Международное и внутригосударственное право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное и внутригосударственное право.



Общепризнанные принципы международного права обладают приоритетом над внутригосударственным правом. Это в особенности касается прав и свобод человека. Эта проблема соотношения сейчас очень актуальна. Некоторые считают, что внутригосударственное право – это часть международного права. Кажется, так рассуждать нельзя.

Есть реальное внутригосударственное право и всегда были и останутся национальные правовые системы. Вместе с тем, международное право сейчас оказывает более сильное воздействие на развитие внутригосударственного права, но сливаться они не могут. Нормы международного права складывались (и складываются) на основе соглашений между странами и выражают их общую волю Есть международное публичное право и есть международное частное право. Последнее оказывает очень сильное влияние на внутригосударственное частное право.

1. Международное публичное право - регулирует взаимоотношения между государствами, определяя их взаимные права и обязанности.

2. Международное частное право - включает совместно выработанные государствами правила о том, нормы какого государства подлежат применению в процессе регулирования имущественных отношений между гражданами и фирмами различных стран. Нормы международного частного права определяют также правовое положение иностранных граждан в данной стране, территориальные пределы действия судебного решения по гражданским делам.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью её системы права. Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

Субъектами международного права являются государства и международные организации, а субъектами внутригосударственного права – граждане.

  30. Правоустановление: понятие и виды. Способы правообразования

Правоустановление-деят гос-ых и иных органов, рганизаций и должностных лиц, направленная на офиц признание и письменную объективизацию субъективных прав (офиц установление форм права: принятие законов, нормативных договоров и правовых прецедентов, санкционирование правовых обычаев и правовой доктрины).

Виды:

По субъектам

1) Принятие правоустановительных актов органами гос-ва, включающие правоустановление законодат органов, правоустанов судебных органов, исполнительных органов власти.

2) Принятие правоустановительных актов негосударств субъектами, включающее референдум, правоустанов органов местного самоуправ, обществ объедин.

По форме права

1) Принятие НПА

2) Заключение нормативных договорв

3) Установление прецедентов

4) Санкционирование правовых обычаев

5) Санкционирование правовой доктрины

   31. Законодательствование: понятие и стадии.

Законодательный процесс-деятельность соотв органов и должностных лиц по подготовке, обсуждению и принятию законов.

Стадии:

1) Стадия подготовки законопроекта (готовится от имени субъектов законодат инициативы. Орган исполнительной власти. Оформляется формально, в общих положениях, на уровне подзаконных НА).

2) Стадия законодательной инициативы (Законодательная инициатива-право субъекта законодат инициативы внести на рассмотрение парламента законопроект и соответствующая обязанность парламента его рассмотреть. С законопроектом в парламент представляются все сопутствующие документы. Он регистрируется и направляется в профильный комитет парламента).

3) Стадия обсуждения законопроекта (обсуждение в нижней палате проходит в 3 чтениях. В 1 обсуждается в целом, его целесообразность-общие замечания депутатов. Во 2 чтении обсуждается постатейно-прения, дискуссии о положениях законопроекта. В 3 чтении рассматривается целиком и по статьям).

4) Принятие закона в нижней палате парламента (по истечении опред времени после прочтения законопроект принимается в целом путём голосования. Обычные законы принимаются простым большинством голосов, органические\конституционные-2\3 голосов).

5)  Одобрение закона верхней палатой парламента (принятие более качественных и продуманных законодат актов, предотвращение спешки и одностороннего решения проблемы. Обычный-простое число голосов, квалифицированный-большинством).

6) Подписание закона главой гос-ва (глава гос-ва может наложить право вето и отклонить закон. Закон может быть переделан повторным принятием квалифицированным большинством голосов членов обоих палат парламента).

7) Официальное публикование и вступление в силу закона (публикация в офиц источниках, вступает в силу по истечении опред периода времени для ознакомления с ним).

   32. Юридическая техника, язык нормативно-правовых актов

Юридич техника решает вопрос, как объективное право должно быть формально внешне устроено и образовано, чтобы оно могло упростить и облегчить применение правовых норм к каждому конкретному случаю.

Юридическая техника-совокупность правил и приёмов формальной обработки массива объективного права для его практического применения.

