Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
НПА-это изданный в установленном порядке компетентныными офиц органами документ, содержащий НП. Признаки: 1) НПА есть результат офиц правоустановительной деятельности компетентных органов должностных лиц 2) НПА содержит правовые нормы 3) НПА принимается и реализуется в особом процедурно-процессуальном порядке 4) НПА всегда имеет место строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление) Виды нормативно – правовых актов: 1)По юридической силе: законы, подзаконные акты. 2)По сфере действия: -внешнего действия – направлены на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу, -внутреннего действия – предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного ведомства или государственного учреждения (локальные, нормативные акты). 3)В зависимости от территории действия: -общие – действуют на всей территории государства, -местные – действуют на части территории государства. 4)В зависимости от времени действия: неопределенно-длительные, временные. 5) По субъектам правотворчества: -акты законодательной власти, -акты судебной власти, -акты исполнительной власти. 6) По объему и характеру действия: -акты общего действия – охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории, -акты ограниченного действия – распространяются на строго определенную категорию лиц. ЗАКОН – это нормативно –правовой акт, принимаемы в особом порядке, по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.
Закон как источник права. Закон– это принятый в особом порядке нормативный юридический акт высшего государственного органа (или непосредственно народа), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы страны. Признаки закона: 1. Закон – юридический акт, всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения. 2. Закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны – Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума). Процедура принятия, изменения и дополнения закона строго регламентирована.
3. Закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, все иные акты «ниже» закона, находятся «под» ним, должны ему соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. Кроме того, его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего его. 4. Закон – нормативный акт, который издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни по основным, ключевым вопросам жизни страны, экономическим, политическим, социальным вопросам. 5. Закон содержит первичные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются и развиваются в подзаконных актах. 6. Выражает волю большинства (народа или его представителей). В правовом государстве законы должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы. Виды законов. Законы подразделяются на: конституционные законы и обыкновенные (или текущие). К конституционным законам относят саму Конституцию, законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституции, и законы, необходимость которых предусматривается самой конституцией (например, Закон о Правительстве РФ). Конституция – это основной закон государства, определяющий его правовую основу, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия. В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции и конституционным законам. В зависимости от органов, издавших закон, а также от территории, на которую он распространяется, следует различать: а) федеральные законы – те, которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным Собранием – и распространяются на всю территорию РФ;
б) законы субъектов федерации – те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республикам, другим субъектам федерации и распространяются только на их территорию. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы (административные; гражданские и т.д.) и межотраслевые законы, в которых содержаться нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, др. отраслей права). Правовой прецедент. Правовой прецедент широко используется в странах англо-саксонской правовой семьи. Правовой прецедент-решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при разрешении аналогичных дел. (общеобязательным становится не всё решение, а только резолютивное обобщение, правовая позиция юрисдикционного органа, которая легла в основу вынесенного решения). Резолютивное обобщение-формулируется в судебном решении в одном или двух предложениях в виде абстрактного принципа, лежащего в основе вынесенного решения. Формулировка резолютивного обобщения может быть более обобщённой или конкретной. В некоторых случаях норма права формулируется на основе синтеза нескольких судебных решений. Прецедентная форма права предполагает, что суд выступает в роли не только правоприменительного, но и правоустановительного органа. Особенностью прецедентной формы права является его надгосударственный характер: суды одних гос-в могут использовать прецеденты других. В России правовой прецедент не распространён. С позиции естественно-правовой концепции вряд ли возможно существ одного и того же случая двух противоречащих норм, равно имеющих правовой характер.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.005 с.) |