Физические упражнения и игры в древности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физические упражнения и игры в древности.



Возникновение физических упражнений и игр у народов, проживающих на территории современной России, как и у других народов мира, относится к первобытному обществу. О применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины, уходящих своими корнями в далекое прошлое, дают основание говорить археологические и этнографические исследования, проводившиеся в южных, восточных и северных районах. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. У древних народов бытовали верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы нашего Севера с III-IV тысячелетия до нашей эры применяли в охоте и быту передвижение па лыжах. У нанайцев, манси, ненцев и других народностей Сибири и Дальнего Востока сравнительно широко в воспитательных целях использовались состязательные игры с бегом, метания копья, дротиков и топора, гребля, игры в медведя и оленя. Каждый из малых и больших народов и народностей, населявших территорию нашей страны в далекие времена, внес свой вклад в развитие отечественной физической культуры и спорта.  Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. В VI-VIII веках восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек - женщины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, существовали дома молодежи, проводились инициации, в которых основное внимание уделялось физической подготовке молодых славян. По мере распада родовой общины воспитательные функции все больше переходят к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, в метании копья, плавании. По наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славянам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хозаров и др).Это заставляло уделять много времени военномувоспитанию молодежи и взрослых. В воспитательной системе славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались культу матери-земли, мифическому богу сил природы Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен хороводов, из разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. В игрищах молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука и метании камней в цель и на дальность, в разных играх и забавах (городки, бабки и др.). В жизни восточных славян игрища имели большое воспитывающее значение. Молодые люди приобретали в них требуемые и труде и военном деле навыки и умения. По свидетельству современников, славяне отличались храбростью, силой и выносливостью.  Состязательность появилась ещё на заре человечества. По мнению ряда западных и российских исследователей (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, О. Шпенглер, Л. Винничук, Ф.Х. Кессиди, И.Д. Рожанский, В. Татаркевич и др.) она присутствует во всех человеческих коллективах. Состязательность - неотъемлемое свойство человеческих сообществ, так как она способна повышать интенсивность жизни индивида или группы, а потому наиболее полно растворяется в культуре. Главное содержание былин, сказаний, древних саг и легенд, многих сказок связано с изложением умных и сильных людей, олицетворяющих весь народ.

Высокими телесными и духовными качествами наделены герои фольклора русского народа и других народов нашей страны: «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре», «Давид Сасунский», «Калевала», «Манас», былины о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и другие – воспевают мечты людей о совершенном человеке, о своей надежде быть сильным, не бояться врагов родины, трудностей жизни. Древние люди поневоле были наделены большой физической силой, необходимой им для выживания. Для достижения физического совершенства люди использовали различные состязания. Из древних игр наших предков до сих пор известны такие игры как городки, лапта и др. Городки упоминаются в народных сказках и даже летописях. Можно с уверенностью утверждать, что городошная игра ведет свой род от древней палицы. Эта молодецкая забава была распространена по всей Руси, правда, именовалась она в разных краях по-разному: в Сибири и в средней полосе России «рюхами», «чухами», «чушками» и собственно «городками», в Вятской губернии - «бабками», на Кубани - «клетками», на Украине - «скраклями» и так далее. Без состязаний городошников не ль ни одно народное гулянье. В старину городки считались игрой простонародья, но увлекались ими и многие знаменитые люди. «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск». Так говорил великий полководец А.В.Суворов, страстный почитатель старинной и любимой в народе игры.

К другим видам упражнений, распространенным среди нашего народа, относятся плавание, гребля, передвижение па лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как средство личной гигиены. Гребля, как способ передвижения по воде, широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войсках Степана Разина хорошо была поставлена предварительная подготовка гребцов. Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен применяли в различных условиях труда, военного дела и быта передвижение па лыжах. В процессе охоты использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В бытовой жизни применяли лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, в результате которых обнаружены экземпляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начинают применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полководец М.В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

Свои самобытные физические упражнения и игры имели народы Урала и Поволжья. В народе широкое распространение имели бег наперегонки, борьба, кулачные бон, прыжки, танцы. Они способствовали развитию ловкости и силы, мужества и выносливости. Каждый народ, населявший современную территорию нашей страны, в далеком прошлом имел свои самобытные формы физического воспитания, обусловленные особенностями экономического и культурного развития, географическими условиями, традициями и бытом.

 

2.2. Военно-физическая подготовка в русской армии.

В период феодальной раздробленности на Руси (XII-XIV века)

и в Русском централизованном государстве (XV-XVII века) физическое воспитание продолжает носить военную направленность. Это было обусловлено многочисленными войнами против татар, немецких рыцарей, шведов и поляков и требованиями, которые предъявлялись к службе в княжеских дружинах, поместном войске (XV в.), стрелецких и "городовых" полках (XVI в). Командовали войсками выходцы из княжеских, дворянских и боярских семей. Их заранее готовили к выполнению воинской службы.

В Киевском государстве (VIII - XI вв.), в период феодальной раздробленности Руси (XII-XIV вв.) и в эпоху Русского централизованного государства (XV-XVII вв.) народ продолжал сохранять и развивать физические упражнения и игры, которые служили ему средством подготовки сильных, выносливых воинов, отстаивающих в тяжелых боях с чужеземными захватчиками свободу и независимость нашей Родины. В этих сражениях русский народ показал стойкость и мужество, любовь к Родине, высокие физические и моральные качества. Самобытные народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин, особенно выходцев из неимущих слоев населения. В летописях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Так, летопись "Повесть временных лет" сообщает, что в 922г. русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружины князя Владимира. Ипатьевская летопись упоминает, как в 972г. из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь Киеву русские дружины, стоявшие на другом берегу. Среди народных масс широкой популярностью пользовалась борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней, и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью.

В Киевском феодальном государстве, начиная с X века, в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были главным образом выходцы из народа, владевшие воспитательным мастерством. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных турнирах, состязаниях, военных играх и потехах (развлечениях). Полезные советы о том, как воспитывать княжеских детей, даны в педагогическом сочинении Владимира Мономаха конца XI в. "Поучение чадам своим". Ставя на первое место внушение детям страха перед богом, и духовенством, в то же время "Поучение" рекомендует воспитывать в них мужество, храбрость, трудолюбие, гуманность, отвагу, любовь к Родине, умение защищать ее от врагов. Владимир Мономах завещал «не страшиться ни рати, ни зверя", но творить "мужское дело". В числе средств воспитания "Поучение" называет верховую езду и охоту. Советы Мономаха имели целью обеспечить хорошее физическое развитие, умственное и нравственное воспитание подрастающего поколения. "Поучение" явилось замечательным педагогическим памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры в Киевском государстве.

В период феодальной раздробленности на Руси (XII-XIV века) и в Русском централизованном государстве (XV-XVII века) физическое воспитание продолжает носить военную направленность. Это было обусловлено многочисленными войнами против татар, немецких рыцарей, шведов и поляков и требованиями, которые предъявлялись к службе в княжеских дружинах, поместном войске (XV в.), стрелецких и "городовых" полках (XVI в). Командовали войсками выходцы из княжеских, дворянских и боярских семей. Их заранее готовили к выполнению воинской службы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.005 с.)