Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная речевая ситуацияСтр 1 из 7Следующая ⇒
Вопросы для самопроверки
ЗАДАНИЯ
- бой, сражение, битва, дело, баталия, брань, сеча, побоище; - наловчиться, навостриться, напрактиковаться, насобачиться, набить руку, поднатореть; - однажды, раз, один раз, как-то раз, раз как-то, в одно прекрасное время; - поместить, пристроить, примостить, приткнуть.
- рваный, дырявый, порванный, продранный, разодранный, изодранный, ободранный, худой: - сказать, проговорить, вымолвить, изречь, провещать, возговорить, проронить; - любить, обожать, боготворить, души не чаять.
- Совершенно солидарен с Еленой Бонэр, которая однажды сказала жестокие слова об интеллигенции. По причинам разным – по наивности, по склонности к эйфории, по отсутствию чувства меры, а иногда и по корыстным причинам – интеллигенция не выполнила свои функции и сейчас расплачивается. Вспомните солженицынскую фразу: «Неучастие во зле». Вы не можете его искоренить – так не участвуйте в нем. Ведь у нас страна, по большому счету, - страна интеллигенции, и это имело бы значение. И были люди, которые помнили о совести или чувствовали некий божественный зов, которому они готовы были жертвовать всем остальным. Это было очень важное, великое чувство, которое куда-то исчезло» (С. Юрский. Кто наш герой// АиФ). - Филолог – комментатор текста…Изучение духовной культуры чужого народа возможно даже исчезнувшего с лица Земли и познание народом собственной духовной культуры, самопознание. Различие существенно: национальная филология сама входит в духовную культуру нации как ее важнейшая часть. Это зеркало, которое держит перед собой народ и которое помогает ему сохранить свой собственный облик (Г.Г. Хазагеров. Введение в русскую филологию).
- Польза высшего образования и его живительное влияние на отдельную личность заключается именно в этих тревогах и наслаждениях, в которых выражается способность понимать все и сочувствовать всему, что в данную минуту волнует и радует весь образованный мир. Привязывая таким образом, по образному выражению Некрасова, вашу лодку к корме большого корабля, вы навсегда застраховываете себя от нравственного измельчения и опошления; умея понимать и любить все, что подвигает вперед дело человеческого благосостояния и умственного совершенствования, умея направлять свои мысли и симпатии в такие земли, где вы никогда не бывали, и даже в такую даль будущего, до которой вы не доживете, вы развиваете в себе способность смотреть со стороны, или, так сказать, с высоты птичьего полета на те мелкие препятствия, неудачи, утраты и неприятности, из которых обыкновенно складывается наша вседневная жизнь и которые ежеминутно заставляют неразвитых людей охать, плакать, рвать на себе волосы и выражать разными другими столь же плоскими манерами крайнюю растерянность своих чувств. Вы счастливы и спокойны потому, что видите, что большой корабль величественно и ровно подвигается вперед и что ваша маленькая лодка, привязанная к нему крепким канатом, легко и свободно следует за всеми его движениями. ( В.Н. Шибанова-Петрикова. «Радость моя!». Взгляд психолога на систему саморегуляции ).
А) «Стили речи – это прежде всего некие композиционные системы в кругу основных жанров или конструктивных разновидностей общественной речи» (В.В. Виноградов).
