Шкира Н.В. Пантюркизм, пантуранизм, «неоосманизм» и экономические интересы России и Турции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкира Н.В. Пантюркизм, пантуранизм, «неоосманизм» и экономические интересы России и Турции



Кратко: Турция хочет подмять под себя постсоветские тюркские республики, Россия против. Сотрудничество идет по Черному морю и нефти/газу. Есть столкновения по курдскому и кипрскому вопросам.

При осмыслении новой роли Турции в Азии и за ее пределами исследователи часто оперируют понятиями «пантуранизм» и «пантюркизм». Сторонники пантуранизма в прошлом, основываясь на так называемой урало-алтайской теории и считая языки уральской и алтайской семей родственными, предлагали объединить носителей этих языков в единое государство — Великий Туран, которое простиралось бы от Балкан до Сибири. Пантюркизм возник в свое время как течение части национальной интеллигенции (в составе Османской империи и царской России), проповедовавшей языковую, религиозную и культурную общность тюркоязычных народов. Разумеется, всегда разграничивались пантюркистское мировоззрение, или система взглядов как культурное явление, с одной стороны, и пантюркизм как агрессивная расистская доктрина, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое государство. В последнем случае все отличие между пантюркизмом и пантуранизмом состоит в количестве народов, которое предполагается объединить.

Итак, ясно, что Турция, поощренная распадом СССР и ослаблением давнего исторического соперника — России — на своих северных рубежах стремится играть более активную роль в новых государствах Закавказья и Центральной Азии. Главные надежды среднеазиатских государств бывшего СССР, как полагал бывший президент Турции Т. Озал, связаны с возможностью последовать примеру Турции в том, что касается государственного устройства.

В последние годы в геополитическом лексиконе появился новый термин — «неоосманизм», ассоциирующийся с новым проамериканским направлением во внешней политике Турции, наиболее ярко проявившим себя с приходом к власти в США Барака Обамы. Это направление является отражением подхода США к вопросу о роли Турции в регионе. Если во времена Буша власти Турции «безоглядно» поддерживали агрессивную политику старшего союзника на Ближнем Востоке, то после вторжения войск США в Ирак и Афганистан «слепо» поддерживать прежние методы Белого дома турецкая сторона не решается.

«Наши страны очень схожи в своем социальном и культурном наследии, а также азиатских традициях, — констатирует авторитетный турецкий политолог Мехмет Перинчек. — Россия и Турция с этими своими особенностями сыграют передовую роль в освобождении человечества от гегемонии Запада и развитии возвышающейся в Азии новой цивилизации. Евразийская цивилизация XXI-го века будет народнической, общественноориентированной и просветительской. Нынешний век станет веком Турции-России-Ирана-Индии и Китая. Несомненно, такие латиноамериканские государства, как Бразилия и Венесуэла, а также некоторые государства Африки станут частью этой гуманистической трансконтинентальной цивилизации»

Обе страны серьезное внимание уделяют сотрудничеству в рамках организации «Черноморское экономическое сотрудничество», предоставляющей широкие возможности для реализации совместных инвестиционных проектов. Разумеется, ключевыми вопросами взаимного экономического сотрудничества являются возможности транзита российской нефти и газа через территорию Турции, а также наполнения трубопровода Баку — Джейхан. Своеобразным «камнем преткновения» в российско-турецких отношениях является несовместимость позиций по кипрской и курдской проблемам.

 

18 ДЕКАБРЯ - Политика России в отношениях стран Латинской Америки

М.Н. Мосейкина диаспоральная дипломатия России в странах Латинской Америки: исторический опыт и перспективы

Статья про то, как русская диаспора (Русский мир) рассматривается странами Латинской Америки и Карибского бассейна в качестве партнера в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры. Это новое направление внешней политики РФ, в содержательную основу которой был заложен концепт гуманитарных взаимодействий с использованием сети неправительственных организаций. + заметная активизация политического, торгово-экономического и гуманитарно-культурного сотрудничества РФ с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна(ЛАКб).

Актуальная задача: научные исследования общественно-гуманитарного дискурса в системе МО. Научная проблема: осмысление противоречивых тенденций в сфере гуманитарного измерения внешней политики или «сетевой дипломатии».

Из-за того, что Россия и Русский мир являются частью одного этнокультурного пространства, нужно обратиться в историю русской эмиграции в страна Лат.Америки в XX в. + определение “диаспора” неоднозначно и может меняться, конкретно здесь диаспора - это общественная модель, создающая идентичность, которая в этом качестве может предложить некие коллективные ориентиры и сформировать общественные институты вне исторической родины.

Три основных волны Русской эмиграции (вообще начали прибывать с конца 19 века, но основной поток в 20в.):

1. после 1917 года и Гражданской войны - бежали “белые” - потомки русского дипломата А.М. Горчакова, князей Волконских, поэта М.Ю. Лермонтова, генерала М.В. Алексеева, известных фабрикантов и меценатов Морозовых, Четвериковых и др.

2. После Второй мировой войны - бежали из Европы, Китая в Латинскую Америку представители первой волны, коллаборанты, «западники» (невозвращенцы), а также остарбайтеры и советские военнопленные.

