Научно-исследовательская лаборатория и сотрудничество с вузами страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-исследовательская лаборатория и сотрудничество с вузами страны



По-прежнему особое внимание уделялось работе с научно-педагогическими кадрами и повышению их квалификации. С этой целью налаживалось более тесное сотрудничество с вузами страны. В 1985 г. договоры о творческом сотрудничестве были заключены с Московским авиационным институтом, Московским энергетическим институтом, Московским авиационно-технологическим институтом, Московским заводом-втузом, Ленинградским политехническим институтом, Ленинградским инженерно-экономическим институтом, Новосибирским госуниверситетом. В этом же году в вузе была открыта первая отраслевая научно-исследовательская лаборатория систем управления электронно-лучевой сваркой и диффузионной сваркой. Свидетельством научной активности вуза явились защиты в течение 1981-1985 гг. двух докторских и 29 кандидатских диссертаций. Для завершения работы над докторскими диссертациями на должность научных сотрудников было переведено 4 преподавателя. В 1985 г. впервые двум сотрудникам вуза было предоставлено право приема и руководства аспирантами (профессор Ю. Д. Тропин, доцент М. В. Лукьяненко). Расширилась тематика и объемы НИР, тематический план 1985 г. включал 34 работы, в том числе 21 - по хоздоговорам и 13 - по госбюджету общим объемом 735 тыс. руб. Все хоздоговорные работы выполнялись по важнейшей тематике, из них 7 - по Постановлениям ЦК КПСС и СМ СССР, 3 - по целевым программам Минвуза РСФСР, 2 - по отдельным решениям МОМа СССР.

Летний юбилей вуза

1985 г. явился годом 25-летнего юбилея вуза. В торжествах по случаю этого праздника принял участие первый ректор завода-втуза Евгений Николаевич Капустянский, представители Минвуза РСФСР и отраслевого министерства, руководители многих предприятий. К тому времени вуз решил главную задачу - стабильное обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, которые хорошо зарекомендовали себя на местах и были готовы решать с каждым годом все более усложняющиеся производственные задания. Только на "Красмаше" к тому времени работало более 2000 выпускников, из которых 11 являлись начальниками и заместителями начальников крупных производств, около 100 - начальниками цехов, отделов и их заместителями. К тому времени более 600 работников "Красмаша", в том числе из числа руководителей предприятий, получили высшее образование без отрыва от производства.

Близость к отрасли и ее проблемам всегда являлась сильной стороной вуза, поскольку позволяла своевременно отслеживать и учитывать в работе тенденции развития производства. Вторая половина 80-х гг. в жизни предприятия, как и всего оборонного комплекса, отмечена наступлением так называемой конверсии производства, когда объемы выпуска основной продукции стали существенно снижаться, а предприятия в основном самостоятельно должны были выбирать стратегию развития и определять новые виды продукции. Для "Красмаша" естественным выбором с учетом длительной перспективы и технологических возможностей явилось производство разгонных блоков ракет, обеспечивающих вывод на орбиты космических аппаратов. Более сложным выбором стало производство товаров народного потребления, машин и оборудования для перерабатывающих отраслей и промышленности.

С переходом на хозрасчет и самофинансирование существенно возрастала роль подразделений и служб главных специалистов в разработке стратегии технического перевооружения. В новых условиях она направлялась на решение двух главных задач: неуклонного повышения технического уровня производства и обеспечения реального эффекта в снижении трудовых и материальных затрат и получения максимальной прибыли; обеспечения своевременной технической подготовки производства для освоения новых изделий и полной загрузки предприятия.

На производстве менялась идеология планирования, организация выполнения и контроля. Вопросы технического перевооружения стали решать не сверху, с уровня министерств, а на рабочих местах, на участках и цехах. В этих условиях возрастала роль инициативных работников, подготовка таких кадров становилась заботой каждого перспективно мыслящего руководителя. Вместе с руководством вуза дирекция базовых предприятий изыскивала возможности совершенствования подготовки инженерных кадров и переподготовки специалистов.

Примечательным стал совместный приказ двух министерств - Министерства общего машиностроения и Минвуза РСФСР от 29.01.87 г. № 16/46 "О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов в заводе-втузе". В нем нашли отражение практически все важнейшие аспекты, определяющие уровень подготовки специалистов. В качестве приоритета было определено развитие материально-технической базы вуза. К тому времени уже были проведены предварительные работы по технико-экономическому обоснованию строительства за счет отрасли нового учебно-лабораторного корпуса института площадью 26 тыс. кв. м. Большую работу по подготовке проектно-технической документации для нового корпуса и решению в Минобщемаше вопросов начала его строительства и развития материальной базы вуза провел в то время проректор по административно-хозяйственной работе Смолов Александр Владимирович. Проектная документация на строительство была разработана в Восточно-Сибирском филиале института "Гипромашпром", с руководством которого и главными специалистами осуществлялось постоянное взаимодействие (П. С. Кусонец, Н. Н. Поляев, Ф. Р. Каипов, В. И. Васильев, И. И. Попов).

