Организация государственного управления в сфере физической культуры и спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация государственного управления в сфере физической культуры и спорта



Роль государства в управлении сферой физической культуры и спорта в нашей стране в советское время и в период новой истории России изучали многие специалисты. В начале XXI в. большое число исследований также было посвящено все возрастающей роли государства и анализу правовых основ в управлении сферой физической культуры и спорта. В перечисленных работах отмечается, что с изменением социально-экономических условий в стране соответственно меняется и роль государства в управлении сферой физической культуры и спорта. Методы управления из преимущественно административных становятся все более основанными на регулировании отношений с помощью норм права. Только некоторые стороны взаимодействия государства и общественных объединений спортивной направленности обсуждались на прошедших в марте 2005 г. парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации.

В настоящее время, по мнению многих исследователей, специалисты по управлению сферой физической культуры и спорта находятся в поиске оптимальной организационной модели, отвечающей требованиям гражданского общества, с одной стороны, и государства - с другой. Этот поиск продолжается уже не один год. Не случайно только название уполномоченного государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта на уровне Российской Федерации с 1992 по 2004 г. менялось 12 раз. Столько же раз менялось положение об этом органе управления, происходила смена его функций и полномочий. Да и в настоящее время нельзя сказать, что найдена оптимальная модель управления, в которой были бы учтены интересы ее элементов и частей, начиная с тех, которые находятся в непосредственной близости от рядового гражданина - жителя конкретного муниципального образования, и до самой ее вершины - органов государственной власти на федеральном уровне.

Основой взаимодействия вуправлении сферой физической культуры и спорта в системе государственной власти на федеральном уровне является норма Конституции Российской Федерации, на основании которой государственную власть в стране осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации.

Приведем несколько примеров взаимодействия главы государства с другими субъектами управления в реализации ряда его полномочий. Так, согласно ст. 84 Президент РФ "вносит законопроекты в Государственную Думу". Результатом этого взаимодействия стала сформированная в РФ отрасль законодательства о спорте. Безусловно, созданное в стране правовое поле спорта инициировано не только Президентом, но и другими субъектами законодательной инициативы, вклад которых в правовое регулирование сферы физической культуры и спорта мы еще будем обсуждать.

Важный инструмент воздействия на формирование основных направлений внутренней политики в стране - содержание ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. К примеру, в Послании 2004 г. Президент РФ обращает внимание Федерального Собрания на проблемы в сфере здравоохранения и образования, а в Послании 2005 г. уже приводит конкретные примеры потерь в стране от нездорового образа жизни и необходимости использования средств физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения: "Особо остановлюсь на другой сложной для нашего общества теме - последствиях алкоголизма и наркомании. В России только от отравления алкоголем, и, прежде всего его суррогатами, ежегодно умирает около 40 тысяч человек. В основном это молодые мужчины, кормильцы семей. Однако эту проблему невозможно решить методом запретов. И результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех. Между тем, просматривая бюджетные программы следующего года, инвестиционные программы Правительства, не увидел там никакого желания решать эту проблему на федеральном уровне. Понятно, что это, прежде всего по законодательству вопросы региональные и муниципальные, но без соответствующей поддержки со стороны федерального Правительства проблему нам эту не решить. Прошу внести соответствующие изменения". Необходимо отметить, что замечания Президента уже учтены при подготовке проекта Целевой программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 гг., в которой предполагается направить на развитие физической культуры и спорта в РФ в течение срока реализации программы более 106 655 млн рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 53 613 млн рублей; за счет средств бюджетов субъектов РФ - 47 962 млн рублей; из внебюджетных источников - 5080 млн рублей.

Казалось бы, какое отношение имеет к управлению сферой физической культуры и спорта норма Конституции РФ, касающаяся решения Президентом РФ вопросов гражданства Российской Федерации? Однако решение вопросов российского гражданства бывает очень актуальным для спортсменов высокой квалификации в преддверии крупных спортивных событий. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства - спортсменам при поддержке руководителей органов управления в сфере физической культуры и спорта, спортивных федераций и спортивных клубов приходится обращаться к Президенту РФ с ходатайствами о решении вопросов российского гражданства для целого ряда высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в сборные команды РФ.

