Кривые Энгеля. Построение кривой Энгеля. Закон Энгеля. Конфигурация кривой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кривые Энгеля. Построение кривой Энгеля. Закон Энгеля. Конфигурация кривой



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ

для студентов заочной формы получения образования

 всех специальностей

 

1. Предмет микроэкономики. Методы микроэкономического анализа.

Посл. трети 19 века возник.науч. дисципл. микроэк-ка. Ее создат. Маршал. В центре вним. микроэк. поведение и выбор отдельных экономич. субъектов. Микороэк-ка – это отрасль экономич науки, кот изуч поведение отдельных (атомарных) экономич суб-тов (фирм, дом х-в, рынков) в рын эк-ке. Домохозяйство- это семьи, т.е. экономич ед, в кот может входить как одно, так и нес-ко лиц.

 Осн черты дом х-ва:

 1) собственники факторов пр-ва,

2) самост.,

3) стремятся к удовлетвор своих потребн.

 Фирма- это экон единица, кот самостоятельна, использует факторы пр-ва, стремится к получению максимума прибыли.

 Структура микроэк-ки:

1) поведение потреб-ля,

2) фирма и изд-ки пр-ва,

3) стр-ра рынка,

4) благосост и пробл микроэкон политики.

 Микроэк-кая политика определяется гос-вом, кот устан конкрет цели для отдел фирм, рынков или отраслей и приним определен инструм регулир для осуществл назнач целей. Предпосылки или принципы микроэк-ки: а) экономич атомизм- микроэк-ка концентрир свое внимание на поведении экономич суб-тов, б) экономич рационализм, кот означ, что экономич-е агенты допускают оценку своих выгод и завтрат. Экономич суб-ты решают проблему выбора, кот предполаг, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? Объект микроэк-ки – это экономич деятельность людей и возникающие в ее ходе экономич пробл и их разрешение.

 Методы М:

1) предельный анализ- это когда экономич явления анализир-ся в постоянно измен виде (т.е. примен теория Маржинализма);

 2) функциональный анализ y=f(x);

 3) равновесный подход – микроэк-ка изуч состояние относит стабильности (устойчивости и не устойчивости);

4) метод верифицируемости, т.е. проверяемость теории на практике.

Позитивисты считают, что нужно объяснять, что и как происходит, используя факты, но не следует давать субъективных оценок.

Методы нормативной микроэк-й теории. Нормативный подход использует моделирование экон-х явл-й. В микроэк-ке преоблад идеальное моделир-е, кот подраздел на знаковое и интуитивное. Знаковое моделир-е предполагает использование графиков и формул. Различ 2 типа графиков: эмпирические и теоретические. Графики выглядят в виде сплошных линий. Графики эмпирич завис-й – каждая точка демонстрир значение переменных (зависимость цены от спроса и предложения).

2. Кардиналистский подход к оценке равновесия потребителя. Правило максимизации полезности потребителя (Второй закон Госсена).

Одной из самых сложных проблем в экономической теории является проблема количественного измерения полезности.

В XIX веке преобладал кардиналистский (количественный) подход, представители которого (У.Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) пытались производить количественные оценки полезности.

В качестве единицы ее измерения вводилась условная единица (например, «ютиль»).

Согласно этому подходу можно определить, на сколько единиц (ютилей) общая полезность одного набора благ выше полезности другого. Количественной школе принадлежит открытие предельной полезности, закона ее убывания, обоснование условия равновесия потребителя (максимизации им общей полезности. Однако по причине субъективности количественных оценок полезности от данного подхода в дальнейшем пришлось отказаться.

Оценка полезности блага всегда субъективна. Одно и то же благо обладает разной полезностью для различных потребителей. В соответствии с принципом экономического рационализма, основным мотивом потребительского поведения в экономике считается максимизация полезности.

  Кардинализм исходит из предположения, что потребитель дает абсолютную оценку полезности каждого экономического блага в неких психологических единицах. Следовательно, обобщенная функция полезности выглядит следующим образом:

Т U = f (x) + f (y) + f (z) +... + f (n),

где ТU - суммарная полезность; х, у, z,.... n товары.

 

Второй закон Госсена: потребитель достигает состояния равновесия максимизирующего полезность в том случае, когда взвешенные предельные полезности всех покупаемых им товаров равны.

= = …= =λ,

где МU1, МU2, МU3, МUn – предельные полезности товаров; Р1, Р2, Р3 Рn - цены товаров; λ- коэффициент, характеризующий предельную полезность денег.

 

3.            Ординалистский (порядковый) подход к оценке равновесия потребителя. Понятие кривой безразличия. MRS (предельная норма замещения). Свойства кривых безразличия. Конфигурация кривых безразличия.

В ХХ веке полезность стали измерять ранжированием различных потребительских наборов в зависимости от удовлетворения, которое они дают потребителю. Этот подход называется ординалистским (порядковым) подходом и является в настоящее время основным в анализе потребительского поведения. Наибольший вклад в его разработку внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, и др. Согласно этому подходу, хотя потребитель и не может измерить полезность количественно, он всегда в силах сравнить общую полезность потребительских наборов и определить, какой из них более предпочтителен для него.

