Упражнение 1. Учитывая графические обозначения краткости-долготы предпоследнего слога, прочитайте вслух: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 1. Учитывая графические обозначения краткости-долготы предпоследнего слога, прочитайте вслух:



a) pylōrus (привратник), abdōmen (живот), cartilāgo (хрящ), carōtis (сонная артерия), dilatātor (расширяющий), fibrōma (фиброма), duodēnum (двенадцатиперстная кишка), corōna (венец), audītus (слух), oedēma (отёк), retĭna (сетчатка), valetūdo (здоровье), parōtis (околоушная железа), systēma (система), palātum (нёбо);

b) lacrĭma (слеза), lamĭna (пластинка), liquĭdus (жидкий), acĭdum (кислота), minĭmus (наименьший), polўpus (полип), pyrămis (пирамида), utěrus (матка), occĭput (затылок), tuberosĭtas (бугристость), huměrus (плечевая кость), oesophăgus (пищевод).

 

Упражнение 2. Прочитайте, поставьте ударение, объясните постановку:

Ligamentum. Linea alba. Ossa.  Althaea. Pelvis. Scabies. Bacillus. Appendix.  Vasa sanguinea. Columna vertebrālis. Fascia. Status. Textus osseus.  Iliăcus. Uterus. Articulatiōnes. Abscessus. Externus. Occipitalis.. Convallaria majalis.. Oesophăgus. Vesīca fellea. Strophanthus. 24. Cavernōsus. Gossypium. 26. Tonsilla. Decoctum. Febris continue. Maxilla. Cavum cranii. Plexus. Penicillium. Glandŭla. Catarrhus ventricŭli. 35. Tinctūra Leonūri. Macŭla. Camphŏra. Muscŭlus psoas major. Mixtūra. Bronchītis acūta. Globŭlus. Collapsus. Nux vomĭca. Oxygenium. Articulatio humĕri. Os occipitāle. Processus mastoideus. Musculi abdomĭnis.

 

Упражнение 3. Перепишите латинские анатомические термины. Поставьте ударение, в необходимых случаях обращайтесь к словарю:

•      foramen ovale                           - овальное отверстие

•      cavitas oris propria               - собственно полость рта

•      musculus sphincter pylori         - сфинктер привратника

•      organa oculi accessoria                    - добавочные органы глаза

•      skeleton membri                       - скелет конечности

•      margo superior pyramidis         - верхний край пирамиды

•      pars optica retinae                - зрительная часть сетчатки

•      pars libera gingivae               - свободная часть десны

•      arteria carotis                           - сонная артерия

•      lamina horizontalis               - горизонтальная пластинка

•      arbor vitae cerebelli               - древо жизни мозжечка

•      canalis palatinus major                    - большой небный канал

•      vas lymphaticum superficiale        - поверхностный лимфатический сосуд

 

Упражнение 4. Руководствуясь правилами, поставьте ударение:

а) glutaeus (ягодичный), gangraena (гангрена), diaeta (диета), amoeba (амёба), peronaeus (малоберцовый), Althaea (алтей), Crataegus (боярышник), peritonaeum (брюшина), ozaena (озена), barotrauma (баротравма);

b) сerebellum (мозжечок), papilla (сосок), labyrinthus (лабиринт), reflexus (рефлекс), trochanter (вертел), sinister (левый), processus (отросток), ligamentum (связка), complexus (связь), columna (столб);

c) оblongatus (продолговатый), spinalis (спинно-мозговой), ciliaris (ресничный), ulnaris (локтевой), arteriosus (артериальный), pelvinus (тазовый), nasalis (носовой), muscularis (мышечный), spongiosus (губчатый), incisura (вырезка), cribrosus (решётчатый);

d) nucleus (ядро), cranium (череп), spatium (пространство), ganglion (ганг-лий), facies (поверхность), anterior (передний), arteria (артерия), inferior (нижний), labium (губа), terminatio (окончание), paries (стенка), pancreas (поджелудочная железа), manubrium (рукоятка), atrium (предсердие), epigastrium (надчревье), ovarium (яичник), brachium (плечо);

e) cerebrum (большой головной мозг), vertebra (позвонок), palpebra (веко), triquetrus (трёхгранный), multiplex (множественный), quadruplex (четырёхгранный);

f) stomachus (желудок), choledochus (желчный), Bismuthum (висмут), phlebolithus (венный камень);

g) valvula (заслонка), tuberculum (бугорок), auricula (ушная раковина), ventriculus (желудок), musculus (мышца), glandula (железа), vestibulum (преддверие), pediculus (ножка), nodulus (узелок), cellula (клетка), venula (маленькая вена), gastricus (желудочный), hepaticus (печёночный), lymphaticus (лимфатический), foveola (ямочка), alveolus (альвеола), acusticus (слуховой), ductulus (проточек).

