Современная мировая цивилизация: ее особенности, противоречия и перспективы (педагогический аспект). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная мировая цивилизация: ее особенности, противоречия и перспективы (педагогический аспект).



 

Цивилизация – культурно-историческая общность людей или сообщество людей с определенным типом материальной и духовной культуры. Непременными признаками цивилизации являются наличие государственного устройства общества и письменности. Государство объединяет большие массы людей; письменность (шире: способы хранения и передачи информации) создает условия для накопления, распространения, развития-совершенствования знаний-умений (культуры).

Подобно живому организму цивилизация переживает различные стадии своего развития-становления: зарождения, подъема, расцвета, упадка или трансформации в иную цивилизацию.

В настоящее время на Земле утверждается цивилизация европейского типа. Она имеет разновидности: континентально-европейскую, североамериканскую, японскую, латиноамериканскую... Кроме цивилизации европейского типа продолжают существовать более старые цивилизации: китайская, индийская, арабо-мусульманская. В одних случаях они постепенно трансформируются, насыщаются элементами цивилизации европейского типа. В других пытаются противостоять ей, сохранить свою самобытность.

На взгляд, цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Накопление, перераспределение и реализацию последнего цивилизация контролирует путем сознательного регулирования взаимного обмена деятельностью и информацией внутри социума и взаимодействия его с окружающей природной и социальной средой.

В понимании природы и сущности процессов, относящихся к цивилизации, в XX в. конкурировали несколько основных методологических подходов:

· 1) цивилизационный (на основе упоминавшегося локально-исторического);

· 2) историко-стадиальный:

· а) формационный (марксистский), согласно которому любая цивилизация проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций - первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую;

· б) технократический (теория постиндустриального общества);

· 3) всемирно-исторический, представители которого (К. Ясперс, Д. Уилкинс) считают, что только на определенном этапе развития отдельных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления единой цивилизации.

Мировую систему надо понимать в узком и широком значении. И.Валлерштайн (1976) предложил различать:

а) мировые империи,

б) мировые экономически системы.

Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле.

Проблемы глобализации мирового общественного пространства являются основными в развитии современной цивилизации. Ученые мира активно обсуждают эту проблему и до сих пор не пришли к определенному консенсусу. Профессор Парижского института политических исследований Б. Бади выделяет три измерения феномена глобализации:

I) исторический процесс;

2) процесс гомогенизации мира во всех отношениях;

3) признание растущей взаимозависимости и подрыва национального суверенитета.

По мнению российского обществоведа А. Панарина, глобализация ведет к следующей дилемме: «Либо мир должен быть преобразован геополитически так, чтобы незападное большинство беспрепятственно предложило свои ресурсы Западу и позволило тем самым продлить существование этой потребительской цивилизации до того времени, пока она изобретет новый, более справедливый Проект для всего человечества... Либо миру предстоит тотальное преобразование ценностного типа, включая новые принципы жизнеустроения, открывающие долговременную перспективу для всех, а не одних только потребительских обществ Запада».

Непременным условием дальнейшего социально-экономического прогресса мирового сообщества является преодоление угрозы экологической катастрофы. На протяжении всей истории развития человечества ущерб от хозяйственной деятельности был сравнительно невелик, и природа восстанавливала экологическое равновесие, по крайней мере в планетарном масштабе. Но в наше время ущерб, наносимый окружающей среде, возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению. По подсчетам ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных.

 

  1. Образование как феномен культуры (понятие, ценности, качество образования)

 

Образование – это специально организованный и целенаправленный процесс, предусматривающий усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, получение необходимого практического опыта деятельности.

Понятие «образования» разными науками понимается по-своему, так философия под «образованием» понимает процесс духовного формирования и развития человека, его личностного роста. Современные науки рассматривают образование как культурно-историческое явление, направленное на сохранение, накопление и последующую передачу жизненного опыта, духовной культуры народа и этноса. Довольно часто образование рассматривается как уникальный способ посвящения человека в мир культуры и науки.

