Понятие и признаки государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки государства.



Понятие и признаки государства.

Государство – это организация суверенной власти в политически организованном обществе на определённой территории.

Система признаков государства в современном представлении объединяет:

- наличие публичной власти (этот признак означает, что власть организационно оформлена и неперсонифицирована, обладает аппаратом управления и принуждения, выступает единственным представителем всего общества);

- территориальную организацию власти (т.е. государство имеет свою территорию, которая является пространственным пределом государственной власти);

- территориальную организацию населения (жители определённого государства в своём большинстве являются его гражданами);

- государственный суверенитет (свойство государственной власти осуществлять всю свою полноту с позиции верховенства внутри страны и независимости в международных отношениях);

- легитимность власти (опора власти на народ);

- налоги и займы как средство материального обеспечения деятельности государства;

- наличие специального аппарата управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности;

- организацию жизни на правовых началах;

- наличие государственной символики;

- государственный язык (языки) для общения на территории того или иного государства.

Названные признаки составляют каркас, отличающий государство от всех других организационно оформленных общественно – политических структур.

Политический режим: понятие, признаки, виды.

Понятие и структурные элементы системы права. Отрасли и институты

Права.

Система права — внутреннее строение права, обусловленное ха­рактером регулируемых общественных отношений, социально-экономическими, политическими, культурными факторами.

2. Структурными элементами системы права являются:

норма права установленное государством, обеспеченное го­сударственной защитой, общеобязательное, формально опреде­ленное правило поведения, которое устанавливает взаимные права и обязанности участников общественных отношений и являет­ся их регулятором. Норма права является своего рода кирпичи­ком, исходным элементом системы права;

институт права — совокупность правовых норм, регулирующих од­нородные общественные отношения внутри отрасли права. Ино­гда институт права регулируется нормами различных отраслей (так, институт залога является предметом регулирования только гражданского права, а институт собственности регулируется нор­мами конституционного, гражданского, семейного, админист­ративного и других отраслей права);

подотрасль права — совокупность правовых институтов, регули­рующих взаимосвязанные родственные отношения одной и той же отрасли. Например, в гражданском праве выделяют подотрасли:

обязательственного права;

• наследственного права;

• авторского права;

отрасль права логически объединенные и взаимосвязанные между собой правовые нормы, институты, подотрасли, кото­рые регулируют определенные крупные группы общественных отношений.

3. Основаниями для распределения норм права по отраслям являют­ся предмет и метод правового регулирования.

4. Предмет правового регулирования ~ это совокупность качест­венно однородных общественных отношений, на которую воз­действуют нормы определенной отрасли права. Метод правового регулирования это совокупность юридических способов и приемов воздействия на общественные отношения. Суще­ствуют следующие методы правового регулирования: императивный — метод категорических, властных предписаний, не допускающий отступления от нормы права; основан на под­чинении, субординации. Характерен для уголовного, админи­стративного права;

диспозитивный метод (автономии) способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами; предоставляет им выбор варианта поведения. Харак­терен для гражданского, семейного права. Отрасли права бывают двух основных видов:

материальные непосредственно регулируют общественные отношения (к ним относится большинство отраслей права);

процессуальные регулируют порядок (процедуру, процесс) рас­смотрения дел, споров в суде (уголовно-процессуальное, граж­данское процессуальное право).

Также для системы права характерно его деление:

на публичное право объединяет отрасли, регулирующие отношения с участием государства и его органов (публичный порядок). Для данных отраслей характерен в основном императивный метод правового регулирования. К указанным отраслям относятся, на­пример, конституционное, административное, уголовное право;

частное право объединяет отрасли, регулирующие отноше­ния преимущественно между физическими, юридическими ли­цами (частный порядок). Для данных отраслей характерен пре­имущественно диспозитивный метод правового регулирования. К ним относятся гражданское, семейное и др. отрасли права.

Основными отраслями российского права являются: конституционное право ведущая отрасль национальной право­вой системы, регулирующая:

основополагающие права и свободы человека;

• основы государственного устройства;

• базовые положения иных отраслей права;

гражданское право регулирует имущественные и личные неиму­щественные отношения;

гражданское процессуальное право регулирует порядок судебной и защиты имущественных и личных неимущественных отношений, а также семейных, трудовых и иных отношений;

уголовное право определяет круг общественно опасных деяний (преступлений) и наказаний за совершенные преступления;

административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, а также определяет круг правонарушений небольшой общественной опасности (админи­стративных правонарушений), наказаний (взысканий) и порядок их наложения;

семейное право регулирует правовую и имущественную сторону семейных отношений (но не сами семейные отношения);

трудовое право регулирует трудовые отношения — порядок за­ключения и расторжения трудового договора, права и обязан­ности работника и работодателя, режим рабочего времени и времени отдыха, порядок рассмотрения трудовых споров и др.;

международное право, состоящее из двух частей:

В соответствии с романо-германской правовой традицией во главе у каждой отрасли имеется базовый нормативно-правовой акт — кодекс (в переводе с гр. — "пень" — т. е. основа "корневой системы" каждой отрасли права).

