Билет 26. Имморализм и теория сверхчеловека в философии Ницше. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 26. Имморализм и теория сверхчеловека в философии Ницше.



Фридрих Ницше - считал себя учеником Шопенгауэра. Мир он понимал как вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями. В мире действует слепая воля, но воля жизни на человеческом уровне проявляется как воля к власти. Воля к власти является основой самоутверждения в формах искусства, морали, религии, науки. Воля к власти - движущая причина человеческой культуры. Человек выделяется из мира животных, создавая мораль, религию, стремясь к истине, но в этом кроется величайшая ошибка: истины нет. Познание это всегда лишь истолковывание фактов. Человек толкует мир, в котором живет, создавая свой собственный мир - мир иллюзии, где проявляется воля человека к власти.

Мораль для Ницше предельно относительна. Истин морали не существует. Но у поступков есть критерий. Критерий действия - степень приближения человека к власти. Никакой общей морали не существует. То, что морально для одних, неморально для других.

(До Сократа мораль отражала интересы умных, богатых, сильных, благородных людей. Сократ - первый декадент в философии, пытался найти общую мораль.)

По Ницше главное искажение морали - христианское учение. Христианская мораль перевернула истинные идеалы людей в целях сохранения стадного большинства, убогого физически и морально. Она провозгласила добром смирение, нищету духа, аскетизм тела.

Ницше считал, что сложившиеся ценности европейской культуры следует подвергнуть переоценке. Однако такая склонность к переоценке - свойство особого человека, носителя творчества и воли, который вскоре должен появиться в мире. (см. вопрос 25)

Таким образом, Ницше предрекал появление сверхчеловека.

Сверхчеловек - это новая порода людей, которой еще не было в мире. Сверхчеловек, по Ницше, не является представителем какой-то определенной нации, он - плод развития всего человечества. Эта новая каста сверхлюдей преобразует будущую культуру и мораль человека. Она даст народам новые мифы. Такие люди не будут иметь иллюзий старой морали и культуры. Для них справедливость будет состоять в неравенстве. Никаких общих законов для сильных и слабых не должно существовать.

Истинная справедливость - функция силы и власти, она должно служить сильным людям. Для слабых высшая справедливость - погибнуть и освободить место для нового поколения сверхлюдей.

Идеи Ницше были использованы в нацистской Германии как одна из основ идеологии Третьего рейха. Ницше не был идеологом античеловечности и нацизма, он не разделял идеи национал-социализма. Однако его работы часто написаны в афористической, поэтической манере, из которой можно сделать античеловечные выводы.

 

Билеты Дубль 3

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

Репина / 2015

 

Номер1. Предмет философии

 

Философия - "любовь к мудрости" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.

Философия состоит из следующих разделов:

1. Онтология (антология – собрание текстов) – раздел о бытие(основной), главные вопросы:

 Что первично: бытие или сознание?

Материализм-бытие определяет сознание /идеализм –сознание определяет бытие.

Идеализм-сознание определяет бытие. Делится на три направления:

Объективный идеализм– существует объективное божественное сознание, которое порождает материальный мир (Платон);

Субъективный идеализм (солепсизм) – мир является представлением моего субъективного сознания

Дуализм -две субстанции появляются одновременно, ничто ничего не определяет. (Рене Декарт)

 Какова причина мира?

Монизм –бытие имеет один единственный источник. (Фалес – все из воды)

Дуализм-2 начала

Плюрализм –множество начал (атамизм Демокрита, монаги Лейбница)

 

Гносеология (Эпистомология) – гнозис (знание вообще), эпистема (точное научное знание) – учение о познании

 Познаваем ли окр. Мир/ бытие? Постижима ли истина?

Гносеологический оптимизм-мир познаваем

Агностицизм-мир непознаваем

Скептицизм (скепсиз-сомнение)

 Главное понятие-истина

 Корреспондентская концепция истины (Аристотель) – истина есть соответствие нашего знания о действительности самой действительности

 

Социальная философия – философия об обществе

 Как возникло? Что является ячейкой? Что такое?

 Учение об идеальном государстве

 

Антропология – философия о человеке

 Что отличает человеческое бытие, какие главные ценности человека?

 

Этика (нрав, мораль) – учение о нравственности

 

Эстетика (Баунгартум) – учение о чувственном восприятии (часть гносеологии), с 19 в. Наука о прекрасном.

 

Аксеология (ценность) – учение о ценностях (часть антропологии)

 В чем ценность человеческой жизни?

 

Историософия, философия истории

 Что управляет ходом истории?

 Почему происходят события?

 Существует ли логика истории?

 Циклично/линейно/веерообразно ли развивается история?

 

Для греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни.

Аристотель видел корень философии в удивлении, а предмет ее - в исследовании "первых начал и причин". Одновременно философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради пользы, "эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя"(Аристотель)

Немецкий философ И.Г.Фихте (1762-1814) считал, что философия не только всеобщая наука, но и предпосылка всякого знания, свою систему он назвал "наукоучением".

Другой немецкий ученый и философ, В.Вундт (1832-1920), считал, что "философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и предпосылки познания к их принципам".

Современный швейцарский философ Д. Мерсье придерживается противоположного мнения. Он считает, что философия не является наукой. Наука не является ни какой-то определенной философией, ни философией вообще.

 

В XX веке философию все чаще выводят за границы науки, за границы познания мира вообще. "Не в мире, а в человеке философия должна искать внутреннюю связь своих познаний", - писал немецкий философ, представитель "философии жизни" В.Дильтей. Французский философ-экзистенциалист А.Камю рассматривает философию как форму решения человеком своих глубоко личных проблем: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на Фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно". Многие философы сближают философию с искусством. Испанский философ М.Унамуно (1864-1936) писал: "...философия значительно ближе к поэзии, чем к науке. Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора"

 

Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Решая проблему смысла человеческой жизни, философия решает ее как проблему смысла жизни вообще, то есть философия стремится к универсальным, всеобщим ответам. Наконец, противоречивость оценок философии также не случайна, она связана с внутренней противоречивостью самого предмета философии.

 

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

 

Философия то рассматривается как знание о сущем, то как нормативная дисциплина, знание о должном. В первом случае философия сближается с наукой, во втором - с мудростью, с религией, идеологией, искусством. Наиболее яркие примеры попыток объединения этих двух способов понимания специфики философии - философская система Гегеля и философия марксизма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.011 с.)