Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел «история России XX век»Стр 1 из 16Следующая ⇒
Рабочая тетрадь по дисциплине «История» Раздел «История России XX век» для всех специальностей первого курса
Составитель: Н.С.Гаева, преподаватель гуманитарных дисциплин
г. Н. Тагил, 2012 г. Рабочая тетрадь учебной дисциплины «История» по разделу «История России XX век» составлена в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе ФГОС для студентов первого курса обучения СПО
Утверждаю: Зам. Директора по УВР ________________ Н. М. Мякишева «_______» _________________ 2012 Председатель комиссии________________М. Н. Герасимова Преподаватель _______________________Н. С. Гаева Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….4 1. Российское государство в начале XX века …………………………………………………………………..6 2. Первая русская революция 1905 – 1907 гг. Начало парламентаризма в России…………………………..12 3. Первая мировая война…………………………………………………………………………………………20 4. Революционные события 1917 г. От февраля к октябрю…………………………………………………...25 5. Гражданская война в России…………………………………………………………………………………..33 6. Новая экономическая политика………………………………………………………………………………36 7. Формирование тоталитарного режима в Советском государстве в 30-е гг. XX в………………………...41 8. Ускоренная модернизация экономики в Советском государстве………………………………………….45 9. Вторая мировая война………………………………………………………………………………………...49 10. СССР в 1953 1964 гг. – десятилетие Н. С. Хрущева ……………………………………………………...59 11. СССР в 60-е-80-е………………………………………………………………………………………………64 12. Международные отношения во второй половине XX в. – «холодная война»……………………………69 13. Общественно-политические и экономические преобразования в СССР в 1985 – 1991 гг.: перестройка и распад СССР………………………………………………………………………………………….73 Список литературы…………………………………………………………………………………………………….77 Пояснительная записка В образовательных учреждениях среднего профессионального образования для студентов, обучающихся на базе основной средней школы, базисным учебным планом предусмотрено обязательное изучение курса «история», направленного на реализацию обязательного минимума содержания исторической подготовки.
Изучение дисциплины «история» требует от студента не просто воспроизводства в памяти основных событий прошлого, но и их осмысление. Цель создания рабочей тетради по истории Росси XX века - систематизация учебного материала в форме тезисов, схем, опорных конспектов. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с тематическим планом и охватывает период истории России XX века. Структура рабочей тетради: каждая тема имеет свой план, весь учебный материал составлен в виде структурно-логических схем. Каждая страница имеет поля для записей, комментариев, пометок. При этом студенту предоставляется возможность корректировать, дополнять или создавать свои собственные структурные элементы. Данное пособие направлено на систематизацию знаний, развития навыков составления тезисов, использование студентами методов синтеза, дедукции и индукции, обобщения. Рабочая тетрадь рассчитана на развитие аналитических, логических, коммуникативных способностей студентов. Особое внимание в тетради уделяется работе с историческими источниками. Именно они позволяют развивать студентам собственное видение исторических процессов и явлений.
Памятка – алгоритм характеристики исторической личности a. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности b. Задачи, которые стремится решить исторический деятель и методы их решения c. Интересы какого класса выражает исторический деятель d. Значение его личных качеств e. Оценка результатов деятельности исторической личности как современниками, так и потомками Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений a. Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения b. Определи черты сходства и различия c. Если возможно, выдели этапы и явления, определи, что изменилось в этапах, а что осталось неизменным. d. Сделай вывод из произведенного сравнения.
e. Свои действия можешь оформить в виде таблицы:
Используя источник, охарактеризуйте цели аграрной реформы П. Столыпина: III. Используя материалы учебника «История Отечества» автор Захаревич А. В., («Внешняя политика России в конце XIX – первые годы XX века») охарактеризуйте Внешнюю политику России в конце XIX – начале XX в.
Вопросы для закрепления: 1) С чем связана многоукладность российской экономики в начале XX века? 2) Что, на Ваш взгляд, «тормозило» и что способствовало развитию капитализма в России? 3) Раскройте понятие «маргинализация». Охарактеризуйте причины маргинализации российского общества в начале XX века. 4) Что, по мнению, П. А. Столыпина, являлось фактором развития капитализма в деревне? 5) Можно ли назвать русско-японскую войну «империалистической»? 6)Как Вы понимаете выражение П. А. Столыпина «Вперед на легком тормозе». Приемлема ли эта тактика для современной России?
