Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая готовность к материнству
Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. Так, например, Г.Г. Филиппова рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины. Большая часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу [42]. Так, В. И. Брутман определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности [6]. Итальянский психолог А. Менегетти рассматривает материнство как роль, заученную женщиной еще с детства [28]. В российской науке Е. В. Матвеева определяет материнство как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение В. В. Давыдова о типологии деятельности, согласно которой выделяются типы деятельности, сложившиеся и возникшие в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Поэтому Е. В. Матвеева считает, что к этому типу деятельности и относится материнство [27, c. 33]. По мнению О. Вайнингера, материнство содержит в себе нечто более глубокое, чем один только факт того, что женщина родила. Он описывает материнство, как всеобщую черту, проявляющуюся у различных существ с неодинаковой силой. Женщина, которая является воплощением материнства, должна раскрывать эту черту не только в отношениях к своему кровному ребенку, но, прежде всего, в отношениях ко всем людям без исключения [12]. Согласно Ж. Цареградской понятие материнствовключает в себя способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Для того чтобы женщина смогла реализовать материнскую функцию, она обладает материнским инстинктом, обусловленным беременностью и родами, и материнским поведением, являющимся результатом обучения и наблюдения за поведением более опытных матерей. Материнский инстинкт выражается в неких специальных качествах, позволяющих женщине учиться материнству и реализовывать уход за новорожденным. Такими материнскими качествами, отличающими женщину-мать, можно считать способность идентифицировать себя с ребенком и способность приспособиться к его нуждам.Истоки материнского инстинкта, несомненно, восходят к состоянию беременности, но все же главным его пусковым механизмом являются роды. Чем благополучнее проходят роды, чем меньше вмешательств в их ход, тем больше у женщины шансов проявить материнский инстинкт и кормить ребенка грудью[46].
Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояний на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом [5].Мать идентифицируется с ребенком чрезвычайно сложным образом: она чувствует себя им, разумеется, оставаясь взрослым человеком. С другой стороны, ребенок переживает свою идентичность с матерью в моменты контакта, являющиеся скорее не его достижением, а отношениями, которые стали возможными благодаря матери [28]. Проанализированные психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств и поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект – носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка. Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось [43]. При изучении психологической готовности к материнству анализируются изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребёнка, которые чрезвычайно глубоки [40]. На процесс формирования готовности к материнству влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми [43].
Одна из исследователей психологической готовности к материнству С.Ю. Мещерякова рассматривает этот концепт как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением автора о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и, тем самым, обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании [29]. Выделяется несколько групп показателей психологической готовности к материнству. В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства. Эта составляющая была определена С.Ю. Мещеряковой, исходя из концепции М.И. Лисиной, которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Она предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми [29]. Во вторую группу внесены желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения. В третью группу включены установки на стратегию воспитания ребёнка. То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку [47]. Наглядно группы показателей готовности к материнству представлены в таблице 2.1. . Таблица 1.1 – Группы показателей готовности к материнству
Также И.В. Брутман рассматривает готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери [6]. В своей работе Е.В. Милосердова выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству: 1) отношение к беременности: самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.
2) поведение женщины в процессе родов: зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось [42]. Основываясь на теории психологии отношений В.Н. Мясищева, И.В. Добряков рассматривал беременность через призму единства организма и личности, а также понятие «гестационной доминанты». Понятие «гестационная доминанта» наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины. Она обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры[15]. В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними И.В. Добряковым было выделено пять типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД): оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный. Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, которые относятся к своей беременности ответственно, но без излишней тревоги. В этих случаях, как правило, супружеские отношения зрелые, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка. Гипогестогнозический тип ПКГД (от греч. hypo — приставка, означающая слабую выраженность; лат. gestatio — беременность; греч. gnosis — знание) нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Среди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Нередко этот тип ПКГД также встречается у многодетных матерей. Чаще всего ему сопутствуют такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств.