Культура (в переводе с латинского языка, по отношению к человеку) – это процессе по совершенствованию, взращиванию и формированию личности человека.

Данная трактовка указывает на то, что именно культура является предпосылкой для образования человека и в тоже время его конечным результатом. Так как именно в процессе образования, человеком усваиваются культурные ценности (художественные, архитектурные, исторические и т.д.). Кроме того, содержание образования пополняется за счет научных открытий, культурного наследия, практики и жизни человечества. Все это и определяет образование как своеобразный социокультурный феномен.

На образование, как на социокультурный феномен, возложены следующие функции:

1. Обеспечение «вхождения» каждого человека в мир культуры и науки.

2. Осуществление полноценной социализации человека в современном обществе.

3. Обеспечение эффективной преемственности между поколениями.

4. Организация качественной трансляции культурного наследия.

5. Осуществление сохранения и развития народных, этнических и исторических традиций.

6. Оказание помощи в активизации ускорения культурных перемен в общественной жизни.

Таким образом, образование выступает в качестве своеобразного транслятора культуры, овладевая которым каждый имеет возможность успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного общества, стать его полноправным и полноценным членом, а также поспособствовать приумножению потенциала мировой культуры.

Основными культурными функциями образования выступают:

1. Гуманитарная – направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, развитие его индивидуальности, нравственности и духовности.

2. Культуросозидательная – предполагает сохранение, воспроизведение, развитие и передачу культуры посредством образования.

3. Социологизаторская – направлена на усвоение и последующее воспроизведение каждым человеком собственного социального опыта.

На социокультурный феномен образования указывает и один из его ведущих принципов, а именно принцип культуросообразности. Данный принцип разрабатывался такими педагогами как К. Д. Ушинский, А. Дистерверг, В. А. Сухомлинский.

Проблемы взаимосвязи культуры и образования

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема взаимосвязи образования и культуры. Данная проблема является предметов многих специально организованных исследований, проводимых в рамках культурологической образовательной парадигмы. Рядом ученых-педагогов, была разработана уникальная диалоговая концепция образования и культуры, которая предусматривает организацию диалога людей разных культур. Именно данный диалог выступает как основа культуры и дидактической единицы образования.

Основными ценностями современного культурно-ориентированного образования выступают:

· Человек, выступающий в качестве основного субъекта культуры, индивидуального развития и собственной жизни. Образование, являющееся частью культурно-развивающей среды.

· Диалог и творчество, как ведущие способы саморазвития и самообразования человека, его успешного существования в культурном образовательном пространстве.

Сущность образования как социокультурного феномена заключается в следующем:

1. Образование и культура взаимообусловлены. На основании культуры определяются цели, задачи и содержание современного образования. В свою очередь образование направлено на сохранение и развитие культуры. Связующим звеном между образованием и культурой в данном случае выступает человек. Образование и культуры связаны между собой следующим:

· Имеют общий объект, в качестве которого выступает человек;

· Совместные общечеловеческие ценности: образование, культура, человек и т.д.;

· Имеют творческий характер культурно-образовательной деятельности;

· Общие функции: воспитание, обучение и развитие человека.

Успешность образования во многом зависит от его реализации в контексте конкретной культурологической парадигмы, которая в большей степени ориентирована, не на получение конкретных знаний и умения, а на усвоение учащимися элементов культуры и личностное развитие.

Педагог должен быть носителем общечеловеческой культуры, проявление которой, учащиеся могут видеть в его речи, поведении, внешнем виде, взаимодействии с другими людьми и т.д. То есть, производя культурные ценности для своих учеников, педагог идентифицирует себя с культурой. Реализуемая им педагогическая деятельность является не просто передачей знаний, умения и навыков, а выступает в качестве диалога между разными культурами и обмен культурными ценностями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.50 (0.012 с.)