Основные принципы экологической этики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы экологической этики



Смысл экологической этики не исчерпывается тем, что она представляет собой разновидность практической философии, прикладной теории. Экоэтика – это и нормативная дисциплина.

В 1979 г. американские ученые Б. Бьючем и Дж. Чилдресс в одной из первых книг, посвященных биоэтике (понимавшейся еще в широком смысле – буквально как этика жизни), сформулировали четыре принципа, рассматриваемых большинством современных специалистов по биоэтике как основополагающие. Это принципы: а) непричинения вреда, б) благодеяния, в) справедливости, г) автономии (пациента). Их смысл достаточно ясен из названий. В современных дискуссиях об экологической этике высказывается мнение, что этих принципов достаточно и для регулирования отношений человека к природе. Более того, высказывается мнение, что эти принципы применимы к любой профессии, так что они могли бы быть полезны хорошему учителю в той же мере, что и хорошему адвокату. С этим трудно не согласиться. В самом деле, главная и минимальная нравственная обязанность человека по отношению к другому – не причинять вреда. Далее, не причиняя вреда, содействовать благу другого, соблюдать справедливость и признавать автономию другого.

В нормативно-этической литературе эти принципы так или иначе дополняются и другими – например, принципами общего блага, человеческого достоинства (и уважения к нему), свободы совести, сотрудничества, ненасилия, толерантности и т.д., которые при определенной содержательной модификации рассматриваются как достаточные и для регуляции отношений человека с природой.

Нормативно-этические проблемы охватывают поведение граждан как частных лиц и членов локальных сообществ, с одной стороны, и политику государств и правительств в отношении природы – с другой. Между этими крайними сферами располагается деятельность межнациональных и национальных корпораций, предприятий, сообществ (как местных социальных образований разного рода). Причем, как можно судить по общественным дискуссиям, деятельность правительств, корпораций и предприятий в своих непосредственных и отдаленных эффектах вызывает в обществе гораздо большую озабоченность, чем экологическая неряшливость граждан.

В основополагающих международных документах, посвященных принципам отношения человека к природе и окружающей среде до недавнего времени (Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде 1972 г., Декларация Рио по окружающей среде и развитию 1992 г., Хартия Земли 2000 г.), при безусловном понимании роли граждан, их культуры и ответственности в деле сохранения природы основное внимание уделено роли обществ и государств, их политической воле и практической дееспособности. Так, из 26 принципов Стокгольмской декларации лишь в одном говорится об ответственности человека; и то речь скорее идет о человеке, принимающем решения, т.е. политике как представителе человечества, поскольку имеется в виду ответственность человека не просто за сохранение природы, но за «разумное управление продуктами живой природы и ее среды».

Заслуживает внимания нормативно-этическая деятельность ЮНЕСКО. Будучи единственной организацией ООН, получившей «мандат на этику», или, иными словами, которой поручена «работа» с этической проблематикой, ЮНЕСКО рассматривает этику в качестве одного из своих приоритетов. Независимые экспертные группы, приглашаемые ЮНЕСКО, проводят исследования и разрабатывают нормативные документы по биоэтике, этике ученых, этике освоения космического пространства, этике использования и сохранения пресной воды. В настоящее время создана экспертная группа по анализу этических проблем, связанных с глобальным изменением климата. Нормативно-этическая работа по этому широкому фронту была развернута на рубеже тысячелетий и пока была завершена только в области биоэтики, что и понятно: биоэтика в целом является наиболее продвинутой областью этико-прикладных исследований и разработок. (Результатом работы на этом направлении стала «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека», принятая на Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 2005 г.

Несомненный интерес представляет политический документ «Экологическая этика», разработанный экспертной группой ЮНЕСКО. В этом документе рассматриваются два типа принципов. Это общие, или установочные, и практические принципы.

К общим принципам экологической этики относятся: уважение ко всем формам жизни, биоразнообразие, поддержание устойчивости биосферы, экологическая справедливость, принцип предосторожности и общего достояния природных ресурсов.

Принцип уважения ко всем формам жизни утверждает ценность жизни самой по себе, моральное значение каждого живого существа безотносительно к интересам человека: «любая форма жизни должна уважаться независимо от ее полезности для человека», и «каждый организм, человеческий или нет, имеющий способность ощущения или нет, безопасный для человека или опасный, является благом самим по себе».

Принцип биоразнообразия утверждает ценность биоразнообразия и необходимость его сохранения как одного из проявлений богатства природы. Признание ценности биоразнообразия не совпадает с принципом уважения к любой форме жизни. Из уважения к биоразнообразию не вытекает, что и каждая индивидуальная жизнь должна безусловно уважаться и, наоборот, признание приоритета индивидуального существования может быть рискованным для биоразнообразия. Иными словами, принцип уважения ко всем формам жизни и принцип биоразнообразия нуждаются в разъяснении и критической интерпретации. Так, нельзя признать убедительным их истолкование в духе швейцеровского благоговения перед жизнью.