С целью поднятия на новый уровень организации научно-исследовательской работы в заводе-втузе по рекомендации ректора Красноярского политехнического института Ставера Анатолия Михайловича на должность проректора по научной работе в 1987 г. был приглашен к.т.н., доцент Василенко Николай Васильевич, работавший до этого в КПИ заведующим кафедрой теории и конструирования механических систем. Обладая хорошими организаторскими способностями, настойчивостью в достижении поставленных целей, Н. В. Василенко в достаточно короткий период добился существенного увеличения объемов и расширения тематики научных исследований, активизации издательской деятельности. С его участием были решены задачи открытия аспирантуры, организации советов по защитам диссертаций, укреплены научные связи с НПО прикладной механики.

За два года, истекшие со дня издания приказа, на оснащение вуза средствами вычислительной техники отрасль и производственные объединения выделили более 3 млн. руб., более чем в 3 раза был увеличен объем проводимых в вузе научно-исследовательских работ, организовано 3 отраслевых научно-исследовательских лаборатории.

В области учебной деятельности в больших масштабах стали развиваться целевые и индивидуальные методы подготовки. Значительно расширилось участие ведущих специалистов производства в работе кафедр вуза. В научно-производственном объединении прикладной механики в 1987-1989 гг. открылись ряд филиалов выпускающих кафедр: летательных аппаратов; систем управления летательными аппаратами; экономики и организации производства. В перечне специальностей вуза появились две новые специальности: электронное машиностроение; конструирование и производство изделий из композиционных материалов.

В области кадровой политики существенным моментом стало приглашение на работу в вуз высококвалифицированных научно-педагогических работников из ведущих вузов страны: Ленинградского механического института (заведующий кафедрой высшей математики В. И. Муравьев), Ленинградского политехнического института (заведующий кафедрой композиционных материалов В. В. Трофимов), Белорусского радиотехнического института (профессор В. О. Чернышов), Томского политехнического института (профессор В. А. Дмитриенко, доценты А. Г. Савенко, В. П. Каширин, Н. А. Князев, А. А. Савенко). Это существенно сказалось на уровне работы ряда кафедр вуза.

Преобразование завода-втуза

1989 г. вошел в историю вуза как год преобразования завода-втуза - филиала КПИ в самостоятельный вуз - Красноярский институт космической техники. 12 июня 1989 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 470 "О создании Красноярского института космической техники - завода-втуза".

Вуза с подобным названием в стране не было, и хотя оно полностью отвечало тем задачам, которые завод-втуз в течение почти 30 лет решал для аэрокосмической отрасли, добиться такого имени учебному заведению, работающему на базе предприятия оборонного комплекса, в то время было не простым делом. Это по-своему интересная история, которую в подробностях с удовольствием вспоминают до сих пор Генеральный директор предприятия В. К. Гупалов и ректор академии Г. П. Беляков. В решение этого вопроса были включены руководители Минобщемаша СССР, Минвуза РСФСР, ответственные работники ЦК КПСС, личное участие в преобразовании завода-втуза в институт космической техники приняли заместитель министра высшего и среднего образования СССР Ф. И. Перегудов, министр высшего и среднего специального образования РСФСР И. Ф. Образцов.

На торжественной церемонии открытия Красноярского института космической техники перед преподавателями, сотрудниками и студентами выступили представители Гособразования СССР, Минвуза РСФСР, Минобщемаша СССР, Красноярского крайкома партии, руководители базовых предприятий. В мероприятиях, проводимых в вузе в честь этого события, участвовали летчики-космонавты СССР. Основные задачи и перспективы развития нового вуза нашли отражение в совместном приказе отраслевого министерства и Минвуза РСФСР от 13.01.89 г. № 144/333 "О мерах по выполнению Постановления Совета Министров СССР от 12.06.89 г. № 470".