Задачи:

1) Облегчение усвоения, понимания и применения права к конкретной жизненной ситуации

2) Переведение идеи права в форму практически применимых правовых правил

Колличественное и качественное упращение правового материала осуществ путём:

1) Его систематизации, выведения общих положений из ряда частных

2) Анализа правового материала и сведения его к составным частям

3) Логической концентрации-выражения правового правила в краткой и интенсивной по глубине мысли формулировке

Техника разрабтки НПА включает:

1) Совокупнсть средств и приёмов технического порядка (юр терминология, приёмы изложения правовых норм)

2) Совокупность правил наиболее рационального составления и изложения правовых норм в НПА

   33. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации

Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового ак­та является заключительной стадией правотворческой процедуры.

Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы под­лежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не приме­няются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

 

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных за­конов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанав­ливает следующие моменты:

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Пре­зидентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публи­куютсяне позднее 10 дней после дня их принятия.

2. Официальньм опубликованием федерального конституционного зако­на, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается пер­вая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании за­конодательства Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направля­ются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубли­кования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей террито­рии Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен дру­гой порядок вступления их в силу.

5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополне­ния, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:

1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и ак­ты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газе­те» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.

2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный харак­тер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федера­ции по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государст­венную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государ­ственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в си­лу со дня их подписания.

6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установ­лен другой порядок вступления их в силу.

 

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомст­венный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их ре­гистрации.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Феде­рации во истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного само­управления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

 

   34. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Три вида систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Инкорпорация- это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

5) внешняя обработка.

Консолидация- это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Для консолидации характерны следующие черты:

 

1) она представляет собой своеобразный правотворческийприем (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация- это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму сис­тематизации;

2) по существу является видом правотворчества,поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводится периодически,и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными соци­альными преобразованиями;

6) результатом кодификации является кодификационный акт,который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение среди других отраслевых актов. Кодификационные акты - это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.

 

   35. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.

Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия.

Вступление в юридическую силу:

1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;

2) Вводится в действие с момента его опубликования;

3) Вводится в действие с момента его принятия;

4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение);

5) Вступает в силу с момента его подписания;

6) Вводится в действие поэтапно;

7) Вступает в силу с момента получения адресатом;

8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

Утрата юридической силы:

1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят;

2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА);

3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан;

4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого).

Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

Исключения из общего правила:

1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;

2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:

- ревизионная обратная сила – действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;

- простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

Действие НПА в пространстве:

1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства;

2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

Территория РФ:

- часть суши, определенная государственной границей;

- внутренние водоемы;

- внешние водоемы (12 морских миль=22.2 км);

- прилегающий континентальный шельф, воздушное пространство над территорией государства;

- воздушные суда РФ;

- морские суда под флагом РФ;

- космические объекты;

- территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Действие НПА по кругу лиц:

1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;

2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов);

3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

   36. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта.

Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

НП и статья НПА не совпадающие явления. Способ изложения НП в статье НПА, при котором они совпадают, называется прямым. Но чаще встречаются другие: 1)когда в 1 статье содержатся 2 и более нп 2)когда одна нп содержится в 2 и более статьях нпа

При отсылочном способе в статье излагаются не все эл-ты правовой нормы, но имеется прямая отсылка к другим статьям НПА.

При бланкетном-в статье излагаются не все эл-ты правовой нормы, но отсылка не прямая, а общая-к другому НПА.

 

   37. Правоотношение: понятие, структура, виды

Правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Признаки:

• с одной стороны, правоотношение складывается на основе правовых норм, а с другой стороны, посредством правоотношений требования правовых норм воплощаются в жизнь;

• правоотношение — это всегда конкретная индивидуализированная связь, субъекты которого определены поименно;

• в его рамках конкретная связь между субъектами выражается через их субъективные права и юридические обязанности;

• правоотношение — это, как правило, волевая связь. Лицо вступает в правоотношения по своему желанию, добровольно. Однако в отдельных случаях правоотношение может возникать и помимо воли субъектов, например вследствие причинения вреда другому лицу;

• правоотношение всегда порождает юридически значимые последствия и поэтому защищается от нарушения государством.

Виды:

1. по отраслевому признаку:

• на конституционные,

• гражданско-правовые,

• административно-правовые и т. д.

2. по характеру содержания:

• Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

• Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

• Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

3. в зависимости от степени определенности сторон:

• В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик).

• В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

4. по характеру обязанности правоотношения:

• В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность.