Вина.

Вина – психическое отношение лица к своему правонарушению к общественному вреду, которое оно причинило или могло причинить.

Вина определяется в двух формах:

1.в форме умысла, то есть это такая форма вины при которой правонарушитель предвидит общественную опасность и противоправность правонарушения, предвидит наступление общественно вредных последствий и желает их наступления (прямой умысел) или не желает, но сознательно допускает их или относится к ним безразлично (косвенный умысел).

2.Неосторожность – форма вины, при которой правонарушитель предвидит общественно вредные последствия, но безосновательно и самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо вообще не предвидит общественно вредных последствий, хотя мог и должен был предвидеть (преступная небрежность).

Невинное причинение вреда имеет место в том случае, если лицо не должно было или не могло осознавать общественной опасности в своих действиях, предвидеть наступление общественно опасных последствий или не могло предотвратить наступление этих последствий.

Виды правонарушения:

1. По степени общественной опасности (вредности) подразделяются:

1) преступление

2) проступки

Гражданско-правовые правонарушения (деликты) совершаются в сфере гражданских правонарушений и выражаются в неисполнении, в ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда личности или имуществу.

Административные правонарушения – посягают в основном на порядок государственного управления и общественный строй.

Дисциплинарные правонарушения – противоправные нарушения трудовой, учебной, служебной, воинской и иной дисциплины.

Уголовные правонарушения (преступления) – виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.

Обязанности человека

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • заботиться о детях (ст. 38);
  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получить основное общее образование (ст. 43);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Гражданина.

Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые закреплены в конституции и других НПА государства.

Права и свободы человека - мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим-людям.

Права и свободы человека - один из главных элементов предмета регулирования большинства конституций (наряду с вопросом о власти и механизме ее организации). В конституциях, принятых после второй мировой войны, права и свободы человека, как правило, - центральный элемент предмета конституционного регулирования. Важнейшая задача любой Конституции - нахождение баланса между властью и правами и свободами человека. При умалении роли и значения власти в обществе свобода перерастает в анархию, вседозволенность. Чрезмерная сила государства (присущая странам с тоталитарным и авторитарным политическим режимом) приводит к подавлению человеческой личности, превращению человека в «винтик» гос-ной машины. В современной науке конституционного права преобладает точка зрения, согласно которой демократическое общество должно обеспечить своим членам максимум прав и свобод, а государству - оставить столько полномочий, сколько необходимо для надежной защиты этих прав и свобод.

В науке конституционного права принята следующая классификация прав и свобод человека. Основные права человека делятся на три большие группы:

· личные права;

· политические права;

· экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. К ним относятся:

· право на жизнь;

· право на достоинство;

· право на свободу;

· право на личную неприкосновенность;

· право на неприкосновенность жилища;

· право на выбор места жительства и свободное передвижение;

· право на пользование родным языком и определение национальности;

· право на информацию и защиту информации;

· право на свободу совести;

· право на свободу мысли и слова;

· право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

· свобода свести и вероисповедания

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности -государства. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие «права человека и гражданина»: права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина - его гражданам). Основные политические права человека и гражданина в России:

· право на объединение;

· право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

· право участвовать в управлении государством;

· право избирать и быть избранным в органы гос. власти и управления;

· иные политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни:

Группа основополагающих экономических, социальных и культурных прав:

· право частной собственности;

· право на свободное предпринимательство;

· право на труд;

· право на отдых;

· право на образование;

· право на забастовку;

· право на жилище;

· право на медицинское обслуживание;

· право на социальное обеспечение;

· право на поддержку в старости;

· право на участие в культурной жизни;

· право на свободу творчества.

Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приведенной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет другихправ, не названных в Конституции.

Правовой статус личности включает в себя не только права и свободы, но и обязанности.

Обязанности - мера должного поведения человека в обществе.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина в РФ:

· соблюдение Конституции и законов;

· уважение прав и свобод других лиц;

· защита Отечества;

· уплата налогов и сборов;

· бережное отношение к природе и окружающей среде;

· забота о памятниках истории и культуры;

· получение основного общего образования;

· забота о детях и нетрудоспособных родителях.

Прекращение полномочий.