Б) Если исходить из общей структуры языка как «системы систем», то стиль языка – это одна из частных систем (или подсистем) входящих в общую систему (В.В. Виноградов). В) Языковой стиль следует определить как подсистему языка, имеющую ограниченное специальными задачами употребления и обладающую специфическими языковыми средствами наряду с межстилевыми, в том числе и стилистически нейтральными. А стиль речи – это определенная система использования языка, его функциональных стилей. А в некоторых случаях и внелитературных языковых средств, обусловленная жанром (разновидностью) общественной речи, ситуацией, характером аудитории, темой и т.д.» (А.К. Панфилов). Г) «Функциональные стили – это стили и языка, и речи (при рассмотрении языка и речи как единства), а точнее – это стили функционального аспекта языка, языка в процессе речевой деятельности, в реальности его использования в актах общения» (Кожина М.Н.) Д) Стиль ассоциируется с конкретными видами творчества, принимая на себя их главные характеристики "живописный" или "графический", "эпический" или "лирический"; с различными социально-бытовыми уровнями и функциями языкового общения - стиль "разговорный" или "деловой", "неформальный" или "официальный", в последних случаях, однако, чаще употребляют более безликое и абстрактное понятие "стилистики". В каждом сложившемся, "состоявшемся" стиле достигается идеальное для данной ситуации соотношение исторического содержания и конкретной формы. 6. Проанализируйте трактовки термина ДИСКУРС. В чем отличие текста и дискурса? Предложите варианты вопросов для сравнительно-сопоставительного анализа этих понятий. Как можно последовательно раскрыть тему «Обстоятельства создания текста»: предложенные 1)… - 6) пункты исчерпывают все возможные обстоятельства создания текста? Как вы понимаете «педагогический дискурс», «юридический дискурс», «литературоведческий дискурс», «философский дискурс»? Какие еще дискурсы можете прокомментировать? ТЕКСТ и ДИСКУРС «Дискурс» – «текст плюс ситуация», и текст: «дискурс минус ситуация». Д – речь, погруженная в жизнь. Д – подчеркнуто интерактивный способ речевого взаимодействия, в противовес тексту, обычно принадлежащему одному автору, что сближает данное противопоставление с традиционной оппозицией Диалог – Монолог. Дискурс является центральным моментом человеческой «жизни в языке», то, что Гаспаров называет «языковым существованием»: «всякий акт употребления языка – будь то произведение высокой ценности или мимолетная реплика в диалоге – представляет собой частицу непрерывно движущегося потока человеческого опыта. В этом качестве он вбирает в себя и отражает в себе уникальное стечение обстоятельств, при которых и для которых он был создан». К этим обстоятельствам относятся: - 1) коммуникативные намерения автора; - 2) взаимоотношения автора и адресатов; - 3) всевозможные «обстоятельства», значимые и случайные; - 4) общие идеологические черты и стилистический климат эпохи в целом и той конкретной среды и конкретных личностей, которым сообщение прямо или косвенно адресовано в частности; - 5) жанровые и стилевые черты как самого сообщения, так и той коммуникативной ситуации, в которую оно включается;
- 6) множество ассоциаций с предыдущим опытом, так или иначе попавших в орбиту данного языкового действия. Человеческий опыт органически включает этнокультурные модели поведения, которые реализуются осознанно и бессознательно, находят многообразное выражение в речи и кристаллизуются в значении и внутренней форме содержательных единиц языка (Ю. Прохоров/ Действительность. Текст. Дискурс). К каким дискурсам относятся следующие тексты (докажите): 1. Я не могу постичь…извините…я, конечно, не мог получить такого блестящего образования, какое, так сказать, видно во всяком вашем движении; не имею высокого искусства выражаться…Может быть, здесь…в этом, вами сейчас выражаемом изъяснении…скрыто другое…Может быть, вы изволили выразиться так для красоты слога? - Нет, - подхватил Чичиков, - нет, я разумею предмет таков, как есть, то есть те души, которые точно уже умерли. Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос – чорт его знает. Кончил он наконец тем, что выпустил опять дым, но только уже не ртом, а через носовые ноздри (Н.В. Гоголь. Мертвые души). 2. Исполнилось Мише десять лет – отдал его отец на водяную мельницу. Приезжавшие на помол зерна крестьяне, ожидая очереди, рассказывали деревенские новости, конечно, занимательнейшие сказки. Мальчик заслушивался, забывая о своей работе. За что и получал нагоняя от хозяина-мельника. Однажды помощник мельника рассердился на Мишу, а тот, оправдываясь, простодушно предложил: «Да послушайте, какие интересные сказки рассказывают…» Помощник мельника воскликнул: «Тебя все на сказки тянет!.. Да какой же ты Лебедев? Сказкин ты! Так и будь же им!» «С тех пор, вспоминает Михаил Ананьевич, - и стал я Сказкиным …» (Морохин В.Н., Вардугин В.И. Волжские сказки). 3. В ходе ассоциативного эксперимента испытуемому предлагается реагировать на то или иное слово первым пришедшим в голову словом или словосочетанием: СТУДЕНТ (652 человека) – институт 44, вечный 41, студентка 39, бедный 34, заочник 28, веселый 20, молодой, хороший 18, плохой 16, стипендия 14, экзамен 11, абитуриент, мученик, преподаватель 10, вечное ощущение голода, вино, голод, голоден, прекрасные времена, психоз, пять лет отдыха – двадцать минут позора 1. По результатам эксперимента оказывается, что в слове ЭКЗАМЕН в сознании носителей русского языка (и, соответственно, культуры) присутствует и такой психологический момент этого слова, как трудный, страх, страшный, тяжелый (16). В лингвистических же словарях он отсутствует.
