Интеллектуальная деятельность и ее результаты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальная деятельность и ее результаты



Интенсивная интеллектуальная деятельность (интеллектуальный труд) в области науки и техники является одним из основных условий эффективного развития рыночной экономики. В процессе интеллектуальной деятельности создаются РИД (результаты интеллектуальной деятельности):

 

РИД – продукт творческой, мыслительной деятельности автора (например, научной, инженерной, литературной, художественной, музыкальной), документально зафиксированной на материальном носителе. РИД может быть как неохраняемым, так и защищенным охранным документом.

Исходя из этого определения, РИД можно интерпретировать как результаты технического характера (РНТД) и результаты гуманитарного характера (РГД):

 

РИД =РНТД+РГД

РНТД (результаты научно-технической деятельности) – содержащиеся в выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах прикладного характера (разработках), документально зафиксированные сведения об изделиях, технологических процессах и материалах, предназначенные для использования в исследованиях, производстве, эксплуатации и потреблении.


2. Понятие интеллектуальной собственности и НМА

 

В свою очередь РИД и права на них и образуют понятие интеллектуальной собственности (ИС):

 

ИС – совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной, в первую очередь творческой деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством.

 

Понятие ИС как объекта имущественных прав представлено в ст. 138 ГК РФ:

 «В случае и порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)»

При этом, следует отметить, что РИД не всегда переходит в права на ИС ввиду многих причин, например вследствие отсутствия новизны:

 

РИД (РНТД и РГД) – это всего лишь интеллектуальное сырье, которое при удовлетворении нормативно-правовой основе и условиям охраноспособности, может стать объектом ИС (ОИС). Следовательно, ОИС – это охраноспособные РИД (РНТД). Под ОИС понимают не только РИД, которые уже стали объектами исключительных прав граждан или юридических лиц, но также РИД, которые потенциально могут ими стать.

В свою очередь результаты творческой деятельности отражаются в балансе предприятии в виде нематериальных активов (НМА), которые с точки зрения назначения и правового регулирования нематериальные активы подразделяются на четыре группы:

§ ОИС

§ РИД (даже если прав нет или они не стали ИС) – результаты законченных НИОКР (отложенные затраты)

§ Права пользования природными ресурсами

§ Гудвилл или деловая репутация организации. Представляет разницу между балансовой ценой предприятия и его рыночной ценой. Он приносит предприятию сверхнормативные прибыли. Гудвилл выражается в виде делового опыта, устойчивой клиентуры, степени доверия предприятию и т.п. При этом он требует немалых дополнительных расходов для своего поддержания. Может быть положительным и отрицательным: положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку в цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта, отрицательную – как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием фактором наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.

 

Как экономическая категория нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т. е. доход.

 

Отличительными признаками нематериальных активов являются:

- отсутствие материально-вещественной (физической) формы;

- длительный период использования - свыше 12 месяцев;

- возможность идентификации, т. е. выделения из общей массы имущества предприятия;

- способность приносить организации доход.

 

Развитие новых продуктов

Интеллектуальная собственность служит продуктом на рынке технологий. Важной особенностью ИС является то, что ее развитие происходит сразу по двум направлениям (см. схема 1), которые тесно друг с другом взаимосвязаны.

Первое направление развития – это развитие ИС как объекта в вещественной форме ("оболочки продукта"). На пути развития ИС проходит ряд этапов от лабораторного образца до выпуска промышленной серии.

Вторым же направление развития ИС является развитие "души" продукта, которая подразумевает под собой знания, необходимые для создания продукта и права на этот продукт.

Как уже было сказано выше, эти два развития взаимосвязаны и происходят параллельно. Так, на стадии инновационного ростка (ИР), когда развитие продукта только-только начинается, знаний о нем пока  еще не достаточно, но они все же уже есть и отражают "душу" продукта как ноу-хау. В этом как раз и заключается необходимость понимания схемы развития нового продукта или услуги, поскольку вид ОИС напрямую зависит от этапов развития продукта.

Другими словами, развитие ИС по своей сути похоже на развитие самого человека. Так человек, на протяжении всей своей жизни претерпевает изменения как внешние (например, младенец – ребенок дошколького возраста – школьник – совершеннолетний – человек средних лет – человек пенсионного возраста), так и внутренние, связанные с его умственным развитием (основы знаний ребенку закладывают родители, далее знания совершенствуются сначала в дошкольных учреждениях, затем в школе, профучилищах и высших учебных заведениях. Но на этом развитие человека в интеллектуальном плане не заканчивается, ибо сама жизнь – главный наш учитель.). Изменения, происходящие с человеком аналогичны тем изменениям, которые происходят и с ИС на протяжении ее развития.

Ниже приведена схема 1 развития новых продуктов (услуг), которая отражает развитие "оболочки" и "души" продукта:

Схема 1. Развитие нового продукта (услуги)

Принятые на схемы обозначения:

 

  1. Знания – это обширное понятие, включающее:

§ более глубокие знания, чем те, на которых базируется существующие на рынке продукты

§ анализ рынка, т.е. данные полученные службой маркетинга предприятия

§ «изобретательство»

  1. ИР или инновационный росток – это зарождение идеи нового продукта, оформленная в виде лабораторного образца, отчетов по НИР, результатом данного этапа развития продукта с точки зрения ИС является ноу-хау
  2. Оо или опытный образец – прототип будущего продукта, результатом данного этапа развития продукта с точки зрения ИС является прототип ОПП (объект промышленного права) или ОАП (объект авторского права)
  3. Технология – это совокупность знаний о НМА и материальных активах, необходимая для производства продукции (услуг). Научные исследования завершены и технология готова к продакже, но в тоже время разработка не прошла апробацию непосредственной продажей на рынке. Результатом данного этапа развития продукта с точки зрения ИС является НМА предприятия
  4. Опытная серия – выпуск небольшой пробной партии нового продукта: подготовка производства и рынка нового продукта, результатом данного этапа развития продукта с точки зрения ИС по-прежнему являются НМА
  5. Промышленная серия – серийное производство продукции, произведенной по имеющейся у предприятия технологии

 

Указанная схема развития продукта (услуги) применима к деятельности любого предприятия. Поэтому знание основ интеллектуальной собственности и рынка технологий необходимо для своевременной охраны и защиты НМА предприятия, а в итоге и эффективного управления активами предприятия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.01 с.)