Коммерческая тайна: законодательная база, вид охранного документа, срок действия, условия охраноспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммерческая тайна: законодательная база, вид охранного документа, срок действия, условия охраноспособности



 

Отношения, возникающие в связи с правовой охраной служебной и коммерческой тайны, а также ноу-хау регулирует ГК РФ ч.1, ст. 139, Основы законодательства ССр и республик от 27.06.91, ст. 151, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 г. ст. 10, Постановление Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые могут составить коммерческую тайну» от 05.12.91 г. N 35. в качестве критериев охраноспособности признаются:

§ наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности сведений в силу неизвестности третьим лицам

§ отсутствие свободного доступа к информации

§ принятие должных мер по охране секретности

В отличие от других объектов интеллектуальной собственности коммерческая тайна не подлежит регистрации, а охраняется:

1. путём запрета на её разглашение для лиц, имеющих доступ к этой информации в форме документов предприятия, обеспечивающие секретность сведений,

2. в форме приказа о порядке хранения договора с работниками о соблюдении режима секретности.

Срок действия этих документов определяется самим предприятием или договором о конфиденциальности.

 

Сведем все данные по правовой охране ОИС в обещающую таблицу:

 

 

Табл. 1. Краткие сведение о правовой охране.

 

 

 

Защита ИС и НМА

 

Защита ИС − это традиционная юридическая сфера деятельности, опирающаяся на действующее законодательство и правоприменительную практику. Для разных отраслей права интеллектуальной собственности существуют традиционные способы защиты, определенным объектам ИС свойственны свои уникальные проблемы в сфере охраны прав (например, сложность индивидуализации для программного обеспечения, инерционность регистрации для объектов промышленной собственности и средств индивидуализации), для большинства объектов защита и охрана сопряжены со значительными финансовыми затратами.(из Интернета)

За нарушение Патентного Закона наступает гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

После обнаружения факта продажи, ввоза, складирования проводится сопоставительный анализ. В процессе которого сравниваются:

1. Описание

2. Чертежи

3. Реферат

4. формула изобретения:

§ Зависимые факторы– те, что взяли из прототипа (пара венчиков, рама)

§ Независимые факторы– то, на что мы претендуем в своем изобретении

Для установления контрафакта необходимо, присутствие всех зависимых факторов.

После установления факта контрафакта возможны 3 варианта разрешения возникшей ситуации «нарушение прав на ИС»

1. мировое соглашение

2. обращение в суд в качестве истца

3. возражение на выдачу патента истцу

На практике разрешение конфликтной ситуации не всегда может закончиться в пользу правообладателя. Поэтому, прежде всего, следуют взвесить все «за» и «против» прежде чем обращаться в суд. В большинстве случаях правообладатели (истцы) и ответчики, умерив свои амбиции и снизив уровень притязаний, идут на мировые соглашения. Главным недостатком такого решения является снижение стоимости ИС и НМА примерно в 4 раза.

Если мировое соглашение не утраивает конфликтующие стороны, то разрешение ситуации «нарушение прав на ИС» возлагает на суд, что связано большими судебными издержками.

Ниже приведена схема общего вида защиты патента:

 

 

Рис.3. Схема общего вида защиты патента.

Процедура защиты патента в этом случае состоит из 3-х этапов. Первоначально патентообладателю необходимо выявить всех нарушителей его исключительных прав на ОПП с целью принудительного лицензирования и получения с них компенсации. Далее в палату по разрешению споров (Роспатент) подается иск. В ходе судебного разбирательства обе стороны должны предоставить информацию, подтверждающую их исключительные права на данный ОИС: дата приоритета заявки, формула изобретения и т.п.

При выборе политики защиты ОИС необходимо учесть, что существует (пусть даже и небольшая) вероятность аннулирования патента до начала судебного разбирательства. Это вызвано тем, что фирма-ответчик может подать заявление в аппеляционную палату – ответный иск (возражение по выдаче патента), и патент может быть аннулирован.

В случае, если патент устоял, то судебное разбирательство прекращается и фирма-нарушитель приступает к выполнению решения суда. Если же, решения суда не устраивает хотя бы одну из сторон, то идет обращение уже в гражданский суд.

Таким образом, все возможные варианты разрешения ситуации «нарушение прав на ИС» в процессе защиты ИС и НМА можно представить в виде следующей обобщенной схемы (рис. 4):

 

 

Рис. 4. Схема взаимодействия с фирмами нарушителями патентного права.