ЭКЗАМЕН (626) – трудный 87, сдавать 48, сдать 35, сессия 26, зачет 21, билет 18, скоро 17, по математике 13, на аттестат зрелости, страх 10, страшный 8, тяжелый 6. (Белянин. Психолингвистика).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
- научить пользоваться разнообразными языковыми средствами? - выбирать лексические и грамматические синонимы? - вариантные формы языковых средств и единиц в зависимости от целей, задач, условий общения? 4. Говорят: «Грамматика изучается ради грамматики». Как это понять? 5. В чем смысл употребления слов и форм, вызывающих затруднения? 6. Как в школе работали над понятием «стиль изложения»? 7. Что такое борьба со стилистическими ошибками? Редактирование? 8. Какие стилистические аспекты входят в программу изучения языковых особенностей художественных произведений? 9. Что дает начитанность для освоения стилистических понятий? 10. Какие существуют справочные пособия для изучения стилистики?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Стилистика речи конкретной культурно-языковой личности (на выбор) 2. Особенности речевого имиджа личности (стилистика) 3. Речевые ситуации, способствующие освоению понятий стилистики 4. Тексты ЕГЭ (С): особенности стилистических характеристик 5. Вопросы стилистики в ЕГЭ 6. Изучение творчества автора художественного текста: стилистический аспект (индивидуально авторский стиль, стилизация, стилистика речи персонажей) 7. Научный стиль, его подстили, жанры: в школьном изучении (по учебникам русского языка и литературы) 8. Публицистический стиль: особенности изучения в средней школе 9. Художественный стиль. Проблемы изучения 10. Понятийно-терминологическая система изучения стилистики разговорной речи 11. Стилистика речи молодежи 12. Стилеобразующие возможности (жанрообразующие, текстообразующие и т.п.) фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, словообразования 13. Стилистика «речеповеденческих шаблонов» и «диалог культур» 14. Стилистика СМИ (пресса, ТВ и т.д.) 15. Фразеология современных текстов (художественных, научно-популярных, публицистических, СМИ и т.п.)
К лабораторной работе Орфоэпия Приданое, красивее, ходатайство, истекший год, вы правы, углубленный, каталог, шофер, диспансер, христианин, свекла, медикаменты, намерение. 2. Определить род имени существительного Рояль, повидло, мозоль, тюль, вуаль, картофель, лебедь, кенгуру, шампунь, плацкарт (а), манжет (а). Редактирование Прождя два часа, мы разошлись. Возвращаясь домой, шел дождь.
Прочитав произведение, меня одолели мысли. Я скоро выздоровлю. Игрушки, выпущенные фабрикой. Красивые и прочные. Разгрузивши машины, они стали отдыхать. Где используются сопоставления противоположных понятий и как они называются? Примеры. 23. Заполните таблицы, подобрав стилистические и смысловые синонимы, например: к слову высокого литературного (книжного) стиля слова, имеющие общее значение и отличающиеся стилистическими оттенками. Таблица стилистических синонимов
Таблица смысловых синонимов
ТОЧНОСТЬ РЕЧИ (ТР) ТР – применение в речи слов в полном соответствии с их значением в языке. Точность связана с умением ясно мыслить, со знанием того предмета, о котором сообщается, со знанием значений употребляемых слов. Часто путают ПАРОНИМЫ – слова, сходные по звучанию, но различающиеся по значению. Сходство в морфемном составе и звучании – причина смешения паронимов в речи (невежа – невежда). Слово может иметь несколько значений. Такое явление называется ПОЛИСЕМИЕЙ (многозначностью). В случае недостаточной отчетливости одного конкретного значения слова возникает двусмысленность высказывания (Заключение было довольно продолжительным). ТР предполагает хорошее знание значений слов ограниченных сфер употребления (терминов, иноязычных слов, диалектизмов, профессионализмов, архаизмов и пр.). (Свободная вакансия. Важную роль играет пейзаж местности.). В языке множество возможностей один и тот же предмет (явление) называть разными словами, выделяя в предмете (явлении) различные оттенки значений. Такие возможности дают СИНОНИМЫ – слова, называющие различные оттенки значений и стилистической окраски наименований предмета (явления). При создании точной речи важно учитывать не только значение не только отдельно взятого слова, но его связи с другими словами (Это очень даровитые стихи).
