Психодиагностическая работа с детьми и подростками, пострадавшими от насилия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностическая работа с детьми и подростками, пострадавшими от насилия



Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т д. Наиболее используемыми являются следующие методики:

1.Психодиагностический опросник Личко (патохарактерологический опросник)

2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик;

3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Ротгера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности;

4. Рисуночные тесты: «Дом - Дерево Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующее животное», проективный тест «Метод неоконченных предложений», для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и состояний жертвы насилия;

5. Анкеты: Анкета для обучающихся по выявлению жестокого обращения среди несовершеннолетних (Приложение 1).

 

 

 

 

 

Глава 5. Практические рекомендации по организации коррекционной и профилактической работы

Рекомендации для педагогов и родителей. Как обеспечить безопасность несовершеннолетних

В современном мире очень актуальна проблема как обеспечить безопасность детей.

Опасения родителей понятны, ведь количество несчастных случаев и правонарушений, совершаемых в отношении детей вне дома, не уменьшается. Беззащитный ребёнок может пострадать от грабителя, которого интересуют только деньги и ценности; от хулиганов, которым хочется покуражиться над безобидной жертвой; от насильника или маньяка; подвергнуться нападению собаки (как бродячей, так и домашней, причём в присутствии хозяина); попасть в дорожно-транспортное происшествие и др.

Нередко и дома ребёнок или подросток может стать жертвой разбойного нападения на квартиру или ограбления во время проникновения в жилище с просьбой о помощи; сексуального или иного домогательства в подъезде, лифте, на лестничной площадке, этаже; при общении в Интернете.

В последнее время привычными стали случаи школьного буллинга (терроризирования) и кибербуллинга (преследования с использованием цифровых технологий), ограбления в общественном транспорте или в магазине, предложения наркотиков под видом безобидных таблеток на дискотеках и пр.

Осознавая, что в современном мире процветают преступность и насилие по отношению к детям, многие родители воспитывают сыновей и дочерей по типу «попугая в клетке». Но тотальный контроль и откладывание расширения границ самостоятельности («станет постарше, будет больше понимать — тогда дадим свободу») часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным последствиям.

Родители могут полностью потерять контроль над почувствовавшим свободу подростком, ибо в этот период на первый план выходит признание сверстников.

Вероятен и иной вариант развития событий: невозможность ощутить независимость в младшем школьном возрасте приводит к тому, что ребёнку становится ненужным общение с друзьями, а отдых в свободное время ограничивается просмотром телевизора, нахождением в Интернете или занятием компьютерными играми.

Наиболее эффективный выход из данных ситуаций может быть один: предоставить сыну или дочери необходимую информацию по безопасности и обучить основным навыкам безопасности, т. е. приучить к определённому образу жизни в условиях, когда они все больше времени будут проводить одни дома или вне его, причём, как в привычных ситуациях, например, при переходе проезжей части, катании на велосипеде, роликовых коньках, так и в экстремальных: при совершении над ними насилия или иного преступления. Обучение детей безопасному поведению — долг родителей, который необходимо исполнять постоянно.

Практические рекомендации для родителей и специалистов «Обучать детей безопасности»

(методические рекомендации)

1. При выборе форм, методов и материала для обучения необходимо руководствоватьсявозрастом ребенка, его интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Для самых маленьких подойдут игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти намашине чужой человек и т. п.). Для детей постарше — разыгрывание соответствующих сценок (как дома, так и на улице); рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации; вопросы: «А как ты поступишь, если..., то есть следует использовать различные формы обучения, прививать простейшие правила безопасного поведения в доме и за его пределами, а по меревзросления ребёнка, пересматривать и обновлять их. Для детей в возрасте 4—8 лет подходит обучение на уровне рефлексов: нападают — бью, кричу, убегаю; красный свет — стою; незнакомый человек — молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону; незнакомец предлагает конфету, пытается погладить — рассказываю маме, папе и т. д.

Работу с десяти - четырнадцатилетними подростками следует направлять на развитие у них интуиции и внимательности, формирование умения держаться вместе с друзьями и хорошо ориентироваться в своем районе (знать безопасные места, где можно укрыться и получить помощь). Помнить, что переходить к следующему этапу можно только после того, как усвоены предыдущие правила.

2. Не только рассказывать, но и защищать детей, пока они не научатся оценивать меру опасности, самостоятельно применять навыки безопасного поведения; учить использовать полученные знания на практике. Повторяйте пройденные правила, внимательно наблюдайте за результатами их применения, старайтесь предугадывать, какие навыки могут потребоваться ребёнку в ближайшем будущем.Следует оберегать детей от информационного потока с реальными криминальными происшествиями, введя безапелляционный запрет на просмотр несовершеннолетними любого возраста телепередач, которые могут вселить в них ужас от происходящего. Да и самим мамам и папам нужно ограничивать свое стремление рассказывать в обучающих целях страшные истории, случившиеся с ровесниками их сына или дочери. Лучше сделать упор на навыках безопасного поведения, а не на опасностях, подстерегающих детей.

3. Важно относиться к детям с любовью и поддерживать с ними тёплый эмоциональный контакт. Отсутствие у ребенка эмоциональной связи с родителями, ощущение им своей ненужности значительно увеличивает уровень риска опасных происшествий с ним. Благодаря эмоциональному контакту можно узнать о проблемах и вопросах, которые волнуют маленького человека, а решая их с ним, помочь ребёнку научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.

Очень внимательно, не перебивая, слушайте ребёнка или подростка, когда он рассказываемого прожитом дне, анализируйте всё сказанное им, интересуйтесь книгами, которые он читает, смотрите фильмы, которые он смотрит, вместе «бродите» по просторам Интернета и играйте в компьютерные игры. Необходимо совместно с ребёнком решать не только его проблемы, но и свои. Рассказывая ему о том, что вас волнует, как вы находите ответы на возникающие вопросы. Существует привычное мнение, что научить ребенка тем или иным правилам защиты можно только с помощью их многократного воспроизведения. Однако, как показывает практика, это далеко не так. Кто из родителей не повторял набившую оскомину фразу: «Я тебе сколько разговорил(а), так не делай этого», но ребёнок упорно допускает одну и ту же ошибку. Что это: непонятливость или дух противоречия? Ответ прост: прежде всего это действия самих взрослых, которые несовершеннолетний воспроизводит почти подсознательно. Сколько бы раз родители ни повторяли сыну или дочери, что перед тем, как открыть дверь, нужно узнать, кто за ней стоит, они никогда не выполнят этих указаний, если мама и папа сами не будут чётко выполнять их.

Таким образом, в ситуациях, когда есть жизненная необходимость научить ребёнка правилам безопасности, например, не разговаривать с незнакомцами на улице, важно самим выполнять их. И не нужно надеяться на то, что растущий маленький человек занят своим делом и не смотрит на родителей, когда они вступают в диалог с первым встречным. Впоследствии, оставшись один, он сделает то же самое.

Очень часто при обучении детей правилам безопасности активно используется частица «не»: «не ходи», «не открывай», «не разговаривай», «не бери» и т. д. Однако до 6—8, а иногда и до10 лет у несовершеннолетнего не сформирован понятийный аппарат частицы «не», он просто не готов ещё её воспринимать. Поэтому всё, что говорят ему взрослые, воспринимается наоборот: «не ходи» — ходи, «не открывай» — открывай и т. д. Кроме того, знание, как не надо делать, не помогает разрешить проблему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.007 с.)