Высшая школа и аэрокосмическая отрасль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшая школа и аэрокосмическая отрасль



Предпосылки создания

Все, кто живет на красноярской земле, любят свой край. Это огромная территория в центре России, богатая природными и энергетическими ресурсами. Могучий Енисей течет на протяжении около 3000 км от предгорьев Саян через южные степные просторы и глухую тайгу до Северного Ледовитого океана. И в этом крае руками человека создано многое, чем гордится вся страна. Самые богатые недра земли, самые большие в мире гидроэлектростанции, огромный промышленный потенциал, в котором выделяются предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, химии. И только десять лет назад широкая общественность узнала о том, что в Красноярске сосредоточен мощный ракетно-космический комплекс страны. Начало его создания относится к 1958 г., когда было принято партийно-правительственное решение о реконструкции Красноярского машиностроительного завода для серийного производства ракетно-космической техники.

В октябре 1957 г. мир был потрясен сообщением о том, что в Советском Союзе впервые запущен искусственный спутник Земли. Началась эра практической космонавтики. Это означало, что в СССР созданы мощные ракеты-носители, способные вывести в космос и доставить в любую точку земного шара так называемые "полезные нагрузки". Ракетно-космическая техника и ее производство стало приоритетным направлением развития оборонного комплекса страны, и в этом отношении городу Красноярску была отведена особая роль.

В апреле 1959 г. вышло Постановление Совета Министров о создании филиала ОКБ-1 для обеспечения проведения опытно-конструкторских работ и изготовления ракетной техники на производственных мощностях "Красмашзавода", а в июне - приказ Госкомитета по оборонной технике о его размещении в закрытом городе Красноярск-26. Начальником предприятия и Главным конструктором был назначен ученик С. П. Королева Михаил Федорович Решетнёв. С именем С. П. Королева были связаны многие выдающиеся достижения космонавтики. Полет Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. открыл эру пилотируемой космонавтики и вошел в историю как одно из самых значительных достижений мировой цивилизации.

Достижения Советского Союза в космосе стали свидетельством огромного потенциала страны в научно-технической сфере и образовании. Именно в то время в нашей стране начала осуществляться реформа образования, направленная на укрепление его связи с производством. 30 декабря 1959 г. вышло Постановление Правительства № 1425 "Об организации заводов-втузов". В области высшего технического образования был начат большой эксперимент, направленный на усиление взаимодействия высшей школы с отраслями промышленности в подготовке инженерных кадров. "Красмашзавод" оказался в числе пяти крупных предприятий страны и единственным предприятием в оборонном комплексе, кому было поручено осуществлять новые идеи в подготовке специалистов для ракетно-космической отрасли, потребности которой в инженерных кадрах тогда были весьма значительными.

Ранее при "Красмашзаводе" были организованы учебные заведения, осуществлявшие подготовку для предприятия рабочих кадров и специалистов среднего звена. В двух профессионально-технических училищах и механическом техникуме (позже техникуме космического машиностроения) была отлажена довольно хорошая система подготовки таких специалистов. Отдел подготовки кадров завода совместно с учебными заведениями вел постоянную работу по обеспечению производственных подразделений хорошо подготовленными рабочими и техниками. Создание при заводе высшего учебного заведения было определенным признанием достижений предприятия в этой области, однако в те годы ракетная техника была новой сферой не только для производства, но и для профессионального образования. Специальности ракетно-космического профиля начинали открываться в авиационных и некоторых политехнических вузах страны только в конце 50-х гг., многое в их становлении было новым. Однако если в авиационных вузах для этого уже имелась определенная методическая и материальная база, научно-педагогические кадры соответствующего профиля, то в Красноярске такой основы не было

На старте

Приказом Минвуза РСФСР в апреле 1960 г. первым директором завода-втуза (должность ректора была установлена позднее) был назначен Евгений Николаевич Капустянский, специалист с большим стажем работы на предприятиях оборонного комплекса, выпускник МВТУ им. А. Э. Баумана 1944 г..