Объясните причины ошибок и отредактируйте выражения:
Нарушение сочетаемости слов:
К понятию «ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ» СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕКСТА (Т.В. Романова) (материалы к экспериментальному обучению русскому языку)
Текст можно оценивать с разных точек зрения: 1) со стороны содержания (о чем текст: тема, предмет высказывания); 2) выражения в тексте авторского отношения к тому, о чем он пишет (стиль, жанр, языковые средства, художественные приемы); 3) структуры, построения (сюжет, композиция, абзацирование и пр.)
Рассмотрим общую схему построения текста. Один из основных признаков текста – название, выражающее содержание (тему) или основную мысль текста. Если у текста нет названия, его легко подобрать, найдя в тексте предложение, выражающее основную мысль. Понятен ли вам смысл заглавия рассказа К.Г. Паустовского «Желтый свет» до чтения? Прочитаем текст.
Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным ж…лтым светом, бу…то от к…росиновой лампы. Свет ш…л снизу, от окна, и ярче всего освещал бревенчатый п…т…лок. Стра /н,нн/ый свет – неяркий и неподвижный – был /не/ похож на солнеч…ный…Это светили осе/н,нн/ие листья. За ветре/н,нн/ую и долгую ночь сад /с,з/бросил сухую листву она лежала шумными грудами на земле и распростр…няла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались заг…релыми и страницы книг на столе как бу…то покрылись слоем воска. Так началась осень. (К.Г. Паустовский)
Сгруппируйте пропущенные орфограммы по типам написания. Объясните выбор написания графически. Расставьте пропущенные знаки препинания. Схематично объясните условия их постановки. Текст строится из предложений. Выделим предложения, которые раскрывают смысл заглавия текста. ЖЕЛТЫЙ СВЕТ 1. комната была залита ровным желтым светом 2. Это светили осенние листья 3. Так началась осень Достаточно ли этих предложений, чтобы понять, о чем текст? Выделенные предложения – этапные предложения текста (ЭПТ).
ПРИЗНАКИ ЭПТ 1. Раскрывают смысл названия текста 2. Содержат (вычленяют) основную информацию текста 3. Понимание ЭП возможно без обращения к другим предложениям текста
Схематично это можно представить так,
Название ( Основная мысль) 1 ЭП 2 ЭП 3 ЭП… Сколько абзацев выделено в тексте? Почему?
Количество абзацев обычно соответствует числу главных мыслей в тексте – ЭП. Какую роль играют неэтапные предложения в абзаце? ЭПТ распространяется, уточняется, объясняется другими предложениями абзаца.
Горизонталь текста 1 ЭП – абзац 2 ЭП – абзац 3ЭП – абзац… Что такое абзац? ТЕКСТОВАЯ МОДАЛЬНОСТЬ
Объективная модальность – обязательный признак любого высказывания. ОМ выражает отношение сообщаемого к действительности (реальность/ирреальность, осуществляемость/неосуществляемость) Главным средством оформления ОМ является категория глагольного наклонения: противопоставление форм изъявительного наклонения (Люди счастливы, Люди были счастливы, Люди будут счастливы) формам ирреальных наклонений: повелительного (Пусть люди будут счастливы), сослагательного (Люди были бы счастливы). При помощи модальных глагольных форм и частиц то же сообщение отнесено в план желаемого, требуемого или необходимого. Объективная модальность органически связана с категорией времени и дифференцирована по признаку временной определенности/ неопределенности. Периферийно выражение модальности может быть связано в контексте с формами глагола, не относящимися к опред. наклонению.
