Глава 1.8. Формы и методы активизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1.8. Формы и методы активизации.



 

В самом общем плане внешние и внутренние средства активизации могут быть представлены следующим набором:

- обаяние самого консультанта;

- «психотерапевтический» (а может и «профконсультационный») миф, создающий основу для доверительных отношений между школьником-клиентом и психологом, а также веру клиента (а нередко и самого консультанта) в используемые методы и подходы к решению данных проблем;

- информационное воздействие (например, «ошарашивание» школьника «впечатляющими» фактами или какой-то неожиданной информацией, показывающей «осведомленность» психолога и его «знание» своего дела, а также стимулирование клиента к каким-то действиям);

- логическое воздействие на школьника (замечено, что такому воздействию чаще подвергаются люди с более развитым интеллектом, т.е. не всегда такое воздействие эффективно для всех без исключения клиентов…);

- конкретная (особенно интригующая клиента) методика (в случае использования активизирующих методик создается реальная основа для подлинного диалога психолога с консультируемым);

- приглашение на профориентационные занятия других (авторитетных для данной аудитории) специалистов, например, в нынешней ситуации – тех людей, которые уже добились определенного профессионального и жизненного успеха (только бы у этих «успешных» людей нашлось время для общения с какими-то там школьниками, да еще за чисто символическое «моральное вознаграждение»…).

В самом общем виде можно выделить традиционно используемые формы и методы активизации:

- индивидуальные беседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, совместных технологий по анализу ситуаций самоопределения и т.п.);

- тренинговые процедуры;

- профориентационные игры и упражнения;

- специально организованные дискуссии;

- использование элементов дискуссий-экспромтов в рамках лекций и семинаров (для большей эффективности обычно такие «экспромты» также специально готовятся);

- активизирующие опросники (со специальными вопросами, провоцирующими размышления о сложных ценностно-смысловых аспектах самоопределения);

- совместное со школьником-клиентом (или с классом) рассмотрение задач-ситуаций профессионального и личностного самоопределения;

- использование собственных примеров консультанта или преподавателя (часто такие примеры могут оказаться довольно интересными и убедительными для клиентов) и др.

Если исходить из реальности профконсультационной практики, то можно выделить следующие обобщенные схемы (модели) активизирующего воздействия на клиентов и разные аудитории:

1. Вариант «Прелесть». Общая схема активизирующего воздействия примерно следующая: сначала у клиентов вызывается  состояние восторга, школьники просто очарованы таким «прелестным» профконсультантом (консультант обычно демонстрирует свое обаяние, мастерство и эрудицию). После чего «очарованные» таким образом клиенты с готовностью воспринимают любые рассуждения и рекомендации психолога. К сожалению, достигнутый эффект «очарования» почти не оставляет возможностей для самостоятельных размышлений и переживаний клиентов, т.е. активизирующий эффект крайне низкий (хотя все при этом очень довольны).

2. Схема «Проблемного обучения» предполагает специально созданные ситуации «удивления»школьника, после того, как ему не удается решить предложенную задачу (внешне такую простую) своим обычным способом. Школьник как бы сам обращается за помощью к консультанту, а психолог-консультант с помощью системы небольших подсказок подводит учащегося к самостоятельному поиску нового средства решения задачи. При удачной реализации данной схемы активизирующий эффект может быть достаточно высоким. Главная проблема – разработать системы усложняющихся подсказок под конкретные задачи-ситуации.

3. Схема «Незавершенного действия» предполагает первоначальную интригу со стороны психолога и даже начало совместной деятельности по решению данной проблемы (осмыслению ситуации самоопределения). Но в самый интересный момент, когда у подростков уже возникло ощущение, что они на правильном пути, работа прекращается. Расчет на то, что уже включенные в деятельность клиенты продолжат ее за рамками занятия или консультации. И здесь активизирующий эффект может оказаться значительным. Важно лишь выбрать удачный момент для резкого прекращения совместной работы.

4. Схема «Психолого-педагогического поступка» самого профконсультанта. Сначала следует заинтриговать клиентов (учащихся) какой-то важной проблемой (обычно ценностно-нравственного плана). Далее преподаватель как бы невзначай начинает размышлять вслух в присутствии аудитории. Предполагается, что такие размышления носят нешаблонный и в чем-то даже парадоксальный характер, что может вызвать у клиентов первоначальное непонимание и даже элементы агрессии (ведь известно, что любое серьезное отклонение о существующих шаблонов и стандартов осуждается в том числе и в подростковых аудиториях). Поэтому проводить такую работу следует очень осторожно, также рассчитывая при этом на «отсроченный эффект». О необходимости включения ценностно-нравственной проблематики в профориентационную работу уже было написано в первой части (см. Пряжников, 1999, с. 76-103).