Президент РФ — высшаягосударственная должностьРФ, а также лицо, избранное на эту должность.ПрезидентРоссии являетсяглавой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент РФ является также гарантомКонституции РФ,прав и свобод человека и гражданинаиверховным главнокомандующимВооружёнными силами РФ. В соответствии сКонституцией РФи федеральными законами президент РФ определяет основные направления внутренней и внешнейполитики. Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Основные функции Президента РФ:

1) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

3) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

4) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;

5) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Прекращение полномочий Президента РФ:

1) с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ;

2) отставка;

3) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

4) отрешение от должности.

Основание отрешения Президента РФ от должности – выдвинутое ГД обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации. Обвинение ГД должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. При этом Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

При досрочном прекращении полномочий Президента РФ выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Порядок избрания Президента РФ

Впервые Президент был избран на 6 лет.

Основные принципы выборов Президента РФ: всеобщность; равенство; свободное и добровольное участие граждан РФ в выборах; прямое волеизъявление; тайное голосование.

Требования к кандидату на должность Президента РФ: гражданство РФ; возраст не моложе 35 лет (возрастной ценз); постоянное проживание в РФ не менее 10 лет (ценз оседлости).

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Не может быть избранным Президентом РФ:

1) гражданин, признанный судом недееспособным;

2) гражданин, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

3) гражданин, занимающий на день официального опубликования решения о назначении выборов должность Президента РФ второй срок подряд;

4) гражданин, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ. В случае досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты:

1) политическими партиями, имеющими принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов,

2) избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения, при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей.

Расходы на подготовку и проведение выборов Президента производятся за счет средств федерального бюджета. Выборы Президента считаются состоявшимися в случае если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Кандидат считается избранным если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах Президента. В случае, если ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания количества голосов проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.

Органы законодательной власти. Федеральное Собрание РФ.

Федеральное Собрание РФ — это парламент России, ее предста­вительный и законодательный орган, осуществляющий государствен­ную власть в стране наряду с Президентом РФ и Правительством РФ на основе принципа разделения властей. Особое место парламента России в системе государственных органов РФ состоит в том, что ему принадлежит ведущая роль в представительстве интересов и воли всего нашего многонационального народа и только ему предоставлено право принимать федеральные законы как правовые акты, имеющие на всей территории страны высшую юридическую силу. Власть Фе­дерального Собрания РФ базируется на прямом волеизъявлении на­рода путем всеобщих свободных прямых равных выборов при тайном голосовании.

По своей структуре Федеральное Собрание РФ состоит из двух равноправных палатГосударственной Думы и Совета Федерации. Очень часто Государственная Дума именуется у нас нижней палатой, а Совет Федерации — верхней пала­той.

Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим ор­ганом, палаты которого работают не на кратковременной сессионной основе, а в течение всего года за исключением отпускного периода. Палаты заседают, как правило, раздельно, самостоятельно. В отдель­ных случаях они могут собираться совместно: для заслушивания посла­ний Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступле­ний руководителей иностранных государств. Единственным совместно образуемым палатами постоянным органом Федерального Собрания РФ является Счетная палата, создаваемая для контроля за выполнени­ем федерального бюджета. Кроме того, могут создаваться согласитель­ные комиссии в случаях возникновения разногласий при принятии законов.

Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации – по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г.*, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности

Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается на основе Конституции РФ федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Понятно, что депутатский корпус и руководители исполнительных органов субъектов могут обновляться в результате региональных выборов. Выборы же самого Совета Федерации, срок его полномочий Конституцией не предусматриваются.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Половина депутатов –225 человек – избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого округа. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При выборах депутатов Государственной Думы, таким образом, применяется смешанная избирательная система. В одномандатных избирательных округах (их 225) результаты выборов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. А результаты голосования за федеральные списки кандидатов по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации, определяются по пропорциональной избирательной системе. Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого пятипроцентного «заградительного пункта». Полученные избирательным объединением, блоком депутатские мандаты распределяются между кандидатами из федерального списка этого объединения или блока согласно порядку размещения кандидатов в этом списке, в соответствии с их очередностью в нем.

В первую очередь получают депутатские мандаты кандидаты, указанные в начале списка. Избирательное объединение, блок, размещая кандидатов в списке, разбивают его (полностью или частично) на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или их группам); при этом может быть выделена часть списка, охватывающая кандидатов, не включенных в региональные группы, и в этой части списка не может быть более 18 кандидатов. Они располагаются в начале списка, и при распределении мандатов именно они получают их в первую очередь.

Если депутат, избранный в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, досрочно выбывает, то его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за выбывающим кандидату из того же федерального списка. Таким образом, соответствующим избирательным объединением депутатский мандат не утрачивается и при выбытии депутата, избранного по федеральному округу.