 

Упражнение 5.Запишите термины, выделите предпоследний слог, определите его долготу или краткость и поставьте ударение, обращаясь в необходимых случаях к словарю:

columna vertebralis ― позвоночный столб; processus transversus ― поперечный отросток; vena subcutanea ― подкожная вена; substantia spongiosa ― губчатое вещество; medulla spinalis ― спинной мозг; fissura orbitalis superior ― верхняя глазничная щель; musculus gluteus ― ягодичная мышца; corpus vertebrae thoracicae ― тело грудного позвонка; lamina horizontalis ossis palatini ― горизонтальная пластинка нёбной кости; sulcus arteriae temporalis mediae ― борозда средней височной артерии; facies pelvina ― тазовая поверхность; labium inferi- us ― нижняя губа; tuberculum obturatorium posterius ― задний запирательный бугорок; lamina affixa ― прикреплённая пластинка; labyrinthus osseus ― костный лабиринт; vertebra coccygea ― копчиковый позвонок; musculus peroneus ― малоберцовая мышца; Aloë ―алоэ (лекарственное растение); linea obliqua ― косая линия; in ampullis ― в ампулах; ossa faciei ― кости лица; Glycyrrhiza ― солодка (лекарственное растение); Crataegus ― боярышник (лекарственное растение); nervus trigeminus ― тройничный нерв; digitus minimus ― мизинец (наименьший палец); ductus choledochus ― желчный проток; arteria circumflexa femoris medialis ― медиальная артерия,

 

 

Тема 3. Глагол.

Общие сведения о глаголе.

       Из латинского языка для студентов-медиков важны следующие грамматические категории глагола:

2 числаединственное (numerus singularis) и множественное (numerus pluralis);

3 лицапервое лицо (persona prima) (я, мы); второе лицо (persona secunda) (ты, вы); третье лицо (persona tertia) (он, она, оно, они);

2 залога: активный (genus Activum) – т.е. действие выполняет названное лицо или предмет – Студент проводит исследование; и пассивный (genus Passivum) – т.е. действие выполняется безотносительно к лицу или предмету, его выполняющему – Исследование проводится студентом.

3 наклонения: изъявительное (modus Indicativus) – значение изъявительного наклонения такое же, как в русском языке– с его помощью описывается действие: Студенты учат анатомию; повелительное (modus Imperativus) – значение повелительного наклонения такое же, как в русском языке – с его помощью мы передаем приказ или побуждение к действию: Учите анатомию!; и сослагательное или условное (modus Conjunctivus) (двойное название обусловлено тем, что в новых индоевропейских языках это два наклонения – желательное и сослагательное) – с его помощью передается характеристика действия или состояния как предполагаемого, возможного, ожидаемого и желаемого, зачастую высказывается условие совершения действия, например: Пусть студенты учат анатомию.

 

Словарная форма

В словаре глагол находится:

- слово в 1-м лице, единственном числе, настоящем времени, изъявительном наклонении (я что делаю?);

- конечная часть инфинитива;

- номер спряжения.

Например: curo, ā re, 1 – лечить, где curo – глагол в 1-м лице, единственном числе, настоящем времени, изъявительном наклонении (лечу), ā re – конечная часть инфинитива, 1- номер спряжения.

 

Спряжение.

Глаголы в латинском языке делятся на 4 спряжения, которые различаются основами. Спряжение определяется по концу инфинитивной формы, которая может оканчиваться на:

I спряжение: - ā re - signāre - обозначить

II спряжение: - ē re - miscēre – смешивать

III спряжение: - ĕ re - dividĕre - разделять

IV спряжение: - ī re – audīre – слушать

Основа глагола.

Для того, чтобы определить основу глагола, нужно поставить глагол в инфинитив и в I, II, IV спряжениях отбросить конечное re, а в III спряжении отбросить конечное ĕ re. Таким образом, в I спряжении основа оканчивается на ā – signā-re, во II спряжении – на ē – miscē-re, в III спряжении – на согласный – divid –ĕre, в IV спряжении – на ī.

 

NB!

Обратите внимание на образование формы первого лица единственного числа активного и пассивного залогов от глаголов I спряжения: конечная гласная -а- сливается с окончанием и выделить ее не представляется возможным: da+o= do; palpa+o= palpo; da+or= dor; palpa+or= palpor.

5. Повелительное наклонение
(Modus Imperativus)

В латинском языке повелительное наклонение используется только во 2-м лице единственного и множественного числа (ты сделай, вы сделайте).