Директором завода "Красмаш" с 1953 г. был Сысоев Петр Александрович, выдающийся организатор производства. Именно под его руководством в 1958 г. началась реконструкция завода для обеспечения выпуска ракетной техники. При нем было начато строительство учебного корпуса, решались вопросы оснащения оборудованием первых лабораторий вуза, выделялись кадры.

В 1960 г. первые 200 студентов завода-втуза приступили к учебе в специально выделенных для этого помещениях филиала заводоуправления предприятия, 100 из них одновременно вышли в цеха предприятия на инженерно-производственную подготовку. Учителями студентов с самого первого курса стали как преподаватели института, так и инженерно-технические работники предприятия.

Первые годы

За первый год работы в вузе были созданы кафедральные группы с подчинением их кафедрам головного института (высшей математики, физики, химии, технологии металлов, иностранного языка, общественных наук, физвоспитания), организован Совет филиала Красноярского политехнического института, образована профсоюзная организация преподавателей и работников вуза, комсомольская организация. Сразу же были организованы подготовительные курсы для обеспечения нового приема в вуз.

Конечно же, главной заботой этого времени было формирование преподавательского состава. В заводе-втузе в 1960 г. были открыты три специальности: проектирование и производство летательных аппаратов; двигатели летательных аппаратов; системы управления летательными аппаратами.

На новый вуз определенно работала обстановка того времени, приоритеты в развитии ракетно-космической отрасли определялись не только задачами укрепления обороноспособности страны, но и тем, что это время отмечено триумфальными достижениями СССР в освоении космического пространства. В обществе наблюдался огромный моральный подъем, каждый успешный запуск космических аппаратов вызывал большой общественно-политический резонанс не только в нашей стране, но и в мире. А 12 апреля 1961 г. стало триумфом всей страны и создателей космической техники. Каждый запуск в космос автоматических или пилотируемых космических аппаратов являлся принципиально новым техническим достижением. Начало непосредственного изучения и практического освоения космического пространства явилось наиболее значительным научно-техническим достижением середины двадцатого столетия. "Штурм космоса" - эти слова правильно определяют происходившие события 60-х гг. Космонавты и безымянные создатели космической техники были действительно героями того времени, и это являлось хорошим стимулом для молодежи учиться и работать в области ракетно-космической техники.

В 1961 г. в вузе были сформированы в рамках общеобразовательного факультета первые самостоятельные кафедры, а с 1963-64 гг. молодые преподаватели приступили к работе со студентами по спецдисциплинам. В 1965 г. были созданы первые выпускающие кафедры, организованы машиностроительный и приборостроительный факультеты.

Первый выпуск

В 1966 г. состоялся первый выпуск специалистов - 149 человек. Это было действительно большое и значительное событие. В Красноярске получили дипломы первые инженеры-ракетчики. А это означало, что потребности красноярских ракетно-космических предприятий в специалистах в последующие годы будут обеспечиваться в основном на месте. После этого состоится еще 35 выпусков инженеров уже по десяткам специальностей, но выпуск 1966 г. был особым. Он означал, что, несмотря на все сложности, вуз состоялся, новые формы подготовки специалистов и система обучения оправдали себя. Это было общим достижением вуза и предприятия, преподавателей кафедр, инженеров и руководителей производства, базовой отрасли и системы высшего профессионального образования.

Большая часть первых выпускников надолго связала свою судьбу с "Красмашем». Для многих из первых выпускников базовые предприятия стали единственным местом работы, для них сорок лет вуза - это сорок лет собственной трудовой деятельности, которая началась в 1960 г. на первом курсе института.

Завод и втуз

Каждый из руководителей предприятия хорошо понимал, что для решения усложняющихся производственных задач необходимы не только по-современному подготовленные специалисты, но и научная поддержка производства учеными вуза. В 1966 г. П. А. Сысоев был переведен для работы в Москву, а на должность директора завода был назначен Гуров Борис Николаевич, выпускник МВТУ им. Э. Н. Баумана 1953 г. В этот период "Красмаш" переходил с производства баллистических ракет среднего радиуса действия Р-14 разработки КБ под руководством М. К. Янгеля на изготовление баллистических ракет морского базирования РСМ-25, разработанного КБ под руководством В. П. Макеева.

