Тема: “защита населения в чрезвычайных ситуациях”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: “защита населения в чрезвычайных ситуациях”.



ООД

по теме

“ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ”.

 

 

по учебной дисциплине Безопасность жизнедеятельности.

для специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки СПО

 

Урюпинск 2021 г.

 

Тема: “ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ”.

Цель занятия:

после изучения данной темы обучающийся должен:

Уметь:

· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий;

· использовать средства индивидуальной защиты;

· использовать одноразовый материал;

· выполнять меры пожарной безопасности. 

Знать:

· мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, по обеспечению пожарной безопасности;

· правила безопасного поведения при пожарах.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 6; ОК 7; ОК 9; ОК 12.

ПК1.2; ПК2.3; ПК2.4; ПК3.1; ПК3.2; ПК3.3.

Оснащение рабочего места:

Технические средства обучения:

· компьютер,

· мультимедийный проектор.

Ход занятия:

Внимание!

Все задания проверяются и записываются в дневник!!!

Это поможет Вам качественно освоить изучаемые вопросы,  а так же подготовиться к дифференцированному зачету!

Задание №1. Запишите в дневник дату, тему и цели практического занятия.

Задание №2. Ответьте на вопросы:

1) Дайте определение понятию «чрезвычайная ситуация».

2) Назовите основные признаки классификации ЧС.

3) Каковы причины возникновения ЧС?

4) Какие аварии относят к ЧС, сопровождающимся выбросом опасных вредных веществ в окружающую среду?

5)  Приведите примеры ЧС социального характера.

6)  Как классифицируются ЧС по масштабам распространения?

7)  Назовите основные группы ЧС природного характера.

8) Назовите основные группы антисейсмических мероприятий.

9) Какими факторами могут быть вызваны оползни и сели?

10) Назовите противолавинные профилактические мероприятия.

11) Выделите основные ЧС метеорологического характера.

12) Назовите основные ЧС гидрологического характера.

13) Чем характеризуются заторы и зажоры?

14) По каким признакам классифицируются природные пожары?

15)  Дайте определение терминам «эпидемия», «эпизоотия», «эпифитотия».

16) Какие ЧС угрожают человеку из космоса?

17) На какие группы подразделяются ЧС техногенного происхождения?

18) Охарактеризуйте аварии на РОО.

19) Охарактеризуйте аварии на ХОО.

20) Назовите причины аварий на объектах коммунального хозяйства.

21) Каковы причины аварий и катастроф на транспорте?

22) Дайте характеристику аварий на гидротехнических сооружениях.

23) Выделите поражающие факторы, характерные для аварий на ПВОО.

24) На какие группы подразделяются опасности социального характера?

25) Чем опасен терроризм и как его искоренить?

26) Что необходимо для сокращения уровня инфекционных заболеваний?

27) Назовите возможные пути снижения социальных опасностей.

28) Назовите основные принципы защиты населения в случае ЧС.

29) Выделите основные способы защиты населения от ЧС.

30) Что общего и чем отличаются предупредительные, защитные и аварийно-восстановительные мероприятия?

31) Каковы основные функции РСЧС?

32) В каких городах созданы региональные центры РСЧС?

33) Назовите три режима функционирования РСЧС.

34) Кто принимает решение о введении соответствующего режима функционирования РСЧС?

35) Расскажите о правилах поведения при угрозе взрыва.

 

 

Задание №3. Проверка СВР: схема действий при ЧС природного характера.

Задание №4. Используя, лекционный материал, интернет ресурсы заполните графологическую структуруЧрезвычайные ситуации природного происхождения

 

 

 

 

Задание №5. Используя, лекционный материал, интернет ресурсы заполните графологическую структуруОбщая классификация ЧС техногенного характера ”.

Задание №6. Вам предлагается элемент ролевой игры “ Мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера ”. Используя, приложение 1, лекционный материал, интернет ресурсы напишите о защитных мероприятиях и действиях при:

· извержении вулкана,

· угрозе схода оползней,

· угрозе обвалов,

· угрозе селей,

· после получения «штормового предупреждения»,

· угрозе и во время бурь,

· угрозе и во в ремя ураганов,

· угрозе и во время смерчей.

Задание №7. Вам предлагается элемент ролевой игры “ Организация медицинской помощи пораженным с механической травмой ”. Используя, приложение 2, лекционный материал, интернет ресурсы, напишите  :

· Перечень мероприятий первой помощи в очаге механического поражения

· Доврачебную помощь

· Неотложные мероприятия при состояниях, угрожающих жизни.