В истории вуза 1989 г. отмечен серьезными достижениями во всех видах деятельности. В ежегодном отчете института за 1989 г. был представлен качественно новый уровень работы - сказалась основательная подготовка к преобразованию филиала в самостоятельный институт. В 1989 г. было открыто две новых специальности, и их общее количество в вузе составило 9. Важными подразделениями в подготовке специалистов стали инженерный центр "Волновые процессы и технологии" и новые отраслевые научно-исследовательские лаборатории электрофизических и электрохимических методов обработки, автономных систем электроснабжения космических аппаратов, модульных роботов, манипуляторов и приводов с волновыми механизмами. В 1989 г. в институте было защищено 3 докторских и 12 кандидатских диссертаций, представлено к защите 6 докторских и 7 кандидатских диссертаций. В этом же году в вузе открылась аспирантура по 15 научным специальностям и осуществлен прием первых 18 аспирантов. Рядом с административным корпусом была развернута строительная площадка и начато строительство первой очереди нового учебно-лабораторного корпуса. Произошло существенное обновление парка ЭВМ, в течение года на эти цели было затрачено около 1,5 млн. рублей, общее число рабочих мест в дисплейных классах достигло 150, в них устанавливали современные ПВЭМ типа IBM. В том году активно заявили о себе на производстве студенты, ими было подано более 150 рационализаторских предложений. Совместно с предприятием было организовано два УНПК: "Композит" и "Сварщик". В академии был открыт новый факультет - гуманитарный, его первым деканом стал доктор философских наук, профессор В. А. Дмитриенко. Первые 30 слушателей были зачислены на обучение на спецфакультет по переподготовке специалистов в области информатики и вычислительной техники.

Довузовская подготовка

Ряд крупных мероприятий было проведено в области довузовской подготовки. Совместно с Красноярским университетом в 1989 г. в Красноярске-45 (Зеленогорск) была открыта школа-интернат с космической специализацией (Школа космонавтики), в нее был проведен первый набор талантливых ребят со всего края - в 10-й класс зачислено 55 человек. В Красноярске-26 открыли малый факультет космонавтики, на который были зачислены 120 школьников, увлекающихся космонавтикой и склонных к техническому творчеству. В школах г. Красноярска было организовано 6 специализированных классов по профилю авиаконструирования, радиоэлектроники, информатики и вычислительной техники с 3-летним сроком обучения.

Показатели научной квалификации профессорско-преподавательского состава были доведены в год открытия института космической техники до среднеминистерских показателей. На 17 кафедрах института работало 16 докторов и более 100 кандидатов наук, доля лиц с учеными степенями и званиями составляла 60 %. До 2,5 млн руб. возрос объем проводимых на кафедрах исследований по хоздоговорной и бюджетной тематике. В 90-е гг. вуз входил с хорошей динамикой и большими планами по развитию.

ГГ.

Основание Сибирской аэрокосмической академии

Начало 90-х гг. в жизни высшей школы России отмечены введением процедур аттестации вузов, в ходе которых проводилась всесторонняя экспертиза их деятельности и оценка качества выпускаемых специалистов. Во время проведения такой аттестации в марте 1992 г. Госинспекцией учебных заведений России впервые было внесено предложение-рекомендация "организовать на базе Красноярского института космической техники и ряда учебных заведений авиационного профиля Сибирскую аэрокосмическую академию с реализацией многоуровневой системы подготовки кадров для предприятий гражданской авиации Восточного региона России". В этот год проводилась аттестация пяти специальностей вуза, по которым осуществлялся выпуск специалистов. Все они относились к ракетно-космическому профилю. Выпускники вуза в основном работали на предприятиях оборонного комплекса, на которых в то время начались процессы конверсии основного производства. Эти процессы, безусловно, отслеживались выпускающими кафедрами, практически на всех специальностях появились по 3-5 специализаций с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить потребности предприятий, переходивших на новые виды продукции, с другой - предоставить выпускникам более широкие возможности в своем трудоустройстве после окончания вуза. Было очевидно, что ориентироваться в вопросах подготовки кадров только на ракетно-космическую отрасль уже нельзя, поскольку сама отрасль значительно расширяла зону деятельности в гражданском секторе экономики. Тогда и были проведены серьезные проработки перспективных направлений развития вуза, среди которых сфера гражданской авиации оказалась наиболее предпочтительной. Во-первых, по фундаментальным основам профессиональной подготовки это родственная для института область техники; во-вторых, учитывалось состояние подготовки в регионе специалистов для предприятий воздушного транспорта. В 1992 г. основные центры подготовки специалистов этой отрасли оказались за рубежами России. Киевский и Рижский институты инженеров гражданской авиации обладали абсолютной монополией в СССР в подготовке инженерного состава по технической эксплуатации воздушного транспорта. Сибирь и Дальний Восток являлись регионами, в которых постоянно работали отборочные и приемные комиссии этих вузов, и сотни абитуриентов направлялись в Киев и Ригу на целевую подготовку для авиапредприятий восточного региона страны. Только по Красноярскому краю ежегодная потребность в специалистах гражданской авиации высшего и среднего звена составляла в конце 80-х - начале 90-х гг. более 200 человек ежегодно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.009 с.)