Эйфорический тип ПКГД, (от греч. ей — хорошо; phew — переносить) отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность у них становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально. Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Став матерями, они отличаются повышенной моральной ответственностью, не уверены в своих силах и способностях воспитывать ребенка. Воспитание детей чаще всего носит характер доминирующейгиперпротекции. Распространено и вынесение конфликта между супругами в сферу взаимодействия с ребенком, обусловливающее противоречивый тип воспитания. Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто у нее возникают мысли о собственном уродстве. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции [15]. Исследуя психологические факторы нарушения материнства, Г.Г. Филиппова рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены: · ценность будущего ребёнка; · ценность себя как матери; · материнская компетентность. По мнению Г. Г. Филипповой, на формирование готовности женщины к принятию новой социальной роли матери влияет огромное количество сложно взаимодействующих факторов, изменяющих и тем самым подготавливающих сознание и самосознание будущей матери к приему ребенка еще задолго до его рождения. К ним относятся такие факторы, как: репродукция родительского опыта; личностные особенности женщин; изменения в эмоциональном состоянии под влиянием эмоциональных стрессоров, и многие другие [42, c. 30].
В исследовании Е.В. Матвеевой психологическая готовность к материнству определяется как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству. Потребностно-мотивационная готовность к материнству подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты. Потребность в материнстве – комплексная потребность. Она подразумевает рефлексию своих состояний и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей [27]. Г.Г. Филиппова выделяет следующие основные мотивы материнства: · достичь желаемого социального и возрастного статуса (я – взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе); · удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь неполная, не такая, как у других); · стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков); · реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт); · компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я); · решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости); · любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.); · достижение критического для деторождения возраста [42, c. 27-29]. Потребность в детях – центральное звено потребности в материнстве. Никаких биологических законов, заставляющих иметь детей, не существует. Эти законы следует искать в сфере социального. Потребность в детях – устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями [8].Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно. Известно, что и у мужчин, и у женщин желание иметь детей напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли. Печать прошлого столь отчётлива, что зачастую она и определяет наше желание или, наоборот, нежелание дать начало новой жизни. Потребностно-эмоциональная готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на роды, эмоционально-положительный образ ребёнка, желание заботится о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери [33]. Положительное отношение к беременности влечёт за собой спокойное её протекание. Такая женщина способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения. Несмотря на последнее, образ будущего ребёнка у женщины вызывает положительные эмоции, она находится в «предвкушении» будущего материнства [20]. Для женщин с отрицательным отношением к беременности будущий ребёнок является источником отрицательных эмоций. Женщины с положительным отношением к беременности говорят о желании проявлять любовь к будущему ребёнку. Материнские чувства у них развиваются сильнее и не подвергаются сомнениям [7]. Если ребёнок желанен, то он способен олицетворять представление женщины о счастье. Когда ребёнка не ждут, чаще встречаются преждевременные роды. Происходит это потому, что женщина находится в подавленном, напряжённом состоянии, её угнетает мысль о будущем ребёнке [13]. Большое значение имеет и то, как женщина настроена на процесс родов. В современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины к процессу родов существенным образом влияет на успешность родов, а также отражает общее отношение к беременности, будущему ребёнку, своей новой роли матери [19]. Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребёнку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребёнка и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни [11]. В период беременности женщина чувствует, что с первенцем приходит конец её беззаботной юности. Возникают различного рода опасения и страхи. Женщина должна осознавать трудности этого периода, соответственно настроиться и суметь пережить его. И только тогда возможно чувство радостного ожидания [32]. Ценностно-смысловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства [48]. Любая женщина, хочет она того или нет, неразрывно связана со своей матерью. Психологическая готовность или неготовность к материнству обусловлена тем, насколько гармоничной была эта связь [31]. Желательно, чтобы женщина-мать видела смысл своей жизни в первую очередь в материнстве [45]. Уровень ценности материнства для женщины определяется уровнем ценности ребёнка. Г.