Задание №8. Вам предлагается элемент ролевой игры “ Извлечение раненых из труднодоступных мест с помощью лямки Ш-4, носилочной лямок, поясных ремней и вручную ”. Используя, приложение 3, лекционный материал, интернет ресурсы напишите порядок действий извлечения  раненых из труднодоступных мест с помощью лямки Ш-4, носилочной лямок, поясных ремней и вручную.

Задание №9. Вам предлагается элемент ролевой игры “ Переноска пострадавших на носилках ”. Используя, приложение 3, лекционный материал, интернет ресурсы опишите порядок действий  переноса пострадавших на носилках.

Задание №10. Используя, приложение 3, лекционный материал, интернет ресурсы напишите порядок действий при транспортировке пострадавших.

 

Задание №11. Используя, приложение 4, лекционный материал, интернет ресурсы опишите мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Задание №12. Используя, приложение 4, лекционный материал, интернет ресурсы опишите правила безопасного поведения при пожарах.

Задание №13. Используя, приложение 4, интернет ресурсы составьте кластер (графическую схему) “ Классификация огнетушителей по принципу действия ”.

Задание №14. Вам предлагается элемент ролевой игры “ Обучение населения ”. Используя, приложение 4, интернет ресурсы напишите порядок пользования огнетушителем.

Задание №15.Задание на дом. Для подготовки к практическому занятию ознакомьтесь с темой занятия, рекомендуемой литературой, вопросами самоподготовки, заданиями для самостоятельной внеаудиторной работы.

 

Тема:Защита населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий ”.

1. Материал лекций.

2. Э.А. Арустамов учебник Безопасность жизнедеятельности” 7 издание Издательский центр “Академия” 2008, стр. 73-88

СВР:

Задание 1 уровня: изучение основной и дополнительной литературы и подготовка сообщения по теме занятия.

Задание 2 уровня: составление компьютерной презентации по теме занятия.

Приложение 1.

1. Защитные мероприятия при извержении вулкана:

· Выбор места жительства в отдалении от действующих вулканов.

· Эвакуация населения.

· Воздействие на лавовый поток: отклонение потока, разделение его на несколько мелких, охлаждение, создание преград.

· Разрушение стенки кратера (бомбардировкой) и направление потока лавы в безопасном направлении.

· Отклонение в безопасном направлении грязевых потоков.

· Сбрасывание вулканического пепла с крыши домов.

 

2. Действия населения при угрозе схода оползней, обвалов, селей

· Население проживающее в оползне-, селе- и обвалоопасных зонах, должно знать очаги, возможные направления движения и основные характеристики этих опасных явлений. Население горных районов обязано укреплять свои дома и территории, на которых они возведены, а также участвовать в работах по возведению защитных гидротехнических и других защитных инженерных сооружений.

· Оповещение населения о стихийных бедствиях проводится посредством сирен, радио-, телевещания, а также посредством местных систем оповещения, непосредственно связывающих подразделение гидрометеослужбы с населенными пунктами в опасных зонах.

· Перед тем как покинуть дом или квартиру при эвакуации, необходимо имущество со двора или балкона убрать в дом, наиболее ценное имущество, которое нельзя взять с собой, укрыть от воздействия влаги и грязи двери, окна, вентиляционные и другие отверстия нужно плотно закрыть, выключить электричество, газ и воду.

· Легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества следует вынести из дома и по возможности захоронить в яме или спрятать в погреб.

· Во всем остальном граждане должны действовать в соответствии с порядком, установленным для организованной эвакуации.

· Если оповещения об опасности не было или оно сделано непосредственно перед стихийным бедствием, то жители, не заботясь об имуществе, должны быстро уходить в безопасное место. Естественными местами для спасения от селя или оползня являются склоны гор и возвышенности, не предрасположенные к оползневому, обвальному процессу или затоплению селевым потоком. При подъеме на безопасные склоны нельзя использовать долины, ущелья и выемки, поскольку в них могут образоваться побочные русла основного селевого потока, В случае, когда люди, здания и сооружения оказываются на поверхности движущегося оползневого участка, следует, покинув помещения, передвигаться по возможности вверх, остерегаясь при торможении оползня скатывающихся с его тыльной части камней, обломков конструкций, земляного вала, осыпей. При остановке быстро движущегося оползня возможен сильный толчок. Это представляет большую опасность для находящихся на оползне людей.

