Нормативно-правовой акт: понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовой акт: понятие и виды.



НПА-это изданный в установленном порядке компетентныными офиц органами документ, содержащий НП.

Признаки:

1) НПА есть результат офиц правоустановительной деятельности компетентных органов должностных лиц

2) НПА содержит правовые нормы

3) НПА принимается и реализуется в особом процедурно-процессуальном порядке

4) НПА всегда имеет место строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление)

Виды нормативно – правовых актов:

1)По юридической силе: законы, подзаконные акты.

2)По сфере действия:

-внешнего действия – направлены на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу,

-внутреннего действия – предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного ведомства или государственного учреждения (локальные, нормативные акты).

3)В зависимости от территории действия:

-общие – действуют на всей территории государства,

-местные – действуют на части территории государства.

4)В зависимости от времени действия: неопределенно-длительные, временные.

5) По субъектам правотворчества:

-акты законодательной власти,

-акты судебной власти,

-акты исполнительной власти.

6) По объему и характеру действия:

-акты общего действия – охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории,

-акты ограниченного действия – распространяются на строго определенную категорию лиц.

ЗАКОН – это нормативно –правовой акт, принимаемы в особом порядке, по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

 

Закон как источник права.

Закон– это принятый в особом порядке нормативный юридический акт высшего государственного органа (или непосредственно народа), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы страны.

Признаки закона:

1. Закон – юридический акт, всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения.

2. Закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны – Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума). Процедура принятия, изменения и дополнения закона строго регламентирована.

3. Закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, все иные акты «ниже» закона, находятся «под» ним, должны ему соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. Кроме того, его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего его.

4. Закон – нормативный акт, который издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни по основным, ключевым вопросам жизни страны, экономическим, политическим, социальным вопросам.

5. Закон содержит первичные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются и развиваются в подзаконных актах.

6. Выражает волю большинства (народа или его представителей).

В правовом государстве законы должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы.

Виды законов. Законы подразделяются на: конституционные законы и обыкновенные (или текущие).

К конституционным законам относят саму Конституцию, законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституции, и законы, необходимость которых предусматривается самой конституцией (например, Закон о Правительстве РФ). Конституция – это основной закон государства, определяющий его правовую основу, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия. В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции и конституционным законам.

В зависимости от органов, издавших закон, а также от территории, на которую он распространяется, следует различать:

а) федеральные законы – те, которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным Собранием – и распространяются на всю территорию РФ;

б) законы субъектов федерации – те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республикам, другим субъектам федерации и распространяются только на их территорию. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы (административные; гражданские и т.д.) и межотраслевые законы, в которых содержаться нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, др. отраслей права).

Правовой прецедент.

Правовой прецедент широко используется в странах англо-саксонской правовой семьи.

Правовой прецедент-решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при разрешении аналогичных дел. (общеобязательным становится не всё решение, а только резолютивное обобщение, правовая позиция юрисдикционного органа, которая легла в основу вынесенного решения).

Резолютивное обобщение-формулируется в судебном решении в одном или двух предложениях в виде абстрактного принципа, лежащего в основе вынесенного решения.

Формулировка резолютивного обобщения может быть более обобщённой или конкретной. В некоторых случаях норма права формулируется на основе синтеза нескольких судебных решений.

Прецедентная форма права предполагает, что суд выступает в роли не только правоприменительного, но и правоустановительного органа.

Особенностью прецедентной формы права является его надгосударственный характер: суды одних гос-в могут использовать прецеденты других.

В России правовой прецедент не распространён.

С позиции естественно-правовой концепции вряд ли возможно существ одного и того же случая двух противоречащих норм, равно имеющих правовой характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.005 с.)