3. После распада СССР в 1991 г. - приезжали специалисты на контрактной основе - люди из разных сфер: ученые, предприниматели, архитекторы, юристы, музыканты (Бордюгов, Касаев).

Общие характеристики первой и второй волн эмиграции: хороший уровень образования, наличие большого числа военных, технических специалистов, инженеров, деятелей культуры, которые включились в жизнь латиноамериканского общества и внесли вклад в развитие научных направлений и гуманитаристики. С этим была связана специфика расселения русской эмиграции в урбанизированные ареалы стран ЛА, и прежде всего в столицах и других крупных городах.

Бразильское, аргентинское, чилийское общества оказались удивительно восприимчивыми к лучшим образцам русской традиции в области литературы, живописи, архитектуры, лингвистики, балета, науки и т.д.

Закладыванию основ научных школ в странах способствовали:

Парагвай: В 1920-1930-е гг. в Парагвае приехавшие по приглашению генерала И.Т. Беляева русские офицеры и военные специалисты - теоретическая и прикладная науки, где ими был основан физико-математический факультет университета в г. Асунсьон. Профессором там же был математик С.Н. Шишпанов.

Аргентина: В конце 1940-х гг. в Тукуманском университете работал известный зоолог и зоопсихолог К.И. Гаврилов, который был директором Школы естественных наук.

Бразилия: Физик Г.В. Ватагин по приглашению бразильской стороны стал создателем физического факультета университета г. Сан-Пауло. Им была заложена научная школа, на основе которой был основан Институт физики космических лучей. Также в числе ученых были профессор В. Безнард — основатель Океанографического института; В. Садовский — специалист в области ихтиологии, профессор Университета Сан-Пауло, главный океанограф страны; А.И. Постоев — кандидат физико-математических наук, в Сан-Пауло есть астрономическая обсерватория, носящая его имя.

Деятели искусства: скульпторы С.Ф. Эрьзя, Г. Макурин, художники П.К. Гагарин, Д.В. Измайлович и др.

Балет: Особая роль в деле пропаганды отечественного искусства в странах Латинской Америки принадлежала артистам русского балета. Труппы С. Дягилева и А. Павловой, (первая треть ХХ в.) способствовала созданию здесь национальных балетных школ. В Бразилии свои школы основали русские балерины М. Оленева, Н.А. Вершинина, Т.Ю. Лескова (правнучка писателя Н. Лескова). На Кубе Н.П. Яворский возглавлял балетную школу Общества музыкального искусства — первого за всю историю Кубы учебного заведения, профессионально осуществлявшего преподавание классического танца. В 1970-е гг. в Перу балетмейстер Александр Плисецкий (племянник М.М. Плисецкой) основал балетные курсы при университете Сан-Маркос.

НАШИ ДНИ: Вторая и третья волны стали сближаться с Россией только в последние годы, важную роль сыграла православная церковь Московского патриархии, приходы которой есть Аргентине, Бразилии и Чили.

В политике: Сближению диаспоры и родины способствует также современная полит.практика институциональных взаимодействий РФ и Русского мира через различные НПО: основные агенты - это Россотрудничество, Совет соотечественников при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Из-за того, что Русский мир тоже создает организации за рубежом, появилась формулировка “НПО-дипломатия русскоязычной диаспоры”: 

● Федерация обществ бывших граждан СССР и Совет российских соотечественников в Аргентинe;

● Российско-Бразильский институт культуры им. М.Ю. Лермонтова и Бразильско-славянское культурное общество;

● Общество соотечественников «С тобой, Россия» в Перу;

● Культурный центр им. М. Горького в Уругвае.

Эти все организации создаются для сохранения “символического интереса — иметь в качестве родины благополучную страну с позитивным имиджем, чтобы через этот имидж лучше поддерживать и отстаивать собственную идентичность перед вызовами ассимиляции в стране пребывания”.

Вся практика сетевой дипломатии нужна для того, чтобы РФ присутсвовала в гуманитарно-культурном и информационном поле этих стран, для укрепления позиций России в Ибероамериканском мире, где существует широкая сеть открытых НПО-сообществ. (НПО-сектор Бразилии на середину 2000-х гг. ~ 400 тыс. неправительственных организаций; в Чили — до 30 тыс., в Колумбии — около 6 тыс., в Мексике — 5 тыс. и т.д.)

Из российских организаций:

● Россотрудничество

● сеть фондов и НПО внешнеполитической направленности — Институт демократии и сотрудничества, Фонд исторической перспективы, фонд «Русский мир», фонд «Русское зарубежье», Центр русского языка

Основные функции диаспоры (Российская интеркультурная диаспора является одной из сильнейших (Китайская на 1 месте) в странах ЛАКБ.):

● содействие внешнеполитическим интересам государства и сопровождение (информационное, культурно-гуманитарное и тд) международных инициатив национальной дипломатии.

● внешнеполитический информационный ресурс и инструмент сохранения культурной идентичности новых поколений зарубежных соотечественников

● противодействие искажениям истории России, антирусским и антироссийским кампаниям с использованием элементов прогностики и превентивного реагирования на подобные угрозы в информационном поле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.01 с.)