3. Защитные мероприятия после получения «штормового предупреждения»:

· Оповещение населения о времени подхода урагана.

· Переход к безопасным режимам работы различных производств.

· Сокращение запасов опасных веществ на предприятиях, повышение надежности их хранения.

· Подготовка убежищ, подвалов для защиты населения.

· Частичная эвакуация населения.

· Повышение защищенности зданий, сооружений и других мест обитания людей (закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия, оклеить стекла, окна и витрины защитить ставнями и щитами).

· Закрепить непрочные сооружения и предметы или убрать, освободить балконы от вещей.

· Создание запасов продовольствия и воды, предметов для обеспечения жизнедеятельности.

 

Приложение 2.

Приложение 3.

Извлечение раненых из труднодоступных мест с помощью лямки Ш-4.

Специальная лямка Ш-4 предназначена для переноски раненых и извлечения их из труднодоступных мест (из разрушенных зданий), для спуска раненых с верхних этажей зданий и т. д. Лямка Ш-4 может быть использована и вместо носилочной лямки. Длина лямки Ш-4 без карабинов -360 см, с карабинами—375 см, ширина—6,5 см, вес — 860—960 г.

В зависимости от обстановки, положения раненого, а также от характера и места ранения лямку можно накладывать на раненого несколькими способами.

Первый способ — накладывание лямки со стороны головы раненого, который сидит или лежит. Развернув лямку, пропускают оба конца ее под руки раненого в направлении от спины к груди и перекрещивают их у основания грудной клетки. Затем конец лямки, идущий из-под правой руки, протягивают до наружной стороны верхней трети левого бедра, а конец лямки, идущий из-под левой руки,— в противоположную сторону, к правому бедру. После этого, подведя карабины сначала под правое, а затем под левое бедро, подтягивают концы лямки между ног настолько, чтобы можно было свободно застегнуть карабины за кольца. Перед застегиванием необходимо тщательно расправить лямку, не допуская ее перекручивания.

На подготовку и накладывание лямки затрачивается от 50 до 70 сек.

Второй способ —наложение лямки со стороны ног раненого. Санитарный дружинник, располагаясь около раненого со стороны ног, развертывает лямку и кладет ее так, чтобы один ее конец (с карабином) оказался около наружной стороны левого бедра, а второй -около наружной стороны правого бедра. Затем карабин с лямкой поочередно подводят под правое и левое бедро так же, как и при первом способе. Застегнув оба карабина за кольца и взяв каждую руку по концу лямки, перекрещивают их на животе или у основания грудной клетки так, чтобы лямка от правого бедра шла к левой подмышечной области, а от левого бедра - к правой подмышечной области. Перед извлечением раненого свободный конец лямки необходимо разместить за его спиной.

При этом способе тоже может быть дополнительно использован поясной ремень, который накладывается вокруг груди, раненого.

Третий способ — наложение лямки кольцом вокруг груди раненого. Взяв в каждую руку по карабину, застегивают один из них за пряжку другого, затем приподнимают руки раненого и надевают на него лямку так, чтобы карабины. Оказались со стороны спины. Сделав перекрест на груди раненого, переносят остальную часть лямки (большая петля) за его спину, приподнимая поочередно руки раненого так, чтобы лямка оказалась у него подмышками. Затем, зайдя за спину раненого и взявшись обеими руками за свободную петлю лямки, подтягивают её вверх. Чтобы убедиться в правильности наложения лямки. После этого приступают к извлечению раненого. Лямка накладывается этим способом за 30—40 секунд. После наложения лямки приступают к извлечению раненого.

Приложение 4.

ООД

по теме

“ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ”.

 

 

по учебной дисциплине Безопасность жизнедеятельности.

для специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки СПО

 

Урюпинск 2021 г.

 

Тема: “ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ”.

Цель занятия:

после изучения данной темы обучающийся должен:

Уметь:

· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий;

· использовать средства индивидуальной защиты;

· использовать одноразовый материал;

· выполнять меры пожарной безопасности. 

Знать:

· мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, по обеспечению пожарной безопасности;

· правила безопасного поведения при пожарах.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 6; ОК 7; ОК 9; ОК 12.

ПК1.2; ПК2.3; ПК2.4; ПК3.1; ПК3.2; ПК3.3.