5. Схема «Специально организованной дискуссии». Предполагается, что психолог сначала должен также заинтриговать учеников определенной проблемой, т.е. спровоцировать желание обсуждать ее. Но как известно, импровизированное обсуждение часто превращается в хаос (редкие исключения относятся к «культурным» аудиториям). Поэтому очень важным условием реализации такой схемы является совместная выработка правил совместного обсуждения. Другим важным условием является выделение наиболее спорных вопросов и разных точек зрения (из-за которых обозначается разногласие). Наконец, важно и такое условие как специальная подготовка участников дискуссии. Естественно, при проведении таких дискуссий профконсультант не должен открыто поддерживать какую-то из спорящих сторон, не позволять себя эмоционально втягивать в спор. Его задача – лишь организовывать процесс совместного размышления. Напомним также. Что результат дискуссии – это не столько получение «окончательной истины», сколько сам факт совместного размышления над сложной проблемой, прояснение своих позиций и знакомство с иными точками зрения.

6. Схема занятия, близкого к «тусовке». В основе работы лежит создание особой «атмосферы» элитного (или псевдо-элитного) обсуждения тех или иных проблем самоопределения. Само обсуждение обычно организуется со ссылками на популярных в определенной среде авторов, с использованием изысканных (или псевдо-изысканных) выражений и интонаций, а также с «легким жонглированием» сложных научных (или псевдо-научных) терминов и понятий. Надо быть реалистами и признать факт существования немалой группы клиентов, которым важен не столько результат размышлений над проблемами самоопределения, сколько сам процесс таких размышлений, где наиважнейшим становится внешне эстетическое («тусовочное») оформление подобных обсуждений. Стремление к такой псевдо-элитарности можно объяснять разными причинами (стремлением самоутвердиться, недостаток настоящей внутренней культуры и самоуважения и т.п. – см. Пряжников, 1997, с. 124-201), но это также может рассматриваться как один из вариантов работы с определенными группами учащихся…

7. «Академическая схема» построения взаимоотношений с аудиториями (или с клиентом) предполагает логически обоснованное и в чем-то даже методичное изложение разных позиций, их обобщение и четкие выводы. Для реализации такой схемы и получения желательных активизирующих эффектов необходима подготовленная аудитория, что в большинстве случаев является редкостью. В разделе 3.1. настоящего пособия уже говорилось о такой характеристике активизирующей методике как «двухплановости» действия. Так вот «академическая схема» предполагает ярко выраженный план воображения и готовность аудитории работать с научными абстракциями. К сожалению, в большинстве случаев такая схема активизации оказывается непригодной для обычных аудиторий учащихся (хотя слава Богу, иногда бывают и исключения).

8. Схема организации подлинного диалога с клиентом (или с группой). Опыт показывает, что часто для построения такого диалога все-таки требуется определенная подготовительная работа (определения готовности клиента к диалогу, создание мотивационной основы для диалога и т.п.). Именно организации такого диалога, позволяющего «активизировать» школника-клиента, а затем и формировать его готовность к самостоятельным и осознанным действиям, т.е. выводить его на уровень «активности» и посвящено данное пособие.

                                                                                                                            

Глава 1.9. Основные планируемые эффекты активизации.       

 

В целом, активизация предполагает создание психолого-педагогических условий для формирования неравнодушного, заинтересованного отношения личности к своему профессиональному будущему, а также стремление самостоятельно и осознано повлиять на жизненные и профессиональные перспективы. При этом активизация является лишь важнейшим условием для конкретных размышлений и действий.

Соответственно, нежелательные или недостаточные эффекты профориентационной работы выражаются в следующих позициях личности: 1) в равнодушном или потребительском отношении к своему будущему (например, школьник может выразить такую позицию словами: «на все наплевать» или «как-нибудь родные меня пристроят»…); 2) неудачная направленность имеющейся активности, когда, например, человек совершает множество действий, но они слишком хаотичны, трудоемки и, в итоге, не эффективны. В последнем случае активизация предполагает создание условий для клиента, когда он совершает дополнительные усилия по переосмыслению своей прежней активности и осваивает вместе с профконсультантом более эффективные и целенаправленные действия.

Более конкретные эффекты настоящей активизации могут проявляться в следующем:

1. «Очарованный школьник-клиент» (несмотря на внутреннюю зависимость такого клиента, он все-таки может проявить определенную активность хотя бы по реализации «готовых» рекомендаций профконсультанта);

2.Школьник, заинтересовавшийся данной профориентационной проблемой (о которой он раньше, например, вообще не задумывался);

3.Озадаченный клиент (например, если он раньше воспринимал ситуацию самоопределения как более простую и понятную);

4.Школьник, стимулированный на продолжение определенных действий по решению своих проблем (на основе эффекта «незавершенного действия»);

5.Школьник, вооруженный способом решения проблем определенного типа;

6.Школьник, стремящийся найти (построить) свой индивидуальный способ решения профориентационных проблем (например, все, что ему предлагал профконсультант вызывало у него ироничное отношение и он хочет быть «лучше» психолога и всей психологии – это почти идеальный результат!);

7.Школьник, агрессивно настроенный по отношению к данному профконсультанту (например, психолог заставил его задуматься о том, что раньше данного учащегося не беспокоило, т.е. «задел за живое»; здесь психологу важно хоть как-то контролировать свои взаимоотношения с такими клиентами, хотя главное достигнуто –подросток выведен из состояния равнодушия или излишней успокоенности по отношению к своей собственной судьбе).

                                                                                                                            



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.013 с.)