Для завода это было время крупной модернизации и освоения многих новых технологий. Затем к производству были приняты еще более совершенные типы ракет: вначале РСМ-40 - первые в мире межконтинентальные двухступенчатые баллистические ракеты с базированием на подводных лодках, а затем с 1971 г. РСМ-50 - баллистические ракеты морского базирования с разделяющимися головными частями индивидуального наведения.

В период 1969-74 гг. директором "Красмашзавода" был Котельников Владилен Петрович, выпускник Казанского авиационного института 1956 г., до этого работавший главным инженером Златоустовского машиностроительного завода. Имя В. П. Котельникова, после его безвременной кончины в возрасте 42 лет, присвоено прилегающей к академии и территории "Красмашзавода" городской площади.

Перевод предприятия на выпуск ракет нового типа сопровождался исследованием многих уникальных технологий, которые на "Красмаше" разрабатывались и внедрялись впервые в отрасли. Многие из производственных технологий, используемых в изготовлении ракетных конструкций, относятся к достижениям мирового уровня.

Учебный процесс рядом с таким производством, в котором активно задействованы студенты выпускающих кафедр, естественно поднимается на другой уровень.

Дипломов и медалей международных выставок удостоены образцы медицинской техники и инструментов, разработанные на "Красмаше", изготавливаются большая номенклатура оборудования для нефтегазоперерабатывающих предприятий.

В исключительно тяжелых условиях 90-х гг. удалось сохранить главное - ракетно-космическое производство. В этом заслуга и сотен выпускников академии, воспитанных в ее стенах и цехах предприятия, стратегическая и экономическая значимость которого для страны огромна. "Красмаш" как базовое предприятие академии - это не только база профессионального обучения студентов, это база формирования мировоззрения молодых специалистов на лучших трудовых традициях и примерах самоотверженного труда тружеников предприятия.

ГГ.

Наращивая научный потенциал

В ноябре 1968 г. на должность ректора завода-втуза назначается Павлов Анатолий Георгиевич, кандидат технических наук, доцент, до этого работавший заведующим кафедрой технологии машиностроения Красноярского политехнического института. Главной задачей вуза на ближайшие годы становились вопросы развертывания на кафедрах научной работы как базы повышения квалификации преподавателей, активного использования для этого целевой аспирантуры. В задачах на пятилетку 1970-1975 гг. намечалось довести долю численности преподавателей с учеными степенями и званиями до 30 %. Но при этом не планировалось увеличение численности профессорско-преподавательского состава (она оставалась на уровне 110 человек), на уровне 210-220 человек сохранялась общая численность работающих в вузе. Прием студентов на первый курс к 1975 г. планировался 350 человек, в том числе на дневное отделение 250 человек. В области учебной работы основной задачей являлось улучшение учебно-методического обеспечения и совершенствование учебных планов в связи с оптимизацией прохождения студентами инженерно-производственной подготовки и их работой на предприятии Начало 70-х гг. было отмечено научной активностью большинства выпускающих и общенаучных кафедр. На кафедрах по заказам базовых предприятий выполнялось около 20 хоздоговорных тем. В вузе начали издаваться первые сборники научных работ (кафедра М-3), десятки научных докладов представлялись на всесоюзные научные конференции и семинары. Ежегодной практикой стало проведение студенческих научно-технических конференций. Плодотворным был 1973 г.: в центральных вузах страны состоялись 7 успешных защит кандидатских диссертаций сотрудниками завода-втуза. В системе заводов-втузов по уровню проводимых исследований и их результативности институт в 70-е гг. занимал ведущее положение. Сказывалась тесная работа с аэрокосмической отраслью и актуальность тематики. Объем финансирования научных исследований кафедр вуза со стороны базовых предприятий составлял в 1975 г. около 500 тыс. руб.