Дайте определения следующим терминам:
Капитализм______________________________________________________________________________________________
Империализм_____________________________________________________________________________________________
Монополия_______________________________________________________________________________________________ Уклад___________________________________________________________________________________________________
Крестьянская община__________________________________________________________________________________________________ «уходить в отруб» _________________________________________________________________________________________________________
Хутор___________________________________________________________________________________________________
бюрократизация__________________________________________________________________________________________
Тема: Первая русская революция 1905 – 1907 гг. Начало парламентаризма в России. План: 1. Предпосылки и причины первой русской революции 2. Основные события первой русской революции 3. Итоги и значение первой русской революции 4. Начало парламентаризма в России, первые партии в России. Используя лекционные материалы электронного учебника «История России» (авторы: А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова), лекция «Революционные кризисы в России в начале XX века» охарактеризуйте основные причины первой русской революции.
I. Причины первой русской революции 1. Экономические причины: ü ___________________________________________________________________________________ ü __________________________________________________________________________________ _ 2. Социальные причины: ü ____________________________________________________________________________________ ü ____________________________________________________________________________________ ü ____________________________________________________________________________________ 3. Политические причины: ü ____________________________________________________________________________________ ü ____________________________________________________________________________________ ü ____________________________________________________________________________________ 4. Национальные причины: ü ________________________________________________________________________________________ ü ________________________________________________________________________________________ ü ________________________________________________________________________________________
I. Цель Союза 1. Союз русского народа постановляет себе неуклонною целью развитие национального русского самосознания и прочное Объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой. II. Программа Благо родины — в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности... 3. Русский народ — народ православный, а потому христианской православной церкви, которая должна быть восстановлена на началах соборности и состоять из православных единоверцев и воссоединенных с ними на одинаковых правах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение. 4. Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено церковью и оправдано историей; самодержавие наше — в единении царя с народом... 5. Русской народности, собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве... 6. Государственная дума, чуждая всяких ограничений верховной царской власти, должна быть национально-русской... Вопросы для закрепления 1) Охарактеризуйте значение принятия Манифеста 17 октября 1905 г. 2) Почему русско-японскую войну считают одной из причин Первой русской революции? 3) Прокомментируйте слова С. Ю. Витте, обращенные к Николаю II накануне принятия Манифеста: «Прежде всего постарайтесь водворить в лагере противника смуту. Бросьте кость, которая все пасти, на вас устремленные, направит на себя. Тогда обнаружится течение, которое сможет вас вынести на твердый берег». О каких социально-политических силах идет речь? 4) Прокомментируйте слова П. А. Столыпина: «Конституция – чужеземный цветок, который никогда не вырастет на русской почве». 5) Почему либералам не удалось создать массовую социальную базу для пропаганды своих идей? 6) Почему партия эсеров стала самой массовой партией в России в начале XX века? 7)После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. лидеры буржуазных партий считали, что революция свершилась. Какие события, явления свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Укажите не менее 3-х событий. Дайте определения следующим терминам: Маргиналы ____________________________________________________________________________________________ Революция_____________________________________________________________________________________________
Партия_________________________________________________________________________________________________ «кровавое воскресенье»___________________________________________________________________________________ Люмпены_______________________________________________________________________________________________
МИРНЫЙ ДОГОВОР Марта 1918 г. Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под ее верховной властью: установленная линия обозначена на приложенной карте...*(На западе от России отторгались Польша, Прибалтика, часть Белоруссии. Советское правительство обязалось также вывести свои войска из Украины и решить пограничные вопросы с ее правительством (Центральная Рада ……Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением. Германия готова, как только будет заключен всеобщий мир и проведена полностью русская демобилизация, очистить территорию, лежащую восточнее указанной в абзаце 1 статьи Ш линии, поскольку статья VI не постановляет иного. Россия сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции. Округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск. Россия не будет вмешиваться в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов, а предоставит населению этих округов установить новый строй в согласии с соседними государствами, в особенности с Турцией. II. Коллективизация Коллективизация - ______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________
Цели коллективизации: · ________________________________________________________________________________________ · ________________________________________________________________________________________ · ________________________________________________________________________________________ · ________________________________________________________________________________________ · ________________________________________________________________________________________ Содержание коллективизации:
Итоги коллективизации: · ________________________________________________________________________________________ · ________________________________________________________________________________________ · ________________________________________________________________________________________ · ________________________________________________________________________________________ · ________________________________________________________________________________________ · ________________________________________________________________________________________ · ________________________________________________________________________________________
Дайте определение следующим терминам:
Индустриализация
Коллективизация
Ликбез
Модернизация
Стахановское движение
«двадцатипятитысячники»
Раскулачивание
Модернизация
ГОЭЛРО
ВСНХ
Вопросы для закрепления: 1 )Раскройте понятие «большой скачок». Почему тоталитарное государство делает ставку на форсированные темпы развития? 2) Почему именно ограбление деревни стало основным источником сталинской индустриализации?