Оснащение рабочего места:

Технические средства обучения:

· компьютер,

· мультимедийный проектор.

Ход занятия:

Внимание!

Все задания проверяются и записываются в дневник!!!

Это поможет Вам качественно освоить изучаемые вопросы,  а так же подготовиться к дифференцированному зачету!

Задание №1. Запишите в дневник дату, тему и цели практического занятия.

Задание №2. Ответьте на вопросы:

1) Дайте определение понятию «чрезвычайная ситуация».

2) Назовите основные признаки классификации ЧС.

3) Каковы причины возникновения ЧС?

4) Какие аварии относят к ЧС, сопровождающимся выбросом опасных вредных веществ в окружающую среду?

5)  Приведите примеры ЧС социального характера.

6)  Как классифицируются ЧС по масштабам распространения?

7)  Назовите основные группы ЧС природного характера.

8) Назовите основные группы антисейсмических мероприятий.

9) Какими факторами могут быть вызваны оползни и сели?

10) Назовите противолавинные профилактические мероприятия.

11) Выделите основные ЧС метеорологического характера.

12) Назовите основные ЧС гидрологического характера.

13) Чем характеризуются заторы и зажоры?

14) По каким признакам классифицируются природные пожары?

15)  Дайте определение терминам «эпидемия», «эпизоотия», «эпифитотия».

16) Какие ЧС угрожают человеку из космоса?

17) На какие группы подразделяются ЧС техногенного происхождения?

18) Охарактеризуйте аварии на РОО.

19) Охарактеризуйте аварии на ХОО.

20) Назовите причины аварий на объектах коммунального хозяйства.

21) Каковы причины аварий и катастроф на транспорте?

22) Дайте характеристику аварий на гидротехнических сооружениях.

23) Выделите поражающие факторы, характерные для аварий на ПВОО.

24) На какие группы подразделяются опасности социального характера?

25) Чем опасен терроризм и как его искоренить?

26) Что необходимо для сокращения уровня инфекционных заболеваний?

27) Назовите возможные пути снижения социальных опасностей.

28) Назовите основные принципы защиты населения в случае ЧС.

29) Выделите основные способы защиты населения от ЧС.

30) Что общего и чем отличаются предупредительные, защитные и аварийно-восстановительные мероприятия?

31) Каковы основные функции РСЧС?

32) В каких городах созданы региональные центры РСЧС?

33) Назовите три режима функционирования РСЧС.

34) Кто принимает решение о введении соответствующего режима функционирования РСЧС?

35) Расскажите о правилах поведения при угрозе взрыва.

 

 

Задание №3. Проверка СВР: схема действий при ЧС природного характера.

Задание №4. Используя, лекционный материал, интернет ресурсы заполните графологическую структуруЧрезвычайные ситуации природного происхождения

 

 

 

 

Задание №5. Используя, лекционный материал, интернет ресурсы заполните графологическую структуруОбщая классификация ЧС техногенного характера ”.

Задание №6. Вам предлагается элемент ролевой игры “ Мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера ”. Используя, приложение 1, лекционный материал, интернет ресурсы напишите о защитных мероприятиях и действиях при:

· извержении вулкана,

· угрозе схода оползней,

· угрозе обвалов,

· угрозе селей,

· после получения «штормового предупреждения»,

· угрозе и во время бурь,

· угрозе и во в ремя ураганов,

· угрозе и во время смерчей.

Задание №7. Вам предлагается элемент ролевой игры “ Организация медицинской помощи пораженным с механической травмой ”. Используя, приложение 2, лекционный материал, интернет ресурсы, напишите  :

· Перечень мероприятий первой помощи в очаге механического поражения

· Доврачебную помощь

· Неотложные мероприятия при состояниях, угрожающих жизни.

Задание №8. Вам предлагается элемент ролевой игры “ Извлечение раненых из труднодоступных мест с помощью лямки Ш-4, носилочной лямок, поясных ремней и вручную ”. Используя, приложение 3, лекционный материал, интернет ресурсы напишите порядок действий извлечения  раненых из труднодоступных мест с помощью лямки Ш-4, носилочной лямок, поясных ремней и вручную.

Задание №9. Вам предлагается элемент ролевой игры “ Переноска пострадавших на носилках ”. Используя, приложение 3, лекционный материал, интернет ресурсы опишите порядок действий  переноса пострадавших на носилках.