      Ординализмисходит из того, что потребителю не нужно оценивать полезность каждой отдельно взятой единицы блага в абсолютных числах. Более вероятно и вполне достаточно того, что потребители знают, какие наборы благ приносят большее и какие меньшее удовлетворение. Предпочитая большие полезности меньшим, потребители оценивают их не абсолютными, а порядковыми числами. С учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости экономических благ обобщенная функция полезности у ординалистов выглядит так:

 

Т U = f (x, y, z,.... n).

Кривая безразличия - это графическое отображение предпочтений потребителя. Любая точка на данной кривой безразличия отражает разные количества двух товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, то есть обладают одной и той же общей полезностью.

Таким образом кривые безразличия имеют следующие свойства:

· любая точка на кривой безразличия определяет набор благ А и В, обеспечивающий потребителю одинаковую полезность (х);

· кривая безразличия имеет отрицательный наклон, так как между количествами благ А и В существует обратная связь. Двигаясь от комбинации К к комбинации М, потребитель увеличивает полезность, получаемую от блага В, и уменьшает на такую же величину полезность от блага А;

· кривая безразличия имеет вогнутый вид (иногда говорят выпуклый по отношению к началу координат). Вогнутость кривой объясняется уменьшением предельной нормы замещения;

· наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы субституции (замещения).

Кривые безразличия (для нормальных товаров) имеют отрицательный наклон. Большее количество блага В соответствует меньшему количеству блага А, в результате чего суммарная полезность потребительского набора остается неизменной. В некоторых случаях кривые безразличия имеют положительный наклон. Это возможно, когда один из продуктов набора приносит потребителю отрицательную полезность, т.е. является антиблагом.

Тангенс угла наклона кривой безразличия — отрицательная величина, так как уменьшение одного блага в потребительском наборе сопровождается увеличением другого. Абсолютная величина наклона кривой безразличия рассчитывается как отношение предельной полезности блага, откладываемого по горизонтальной оси, к предельной полезности блага, отмечаемого по вертикальной оси.

Наклон кривой безразличия зависит от предельной нормы замещения (MRS), которая показывает максимальное количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради получения дополнительной единицы другого блага при неизменном уровне общей полезности:

MRSBA = MUB/MUA = — ∆A/∆B при U = const

Предельная норма замещения в ординалистском анализе играет ту же роль, что предельная полезность — в кардиналистском.

Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это значит, что предельная норма замещения блага А благом В уменьшается по мере роста потребления блага В. Данное свойство объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Данное свойство объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Для абсолютных субститутов (взаимозаменяемых товаров) MRS — постоянная величина, а для абсолютных комплементов (взаимодополняемых товаров) она равна нулю (рис. 2.3).

 

          а)            б)

 

Рис. 2.3. Кривые безразличия для товаров—абсолютных заменителей (а) и абсолютных дополнителей (б).

В первом случае (рис. 2.3 а) потребитель замещает один товар другим в постоянной пропорции. Кривые безразличия представляют собой прямые линии с наклоном, например, —1, если товары замещаются в соотношении 1:1. В случае взаимодополняемых товаров (рис. 2.3 б) кривые безразличия имеют L-образную форму. Увеличение количества одного из благ при неизменности количества другого блага не приводит к росту полезности. Положение потребителя улучшится, если пропорционально увеличатся количества обоих товаров, что графически отражается смещением кривой безразличия вправо вверх.

 

Ранжирование потребительских наборов иллюстрируется множеством кривых безразличия — картой кривых безразличия (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4. Карта кривых безразличия.

 

Кривые безразличия, которые находятся правее и выше, характеризуют наборы благ, приносящие потребителю бoльшую общую полезность.

Кривые безразличия не пересекаются. Это означает, что через каждую точку в системе координат можно провести только одну кривую безразличия, в противном случае нарушится предположение о транзитивности (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Пересекающиеся кривые безразличия и нарушение правила транзитивности.

Соответствующие точкам X и Y на кривой безразличия U1 наборы принесут потребителю одинаковую общую полезность. Равноценными для потребителя будут также наборы X и Z, так как они находятся на одной кривой U2. Следовательно, одинаковой суммарной полезностью должны обладать и наборы Y и Z. Однако данные наборы лежат на разных кривых безразличия, и набор Z включает большее количество обоих благ, нежели набор Y, а значит, он имеет бoльшую общую полезность для потребителя.

 

4. Бюджетная линия потребителя. Наклон бюджетной линии. Понятие бюджетного множества. Уравнение бюджетной линии.

Карта потребительского безразличия выявляет возможные предпочтительные комбинации товаров, но на потребительский выбор наряду с предпочтениями потребителя влияют его доход и цены на товары. В совокупности эти факторы определяют бюджетные ограничения, показывающие экономическую доступность покупок, т.е. какие наборы можно приобрести на имеющийся доход I при ценах Р.