3) Какого «человека нового типа» стремилась взрастить сталинская система? Почему мы используем понятие «человек-винтик»?Аргументируйте свой ответ. 4)Прочтите фрагмент из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события. «Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».
5) Прочтите отрывок из романа «Поднятая целина» и укажите, участником какого движения был герой М. А. Шолохова. «Давыдов не был мастером говорить речи, но слушали его вначале так, как не слушают и самого искусногосказочника. - Я. Товарищи, сам – рабочий Краснопутиловского завода. Меня прислала к вам наша Коммунистическая партия, рабочий класс, чтобы помочь вам организовать колхоз и уничтожить кулака как общего нашего кровососа.
О каком приказе идет речь? «….дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту….» О каких событиях идет речь? … «Кейтель продолжал сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и сжимает кулаки. Он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол.» 4) Что объединяет эти города? Ленинград, Севастополь, Одесса, Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Брест.
Тема: СССР в 1953 - -1964 гг. ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХРУЩЕВА План: 1. Борьба за власть и реорганизация властных структур 2. ХХ съезд партии. Попытки демократизации общественно- политической жизни 3. Преобразования в экономике и социальной сфере
Используя лекционные материалы электронного учебника «История России» (авторы: А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова), лекция «СССР в 1953 – 1964 гг. десятилетие Хрущева, заполните пропущенные факторы, тормозящие процесс разрушения тоталитарной системы
1) Перечислите факторы, которые тормозили процесс разрушения тоталитарной системы: ü ________________________________________________________ ü успехи в восстановлении разрушенного хозяйства, сохранение возможностей для дальнейшего развития экономики; ü ________________________________________________________ ü десятилетия страха и чисток, создавшие атмосферу единомыслия в стране не было организованной оппозиции; ü ________________________________________________________ ü распространение советской модели социализма в других странах, создании мифа о ее совершенстве ü ________________________________________________________
О какой личности идет речь? Ø Его дело до сих пор является самым таинственным из всех «дворцовых переворотов» послесталинского периода. Спорной является и его личная позиция. После смерти Сталина он выступил с самыми радикальными предложениями, он лучше других знал «болевые точки» системы, к нему через органы госбезопасности стекалась информация о том, что особенно не нравится народу. Но не боль за державу и народ выступала ведущим мотивом его деятельности. Главный мотив реформаторской деятельности стремление к власти. Предпринял шаги по некоторому смягчению репрессивной системы. По его инициативе был принят указ об амнистии, по которому подлежали освобождению 1 млн 184 тыс. человек (в подавляющей части уголовные заключенные). Первый заместителем Председателя Совета Министров СССР. Ø Его авторитет за рубежом был выше, чем внутри страны. Этому в немалой степени способствовала его новая внешнеполитическая линия. Еще в своей августовской речи 1953 г. произнес облетевшее затем весь мир слово «разрядка». Это заявление произвело шоковое впечатление на аппарат и значительную часть «советской общественности». На январском (1955 г.) Пленуме ЦК КПСС Хрущев обвинил его в том, что тот не проявил себя «достаточно зрелым и твердым большевистским руководителем». В феврале 1955 г. на сессии Верховного Совета СССР он официально «попросил» об отставке. Ø 1958 г. он стал совмещать две должности: Первого секретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров. Он не был авторитаристом и не был склонен к применению силовых репрессивных методов в политике. Высшую цель своей деятельности на посту главы партии и государства он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу.
2)Соотнесите дату и событие
3) Ниже приведены две точки зрения на выступление Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И. В. Сталина: 1) Ряд политиков, современников оценили разоблачение Н. С. Хрущевым культа личности И. В. Сталина как предательский шаг по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом. 2) 2) Значительная часть общества оценивает поступок Н. С. Хрущева как смелый шаг, позволивший людям освободиться от страха, а стране пойти по пути хоть и ограниченных, но демократических преобразований. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, подтверждающих вашу позицию.