Переход к самостоятельности

В период 1976-80 гг. ректором завода-втуза являлся Всеволод Николаевич Севастьянов, кандидат технических наук, доцент, имевший большой опыт комсомольской и партийной работы в Сибирском технологическом институте. Прежний ректор А. Г. Павлов перешел на должность старшего научного сотрудника для завершения работы над докторской диссертацией. В этот период потенциал вуза давал основания ставить вопрос о расширении его самостоятельности. Пребывание завода-втуза в качестве филиала Красноярского политехнического института значительно усложняло работу, поскольку даже простые вопросы приходилось согласовывать с ректором головного института. Большим неудобством было отсутствие у вуза собственного финансового счета и бухгалтерии как самостоятельного подразделения. В 1978 г. эти вопросы были решены, кроме того, самостоятельность приобрел научно-исследовательский сектор завода-втуза. В самоопределении вуза это сыграло большую роль, и одним из катализаторов укрепления его самостоятельности явилась научно-исследовательская деятельность. Объемы финансирования исследований росли, бухгалтерское оформление договоров на проведение НИР превращалось в серьезную проблему. Территориальная удаленность вуза от головного института вынуждала научных сотрудников много времени непроизводительно тратить на оформление "бумажных дел".

Развитие вуза планировалось и в части приема студентов по дневной и вечерней формам обучения. Организационная работа ректората, повышение ответственности всех руководителей за выполнение годовых заданий обеспечивали достижения запланированных показателей. В указанный период в вузе была открыта новая специальность - "Экономика и организация производства в машиностроительной промышленности". На базовых предприятиях была довольно значительная прослойка руководителей-практиков, имевших среднее специальное образование и большой стаж производственной работы.

В заводе-втузе произошел ряд структурных перемен. В 1978 г. был организован самостоятельный вечерний факультет с двумя специальностями: технология машиностроения, экономика и организация производства в машиностроительной промышленности

Общая численность студентов за пятилетку 1976-80 гг. возросла почти на 800 человек, и составила 2300 человек, в том числе по дневной форме обучения 1600. Общий прием студентов на первый курс в 1980 г. увеличился по сравнению с 1976 г. на 175 человек и составил 525 человек, на 100 человек возрос прием на дневное отделение, он составил 350 человек. На 16 кафедрах вуза работало 160 преподавателей, из которых 65 имели ученые степени и звания. В составе кафедр появились первые штатные доктора наук, профессора.

В работе по совершенствованию системы образования упор делался на комплексный подход с повышением ответственности руководителей подразделений, преподавателей и сотрудников за качество подготовки специалистов. К этому времени относится проведение работ по составлению моделей выпускаемых специалистов, технологических карт учебных дисциплин, выработки критериев оценки эффективности работы учебных подразделений, разработка системы внутривузовского контроля качества подготовки специалистов. Была развернута работа по повышению квалификации преподавателей по вопросам педагогики высшей школы, усилилось внимание к вопросам организации и контроля самостоятельной работы студентов.

К 20-летней годовщине создания вуза в 1980 г. для предприятий аэрокосмической отрасли было подготовлено 2729 специалистов, в том числе 2073 по дневной форме обучения.

ГГ.

Структурные изменения

Начало работы ректора было отмечено созданием ряда новых структур. В 1983 г. состоялось избрание деканов факультетов. На должность декана механического факультета был избран к.т.н., доцент Н. И. Амосов, машиностроительного - к.т.н., доцент В. Е. Кравченко, приборостроительного - к.ф.-м.н., доцент Д. А. Лаптей, вечернего - к.т.н., доцент В. П. Кснаткин.

В 1984 г. в институте как структурное подразделение создается отдел инженерно-производственной подготовки, и вводится должность проректора по инженерно-производственной подготовке, в сфере деятельности которого основными вопросами становятся укрепление связей с предприятиями, организация инженерно-производственной подготовки, повышение ее эффективности. На эту должность назначается Новиков Валерий Гаврилович, к.т.н., доцент, выпускник вечернего отделения завода-втуза 1968 г. Его большой опыт производственной и общественной работы на "Красмашзаводе" естественным образом способствовал установлению нового уровня отношений между производственными подразделениями предприятия и кафедрами вуза. В ряде отделов предприятия вскоре появились секции студенческого конструкторского бюро, объединявшего около 200 студентов: "Конструктор", "Сварщик", "Технолог", "Поиск", "Автоматика", "Алгоритмы", "Агрегат" и др., резко возросла активности студентов в рационализаторской и изобретательской работе, этот вид деятельности вошел в качестве обязательного при прохождении инженерно-производственной подготовки студентов. В практику вошло проведение конкурсов студентов в период их работы на производстве, 10 лучших студентов отмечались приказом директора завода как лауреаты конкурсов с вручением материального вознаграждения.