 

Примеры из судебной практики по защите ИС

 

Примеры нарушений исключительных прав патентообладателя в России

Многие бренды так известны, что воспринимаются как национальные символы. Например, Coca-Cola, Cristian Dior, Volvo, Siemens, Toyota. Они привлекают внимание не только покупателей, но и пиратов, которые пытаются заработать деньги за счет чужой репутации. Поэтому во всем мире существуют законы, которые защищают потребителей от подделок, а настоящих владельцев товарных знаков – от убытков. «Общеизвестные» знаки защищены надежнее других. «Известия» - первая российская компания, сумевшая доказать общеизвестность своего товарного знака Российскому агентству по патентам и товарным знакам. Принимая свое решение, Роспатент опирался на результаты исследования социологического факультета МГУ. Социологи выяснили, что 98,3 % опрошенных россиян знают газету, 47,3% - читают ее и считают ее качество высоким. В этой газете «Известия» от 23 декабря 1999 года описаны наиболее громкие патенты в разбирательства в России на момент опубликации статьи. Например, статьи об использовании товарного знака – «Смак». С 1997 г. Петербургский производитель замороженных продуктов – АО «Дарья» выпускал пельмени «Смак» по лицензионному соглашению с компанией «Эсна ТМ», представляющей интересы Андрея Макаревича, по истечению оно не было продлено. И пельмени «Смак» стали производится на Подмосковном заводе. А «Дарья», не желая терять завоеванные за время партнерства позиции на рынке, зарегистрировало собственный знак – «Питерский Смак». Оспорить регистрацию этого товарного знака представители Макаревича не смогли. Этот товарный знак был зарегистрирован должным образом, есть свидетельство об этом за подписью гендиректора Роспатента. Причем «Дарья» из множества вариантов оформления знака выбрала наиболее удаленный от «Смака» Макаревича. Кроме тог, само слово «Смак» зарегистрировано как товарный знак, помимо «Дарьи» и «Эсны», по крайней мере еще тремя предпринимателями в России: пищевой фабрикой в Екатеринбурге в отношении хлебобулочных изделий, Шуйским ликероводочным заводом и в Калининграде фирмой по приготовлению продуктов быстрого питания. Макаревич, создав и зарегистрировав новый товарный знак – «Смак Макаревича», косвенным образом признает, что на рынке может существовать и другие «Смаки».


 Раздел II Оценка стоимости ИС и НМА

 

Объекты оценки НМА

 

Объектами оценки нематериальных активов являются:

o Права, обусловленные принадлежащими предприятию патентами на изобретения (Патентный закон РФ от 23.09.92 г.).

o Права, обусловленные принадлежащими предприятию патентами на промышленные образцы (Патентный закон РФ).

o Права, обусловленные принадлежащими предприятию свидетельствами на полезные модели (Патентный закон РФ).

o Права, обусловленные принадлежностью предприятию товарных знаков (Закон РФ «О товарных знаках и знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара» от 23.09.92 г.).

o Права на объекты авторского права и смежные права (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.73 г.).

o Права на программы для ЭВМ (Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23.09.92 г.).

o Права на топологии интегральных микросхем (Закон РФ «О правовой охране микросхем» от 23.09.02 г.).

o Права на гудвилл.

o Права на лицензионные договоры по использованию промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков, авторских и смежных прав, программ ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, другие права на нематериальные активы, защищенные соответствующими патентами и свидетельствами и охраняемые в соответствии с действующим законодательством, но принадлежащие другим лицам.

 

Важно отметить, что для проведения оценки нематериальных активов они должны быть юридически оформлены, т.к. активы, не имеющие должного юридического оформления, не могут быть проданы на рынке. Это связано с тем, что юридическое оформление может потребовать длительного периода (до нескольких лет).

Целесообразно оценивать те нематериальные активы, которые предполагают принесение чистого дохода. В этом случае рассматривают активы, находящиеся на балансе предприятия и не включенные в него. Например, заявки на оформление патентов или другие аналогичные документы.

Нематериальные активы предприятия оцениваются по тем же видам стоимости, что и другое имущество. Они включают восстановительную, рыночную, инвестиционную, залоговую, страховую стоимость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.012 с.)