I. Признаки Холодной войны. «Холодная война» была конфликтом двух систем – капиталистической и социалистической, - в котором в качестве главнейших соперников выступали Соединённые Штаты и Советский Союз. Исход этого конфликта решался не с помощью оружия и не на поле брани. Скорее это была борьба за сферы влияния и пропагандистская война. Наиболее существенной чертой «холодной войны» после 1945 года стала гонка вооружений. Признаки холодной войны: Þ Þ Þ Þ Þ Þ Причины Холодной войны.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задания для закрепления: Вопросы для закрепления
1) Порочтите отрывок из книги французского историка Н. Верта и укажите, что нельзя отнести к данной автором характеристике гласности. «Гласность была для Горбачева здоровой критикой существующих недостатков, но не подрывом социализма и его ценностей…. Во всех областях культурной жизни открыто зазвуало тто, что прежде обсуждалось тайком, во время споров за чашкой чая на «кухне»…. Гласность, задуманная как средство борьбы с «недостатками соцализма» без «подрыва его ценностей», немедленно обратилась к принципиальным вопросам о самой законности партийной власти – к ее истории и, прежде всего, к ключевой проблеме природы сталинизма…в этих условиях движение за освобождение мысли и ее выражения с самого начала приобрело моральное измерение».
2) Установите соответствие между этапами перестройки и характером проводившейся в это время в СССР экономической политики
Список литературы: Основные источники:
1. История России: электронный учебник/А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – М.: КНОРУС, 2009 2. ЕГЭ 2009. История. Сборник заданий/ Е. А. Гевуркова, В. И. Егорова, Л. И. Ларина. – М.: Эксмо, 2009 3. Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г, История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебни. – М.: Клио Софт, 2000 4. Захаревич А. В. История Отечества: Учебник. – М.: 2010
Дополнительная литература: 1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006. 2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006. 3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004. 4. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004. 5. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006. 6. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
Интернет-ресурсы: 1. http://www.historyru.com/ 2. http://biografin.ru / 3. http://warheroes.ru 4. http://www.lants.tellur.ru
Рабочая тетрадь по дисциплине «История» Раздел «История России XX век» для всех специальностей первого курса
Составитель: Н.С.Гаева, преподаватель гуманитарных дисциплин
г. Н. Тагил, 2012 г. Рабочая тетрадь учебной дисциплины «История» по разделу «История России XX век» составлена в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе ФГОС для студентов первого курса обучения СПО
Утверждаю: Зам. Директора по УВР ________________ Н. М. Мякишева «_______» _________________ 2012 Председатель комиссии________________М. Н. Герасимова Преподаватель _______________________Н. С. Гаева Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….4 1. Российское государство в начале XX века …………………………………………………………………..6 2. Первая русская революция 1905 – 1907 гг. Начало парламентаризма в России…………………………..12 3. Первая мировая война…………………………………………………………………………………………20 4. Революционные события 1917 г. От февраля к октябрю…………………………………………………...25 5. Гражданская война в России…………………………………………………………………………………..33 6. Новая экономическая политика………………………………………………………………………………36 7. Формирование тоталитарного режима в Советском государстве в 30-е гг. XX в………………………...41 8. Ускоренная модернизация экономики в Советском государстве………………………………………….45 9. Вторая мировая война………………………………………………………………………………………...49 10. СССР в 1953 1964 гг. – десятилетие Н. С. Хрущева ……………………………………………………...59 11. СССР в 60-е-80-е………………………………………………………………………………………………64 12. Международные отношения во второй половине XX в. – «холодная война»……………………………69 13. Общественно-политические и экономические преобразования в СССР в 1985 – 1991 гг.: перестройка и распад СССР………………………………………………………………………………………….73 Список литературы…………………………………………………………………………………………………….77 Пояснительная записка В образовательных учреждениях среднего профессионального образования для студентов, обучающихся на базе основной средней школы, базисным учебным планом предусмотрено обязательное изучение курса «история», направленного на реализацию обязательного минимума содержания исторической подготовки. Изучение дисциплины «история» требует от студента не просто воспроизводства в памяти основных событий прошлого, но и их осмысление. Цель создания рабочей тетради по истории Росси XX века - систематизация учебного материала в форме тезисов, схем, опорных конспектов. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с тематическим планом и охватывает период истории России XX века. Структура рабочей тетради: каждая тема имеет свой план, весь учебный материал составлен в виде структурно-логических схем. Каждая страница имеет поля для записей, комментариев, пометок. При этом студенту предоставляется возможность корректировать, дополнять или создавать свои собственные структурные элементы. Данное пособие направлено на систематизацию знаний, развития навыков составления тезисов, использование студентами методов синтеза, дедукции и индукции, обобщения. Рабочая тетрадь рассчитана на развитие аналитических, логических, коммуникативных способностей студентов. Особое внимание в тетради уделяется работе с историческими источниками. Именно они позволяют развивать студентам собственное видение исторических процессов и явлений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.178 с.) |