В 1984 г. на должность проректора по административно-хозяйственной работе был назначен выпускник завода-втуза 1981 г. Смолов Александр Владимирович, работавший до этого заведующим лабораториями кафедры М-1. С его приходом существенно оживилась работа по развитию материальной базы вуза. Он принял самое активное участие в решении задач проектирования и начала строительства нового учебно-лабораторного корпуса, создания собственного автохозяйства и вспомогательных служб, оснащения учебного процесса современным оборудованием и вычислительной техникой.

В работу со студентами и в решение организационных вопросов совершенствования системы обучения был включен широкий круг ведущих специалистов предприятий: по "Красмашзаводу" - В. А. Моисеев, А. Я. Китаев, В. Ф. Мокин, Л. А. Ковригин, Б. А. Парфенов, А. М. Ваганов, М. А. Лубнин, В. П. Варигин, А. Г. Гагарин, А. И. Дубовой, И. В. Етеревский, М. П. Емельянов, Н. А. Коваленко, А. И. Гришин, Б. А. Кезин, В. Н. Литвинов, П. И. Шурыгин, О. П. Якубович, А. С. Мишин, М. М. Кузнецов, Н. Н. Меньшов, А. А. Бородин, С. И. Вологдин, Г. А. Черноусов, А. А. Зубков; по заводу холодильников "Бирюса" - В. С. Слинкин (директор предприятия), Б. М. Тарасевич, В. Е. Суровцев, В. А. Добридон, М. И. Трапезников, В. В. Карев, В. И. Сазонов, Ю. И. Носов, Ф. А. Черноусов, Н. Л. Корниенко, И. С. Голубович; по НПО ПМ - Г. И. Григоров, В. П. Савин, Ф. М. Климов, В. А. Бартенев, Г. Д. Киссельман, Л. А. Швалюк, Р. П. Туркенич, В. А. Ганженко, Ш. Н. Исляев, В. А. Раевский и др.

В вузе начал работать учебно-методический совет по инженерно-производственной подготовке с участием представителей базового предприятия. Повысилась реальность курсового и дипломного проектирования студентов. Предложения государственных экзаменационных комиссий по итогам защиты дипломных проектов на отдельных специальностях направлялись в специальную комиссию, организованную при главном инженере предприятия для отбора и последующего внедрения в производство. Комиссия Минвуза РСФСР, осуществлявшая в 1984 г. проверку работы вуза, дала высокую оценку совместной деятельности кафедр и производственных подразделений в учебной работе со студентами. В этом же году в заводе-втузе был издан первый межвузовский сборник научно-методических работ "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в условиях завода-втуза", в котором был широко освещен опыт работы вузов страны в области интегрированных форм подготовки специалистов. В 1985 г. приказом директора предприятия за кафедрами вуза было закреплено 15 подразделений "Красмашзавода" в качестве экспериментально-производственной базы учебного процесса. В том же году, для развития в вузе целевых форм подготовки специалистов, было введено заблаговременное (за два года до окончания института) распределение студентов на предприятия отрасли.

Летний юбилей вуза

1985 г. явился годом 25-летнего юбилея вуза. В торжествах по случаю этого праздника принял участие первый ректор завода-втуза Евгений Николаевич Капустянский, представители Минвуза РСФСР и отраслевого министерства, руководители многих предприятий. К тому времени вуз решил главную задачу - стабильное обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, которые хорошо зарекомендовали себя на местах и были готовы решать с каждым годом все более усложняющиеся производственные задания. Только на "Красмаше" к тому времени работало более 2000 выпускников, из которых 11 являлись начальниками и заместителями начальников крупных производств, около 100 - начальниками цехов, отделов и их заместителями. К тому времени более 600 работников "Красмаша", в том числе из числа руководителей предприятий, получили высшее образование без отрыва от производства.

