого ученика влияют на отношение к нему одноклассников, они начинают негативно оценивать не только его учебные успехи, но и характер, и даже его внешний вид.

Обидное, болезненное чувство несправедливости окружающего мира, собственной ущербности, недостаточности, сниженная самооценка приводят к дополнительным, "вторичным" - но не менее серьезным проблемам.

Чувства страха и напряжения, которые часто сопровождают те или иные трудности ребенка, парализуют его познавательную активность, часто приводят к агрессии, направленной на окружающих или на самого себя. Сферу самоутверждения он начинает искать вне школы и дома, в асоциальной среде.

 Так и формируется замкнутый круг неуспехов, отрицательного отношения к себе и окружающим, приводящий к неврозам, депрессиям, нарушениям поведения, а при длительности подобной ситуации - к искаженному формированию личности.

Постоянно повышающиеся требования к содержанию и организации обучения и воспитания приводят к необходимости поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. 

Наибольшую остроту в контексте этой проблемы приобретает вопрос об определении условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались и корригировались познавательные возможности школьников.

Известно, что в младшем школьном возрасте созревают возможности эмоционально-волевой регуляции деятельности.

Результаты совместного исследования по проблеме «школа и психическое здоровье учащихся», предпринятого учеными России, Германии, Венгрии и Чехии (1988) показывают. Что разнообразие эмоций, которые испытывает ребенок, во многом формирует его поведение. На этом фоне облегчается или усложняется учебная деятельность. эмоциональное состояние не только зависит от успешности выполнения задания, но и влияет не его результат. К критериям социально-психологической адаптации следует относить не только эффективность учебной деятельности и успешность социальных контактов, но и эмоциональное благополучие.

Анализ нарушений школьной адаптации у учащихся младших классов позволил выявить наиболее характерные психозащитные реакции – активный протест (враждебность), пассивный протест (избегание), тревожность, неуверенность в своих силах.

В практике педагогическая оценка редко учитывает эмоциональное отношение ребенка к процессу учебной деятельности, к ее результатам и к себе, как субъекту учебной деятельности, а только фиксирует результат деятельности – ее успех или неуспех.

В группе детей, у которых собственная оценка совпадает с положительной педагогической, наблюдается устойчивая склонность к переживанию позитивных эмоций, что способствует поддержанию интереса к учению, быстрому росту умений, формированию знаний и выработке творческого отношения к познанию. Учащиеся, у которых отрицательная педагогическая оценка не совпадает с собственной, испытывают негативные переживания, такая оценка убивает их веру в себя, унижает достоинство. Дети пытаются отгородиться от всего, что у них вызывает неприятные чувства. У них формируется безразличие, нежелание быть оцениваемым, а иногда – отвергающее отношение к самому учителю и процессу учения.

В более старшем возрасте эти поведенческие реакции утрачивают защитный характер, принимая форму клишированных стереотипов поведения, распространяющихся на обучение в целом, отношение к одноклассникам и учителям, а затем – к взрослым вообще. Закрепление реакций протеста становится механизмом патологического формирования личности, т.е. нарушение эмоционального компонента регуляции на разных уровнях определяет развитие личности, стиль ее общения и деятельности.

Влияние внешней оценки на формирование отношения к учению для детей с трудностями в обучении особенно существенно. Трудности в учебной деятельности, низкая ее результативность, соответствующее отношение учителя, родителей, одноклассников приводит к тому, что оценка (в том числе и отметка) становятся для детей травмирующим фактором. Даже доступные привычные задания на уроке могут выводить школьника из равновесия, заставлять его нервничать, отказываться от уже начатого действия, уже намеченного решения. При столкновении с трудностями или при отрицательной оценке выполненного задания часто проявляется негативная реакция, дезорганизующая всю последующую деятельность на уроке. Или ребенок демонстрирует безразличие, которое направлено, по сути не на оценку, а на собственное неправильное решение. Поэтому построение прогноза дальнейшего развития ребенка не может проводиться без учета его эмоционально-волевой сферы.

Исследования детской психологии акцентируют все больше внимание на роли семейной системы взаимоотношений. 

Положение в семье

  Влияние родителей на развитие детей очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками.

  Распадается практически каждый второй из вновь заключенных браков. За этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности. Современная семья стала малодетной, и в полной семье на одного ребенка, как правило, приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно.

       Исследования специалистов различных областей знаний (юристов, медиков, социологов и др.) убедительно свидетельствуют о низкой правовой, медицинской, психологической культуре родителей и о необходимости специальной планомерной работы в этих направлениях по разъяснению родителям особенностей возрастного развития детей, их индивидуальных особенностях, причинах родительского недовольства детьми. Практика показывает, что многие родители не могут понять причин недовольства собственными детьми, не могут самостоятельно решить возникающие проблемы и хотят получить консультацию специалистов. Конечно, отдельные консультации и мероприятия не в состоянии решить все проблемы, поэтому необходимы комплексные программы по защите ребенка.

  Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, поэтому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение по этой причине свободного времени для общения с детьми приводят к ухудшению физического и психического здоровья самих родителей, повышенной утомляемости, стрессам и раздражительности. Свои состояния родители часто выплескивают на детей (дошкольников и младших школьников), которые не могут понять, почему взрослые сердятся. Дети попадают в ситуации полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сильно сказывается на их психическом здоровье.