– Всем опустить воротники! (Г. Бондарев) – побудительная модальность - Мне только проститься с ним, и там…там хоть и умирать (А. Островский) – гипотетическая модальность - А он нее кричать (К. Федин) – сопоставимо с изъяв. Накл. 2. С «изъявительной» модальностью связаны формы причастий и деепричастий. - Звон этот…влетел в комнату, заставляя … колебаться кремовые шторы, ярко освещаемые солнцем (В. Катаев) 3. Обороты типа «А он и скажи»: неожиданное наступление действия с оттенком произвольности, немотивированности. 4. Аналогично: формы типа бац, хлоп, стук и т.п., выражающие интенсивное действие с оттенком внезапности, 5. К переферии побудительной модальности относятся частицы на, нате, междометия брысь, вон, прочь, долой и пр. 6. Синтаксическая структура определенных типов предложений. 1. Глагольные односоставные: Жарко. Мигом! Бегом! 2. Назывные: Тишина. 3. Слова-предложения: Да. Нет. 4. Модальные слова-предложения: Разве? Конечно. 5. Предложения с именным сказуемым: Он художник. 6. Контекстом определяется модальность безглагольных неполных предложений: (Ипполит) Я в гости пришел-с. (Ахов) А я зачем? ( А. Островский. Не все коту масленица). - УПРАЖНЕНИЯ
Духовность – это дело (И. Глан) 2. Плата за жизнь - это факт самой жизни, то, что ты возник в природе и существуешь. И как бы ни была непомерна цена, жизнь все равно дороже. Обидным было не то, что я должен умереть, не успев еще чего-то написать. Это мура! Все, созданное писателем, не отражает и сотой доли прожитого им. Но со смертью исчезает существо, которое уносит с собой все то единственное, уникальное, присущее только ему. Первый поцелуй был у каждого, но у каждого по-разному. Девушка становится женщиной, а мальчик мужчиной, но у всех это происходило не так, как у другого или другой, и не с тем и не с той. Да, конечно, никому из живущих не избежать одинакового, непохожего, из чего, собственно, и состоитчеловеческое житье: и любовь, и потеря близких, и измена, и работа, и предательство, и карьера, и постыдные тайны, и грешные мысли, и знания, и невежество, и нежность, и агрессия, но у каждого экземпляра все это сочетается в разных мере и степени, в иных обстоятельствах и условиях. Ты никогда не сможешь возникнуть снова в тех же пропорциях добра и зла, с идентичной внешностью, с таким же характером, аналогичным мышлением и адекватными привычками. Отдельные качества могут совпадать и точно такой же особи появиться не может. Кто сказал – «незаменимых нет»? Незаменим всякий человек, ибо он неподражаем ( Э.Рязанов). 3. Великое благо – верить. И любить. Собака без такой веры – уже не собака, а вольный волк или (что хуже) бродячий пес. Из этих двух возможностей выбирает каждая собака, если она перестала доверять хозяину и ушла от него или он ее выгнал. Но горе той собаке, которая потеряет любимого друга – человека, будет его искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той же собакой, преданной и верной потерянному другу, но одинокой до конца жизни (Г. Троепольский)
1. а) Охарактеризуйте форму речи в текстах: монолог – внутренняя речь; диалог, полилог. б) Выделите языковые средства вопросительной модальности в текстах: риторический вопрос, вопросительно-восклицательная интонация, диалог, чужая речь и др. в) С каким типом речи (описанием, повествованием, рассуждением) связана вопросительная модальность? 1. И вдруг мягко хлопнули створки и закрыли яму, не могилу, не щель, не ровик, вот именно пустую, без стен, без дна яму, ведущую в преисподнюю. И я, да и все провожающие, стояли оглушенные мгновенно свершившейся процедурой, все даже и плакать перестали. Как же это? Куда бросить горсть земли? Куда кинуть мокрые от слез платочки? И где то время, тот горестный момент, когда не родные, «чужие» мужики возьмутся за лопаты, и как ударятся первые комья о крышку гроба и донесется глухой, уже как бы не здешний звук, с новой силой, скорбью и отчаянием зарыдают родные и близкие, потом, словно бы искупая свою вину перед покойным, вспотевшие мужики грязными лопатами разровняют, старательно прихлопают бугорок, и кто-то упадет, зароется в могильную землю лицом, и долго не смогут его отнять от этой земли, увести от могилы… Где все это! Куда делось? Что за спектакль, что за действо было тут и так быстро закончилось? (В. Астафьев)
Что? Не хотите читать об этом? Вас это абсолютно не касается? У Вас все хорошо? Убеждены, что и дальше так будет?..Что ж, дай-то бог, как говорится… …Ну а Вы как? Утверждаете, что никакой любви не существует? Нет и не было? Выдумка – говорите? Сплошной обман? А Вам кто это сказал? Ах, «сами, из личного опыта»? Ну, тогда конечно…И все равно я бы, на Вашем месте, эту книгу перечитал (Р.Рождественский)
3. Текст как речевое образование всегда связан с лицом говорящим: есть кто-то, являющийся создателем текста. В нехудожественных текстах автор, лицо говорящее, являющийся источником информации, обозначен четко и однозначно. Своеобразием художественной речи является ее принципиальная полисубъектность. Присутствует, как правило, несколько субъектов речи: повествователь, от лица которого ведется рассказ о событиях, и персонажи. Докажите это на примере текстов. Укажите разные способы передачи чужой речи. Назовите субъекты речи. Как они обозначены? Как «обнаруживаются»?
