Профконсультация может рассматриваться в разных аспектах: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профконсультация может рассматриваться в разных аспектах:



1. Как проблема конкретной самоопределяющейся личности, целью которой является достижение жизненного успеха через главное дело свое жизни – через профессию. При этом предполагается, что часть людей способна самостоятельно (без помощи профконсультантов) решать свои карьерные задачи. Либо это люди, ранее получившие помощь от профконсультантов, либо это люди, самостоятельно вышедшие на уровень эффективного самоопределения.

2. Как проблема общества, озабоченного, чтобы все жители страны максимально реализовали свой потенциал на общее благо.

3. Как проблема управленческая, понимаемая как максимально эффективное использование человеческого ресурса для достижения управленческих целей, которые, к сожалению, могут отличаться от целей общественных…

4. Как проблема научная, направленная на изучение условий для максимально эффективной карьеры. Данная проблема может рассматриваться  как с точки зрения заказчиков (общества, конкретных предприятий), так и с точки зрения личности (конкретного клиента). При этом у самих ученых, работающих в области профконсультирования, может сложиться свое понимание карьерного и жизненного успеха (на основе обобщения биографий успешных профессионалов и оценки эффективности различных подходов в профориентации).

5.Как проблема научно-практическая, ориентированная на специально организованную помощь самоопределяющейся личности. Заметим, что проконсультанты-практики постепенно вырабатывают свои способы решения этих проблем, которые могут отличаться от рекомендаций, предлагаемых наукой…

Понятно, что необходимо учитывать все аспекты профессионального самоопределения. Но в данном пособии основной акцент делается на профориентации как научной и научно-практической, ориентированной на постепенное формирование субъекта самоопределения, т.е. в итоге ориентированной на проблемы конкретной личности. В таком понимании профконсультирования условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале – помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения; 5) помощь в планировании карьеры (в контексте планирования все жизни).

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора); 2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом – диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения)… 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).

Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне самоопределяющемуся школьнику просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!), на втором уровне – психолог вместе со школьником анализирует определенную информацию, на третьем уровне – психолог объясняет ему, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.).

Чтобы выйти на третий уровень помощи часто надо сначала организовать взаимодействие со школьником на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать подростку, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает…).

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у подростка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация «за один присест» – это «профанация»). Профконсультация предполагает не только традиционное «планирование», но и своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом профориентационной помощи является не только содействование конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы). Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим целям. А также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.

Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у школьника готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции» – по В.Франклу)…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.004 с.)