Г. Филиппова выделяет четыре основных типа ценности ребёнка: 1) эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком – положительно-эмоциональные переживания матери); 2) повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери); 3) замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (т.е. ребёнок рассматривается как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ и т.п.); 4) полное отсутствие ценности [42]. Женщина, для которой дети являются жизненной ценностью, стремится увидеть в них своё продолжение, воспитать у них способности, которые помогут им найти своё место в жизни. Однако это желание не является инстинктивным, врождённым, оно приобретается в процессе воспитания. Когда ребёнок появляется на свет, он становится для родителей самым дорогим существом, для воспитания которого необходима их активная жизнедеятельность, то есть возникает благородная цель, обогащающая смысл жизни человека [40, c. 39]. Ф. Хорват считает, что материнство всегда будет главной частью жизнедеятельности женщины. Из материнства она черпает сознание смысла своей жизни во всей полноте. Оптимистическое отношение к жизни является результатом счастливого материнства. Материнство в жизни женщины играет совершенно уникальную, очень важную роль [45]. Содержание когнитивно-операционного блока составляют знание женщиной своих материнских функций, знание о психофизиологических особенностях в период беременности, знание о родах и об особенностях воспитания и развития детей, представление о некоторых операциях общения и взаимодействия с ребёнком и ухода за ним, знание о грудном вскармливании [23]. Женщина должна быть знакома с теми глубинными изменениями, которые происходят в её организме во время беременности, как в физиологическом, так и в психологическом плане, для того, чтобы она смогла сделать всё от неё зависящее для нормального протекания беременности, чтобы сама будущая мама чувствовала себя эмоционально комфортно [42]. Женщина должна владеть достаточной информацией о родах. Ей необходимо быть подготовленной к родам, как в физическом, так и в психологическом плане. Женщина, знающая как проходят роды, чувствует себя увереннее [43]. Большое значение имеет то, каковы знания будущей матери о психическом и физическом развитии ребёнка. Г. Г. Филиппова считает, всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях его развития и своих функциях в уходе за ним и общении [42]. Интересным является тот факт, что, помимо осознания низкого уровня родительской компетентности, молодые мамы осознают нехватку эмоциональных переживаний, неготовность к возникновению материнских чувств [40]. Женщина должна знать операции ухода, кормления, общения, охраны, физического воспитания ребёнка, а также воспитательные средства, применяемые родителями. Особенностью операции ухода являются, помимо их инструментальной стороны, стиль осуществления, соответствующий физическим особенностям ребёнка – в первую очередь, сила прикосновений, расположение рук при держании, пальцев при обработке ребёнка и т.п. Лучше всего это обеспечивают движения бережные и ласковые. Умелость движений зависит от уверенности и компетентности матери [50]. Особый класс составляют операции общения, которое играет большую роль в жизни ребёнка. Общение со взрослыми определяет внутренний план действий ребёнка, сферу его эмоциональных отношений, познавательную активность детей, произвольность и волю, самооценку и самосознание, общение со сверстниками. Компьютерный анализ речи, обращённой к младенцу, показал, насколько важную роль в диалоге с ним играет интонация. Большое значение имеет и мимика матери при эмоциональном общении. Эмоции матери сопровождают все её действия и позволяют ребёнку ориентироваться в различных ситуациях. На ранних этапах развития ребёнка общение играет двоякую роль. С одной стороны, оно есть необходимое условие развития речи, с другой – предлагает множество возможностей для отработки и автоматизации базальных интегративных процессов. В отсутствие у ребёнка таких возможностей под угрозой оказывается не только речевое, но и психическое развитие в целом. На самых ранних этапах развития особенности ребёнка достаточно жёстко определены функциями матери и их нарушение ведёт к изменениям в общем психическом развитии ребёнка по типу дефицитарности или искажения. Полное лишение ребёнка материнских функций, которые обеспечивают появление всех основных структур (развитие ребёнка как человеческого существа, появление и развитие потребности в общении, построение рабочей модели мира, поведения привязанности) ведёт к тяжёломугоспитализму. Это обуславливает необходимость знания будущей матерью своих функций [19]. Материнство сопряжено с процессом воспитания, передачей общественно ценных образцов поведения подрастающему поколению. Но треть семей сталкиваются с серьёзными и 48% - с частичными трудностями в воспитании детей [49]. Одной из причин, которые называют родители, является недостаток педагогического опыта и знаний. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую. Чем более поведение матери ориентировано на личность ребёнка, на сопереживание ему, на желание создать максимально благоприятные условия, чем больше открыто и эмоционально она может выразить свою любовь, тем более благоприятные условия она обеспечит ребёнку в первые месяцы и годы его жизни [14]. Блок социально-личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка. Женщина, как будущая мать, принимает на себя новую социальную роль, роль матери. Новая роль изменяет социальный статус, требуют выполнения новых обязанностей. Происходит установка по отношению к себе, происходит глубинная идентификация с «настоящими» женщинами. Появляется поло-ролевая идентификация «мы – матери». Одной из составляющих данного блока являются установки на стратегию воспитания ребёнка. Большое значение имеет то, как женщина планирует ухаживать за ребёнком; каких принципов собирается придерживаться при воспитании малыша; какие цели ставит при воспитании ребёнка [11]. Воспитание детей в наше время – серьёзная проблема. Этому учат в книгах и с экранов телевизоров, предлагают различные теории воспитания [27]. Будущая мать, владея информацией из этого «океана», должна выбрать свою стратегию воспитания ребёнка. Дети – отражение и продолжение родителей. Отражение – потому что вбирают в себя то, что взрослые им дают. Продолжение, потому что они изменяют, развивают, используют в своей жизни полученное от родителей [3]. Если родители свои изменения рассматривают ещё с точки зрения развития внутренних качеств, воспитания в себе, например, большей терпимости, большей последовательности и целенаправленности, большей доброжелательности и т.д., то отношение к развитию ребёнка будет более полным. Чем лучше мать умеет воспитывать себя, тем лучше она понимает что значит – воспитывать ребёнка [10]. Рассуждая о личностных качествах матери, Н.A. Буленкова приводит слова великого Конфуция: «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинцию, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить город, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицу, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». Это высказывание говорит о том, что развитие ребёнка определяют личностные качества матери; дети и осознанно и неосознанно перенимают у взрослых их поведение, привычки, манеры, черты характера, причём, как положительные, так и отрицательные. Личностные качества матери имеют огромное значение при воспитании ребёнка, так как обязательно отразятся в нём [7, c.32]. Неотъемлемой частью психологической готовности к материнству является осознание ответственности за развитие ребёнка и своей материнской позиции [5]. Ф. Хорват считает, что ответственность – это результат чувства любви. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви. Материнская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за судьбу своих детей. Мать в силу своей любви к ним несёт ответственность за детей в первую очередь перед собой. Женщина полностью несёт ответственность за своё желание стать матерью. Она решает проблему серьёзного и ответственного выбора, определяющего всю её дальнейшую жизнь[45]. Ответственность за ребёнка – элемент осознанного материнства. Осознанное материнство – это, прежде всего, отказ от стихийного наступления материнства. Осознание материнства, помимо желания иметь детей, заключается ещё в осмыслении, в положительном отношении к тем новым обязанностям, к той новой жизни, в которую вступает женщина, когда она решает стать матерью. Большое значение имеют те мотивы, которыми женщина руководствовалась при решении вопроса о рождении ребёнка, какие действительные побуждения приводят её к желанию стать матерью. О действительно ответственном отношении к материнству можно говорить тогда, когда будущая мать полностью осознаёт его смысл с общественной и личной точки зрения, понимает реальные проблемы, которые связаныс материнством, сознательно берет на себя их решение,подготавливает себя к их реализации [13]. Правильная подготовка себя непосредственно к выполнению родительской роли включает позитивное видение материнства – это не взгляд на материнство сквозь «розовые очки», а это новые возможности для мобилизации своего потенциала. Так, Е.В. Матвеева полагает, что перечисленные выше составляющие могут отражать уровень готовности женщины к материнству и служить основанием для прогноза качества материнской позиции и последующего материнского поведения [14]. Таким образом, при изучении готовности к материнству рассматриваются изменения в жизни женщины, готовящейся стать матерью. На психологическую готовность к материнству влияет ряд факторов, биологических, социальных и личностных. Важен опыт, полученный женщиной в детстве. Большую роль играют знания женщины об особенностях психического и физического развития ребенка. На готовность к материнству так же влияют мотивация женщины стать матерью, ее потребности и познания в материнстве, осознание важности своей роли в качестве матери, ее эмоциональное отношение к материнству. Все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект – носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка. В целом, на представления о материнстве у женщин влияют разные факторы – в первую очередь это образ собственной матери, вынесенный из семьи. Большую роль играет мотивация, или же желание стать матерью, само понимание, что такое материнство, которое во многом заключается в планировании семьи и беременности.
