Поволжский институт управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поволжский институт управления



Имени П. А. СТОЛЫПИНА

 

Вершицкая Г.В., Макарова С.А., Чурикова А.Ю., Янович Е.Ю.

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ право

Учебно-методическое пособие

Саратов

2015

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

 

 

 

Вершицкая Г.В., Макарова С.А., Чурикова А.Ю., Янович Е.Ю.

Уголовно-процессуальное право: учебно-методическое пособие. – Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина. 2015. - с.

 

 

В учебно-методическом пособии изложены методические рекомендации по изучению дисциплины «Уголовно-процессуальное право». Представлены перечень вопросов и задачи по темам курса для практических занятий, контрольные вопросы, темы рефератов, задания для самостоятельной работы, а также тестирование в соответствии с учебно-тематическим планом и вопросы для подготовки к экзамену.

Для студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования по специальностям 030501.65 Юриспруденция и направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.


Методические рекомендации по изучению дисциплины «Уголовно-процессуальное право»

 

Дисциплина уголовно-процессуальное право относится к дисциплинам гуманитарного цикла. В результате изучения данной дисциплины студенты приобретают знания о деятельности государственных органов по выявлению преступлений, возбуждению уголовных дел, расследованию и рассмотрению уголовных дел судами различных звеньев. Студенты изучают нормы уголовно-процессуального права, современное уголовно-процессуальное законодательство и правоприменительную практику.

Учебные занятия по уголовному процессу состоят из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов. При подаче студентам учебного материала на лекции делается акцент на разъяснение наиболее сложных вопросов теории и практики.

На практических занятиях большое внимание отводится решению задач, изучению процессуальных документов, постановке игровых процессов, дебатам и дискуссиям.

Решение задач представляет собой эффективную форму усвоения теоретического материала. В ходе решения задачи необходимо дать правовую оценку конкретной юридической ситуации, сделать анализ и соответствующий мотивированный вывод, а также в ряде случаев составить процессуальные документы, применив теоретические знания в практической ситуации.

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики, подготовка докладов и рефератов по проблемным вопросам уголовного судопроизводства.


РАЗДЕЛ 1. РОССИЙСКИЙ УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

Тема 1. Сущность и назначение уголовного процесса

Вопросы:

1. Понятие, сущность и структура уголовного процесса.

2. Назначение и задачи уголовного процесса.

3. Соотношение понятий уголовный процесс и уголовно-процессуальное право, уголовное судопроизводство и правосудие.

4. Характеристика основных этапов уголовного процесса.

5. Основные категории курса уголовно-процессуального права.

 

Методические рекомендации по вопросам темы:

Понятие уголовного процесса и специфика уголовно-процессуальной деятельности. Понимание уголовного процесса в 3 аспектах. Назначение уголовного процесса. Задачи уголовного процесса. Наука уголовного процесса: основные категории науки уголовного процесса, соотношение науки уголовного процесса с другими науками. Уголовно-процессуальное право в системе российского права. Соотношение уголовно-процессуального права с уголовным правом и уголовно-исполнительным правом, криминологией, криминалистикой. Стадии и производства уголовного процесса. Возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, производство в апелляционной, кассационной инстанциях, производство в порядке надзора, возобновление производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, исполнения приговора. Основные категории курса: уголовно-процессуальные функции, уголовно-процессуальная форма, уголовно-процессуальные правоотношения, уголовно-процессуальные акты, уголовно-процессуальные гарантии. Исторические типы уголовного процесса. Основные направления совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. Судебная реформа в РФ и ее реализация в уголовно-процессуальной деятельности.

Задачи:

Задача 1

По факту тайного хищения имущества из квартиры гр.Сидоровой было возбуждено уголовное дело. В ходе расследования преступник не был обнаружен. По истечении срока предварительного расследования производство по уголовному делу было приостановлено.

Через какие стадии процесса прошло данное дело?

Задача 2

Гр. Иванов обвинялся органами следствия в убийстве своей сожительницы. В судебном заседании было установлено, что протокол осмотра места происшествия и трупа был составлен с грубым нарушением УПК РФ. Иванов, допрошенный в качестве подозреваемого и давший признательные показания, был допрошен без адвоката. Вышеназванные доказательства были признаны судом недопустимыми и по уголовному делу постановлен оправдательный приговор.

 Каково назначение уголовного судопроизводства и выполнено ли оно по данному делу?

 

Самостоятельная работа студентов
 под руководством преподавателя.

1. Самостоятельное изучение и подготовка вопросов:

- Основные направления совершенствования уголовно-процессуальной деятельности,

- Судебная реформа в РФ и ее реализация в уголовно-процессуальной деятельности.

2. Теоретические вопросы для отработки и уяснения основных категорий уголовного процесса:

- перечислите все процессуальные функции, выделите среди них основные, учитывая научные точки зрения по данному вопросу;

- в чем сущность и особенность уголовно-процессуальных правоотношений;

- в чем проявляется уголовно-процессуальная форма.

3. Подготовка рефератов по темам:

- Уголовно-процессуальная форма (понятие, значение).

- Цели и задачи уголовного процесса.

- Уголовно-процессуальное право как отрасль российского права.

 

Литература:

1. Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление. СПб., 2005.

2. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. Общая часть и досудебные стадии (курс лекций). - М., 2008.

3. Викторский С.И. Русский уголовный процесс. Учебник. М.: Юридическое бюро «ГОРОДЕЦ», 2007.

4. Волколуп О.В. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее со­вершенствования. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2009.

5. Громов Н.А. Уголовный процесс России. М., 2011.

6. Зинатуллин 3.3., Зинатуллин Т.З. Уголовно-процессуальные функции: Учеб. пособие. – М.: Детектив-информ, 2009. - 240 с.

7. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992.

8. Стадии и производства в структуре уголовного процесса. Манова Н.С. Вестник СГАП. 2001. № 3.

9. Терехин В.А. Приоритетные направления судебной реформы в современной России // Российская юстиция. 2008. №№ 8. С. 9-12.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.007 с.)