Физическая культура в христианскую эпоху. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура в христианскую эпоху.



После принятия христианства на Руси, как и во всем христианском

мире, физическое воспитание переживает кризис. Это было обусловлено особенными идеологическими догмами, царившими тогда в сознании человека. Христианство, принижающее, почти ненавидящее материальную природу человека, соответствующим образом влияло на мысли о теле и собственном здоровье.

Первым из царей, давшим толчок развития физической культуры стал наиболее прогрессивный царь Петр I. В эпоху его правления физическое воспитание в стране приобрело государственный характер. В это время здесь широко распространились такие виды физического воспитания, как фехтование, вольтижировка, катание на коньках и буерах. Сам царь, обладая выдающимися физическими способностями, не гнушался участия в различных игрищах. При Петре I вновь были разрешены кулачные бои. Историк XIX века Г. Фомин писал “Русские кулачные бои, в том виде, в каком они происходят сейчас, — это наш спорт, его форма, в которую вылилось само собой наше российское стремление к состязанию в силе, ловкости и выносливости. Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и корни его теряются в глубокой старине".

В России было два вида кулачного боя — одиночный и массовый. Одиночный бой назывался "сам на сам" и имел форму спортивного единоборства. Массовые бои назывались “стенка на стенку”. Бились улица на улицу, посад на посад, деревня на деревню. В боях строго соблюдались традиционные неписаные гуманные правила и постановления. Запрещалось:

- трогать прохожих и зрителей;

- приходить с «вооруженной» рукой;

- бить в спину с «подножки»,

- наносить удары ногами или головой. Бои проводились лицом к лицу.

- кто убегал или упал, не били. Если боец увлекался, ему кричали, что лежачего нe бьют. Нарушителя правил наказывали свои же бойцы.

Из русских кулачных бойцов особенно славились казанские, калужские и тульские оружейники Алеша Родимый, Тереша Кункин, братья Зубовы, Никита Долгов, братья Походкины. Известным бойцом в Москве был крепостной графа Орлова Семен Трещала. В Петербурге выдающимися кулачными бойцами были: невзрачный с виду приказной чиновник Ботин и фабричный рабочий Соколик. Описания старинной славянской забавы имеются в произведениях многих русских писателей М. Ю. Лермонтова, С. Т. Аксакова, А. Е. Измайлова, Н. Г. Помяловского, Г. И. Успенского, А. М. Горького и других.

Процессу развития народных физических упражнений и игр, особенно в условиях феодального общества, во многом препятствовала религия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и всех других физических упражнений. Христианская религия, борясь с языческими традициями, объявляла греховным участие в "эллинских беснованиях". Свод церковных постановлений "Стоглав" (1551г.) и книга житейских и моральных правил "Домострой" (1580г.) отдельными своими положениями были направлены против народных игр, забав и развлечений, но в то же время поощряли телесные наказания. Кроме того, можно сказать, что церковь воспринимала занятие играми (зачатки спорта) ради повышения уровня здоровья как некую форму гордыни. Неприятие здорового тела как источника греховности проявлялось, в частности, в отношении к различного рода "юродивым" и калекам. Преклонение перед физически и духовно несовершенными людьми находилось в полном согласии с отказом от активности, творческой жизни, направленной на борьбу за лучшие условия существования. Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648г. царь Алексей Михайлович при содействии духовенства издал указ о запрещения народных игр и забав. (Спорт и христианская церковь // Лисицын Б.А., Спорт и религиозные организации. - М.,1981 - С.45).

Однако ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физических упражнений и игр в народном быту. В народе продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физического воспитания.

 

3.Физическая культура и спорт в 18 веке и первой половине 19века.

К концу XVII в. Россия представляла собой большое многонациональное

централизованное феодально-абсолютистское государство. В стране произошли значительные сдвиги в развитии экономики и культуры. Однако Россия все еще отставала от передовых стран Европы. Ее отсталость была вызвана многолетним татаро-монгольским игом, частыми войнами с внешними врагами, внутренними междоусобицами, оторванностью от морских путей многонациональное централизованное феодально-абсолютистское государство. В стране произошли значительные сдвиги в развитии экономики и культуры. Однако Россия все еще отставала от передовых стран Европы. Ее отсталость была вызвана многолетним татаро-монгольским игом, частыми войнами с внешними врагами, внутренними междоусобицами, оторванностью от морских путей сообщения. Перед страной возникла острая необходимость в дальнейшем развитии промышленности, военного дела, усовершенствовании государственного аппарата, роста науки и техники, просвещения. На решение этих исторических задач в начале XVIII века были направлены большие экономические, административные, военные и просветительные преобразования, проводимые в стране под непосредственным руководством Петра I. Быстрыми темпами стали развиваться металлургическая промышленность и мануфактурное производство, усиленно укреплялось военное могущество государства, росло его международное значение. Много внимания уделялось подъему русской национальной культуры. Но все это проходило под знаком укрепления власти дворян, помещиков и купцов, их возвышения. Реформы, проведенные в начале XVIII века, оказали существенное влияние на развитие физической культуры и спорта. Особенно большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в области просвещения и военного дела. Так реформы привели к тому, что военное дело стало повинностью всех слоев населения. Низшие слои поставляли солдат и матросов, дворянство ставилось во главе вооруженной массы для руководства ее военной подготовкой и действиями. Кроме того, часть дворян должна была посвятить себя исключительно гражданской службе.      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.006 с.)