• В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

Структура:

Субъекты правоотношений– это физические лица, юридические лица, публично-правовые образования, которые, в силу юридических норм, могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъекту права присущаправосубъектность, которая включает два момента:

1) способность обладать правами и нести обязанности (правоспособность);

2) способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

Объекты правоотношений - это те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение:

1) Предметы материального мира - вещи–движимые, недвижимые

2) Продукты интеллектуального творчества - результаты интеллектуальной - произведения искусства, литературы, живописи, кино и т.п.

3) Личные неимущественные блага - нематериальные блага, непосредственно связанные с человеком, его личностью - жизнь, честь, достоинство человека.

4) действие (активное поведение), либо бездействие (пассивное поведение).

5) Результаты поведения участников правоотношений - это те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие. Например - получателя груза в интересует не определенное поведение лица обязанного (перевозчика), а именно результат его действия - доставка груза в назначенное время в определенный срок.

Содержание правоотношения - это его составные элементы, т.е. субъективное право и юридическая обязанность.

Субъективное право — это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.

• мера возможного поведения управомоченного лица

• предполагает свободу выбора из возможных вариантов поведения

• устанавливается на основе норм права

• предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов

• осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны

Юридическая обязанность — это предусмотренная в норме права мера необходимого поведения.

• есть мера необходимого поведения обязанного лица.

• содержание обязанности устанавливается на основе норм права.

• обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны

• соблюдение обязанности обеспечено возможностью государственного принуждения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

• воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

• совершение конкретных действий (активное поведение);

• претерпевание применяемых к обязанному лицу мер государственно- принудительного воздействия

 

   38. Субъект правоотношения: общая характеристика

С естественно-правовой точки зрения субъектами правоотношения могут быть только люди и различные собъединения людей.

С позитивистской точки зрения субъектом права может быть кто и что угодно, включая и неодушевлённые предметы.

В качестве субъекта права может выступать только сознательно действующая человеческая личность-физическое лицо.

Субъект правоотношения обладает правоспособностью и дееспособнстью.

Правоспособность-способность лица иметь субъективные права и нести юр обязанности.

Правоспособности:

1) Общая (абстрактная), возникает с момента рождения физ лиц и продолжается до момента смерти

2) Специальная (конкретная), способность обладать субъективным правом, возникает при достижении опред возраста и при наступлении ряда условий.

Дееспособность-способность лица лично приобретать и осуществ субъективные права и юр обязанности.

Деликтоспособность-способность нести юр ответственность за совершённое правонарушение.

Полная дееспособ-18 лет

Частичная-14-18 лет

Дееспособ малолетних-6-14 лет

Дееспособный гражданин может быть ограничен судом в дееспособ.

Правосубъектность-способность быть субъектом права.

Правовой статус-совокупность прав и обязанностей, которыми обладает тот или иной субъект права.

Выделяется общий для всех правовой статус и специальный-набор прав и обязанностей конкретного субъекта.

 

   39. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение.

В каждой отрасли права есть специальные нормы, назначение которых -установить круг лиц, подпадающих под действие норм данной отрасли. Де­лается это путем перечисления признаков, указания на качества, которыми субъекты должны обладать, чтобы выступить в роли адресатов норм отрасли. Совокупность установленных нормами права качеств, дающая субъекту воз­можность быть носителем юридических прав и обязанностей, называется правосубъектностью.

Правосубъектность представляет собой общественно-юридическое свой­ство лиц: она имеет две стороны - общественную и юридическую. Общест­венная сторона правосубъектности выражается в том, что признаки субъек­тов права законодатель не может избирать произвольно - они диктуются са­мой жизнью, потребностями и закономерностями общественного развития. Юридическая же ее сторона состоит в том, что признаки субъектов права обя­зательно должны быть закреплены в юридических нормах.

В теории права имеется достаточно обоснованная точка зрения, состоя­щая в том, что правосубъектность может рассматриваться как своего рода субъективное юридическое право - «право на право», существующее в рам­ках так называемых общих (общерегулятивных) правоотношений по линии норм государственного права. Действительно, общая с субъективным правом природа правосубъектности здесь налицо - правосубъектность также пред­ставляет собой определенную юридическую возможность. Причем реально влияющую, можно сказать, оказывающую регулятивное воздействие на пове­дение субъектов права.

В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособ­ность.

Правоспособность - это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспо­собности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, общая граж­данская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец.

Дееспособность - это обусловленная правом способность своими собст­венными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридичес­кие права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

Правоспособность и дееспособность - это две стороны одного и того же феномена - правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на право­способность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов (гражданская правосубъектность организа­ций едина).