Законодательный процесс

 
 

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Материальные объекты

К материальным объектам гражданских прав относятся:

  • вещи;
  • работы;
  • услуги.

ГК РФ предусматривает различные классификации вещей:

  • оборотоспособные, ограниченные в гражданском обороте, изъятые из гражданского оборота вещи;
  • движимые и недвижимые вещи;
  • простые и сложные вещи;
  • главные вещи и принадлежности;
  • потребляемые и непотребляемые;
  • одушевленные и неодушевленные;

Оборотоспособные вещи — это объекты гражданских прав, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Ограниченные в гражданском обороте — объекты гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению.

Изъятые из оборота вещи — это объекты гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается.

К недвижимым вещам относятся:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • водные объекты;
  • леса;
  • многолетние насаждения;
  • здания, сооружения;

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации:

  • воздушные и морские суда;
  • суда внутреннего плавания;
  • космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Нематериальные объекты

К нематериальным объектам относятся:

  • результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • информация;
  • нематериальные блага;

Все объекты интеллектуальной собственности могут быть разделены на следующие виды:

  • объекты авторских прав (произведения науки, литературы);
  • объекты смежных прав (фонограммы и передачи эфира);
  • объекты патентного права (изобретения);
  • средства индивидуализации предпринимателей (фирменные наименования и товарные знаки);
  • нетрадиционные объекты;

Гражданское право РФ охраняет не любую информацию, а лишь ту, которая составляет служебную или коммерческую тайну. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случаях, когда информация имеет коммерческую ценность в силу неизвестности её третьими лицами, когда к ней нет свободного доступа на законных основаниях, и когда обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности.

К нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Гражданина умершим.

В правоотношениях с участием отсутствующего лица входит неопределенность, чреватая неблагоприятными последствиями как для него самого, так и для других заинтересованных лиц. Так, кредиторы лишаются возможности взыскать с него задолженность, иждивенцы остаются без содержания, а принадлежащее ему имущество терпит ущерб от непринятых мер по его поддержанию и управлению.

Безвестное отсутствие - это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось найти сведений о месте его пребывания.

Закон требует 3-х условий для признания гражданина, безвестно отсутствующим:

отсутствие сведений о месте его фактического пребывания по месту постоянного проживания;

достаточно продолжительного периода отсутствия сведений;

невозможности получения этих сведений.

Периодом, достаточным для постановления перед судом вопроса о признании безвестно отсутствующим, закон считает 1 год, со дня получения последних сведений об отсутствующем (ст. 42 ГК).

Решение суда является основанием для назначения опеки над имуществом безвестно отсутствующего. Назначение совершает орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. Он определяет лицо, которому передается имущество, полномочия же определяются договором о доверительном управлении (п. 1 ст. 43 ГК).

Часть имущества выдается на содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по другим его платежам.

Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии. Прекращается действие договора - поручения, участником которого было лицо, признанное безвестно отсутствующим, и действие выданных им или на его имя доверенностей (п. 1 ст. 188 ГК).

Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, состоит в следующем:

суд отменяет решение о признании безвестно отсутствующим;

судебное решение служит основанием для отмены доверительного управления имуществом (ст. 44 ГК);

расторгнутый брак может быть восстановлен по совместному заявлению, если один из супругов не вступил в новый брак.

Объявление умершим

Продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить место его пребывания служат основанием к предположению о его смерти.

Условия признания гражданина умершим:

объявление производится только судом, и только после установления сведений о месте его пребывания на протяжении 5 лет (п. 1 ст. 54), а в определенных случаях - 6 месяцев (пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, как-то: кораблекрушение, землетрясение и т.п.;

отсутствие сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить: жив ли он, несмотря на все принятые меры;

у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию: если он умышленно скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о его смерти.

Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, - не ранее чем по истечению 2-х лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК).

Объявление лица умершим может быть произведено и без предварительного признания его отсутствующим.

Уяснение последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того, что:

наступает прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам (исключая те, что требуют его личного участия или связаны с личностью);

объявление умершим приравнивает его к смерти, однако, не тождественно ей, т.к. не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК).

Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны; и права и обязанности не затрагиваются решением суда об объявлении умершим.

Равным образом, явка объявленного не требует восстановления его правоспособности, т.к. он ее не утрачивал.

Последствия явки:

подлежит отмене решение суда об объявлении умершим;

независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления умершим (исключая деньги и ценные бумаги на предъявителя, которые не подлежат истребованию от добросовестного приобретателя);

лица, возмездно приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых, а при невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст. 46 ГК);

прекратившийся брак такого лица считается восстановленным, если другой супруг не вступил в новый брак.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.149 с.)