Близость к отрасли и ее проблемам всегда являлась сильной стороной вуза, поскольку позволяла своевременно отслеживать и учитывать в работе тенденции развития производства. Вторая половина 80-х гг. в жизни предприятия, как и всего оборонного комплекса, отмечена наступлением так называемой конверсии производства, когда объемы выпуска основной продукции стали существенно снижаться, а предприятия в основном самостоятельно должны были выбирать стратегию развития и определять новые виды продукции. Для "Красмаша" естественным выбором с учетом длительной перспективы и технологических возможностей явилось производство разгонных блоков ракет, обеспечивающих вывод на орбиты космических аппаратов. Более сложным выбором стало производство товаров народного потребления, машин и оборудования для перерабатывающих отраслей и промышленности.

С переходом на хозрасчет и самофинансирование существенно возрастала роль подразделений и служб главных специалистов в разработке стратегии технического перевооружения. В новых условиях она направлялась на решение двух главных задач: неуклонного повышения технического уровня производства и обеспечения реального эффекта в снижении трудовых и материальных затрат и получения максимальной прибыли; обеспечения своевременной технической подготовки производства для освоения новых изделий и полной загрузки предприятия.

На производстве менялась идеология планирования, организация выполнения и контроля. Вопросы технического перевооружения стали решать не сверху, с уровня министерств, а на рабочих местах, на участках и цехах. В этих условиях возрастала роль инициативных работников, подготовка таких кадров становилась заботой каждого перспективно мыслящего руководителя. Вместе с руководством вуза дирекция базовых предприятий изыскивала возможности совершенствования подготовки инженерных кадров и переподготовки специалистов.

Примечательным стал совместный приказ двух министерств - Министерства общего машиностроения и Минвуза РСФСР от 29.01.87 г. № 16/46 "О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов в заводе-втузе". В нем нашли отражение практически все важнейшие аспекты, определяющие уровень подготовки специалистов. В качестве приоритета было определено развитие материально-технической базы вуза. К тому времени уже были проведены предварительные работы по технико-экономическому обоснованию строительства за счет отрасли нового учебно-лабораторного корпуса института площадью 26 тыс. кв. м. Большую работу по подготовке проектно-технической документации для нового корпуса и решению в Минобщемаше вопросов начала его строительства и развития материальной базы вуза провел в то время проректор по административно-хозяйственной работе Смолов Александр Владимирович. Проектная документация на строительство была разработана в Восточно-Сибирском филиале института "Гипромашпром", с руководством которого и главными специалистами осуществлялось постоянное взаимодействие (П. С. Кусонец, Н. Н. Поляев, Ф. Р. Каипов, В. И. Васильев, И. И. Попов).

С целью поднятия на новый уровень организации научно-исследовательской работы в заводе-втузе по рекомендации ректора Красноярского политехнического института Ставера Анатолия Михайловича на должность проректора по научной работе в 1987 г. был приглашен к.т.н., доцент Василенко Николай Васильевич, работавший до этого в КПИ заведующим кафедрой теории и конструирования механических систем. Обладая хорошими организаторскими способностями, настойчивостью в достижении поставленных целей, Н. В. Василенко в достаточно короткий период добился существенного увеличения объемов и расширения тематики научных исследований, активизации издательской деятельности. С его участием были решены задачи открытия аспирантуры, организации советов по защитам диссертаций, укреплены научные связи с НПО прикладной механики.

За два года, истекшие со дня издания приказа, на оснащение вуза средствами вычислительной техники отрасль и производственные объединения выделили более 3 млн. руб., более чем в 3 раза был увеличен объем проводимых в вузе научно-исследовательских работ, организовано 3 отраслевых научно-исследовательских лаборатории.