 Форма единственного числа образуется от неопределенной формы (инфинитива) путем отбрасывания конечного - re у глаголов всех 4 спряжений:

Signāre (обозначить) – signa (обозначь)

Miscēre (смешать) – misce (смешай)

Dividĕre (разделить) – divide (раздели)

Audīre (слушать)- audi (слушай)

 

Форма множественного числа образуется от формы единственного числа путем добавления окончания - te у глаголов I, II, IV спряжения; в III спряжении конечная классная e меняется на i и добавляется - te:

Signa + te = signāte (обозначьте)

Misce + te= miscēte (смешайте)

Divide (e → i) + te = dividĭte (разделите)

Audi + te = audīte (слушайте)

 

NB!

Отрицательная форма повелительного наклонения образуется от инфинитива глагола, путем добавления к полной форме инфинитива неправильного глагола nolo – Noli (для единственного числа) и Nolite (для множественного числа).

Инфинитив

Основа

Утвердительное

Отрицательное

Singularis Pluralis Singularis Pluralis
I dare da- Da. Da te. Noli dare. Nolite dare.
II videre vide- Vide. Vide te. Noli videre. Nolite videre.
III legere leg- Lege. Legi te. Noli legere. Nolite legere.
IV audire audi- Audi. Audi te. Noli audire. Nolite audire.

 

Упражнения

1. Прочитайте глаголы, определите спряжение и основу:

 Auscult ā re — выслушивать; concid ĕ re — резать; contin ē re — содержать; fin ī re — заканчивать; extrah ĕ re — извлекать; coqu ē re — варить; add ĕ re — добавлять; sent ī re - чувствовать, err ā re - ошибаться, vinc ĕ re – побеждать, cur ā re – лечить, dic ĕ re - говорить, ven ī re - приходить, hab ē re – иметь,sum ĕ re - брать, ter ĕ re -тереть, filtr ā re - фильтровать, auscult ā re - выслушивать, repet ĕ re - повторять, adhib ē re - применять, vert ĕ re - перевертывать, form ā re – образовывать, noc ē re – вредить, solv ĕ re - растворять, fin i re - закончить, teg ĕ re - покрывать.

 

2.Образуйте формы повелительного наклонения:

Sentīre - чувствовать, errāre - ошибаться, vincĕre - побеждать, curāre - лечить, dicĕre - говорить, venīre - приходить, habēre - иметь, dare - давать; recipĕre - взять; valēre – быть здоровым; infundĕre - наливать; salvēre - здравствовать refrigerāre – охлаждать; solvĕre - растворять sterilisāre - стерилизовать; auscultāre – выслушивать conspergĕre – обсыпать.

 

3. Переведите на русский язык.

A) 1. Misce. Da. Signa. Miscete. Date. Signate. 2. Ausculta aegrotas et praescribe medicamenta. 3. Attente palpate aegrotos. 4. Bene stude et labora. 5. Da tincturam in lagoena. 6. Da mixturam in vitro. 7. Infunde solutio in vitrum. 8. Vale. Valele. 9. Salve. Salvete. 10. Divide massam pilularum. 11. Forma pilulas. 12. Solve tabulettas. 13. Tene tabulettam sub lingua. 14. Sterilisate. 15. Repetite. 16. Audite magistram. 17. Noli nocere. 18. Noli me tangere. 19. Recipe guttam unam (1). 20. Adde. 21. Contunde. 22. Discite linguam Latinam. 23. Audite attente. 24. Cito praepara mixturam. 25. Ausculta disce.

B) 1.Bene lego. 2.Male scribis. 3.Cur male scribitis? 4.Nolite male scribere. 5.Valete. 6.Vale et me ama. 7.Vive valeque. 8.Bene audire debet. 9.Qui bene audit, bene discit. 10.Bene audite, quod dico. 11.Quod agitis, bene agite. 12.Dum docemus, discimus. 13.Nota bene. 14.Divide et impera. 15.Bene discere debes. 16.Non audio, quod dicis. 17.Hue noli venire. 18.Dum spiro, spero. 19.Audi et tace. 20.Libenter legimus et scribimus. 21.Videmus, audimus, olfaclmus, gustamus, tractamus. 22. Bene audi, quod dicunt. 23.Laboro. 24.Bene laboramus. 25.Semper bene labora. 26.Male laboras. 27.Noli male laborare.

 

4. Переведите на латинский язык.

1. Возьми. 2. Повтори. 3. Внимательно слушайте. 4. Раствори таб­летку в воде. 5. Сформируй пилюли из пилюльной массы. 6. Будьте здоровы. 7. Внимательно аускультируйте, пальпируйте и перкутируйте. 8. Смешайте настойку валерьяны с настойкой ландыша. 9. Старательно учитесь. 10. Переверни. 11. Хорошо работайте. 12. Изучайте латинский язык. 13. Профильтруй. 14. Прими капли настойки мяты. 15. Не навреди.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.032 с.)