Безусловность бережного отношения к видам не распространяется однозначно на отдельных представителей этих видов. При универсальности требования уважения видов особи, опасные для человека и человеческих сообществ, должны жестко контролироваться. Некоторые формы жизни являются опасными и смертельно опасными для человека. Однако как опасности бывают различными по степени возможного негативного воздействия на человека, так и средства их ограничивающего контроля должны быть соответствующими и их применение само должно быть предметом не только технологического, но и этического регулирования. Нормативные средства такого регулирования есть; они могут быть позаимствованы из арсенала теории справедливой войны, устанавливающей критерии допустимости и степень применения силы. В частности, согласно этим принципам сила должна применяться в качестве крайнего средства, как ответ на явную, непосредственную и неминуемую угрозу, ее применение должно быть адекватно степени угрозы, а получаемые от ее применения выгоды должны быть соразмерны возможным неизбежным потерям.  

Принцип поддержания устойчивости биосферы. Сохранение биосферы, возможно, более важно, чем сохранение любой индивидуальной жизни, вида или экосистемы (за исключением человека). В условиях все углубляющихся изменений климата, ставящих под вопрос существование цивилизации в ее нынешнем виде и существующих планетарных границах, принцип устойчивости биосферы становится одним из основополагающих, а его приоритетность все шире признается в деятельности ООН и международной политике в целом. В частности, он лежит в основе концепции устойчивого развития.

Принцип экологической справедливости утверждает равное распределение между людьми права на экологическую безопасность, при этом каждому вменяется ответственность за ее сохранение. Как показывает опыт, ухудшение экологической обстановки и экологические бедствия обычно имеют более острые отрицательные последствия для наименее защищенных в социально-экономическом отношении групп населения – как на национальном, так и международном уровне.

Согласно принципу предосторожности при разработке политики, имеющей гуманитарные и экологические последствия (прямые или косвенные), следует в первую очередь принимать во внимание наиболее опасный из возможных вариантов развития событий. Когда активность человека может вести к морально неприемлемому ущербу (пусть даже его возможность научно не доказана), необходимы целенаправленные усилия по их уменьшению или предотвращению. Под морально неприемлемым ущербом понимается ущерб людям или окружающей среде, когда имеется угроза жизни или здоровью, когда возможны последствия, необратимые для окружающей среды (а деятельность человека все более и более имеет необратимые последствия для окружающей среды, причем в глобальном масштабе) или ущемляющие права будущих поколений, когда предпринимаемые действия нарушают фундаментальные права тех, кто оказывается жертвой их негативных последствий, и т.д.

Принцип общего достояния природных ресурсов выражает представление о планете Земля как целостности. Люди несут равную ответственность за природные ресурсы и окружающую среду, поскольку истощение природных ресурсов будет иметь свои последствия для всех людей – как ныне живущих, так и будущих поколений. Общность ресурсов – это этическая, а не правовая категория. Закрепить представление об общности ресурсов юридическим образом не представляется возможным (соответствующий международный закон потребовал бы международного согласия на всякую разработку природных ресурсов). При этом Декларация Рио по устойчивому развитию настаивает на своего рода национальном экологическом суверенитете, политическое признание которого потребовало бы выработки международно-правовых механизмов, обеспечивающих действенность принципа общности достояния природных ресурсов.

К практическим принципам экологической этики относятся: права будущих поколений, разделенная ответственность, «презумпция опасности», сокращение и конвергенция.

Согласно принципу прав будущих поколений ныне живущие люди должны проявлять заботу о будущих поколениях, причем речь может идти о будущем как людей, так и других живых существ. Хотя нам не известны возможные потребности будущих поколений, мы с определенностью можем сказать, что в любом случае они будет заинтересованы в благоприятной окружающей среде, в стабилизации населения планеты, в совершенствовании планирования в обеспечении людей продовольствием и пресной водой [13]. Принцип ответственности перед будущими поколениями тесно связан с принципом экологической справедливости.

Принцип разделенной ответственности утверждает, что поскольку природные ресурсы – всеобщее достояние, ответственность за охрану окружающей среды должны разделить между собой все, она не должна быть делегирована какой-либо отдельной организации, группе или стране.

Принцип презумпции опасности вытекает из принципа уважения к жизни и принципа предосторожности и выражается в практическом требовании: те, кто предпринимает действия, имеющие последствия для окружающей среды, должны нести бремя доказательства их безопасности.

Принцип сокращения и конвергенции вытекает из принципов экологической справедливости и всеобщего достояния природных ресурсов и касается выбрасываемых в атмосферу газов, накопление которых в атмосфере усиливает парниковый эффект. Согласно этому принципу необходимо введение ограничений на объемы выбрасываемых газов. Практично и справедливо было бы введение квот, что предусматривается Киотским протоколом, а не проведение постепенного всеобщего снижения выброса газов в определенных количествах, как это предусматривается Межправительственным соглашением об изменении климата.

Рассмотренные принципы в теоретико-нормативных целях подлежат дальнейшему осмыслению, проработке, проверке на эмпирическом материале и, возможно, дополнению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.011 с.)