Одним из серьезных факторов, провоцирующих жестокость к детям, является пьянство одного или обоих родителей.

Большое влияние на взаимоотношения в семье оказывает культ жестокости современного общества. Ребенок растет и формируется под влиянием родителей и общества в целом. Часто кино, компьютер и телевидение целиком заменяют родителей, а результаты такого воспитания не всегда удается предусмотреть и исправить.

Достаточно высоким является уровень эмоционального отвержения ребенка современными родителями. Родителям, эмоционально отвергающим своего ребенка более свойственен жесткий контроль за его поведением и требование безоговорочного послушания и дисциплины. Ребенок им представляется неприспособленным, неуспешным и подверженным чужому влиянию. Такие родители не помогают ребенку и низко оценивают его интеллектуальные способности. 

На характер взаимоотношений детей и родителей влияет и уровень образования последних. Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания, а родители с высоким уровнем образования применяют методы эмоционального отвержения ребенка. Такие методы одинаково вредно сказываются на последующем развитии ребенка.

 Как правило, родители в своих требованиях к ребенку редко учитывают состояние его здоровья, уровень физического и психического развития.

Реализация идеи гуманистического отношения к детям, включающая объединение усилий для оказания реальной помощи семьям направлена на преодоление пассивности общества и создание правовой базы для государственного подхода в решении проблемы их защиты.

Общение со сверстниками

  Когда дети с расстройством поведения подрастают, то большинство их не находит поддержки и дружбы среди своих сверстников, хотя некоторые из них могут стать довольно популярными. Начав ходить в школу, некоторые дети с расстройством поведения становятся хулиганами, и это продолжается в подростковом возрасте и в зрелости. 

Надо отметить, что дети с проблемами поведения все же заводят себе друзей. К сожалению их дружба зачастую основана на взаимной симпатии одинаково антисоциально настроенных подростков   Сочетание раннего проявления антисоциального поведения и связи с другими сверстниками-хулиганами – единственный наиболее сильный показатель проблем поведения в подростковом возрасте. Дружба с антисоциальными сверстниками укрепляется в возрасте 9 – 12 лет и помогает переходу от принуждающего поведения в детстве к подростковым преступлениям, таким как воровство, злоупотребление наркотиками или прогулы школы. В действительности около двух третей всех зафиксированных преступлений молодежи совершаются кампанией из двух или трех сверстников Участие сверстников-хулиганов также способствует автономии в подростковом возрасте и ранней сексуальной активности. 

  «Дружба» между антисоциальными мальчиками как правило, характеризуется неустойчивостью и не приносит им удовлетворения. Когда все же отношения носят положительный характер, они все равно осложнены стремлением одного подростка подчинить себе другого. Антисоциальные дети могут поощрять друг друга за нарушение социальных норм, но редко когда поддерживают социальное поведение друг друга.

Агрессивные дети также не в состоянии полностью переработать информацию в социальных ситуациях. Они недооценивают свою собственную агрессивность и ее негативное влияние на других и переоценивают агрессию, направленную на них самих. В их поведении проявляется склонность к приписыванию враждебности и негативных намерений другим людям, в особенности, когда намерения других им не ясны. Агрессивные дети склонны ценить социальное доминирование и месть, а не дружбу. Им не хватает заботы о других людях и их способы решения социальных проблем неадекватны и неприемлемы для окружающих.

Важно помнить, что многие дети с проблемами поведения живут в очень неблагоприятных условиях. В некоторых случаях их «предубеждение» видеть угрозу и агрессию у других людей является точным отражением их пребывания во враждебном социальном мире, а агрессивный стиль реагирования оказывается адаптивной реакцией на этот мир.

Очевидна тесная взаимосвязь между процессами умственного развития и развития личности, их взаимное влияние друг на друга. Для реализации интеллектуального и личностного потенциала ребенка имеют большое значение и условия воспитания и обучения, и индивидуальные психологические (а иногда и патологические, т.е. обусловленные болезненными отклонениями) черты характера ребенка, темп созревания его когнитивных способностей, его физиологические ресурсы (состояние здоровья, работоспособность и т д.). Анализ взаимодействия факторов, приводящих к школьной дезадаптации, важен в каждом индивидуальном случае, так как клинический «фасад» состояния часто определяется вторичными нарушениями, имеющими более яркие проявления и социальные последствия. К примеру, замедление созревания регуляторных структур ствола и коры головного мозга, которое мы наблюдаем при состоянии психофизического инфантилизма, может в такой степени отягощаться невротическими и психопатоподобными нарушениями, возникающими у ребенка при неадекватных его уровню развития школьных требованиях, что реальные, физиологически обусловленные учебные трудности как бы уходят на второй план, а на первый план выступают нарушения поведения. Однако нормализовать поведение ребенка, помочь ему адаптироваться к школе без формирования содержательной учебной мотивации и создания ситуации успешного обучения невозможно.

 Для решения организация целостного процесса обучения, необходимо учитывать тот факт, что разнообразные факторы – биологические, социальные, педагогические, – как правило, взаимно связаны и влияют друг на друга, усугубляя негативные тенденции в индивидуальном развитии ребенка.

Чтобы полностью понять проблемы в поведении детей и выработать пути их преодоления и предупреждения нам необходимо хорошо представлять механизмы их нарушений.

I Глава

    Нарушения поведения у детей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.022 с.)