Особенности восприятия субъективно-модальных смыслов художественного текста учащимися старших классов (А.Ю. Устинов в сб. Вопросы речевого развития учащихся. Иваново, 2007г.). Для анализа предложен рассказ В.П. Астафьева «Приветное слово». Знания о субъективно-модальных смыслах выводятся из семантики ключевых слов, их грамматических особенностей, а также из системы художественно-выразительных средств и стилистических приемов. В процессе понимания текста осуществляется компрессия его содержания, ведущая к укрупнению, объединению текстовых фрагментов в смысловые блоки – концепты (И.Р. Гальперин). Содержательно-концептуальная информация «сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами содержательно-концептуальной информации, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической и культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложного психологического и эстетико-познавательного взаимодействия» (Гальперин). …Выявление субъективно-модальных смыслов текста предполагает анализ основной мысли и авторского отношения к предмету речи. В рассказе Астафьева: представления о добром слове, сказанном в момент тяжелых душевных переживаний, как о редком, светлом и очень необходимом явлении. Писатель мастерски показывает, что изменить плохое настроение может слово, искренне сказанное чистыми детскими устами. Как редко мы стали слышать подобное, но как нуждаемся в этом! «Приветное слово» - ключевое слово рассказа вынесено в сильную позицию текста – в позицию заглавия…Со словом «приветное» связано устойчивое представление русского человека с положительным эмоционально-психологическим состоянием удовлетворенности общением, которое обычно сопровождается коммуникацией.
К ТЕОРИИ ТЕКСТА (Лингвистический энциклопедический словарь) ТТ - филологическая дисциплина, возникшая во 2-й половине 20 века на пересечении текстологии, лингвистики текста, поэтики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики и обладающей, несмотря на обилие междисциплинарных пересечений собственным научным статусом. ТТ охватывает любые знаковые последовательности, однако основным ее объектом является вербальный ТЕКСТ. Исследования по ТТ обычно направлены на два основных свойства текста - СВЯЗНОСТЬ и ЦЕЛЬНОСТЬ. При ориентации на связность на первый план выступает проблема правильности/неправильности построения связного текста. Связность худож. Текста изучается повествовательной (нарративной) грамматикой, к-рая входит в ТТ и во многом основывается на идеях В.Я. Проппа, описавшего общие принципы построения («морфологии») волшебной сказки, объединив в типы сюжеты… Исследование ЦЕЛЬНОСТИ текста требует выявления функциональной нагрузки его элементов; при этом цельность не предполагает обязат. Законченности (смысловые отношения могут быть переинтерпретированы при нахождении полного варианта)Общая функциональная направленность ТТ важна для анализа художественного текста, для которого проводится определение всех ЯВНЫХ И НЕЯВНЫХ смыслов, учитывая, в случае вербального текста, показатели всех уровней. …При декодировании неявного смысла… существенна ориентация на двойственную природу языкового знака: обладая и смыслом, и формальным воплощением, он может ассоциироваться в том же или в других текстах с др. знаками как по смыслу, так и по форме… Декодированию смысла подлежат и собственно содержательная структура текста, и авторское отношение к сообщаемому, и авторские намерения… В художественном тексте, как и во всяком человеческом самовыражении, обнаруживаются сознательные, управляемые, и бессознательные, но столь же объективные компоненты. В этом – пересечение с ГЕРМЕНЕВТИКОЙ. Некоторые исследователи: без знания культурно-исторических моделей оценок эпохи данного текста его интерпретация невозможна, другие полагают, что текст имеет свою историю развития во времени, многократно реинтерпретируясь в процессе развития человеческой культуры. ТТ имеет дело в основном с анализом функционирования и соотношения знаков-элементов текста. Правомерна постановка вопроса о месте в тексте понятийных категорий или отд. Реалий (пространство, время, человек, дом, лес, небо и пр.). Задача: выявить значимость этих категорий в тексте, чем подобный анализ отличается от получения сведений информационного характера. Методы анализа позволяют реконструировать в пределах отд. Текстов более древние тексты или их фрагменты; так, в сказках, ритуалах, эпосе ит.п. реконструируются элементы ранних мифологических текстов…Древние смысловые ценности могут быть утрачены. С этой проблемой связан вопрос о т.наз. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ, т.е. о включении одного текста в другой, что может связывать тексты разных эпох, разноязычные, относящиеся к р
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.253 (0.148 с.) |