В области учебной деятельности в больших масштабах стали развиваться целевые и индивидуальные методы подготовки. Значительно расширилось участие ведущих специалистов производства в работе кафедр вуза. В научно-производственном объединении прикладной механики в 1987-1989 гг. открылись ряд филиалов выпускающих кафедр: летательных аппаратов; систем управления летательными аппаратами; экономики и организации производства. В перечне специальностей вуза появились две новые специальности: электронное машиностроение; конструирование и производство изделий из композиционных материалов.

В области кадровой политики существенным моментом стало приглашение на работу в вуз высококвалифицированных научно-педагогических работников из ведущих вузов страны: Ленинградского механического института (заведующий кафедрой высшей математики В. И. Муравьев), Ленинградского политехнического института (заведующий кафедрой композиционных материалов В. В. Трофимов), Белорусского радиотехнического института (профессор В. О. Чернышов), Томского политехнического института (профессор В. А. Дмитриенко, доценты А. Г. Савенко, В. П. Каширин, Н. А. Князев, А. А. Савенко). Это существенно сказалось на уровне работы ряда кафедр вуза.

Преобразование завода-втуза

1989 г. вошел в историю вуза как год преобразования завода-втуза - филиала КПИ в самостоятельный вуз - Красноярский институт космической техники. 12 июня 1989 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 470 "О создании Красноярского института космической техники - завода-втуза".

Вуза с подобным названием в стране не было, и хотя оно полностью отвечало тем задачам, которые завод-втуз в течение почти 30 лет решал для аэрокосмической отрасли, добиться такого имени учебному заведению, работающему на базе предприятия оборонного комплекса, в то время было не простым делом. Это по-своему интересная история, которую в подробностях с удовольствием вспоминают до сих пор Генеральный директор предприятия В. К. Гупалов и ректор академии Г. П. Беляков. В решение этого вопроса были включены руководители Минобщемаша СССР, Минвуза РСФСР, ответственные работники ЦК КПСС, личное участие в преобразовании завода-втуза в институт космической техники приняли заместитель министра высшего и среднего образования СССР Ф. И. Перегудов, министр высшего и среднего специального образования РСФСР И. Ф. Образцов.

На торжественной церемонии открытия Красноярского института космической техники перед преподавателями, сотрудниками и студентами выступили представители Гособразования СССР, Минвуза РСФСР, Минобщемаша СССР, Красноярского крайкома партии, руководители базовых предприятий. В мероприятиях, проводимых в вузе в честь этого события, участвовали летчики-космонавты СССР. Основные задачи и перспективы развития нового вуза нашли отражение в совместном приказе отраслевого министерства и Минвуза РСФСР от 13.01.89 г. № 144/333 "О мерах по выполнению Постановления Совета Министров СССР от 12.06.89 г. № 470".

В истории вуза 1989 г. отмечен серьезными достижениями во всех видах деятельности. В ежегодном отчете института за 1989 г. был представлен качественно новый уровень работы - сказалась основательная подготовка к преобразованию филиала в самостоятельный институт. В 1989 г. было открыто две новых специальности, и их общее количество в вузе составило 9. Важными подразделениями в подготовке специалистов стали инженерный центр "Волновые процессы и технологии" и новые отраслевые научно-исследовательские лаборатории электрофизических и электрохимических методов обработки, автономных систем электроснабжения космических аппаратов, модульных роботов, манипуляторов и приводов с волновыми механизмами. В 1989 г. в институте было защищено 3 докторских и 12 кандидатских диссертаций, представлено к защите 6 докторских и 7 кандидатских диссертаций. В этом же году в вузе открылась аспирантура по 15 научным специальностям и осуществлен прием первых 18 аспирантов. Рядом с административным корпусом была развернута строительная площадка и начато строительство первой очереди нового учебно-лабораторного корпуса. Произошло существенное обновление парка ЭВМ, в течение года на эти цели было затрачено около 1,5 млн. рублей, общее число рабочих мест в дисплейных классах достигло 150, в них устанавливали современные ПВЭМ типа IBM. В том году активно заявили о себе на производстве студенты, ими было подано более 150 рационализаторских предложений. Совместно с предприятием было организовано два УНПК: "Композит" и "Сварщик". В академии был открыт новый факультет - гуманитарный, его первым деканом стал доктор философских наук, профессор В. А. Дмитриенко. Первые 30 слушателей были зачислены на обучение на спецфакультет по переподготовке специалистов в области информатики и вычислительной техники.