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность, которая представляет собой способность лица нести юридическую ответственность (исполнять соответствующие юридические обязанности) за совершенные правонарушения (деликты).

равосубъектность может быть общей (способность быть субъектом права вообще), отраслевой и специальной (например, правосубъектность юридиче­ских лиц).

Исходное правовое положение субъектов характеризуется понятием «пра­вовой статус». Наиболее широким он является у граждан и складывается из правосубьектности и конституционных прав и обязанностей, которые по Кон­ституции Российской Федерации составляют основы правового статуса личности и являются действующими непосредственно (гл. 2 Конституции РФ). Пра­вовой статус граждан Российской Федерации является равным для всех.

Слово «status» в переводе с латинского означает «состояние», «положе­ние». Тем не менее в литературе предлагается наряду с понятием правового статуса выделять понятие «правовое положение». Такое дополнение имеет смысл, если под «правовым положением» понимать конкретное правовое по­ложение субъекта, которое определяется как его правовым статусом, так и со­вокупностью конкретных правовых связей, в которых он состоит.

выглядеть правовое отношение из двух субъектов, у одного из которых имеется юридическое право, а у другого - корреспондирующая юри­дическая обязанность.

75 Объект правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правовых отношений, либо то, по поводу чего складывается само правовое отношение. В качестве объекта правовых отношений могут выступать разнообразные материальные и нематериальные явления, блага.

76 ФАКТИЧЕСКИЙ (ЮРИДИЧЕСКИЙ) СОСТАВ — совокупность юридических фактов, с которыми связано наступление юридических последствий. Для многих правоотношений достаточно одного из обстоятельств, указанных в законе, чтобы возникло (прекратилось) правоотношение. Так, для прекращения залога требуется перевод на другое лицо долга по обязательству, обеспеченному залогом. Для целого же ряда правоотношений требуется наступление не одного, а нескольких юридических фактов. Так, по трудовому законодательству для некоторых категорий работников основанием возникновения трудового правоотношения является сложный состав юридических фактов, в частности, трудовой договор (контракт) и избрание по конкурсу (профессорско-преподавательский состав вузов); для 15-ти летних лиц дополнительным (специальным) условием является согласие профкома на их прием; для 14-тилетних учащихся — согласие одного из родителей и т.д.

 

   40. Содержание правоотношения. Структура субъективного права и юридической обязанности.

Содержание правоотношения (повторим) — это субъек­тивные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юриди­ческую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или несколь­ких юридических связей. Например, правоотношение, воз­никающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право по­купателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согла­сованную в договоре сумму.

Правоотношение обладает сложной по составу элемен­тов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения (субъек­тивные юридические права и обязанности).

Субъективное прав-мера свободного и должного поведения лица, обеспеченная юр обязанностью другого лица.

Субъективное право есть притязание на исполнение обязанности обязанным лицом, включающее возможность требовать принудительного исполнения обязанности через суд.

Содержание субъект права:

1) право что-либо получить

2) право что-либо делать или не делать

3) право что-либо терпеть или не терпеть

Юридическая обязанность-мера должного поведения, которой лицо следует в соответствии с требованиями управомоченного.

Виды поведения: 1) активная (положительное) обязанность-обязанности совершить опред действия в пользу управомоченного лица 2) пассивная (отрицательная) обязанность-обязанности не совершать правонарушающие действия.

 

   41. Объекты правоотношений и их виды

То, на что направлено субъективное право, принято называть объектом правоотношения.

Объект правоотношения-явления окруж мира, которые входят в сферу внешней свободы лица и составляют его интерес.

В качестве объектов правоотнош выступают материальные и нематериальные блага. (материальные-предметы, сздаваемые человеком или природой. Нематериальные-честь, дстоинство).

Классификация объектов правоотношений может быть проведена по различным основаниям. В современном российском законодательстве различают следующие объекты правоотношений.

Во–первых, объектом правоотношений могут быть вещи. А вещи, в свою очередь, делятся на недвижимое и движимое имущество. Недвижимое имущество – это земельные участки, недра, здания, сооружения, воздушные и морские суда, космические объекты и т. д. Движимое имущество – все то, что не относится к недвижимому, а именно материальные вещи, деньги и ценные бумаги.

Во– вторых, объектом правоотношений являются работы и услуги, например, работа, выполненная по трудовому договору или же доставка груза в определенное место.

В–третьих, объектом правоотношений может быть и информация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.133 с.)