Билет 15. Философия Августина Блаженного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 15. Философия Августина Блаженного.



Августин Блаженный (354-430) - выдающийся европейский мыслитель, один из "отцов Церкви", крупннейший христианский философ и теолог.

Аврелий Августин, именуемый в восточной христианской традиции Блаженным (праведник местного масштаба), родился в африканском городе Тагасте в семье мелкого собственника. Отец принял христианство в конце жизни, мать - ревностная христианка, оказавшая влияние на сына. В 387 году Августин принимает христианство, затем основывает религиозное братство. Литературное наследие Августина огромно: оно включает труды, направленные против критиков христианства, философско-теологические апологетические сочинения, экзегетические работы. Основные труды: "О Троице", "О Граде Божьем", "Исповедь". Главные философские идеи Августина затрагивают проблемы бытия и времени, движения истории и исторического прогресса, личности человека, его воли и разума перед лицом Бога. В философии опирался на наследие Платона.

1. Проблема времени и бытия.

Августин - ортодоксальный христианин - считает, что Бог сотворил мир из ничего, создав не только порядок и устройство мира, ну и саму субстанцию (первоматерию). Бог сотворил и время, которого до него не существовало. Бог пребывает вне времени. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее, которые смыкаются в вечности. Человек неразрывно связан со временем, само время есть человеческое понятие. Для Бога существует только вечность, а для человека - только настоящее. Настоящее человека распадается на настоящее прошлого (память), настоящее настоящего (созерцание человека), настоящее будущего (надежда). Время существует в уме человека, тогда время может быть только в голове сотворенного существа, значит до Бога и акта творения мира времени не было.

2. Проблема движения истории и концепции исторического прогресса.

История имеет направленность и определяется Божественным провидением. Движение выражается течением истории от "земного града" ко "Граду Божьему", или от земных языческих царств (образец - Рим) к царству Христа, прообразом которого служит Церковь. Божий Град составляет малое число истинно верующих, но в истории заметен прогресс, выражающийся во все большем количестве людей, отвернувшихся от язычества, земных благ и пришедших к христианству. Особенно этот процесс усилился после того, как Христос явился миру. История закончится вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека в отдельности за деяния земной жизни. Вне Града Божьего, вне Церкви нельзя обрести спасение души. Очень важно видение Августином истории как процесса, имеющего значение и конечную цель. История прогрессивна - это выражается в нравственном состоянии христиан и организации общества по образу христианской Церкви. История движется в борьбе противоречий "двух градов".

3. Проблема личности человека, его свободы, воли и разума перед лицом Бога.

"Человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом". Человек стремится к Богу, поскольку в нем он находит любовь, покой и благодать. К Богу человек идет через познание разумом при помощи теологии и философии. Другой путь к Богу - через веру, проявляющуюся в воле человека. Воля и Вера, ведущие человека по жизни, гораздо выше ума, который часто оторван от Истины, склонен к ошибкам. Вера и ее откровения не исключают ценности познания, но вера не вытекает из него. Вера самостоятельный источник истины. истину надо искать в Боге, а не в науках. Разум подкрепляет положения Веры, но саму истину обрести не может. Истина - благо, любовь к Богу и к миру, найти ее можно только сердцем, а не разумом. После подвига Христа человеку открыта возможность спасения, если он, уверовав в Бога, направит свою волю к добру. Личность человека абсолютно свободна, эта свобода - в выборе между добром и злом. Зло - это недостаток добра. Человек по Августину - не просто Божий раб, он - личность, связанная с Богом. Человек создан по образу и подобию Бога, значит обладает свободой воли. Прогрессивное достижение философии Августина - признание любого человека личностью, имеющей сложную структуру. Впервые ясно сказано об уникальности, ценности и свободе любой личности, ее ответственности перед Богом и людьми.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.004 с.)