На официальном сайте Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ мы обнаружили большое число нормативных правовых документов, подписанных Президентом РФ, имеющих прямое отношение к сфере физической культуры и спорта. В целом за короткий период новой истории России издано более 400 указов и распоряжений Президента Российской Федерации, нашедших правоприменение в управлении сферой физической культуры и спорта.

В результате изучения и анализа норм Конституции РФ по предмету взаимодействия федеральных органов государственной власти в сфере управления физической культурой и спортом есть основания сделать следующие выводы:

1. Конституция РФ предусматривает необходимость взаимодействия федеральных законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти при подготовке и принятии нормативных правовых документов, в том числе и при подготовке решений, связанных с управлением сферой физической культуры и спорта в Российской Федерации.

2. Нормы конституционного права, определяющие полномочия федеральных органов государственной власти, вполне обеспечивают создание полноценной системы взаимодействия между самими органами государственной власти, а также с другими элементами системы управления сферой физической культуры и спорта, включая органы государственной власти в субъектах РФ, органы местного самоуправления, представителей гражданского общества: бизнес и профессиональные сообщества (спортивные федерации). Такое взаимодействие также должно быть предусмотрено как обязательное условие и в документах, регламентирующих деятельность уполномоченных в сфере управления физической культурой и спортом органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также в органах местного самоуправления муниципальных образований.

Организационная структура системы федеральных органов государственной власти в РФ в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает их теснейшее взаимодействие. Вместе с тем следует отметить, что ресурсные возможности системы взаимодействия федеральных органов государственной власти используется в недостаточно полной мере. Так, например, по разным причинам Государственная Дума РФ не может приступить к рассмотрению нового законопроекта "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", что в значительной степени сдерживает развитие как массовой физической культуры, так и спорта высших достижений.


Органы государственного управления вместе с другими властными структурами управления представляют государство. Эти государственные структуры являются носителями государственной власти, через их деятельность высшие государственные должностные лица осуществляют политическую власть.

Государственные органы управления активно действуют в экономике и социальной сфере, осуществляя свои функции. Регулирование органов управления в стране может быть как прямым, к примеру, государство в качестве разработчика стратегических целей развития контролирует их осуществление, так и косвенным, когда оно выступает в качестве координатора, определяющего основные направления развития.

Рис. 1 Структура управления физической культурой и спортом с мая 2008 года

Для осуществления государством своих функций необходима система государственных органов. Государственный орган – это звено в системе государственного управления, которое обладает полномочиями в определенных областях деятельности. Ему присущи следующие признаки:

- от имени государства осуществляет его задачи и функции посредством определенного вида деятельности;

- имеет определенную компетенцию, т.е. совокупность задач, функций, прав и обязанностей;

- обладает властными полномочиями;

- характеризуется определенным строением и др.

Задачи по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с учетом межведомственного подхода.

Таким органом в Российской Федерации является Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Именно Росспорт создает в спортивной сфере действующий механизм, который обеспечивает целый ряд важных функций государства, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику. Необходимо подчеркнуть, что государственная политика в отрасли Росспорт строит посредством взаимодействия с регионами.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации действует Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи, который призван способствовать эффективному управлению сферой физической культуры и спорта на законодательном уровне.

Президент Российской Федерации уделяет большое внимание развитию физической культуры и спорта. В 2002 году с целью информирования главы государства о положении дел в сфере физической культуры и спорта, обеспечения его взаимодействия с физкультурно-спортивными объединениями, физкультурными, спортивными организациями и деятелями физической культуры и спорта, выработки предложений по актуальным вопросам государственной политики в области физической культуры и спорта был создан консультативный орган – Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту [10].

На реализацию общей стратегии развития физической культуры и спорта в стране при тесном взаимодействии с государственными органами управления направлена деятельность Олимпийского комитета России, федераций по видам спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ.

Олимпийский Комитет России – это общественная организация, перед которой стоят следующие основные задачи:

- всемерное развитие олимпийского движения в стране;

- содействие распространению спорта для всех;

- пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все средства массовой информации;

- повышение престижа российского спорта на международной арене;

- защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов спорта;

- содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в практику работы спортивных организаций.

Сегодня необходимо разработать единый механизм взаимодействия различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Такая политика должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха. Консолидация усилий позволит привести в стройную систему и укрепить нормативную правовую базу осуществления государственной политики в области физической культуры и спорта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.011 с.)