Монополистическая конкуренция: понятие и распространение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополистическая конкуренция: понятие и распространение.



Структуру рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители - монополистическая конкуренция. Основные черты монополистической конкуренции:

1)Дифференциация продукции — предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

2) Большое количество производителей - фирма занимает небольшую долю отраслевого рынка. Большое количество продавцов: с одной стороны, исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами с целью ограничения объема выпуска и повышения цен; с другой — не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.

3) Барьеры вхождения в отрасль. Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с: малым эффектом масштаба производства; небольшими первоначальными инвестициями; небольшим размером уже действующих предприятий. Из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к фирменной марке вхождение на рынок более сложно.. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и быть способной привлечь к себе покупателей уже действующих фирм.

 4) Жесткая неценовая конкуренция — фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж: изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию); производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям); пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта). Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или юристов, парикмахерские и косметические услуги и т.п.). Что касается вещественных благ таких, как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производительниц.

Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде.

Линия спроса на продукцию производителя будет иметь отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары-заменители, что дает возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде. Так как своего равновесия фирма достигает при условии МС = MR, то максимальную прибыль она будет получать при объеме выпуска Q1 и цене Р1 в сумме, соответствующей площади заштрихованного прямоугольника (рис. 1). Эта прибыль возникает, т.к. цена (P1) больше средних затрат (AC), минимум которых имеется в точке пересечения с MC.             



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.003 с.)