Проблема моральных ценностей в экологической этике. Идея равных прав человека и природы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема моральных ценностей в экологической этике. Идея равных прав человека и природы.



Экологическая этика может быть описана и другим образом – по характеру ценностей, на которые она опирается. Именно в экологической этике утверждается новое ценностное видение мира, в котором человек более не считается тем существом, интересам которого следует отдавать приоритет, к кому лишь и следует относиться не только как к средству, но также как к цели, кто исключительно обладает внутренней ценностью или ценен сам по себе. Английский философ Дж. Бентам первым высказал мнение, что не только люди обладают моральным статусом, но и все чувствующие существа, т.е. существа, способные к переживанию боли. Этот подход разделяют многие экоэтики в определении предмета моральной ответственности человека. Во второй половине ХХ века экологическая этика пошла дальше, наделив моральным статусом любые природные создания, а также экосистемы, которые они населяют, тем самым сделав их предметом моральной ответственности человека. Этот подход к пониманию экологической этики не строг с науковедческой точки зрения. Однако он помогает понять ту особенность экоэтики (по крайней мере, многих ее направлений), которая обусловлена кардинальным поворотом в моральном мышлении и выражается в расширении границ морального мира.

Рассмотрение специфических особенностей и проблем экологической этики, таких, как проблема самоценности природных систем, нравственно-понимающее отношение человека к природе и др., позволяет дополнить и уточнить этот ряд принципов, разработанных экспертной группой ЮНЕСКО, и вынести на суд читателя некоторые положения, которые, на наш взгляд, могут также рассматриваться в качестве принципов экологической этики.

1. Принцип субъект-субъектных отношений человека и природы – безусловно, важнейший принцип экоэтики, связанный с не-антропоцентристским отношением человека к природе и вытесняющий традиционные отношения, в которых природа воспринималась как объект: объект воздействия, использования и даже заботы. Этико-методологическим основанием данного принципа является ориентация на общение человека с миром природных явлений как с Иным субъектом. При этом независимо от того, верит ли человек в реальность существования стоящего за этими природными явлениями другого сознательного субъекта, и независимо от того, существует или нет в действительности этот иной сознательный субъект, всю природу предлагается рассматривать как Иное мыслящее или, по крайней мере, чувствующее существо или организм (идея В.И. Фалько).

 Именно принцип субъект-субъектности делает возможным нравственно-понимающее отношение людей к природе, признание ее самоценности независимо от интересов человека, любовь к ней и ожидание взаимности от нее.

2. Обращенность в будущее как нравственный принцип экоэтики ­– своеобразное проявление и «ответ» на чувство времени, перешагивающее рубеж одного человеческого поколения и предполагающее заботу о природных условиях существования будущих поколений [4]. Обращенность в будущее важнейшая особенность экологической этики, по словам О. Леопольда (напомним: соблюдение прав будущих поколений – один из практических принципов ЮНЕСКО). В свою очередь, она базируется на ряде моральных принципов, норм и ценностей, которые должны лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь. Это:

· принцип хронологической объективности, запрещающий игнорировать интересы индивидов из-за их временного, пространственного или идеологического отдаления;

· «долг перед потомками», предписывающий: действие, совершаемое в соответствии с этим моральным долгом, является наиболее ценностным из всех возможных действий; особенность этого долга в том, что он обращен к потомкам, присутствие которых в современной жизни не может быть актуальным, поскольку они существуют пока лишь в виде возможностей, но которые имеют конкретные права по отношению к нам уже сегодня; это, в частности, приоритет обязанностей перед будущим в случае его столкновения с нашими современными нуждами, а также воплощение в жизнь социальных программ ответственности перед будущими поколениями;

· нормы-императивы диалога с будущим, включающие в себя: необходимость отказа от действий, которые могут подорвать возможность существования будущих поколений; приоритет ответственности перед потомками при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния природной среды; недопустимость нанесения ущерба интересам будущих поколений в интересах ныне живущих людей.

3. «Нравственно-экологический императив» также можно рассматривать в качестве своеобразного практического принципа, предъявляющего объективные требования – «категорические повеления» людям, ответственным за внедрение в биосферу достижений научно-технического прогресса в практических целях. Эти повеления базируются, в свою очередь, на «обращенности в будущее» и одном из основополагающих принципов экоэтики – принципе предосторожности, к которому можно отнести следующее:

· необходимость учитывать уязвимость природной среды;

· не допускать превышения ее «пределов прочности»;

· глубже вникать в суть свойственных ей сложных взаимных связей;

· не вступать в противоречие с естественными закономерностями, чтобы не вызывать необратимых процессов.

Выполнение этих требований автор «экологического императива» академик Н.Н. Моисеев считает обязательным не только для тех, чья деятельность носит непосредственно хозяйственный характер, но и для политической власти, от которой зависят способы разрешения многих экологических проблем.

4. Принцип «благоговения перед жизнью» выступает важнейшим принципом и экоэтики и биоэтики. На наш взгляд, он является реальным развитием принципа гуманизма и предполагает проявление всех основных принципов ЮНЕСКО, соединяя в себе уважение ко всем формам жизни, экологическую справедливость, заботу о биоразнообразии и поддержании устойчивости биосферы.

Согласно этому принципу А. Швейцера, обращенному к личности и требующему от нее самостоятельного индивидуального выбора, следует «относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь… Сохранять жизнь, двигать ее вперед, доводить развивающуюся жизнь до высшей ступени – значит… делать добро; уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь – значит… делать зло. Это необходимый, абсолютный, основной принцип морали… Этика благоговения перед жизнью заключает в себе все, что можно обозначать как любовь, самопожертвование, сострадание, соучастие в радости и стремлении… Поистине, нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». Благоговение перед жизнью требует от личности индивидуального выбора на основе формулы А. Швейцера: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить». При таком подходе подлинно нравственный человек испытывает побуждение выказывать равное благоговение как по отношению к собственной воле и жизни, так и по отношению к любой другой. Только такое, благоговейное отношение к природе может стать основой равноправного диалога человека с ней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.007 с.)