1.4Психологическое сопровождение беременных женщин Прежде чем рассмотреть психологическое сопровождение беременных женщин, важно изучить само понятие психологического сопровождения. Несмотря на то, что термин «психологическое сопровождение» устойчиво вошел в понятийный аппарат практических психологов, однозначного определения его так и не существует. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, сопровождать – значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-либо или идя за кем-либо. Рассматривая непосредственно психологическое сопровождение как вид психологической помощи, Р.В.. Овчарова обозначает сопровождение специально организованным процессом, который направлен на создание так называемого «переходного пространства», т.е. таких условий, в которых возможен выход личности из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом). [32] В.М. Целуйко применяет понятие «сопровождение» для обозначения недирективного оказания здоровым людям психологической помощи, которое направлено «на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, которая способствует саморазвитию и активизации собственных ресурсов человека [27] Сопровождение рассматривается как системная интегративная технология социально-психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа. [9] Н.П. Коваленко отмечает, что психологическое сопровождение – это коллективная работа обучаемых и обучающих, которая направлена на раскрытие личностных ресурсов, имеющихся в психологическом арсенале индивидуума, таких как наличие определенных талантов, способностей, личностных свойств и качеств и пр., а также получение доступа к этим ресурсам, преобразование личности и, в итоге, достижение творческой самореализации, целостности и душевной гармонии [21, с. 113] Психологическое сопровождение предполагает разрешение проблем и задач таких значительных направлений жизни человека, как развитие личности, творческой реализации и успешности, самопознания, воспитания детей, межличностных взаимоотношений и пр. Когда социально-психологическое сопровождение организованно успешно, оно открывает перспективы личностного развития, помогает человеку выйти из «зоны комфорта» в ту «зону развития», которая на данный момент ему еще недоступна. [23 с.4-12] Наиболее полно принципы психологического сопровождения личности описаны Е.И. Казаковой [20]: а) гуманизм; б) ориентация на максимальные возможности и ресурсы личности; в) соответствие характера обучения, просвещения сензитивным периодам жизни человека; г) организация личностно-ориентированного образования; д) забота о социальном самочувствии личности; е) социально–психологическое сопровождение личности и ее самоопределение; ж) деловой контакт со специалистами смежных профессий [22] Также можно выделить этапы психологического сопровождения личности: 1) Постановка задачи. Клиент, также как и психолог должен представлять, результат их совместной работы, в какой момент можно завершить процесс, однако, в каждом персональном случае задачи сопровождения зависят от индивидуальных особенностей личности, которой оказывается психологическая помощь, и той непосредственной ситуации, в которой реализовывается сопровождение. 2) Выявление и анализ причин психологической проблемы. Данный этап является основополагающим в психологической помощи. В ходе его реализации может быть преодолено множество существующих проблем. 3) Овладение новыми способами поведения и взаимодействия с окружающими людьми и их закрепление [31]. Важнейшей характеристикой психологического сопровождения считается создание условий для возможности осуществления личностью самопомощи. Проанализировав различные подходы к определению понятия психологического сопровождения, мы сделали вывод, что психологическое сопровождение личности – это некая система деятельности, которая направлена на создание благоприятных условий здоровой личности, а также на понимание ситуации, помощь в разрешении различных противоречий и конфликтов. Так, можно определить, что в психологическом сопровождении нуждаются люди, испытывающие некоторые трудности на определенном этапе своей жизни и испытывающие потребность в психологической поддержке и помощи.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.075 с.) |