Довузовская подготовка

Ряд крупных мероприятий было проведено в области довузовской подготовки. Совместно с Красноярским университетом в 1989 г. в Красноярске-45 (Зеленогорск) была открыта школа-интернат с космической специализацией (Школа космонавтики), в нее был проведен первый набор талантливых ребят со всего края - в 10-й класс зачислено 55 человек. В Красноярске-26 открыли малый факультет космонавтики, на который были зачислены 120 школьников, увлекающихся космонавтикой и склонных к техническому творчеству. В школах г. Красноярска было организовано 6 специализированных классов по профилю авиаконструирования, радиоэлектроники, информатики и вычислительной техники с 3-летним сроком обучения.

Показатели научной квалификации профессорско-преподавательского состава были доведены в год открытия института космической техники до среднеминистерских показателей. На 17 кафедрах института работало 16 докторов и более 100 кандидатов наук, доля лиц с учеными степенями и званиями составляла 60 %. До 2,5 млн руб. возрос объем проводимых на кафедрах исследований по хоздоговорной и бюджетной тематике. В 90-е гг. вуз входил с хорошей динамикой и большими планами по развитию.

ГГ.

Основание Сибирской аэрокосмической академии

Начало 90-х гг. в жизни высшей школы России отмечены введением процедур аттестации вузов, в ходе которых проводилась всесторонняя экспертиза их деятельности и оценка качества выпускаемых специалистов. Во время проведения такой аттестации в марте 1992 г. Госинспекцией учебных заведений России впервые было внесено предложение-рекомендация "организовать на базе Красноярского института космической техники и ряда учебных заведений авиационного профиля Сибирскую аэрокосмическую академию с реализацией многоуровневой системы подготовки кадров для предприятий гражданской авиации Восточного региона России". В этот год проводилась аттестация пяти специальностей вуза, по которым осуществлялся выпуск специалистов. Все они относились к ракетно-космическому профилю. Выпускники вуза в основном работали на предприятиях оборонного комплекса, на которых в то время начались процессы конверсии основного производства. Эти процессы, безусловно, отслеживались выпускающими кафедрами, практически на всех специальностях появились по 3-5 специализаций с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить потребности предприятий, переходивших на новые виды продукции, с другой - предоставить выпускникам более широкие возможности в своем трудоустройстве после окончания вуза. Было очевидно, что ориентироваться в вопросах подготовки кадров только на ракетно-космическую отрасль уже нельзя, поскольку сама отрасль значительно расширяла зону деятельности в гражданском секторе экономики. Тогда и были проведены серьезные проработки перспективных направлений развития вуза, среди которых сфера гражданской авиации оказалась наиболее предпочтительной. Во-первых, по фундаментальным основам профессиональной подготовки это родственная для института область техники; во-вторых, учитывалось состояние подготовки в регионе специалистов для предприятий воздушного транспорта. В 1992 г. основные центры подготовки специалистов этой отрасли оказались за рубежами России. Киевский и Рижский институты инженеров гражданской авиации обладали абсолютной монополией в СССР в подготовке инженерного состава по технической эксплуатации воздушного транспорта. Сибирь и Дальний Восток являлись регионами, в которых постоянно работали отборочные и приемные комиссии этих вузов, и сотни абитуриентов направлялись в Киев и Ригу на целевую подготовку для авиапредприятий восточного региона страны. Только по Красноярскому краю ежегодная потребность в специалистах гражданской авиации высшего и среднего звена составляла в конце 80-х - начале 90-х гг. более 200 человек ежегодно.

Достижения к 2000 году

К 2000 г. осуществлено уже 3 выпуска инженеров по эксплуатации гражданской авиации - более 130 студентов факультета гражданской авиации прошли полноценную подготовку в стенах академии и приступили к работе на авиапредприятиях края. Решение этой задачи явилось подтверждением прочного задела, созданного в академии за годы ее развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.036 с.)