Задание №10. Используя, приложение 3, лекционный материал, интернет ресурсы напишите порядок действий при транспортировке пострадавших.

 

Задание №11. Используя, приложение 4, лекционный материал, интернет ресурсы опишите мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Задание №12. Используя, приложение 4, лекционный материал, интернет ресурсы опишите правила безопасного поведения при пожарах.

Задание №13. Используя, приложение 4, интернет ресурсы составьте кластер (графическую схему) “ Классификация огнетушителей по принципу действия ”.

Задание №14. Вам предлагается элемент ролевой игры “ Обучение населения ”. Используя, приложение 4, интернет ресурсы напишите порядок пользования огнетушителем.

Задание №15.Задание на дом. Для подготовки к практическому занятию ознакомьтесь с темой занятия, рекомендуемой литературой, вопросами самоподготовки, заданиями для самостоятельной внеаудиторной работы.

 

Тема:Защита населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий ”.

1. Материал лекций.

2. Э.А. Арустамов учебник Безопасность жизнедеятельности” 7 издание Издательский центр “Академия” 2008, стр. 73-88

СВР:

Задание 1 уровня: изучение основной и дополнительной литературы и подготовка сообщения по теме занятия.

Задание 2 уровня: составление компьютерной презентации по теме занятия.

Приложение 1.

1. Защитные мероприятия при извержении вулкана:

· Выбор места жительства в отдалении от действующих вулканов.

· Эвакуация населения.

· Воздействие на лавовый поток: отклонение потока, разделение его на несколько мелких, охлаждение, создание преград.

· Разрушение стенки кратера (бомбардировкой) и направление потока лавы в безопасном направлении.

· Отклонение в безопасном направлении грязевых потоков.

· Сбрасывание вулканического пепла с крыши домов.

 

2. Действия населения при угрозе схода оползней, обвалов, селей

· Население проживающее в оползне-, селе- и обвалоопасных зонах, должно знать очаги, возможные направления движения и основные характеристики этих опасных явлений. Население горных районов обязано укреплять свои дома и территории, на которых они возведены, а также участвовать в работах по возведению защитных гидротехнических и других защитных инженерных сооружений.

· Оповещение населения о стихийных бедствиях проводится посредством сирен, радио-, телевещания, а также посредством местных систем оповещения, непосредственно связывающих подразделение гидрометеослужбы с населенными пунктами в опасных зонах.

· Перед тем как покинуть дом или квартиру при эвакуации, необходимо имущество со двора или балкона убрать в дом, наиболее ценное имущество, которое нельзя взять с собой, укрыть от воздействия влаги и грязи двери, окна, вентиляционные и другие отверстия нужно плотно закрыть, выключить электричество, газ и воду.

· Легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества следует вынести из дома и по возможности захоронить в яме или спрятать в погреб.

· Во всем остальном граждане должны действовать в соответствии с порядком, установленным для организованной эвакуации.

· Если оповещения об опасности не было или оно сделано непосредственно перед стихийным бедствием, то жители, не заботясь об имуществе, должны быстро уходить в безопасное место. Естественными местами для спасения от селя или оползня являются склоны гор и возвышенности, не предрасположенные к оползневому, обвальному процессу или затоплению селевым потоком. При подъеме на безопасные склоны нельзя использовать долины, ущелья и выемки, поскольку в них могут образоваться побочные русла основного селевого потока, В случае, когда люди, здания и сооружения оказываются на поверхности движущегося оползневого участка, следует, покинув помещения, передвигаться по возможности вверх, остерегаясь при торможении оползня скатывающихся с его тыльной части камней, обломков конструкций, земляного вала, осыпей. При остановке быстро движущегося оползня возможен сильный толчок. Это представляет большую опасность для находящихся на оползне людей.

3. Защитные мероприятия после получения «штормового предупреждения»:

· Оповещение населения о времени подхода урагана.

· Переход к безопасным режимам работы различных производств.

· Сокращение запасов опасных веществ на предприятиях, повышение надежности их хранения.

· Подготовка убежищ, подвалов для защиты населения.

· Частичная эвакуация населения.

· Повышение защищенности зданий, сооружений и других мест обитания людей (закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия, оклеить стекла, окна и витрины защитить ставнями и щитами).

· Закрепить непрочные сооружения и предметы или убрать, освободить балконы от вещей.

· Создание запасов продовольствия и воды, предметов для обеспечения жизнедеятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.1 с.)