Бюджетные ограничения графически изображаются с помощью бюджетной линии.

Бюджетная линия – прямая линия, совокупность точек которой показывает все комбинации набора из двух товаров, которые может приобрести покупатель, полностью израсходовав свой доход при данных ценах на товары.

Определим уравнение бюджетной линии. Если покупатель полностью тратит весь свой денежный доход I на приобретение двух товаров и Y по ценам PX и PY соответственно, то I =(PX ×X)+(PY ×Y), отсюда PY ×Y =-(PX ×X)+I,

Y = - ×Х + , где -  – угловой коэффициент бюджетной линии.

Угловой коэффициент бюджетной линии определяется соотношением цен на товары X и Y, он равен тангенсу угла наклона этой линии к оси абсцисс.

       Графическое построение бюджетной линии базируется на определении точек её пересечения с осями координат.

       Пример: Предположим что, I=12, PY=3, PX=2. Если весь денежный направлен на покупку Y, то Y=4, X=0 (точка А), если весь денежный направлен на покупку L, то Y=0, X=6 (точка В). Соединив точки А и В, получаем бюджетную линию I.

       Бюджетная линия является границей бюджетного пространства

Бюджетное пространство – множество точек, которые показывает все доступные потребителю комбинации набора из двух товаров при данных бюджетных ограничениях.

Алгебраически бюджетное пространство задаётся следующим неравенством: (PX ×X)+(PY ×Y) £ I. Графически бюджетное пространство или область доступного потребления – это треугольник 0АВ. Если точка бюджетного пространства не находится на бюджетной линии, то она отражает потребительский выбор, при котором денежный доход не полностью расходуется на приобретение данных товаров.

Потребительский выбор всегда осуществляется в рамках ресурсных, или бюджетных ограничений. Предположим, покупатель потребляет только два товара: ананасы (x) и бисквиты (y). Рыночная цена ананасов – Рx, а бисквитов – Рy. Пусть сумма денег, которую может израсходовать потребитель – I. Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег, затраченная на оба товара, не превышала общей суммы денег, которую может израсходовать потребитель. Тогда потребителю доступны все товарные наборы, которые стоят не дороже I. Это доступное потребителю множество товаров – бюджетное множество можно записать в виде:

PxQx + PyQy ≤ I,

где Qx – количество товара а, а Qy – количество товара b в потребительском наборе, PxQx – сумма денег, расходуемая потребителем на товар а, PyQy -– сумма денег, расходуемая на товар y.

Наклон бюджетной линии (3) показывает от какого количества одного блага (ананасов) должен при существующих ценах отказаться потребитель, чтобы включить в свой набор дополнительную единицу другого блага (бисквиты). В нашем примере он равен – 0,8. Это означает, что потребитель должен пожертвовать 0,8 ананаса, чтобы купить ещё один бисквит. Для приобретения бисквита нужно 8 рублей (цена 1 бисквита). Их потребитель получит, если откажется от покупки 0,8 ананасов (именно такое количество ананасов можно было купить на 8 руб. при цене 1 ананаса в 10 руб.). Но то количество блага, которым приходится жертвовать ради получения данного блага есть не что иное как альтернативная стоимость (opportunity cost), или издержки приобретения данного блага. (Напомним, что альтернативная стоимость - это не особый вид издержек, а правильный взгляд на любые издержки. Деньги, которые мы тратим, чтобы что-нибудь купить, являются издержками только потому, что существуют другие вещи, которые мы могли бы купить на эти деньги). Отсюда следует важный вывод, который будет нам полезен потом, при нахождении потребительского оптимума: наклон бюджетной линии отражает предельные издержки приобретения дополнительной единицы блага.

Из уравнения (3) также видно, что наклон бюджетной линии показывает соотношение цен товаров, входящих в потребительский набор, точнее, отношение цены замещающего товара (бисквит), к цене замещаемого товара (ананас).

При изменении цен товаров и дохода изменяется множество товаров, доступное потребителю и, следовательно, положение бюджетной линии.

Изменение дохода при тех же товарных ценах ведёт к параллельному сдвигу бюджетной линии. Её наклон не меняется - ведь соотношение цен остаётся прежним. На рис.2-8 отражены два случая - изменение бюджета (мы продолжаем наш пример) с I = 120 руб. до I1 = 160 руб., и с с I = 120 руб. до I2 = 160 руб. В случае увеличения суммы, предназначенной для расходов, бюджетная линия сдвигается вверх, в случае уменьшения – вниз.

В случае изменения цен при неизменном доходе положение бюджетной линии также меняется. Рассмотрим два случая.

Первый. Если изменяется цена одного товара, а бюджет и цена второго товара те же, то бюджетная линия меняя наклон (соотношение цен изменилось!) поворачивается вокруг точки пересечения бюджетной линии с координатной осью, на которой показывается количество товара, цена которого не претерпела изменения.

Пусть цена бисквитов повышается с Pb = 8 до Pb1 = 12 руб. (см. рис. 2-9).

Тогда, максимальное количество бисквитов, которое может купить потребитель на свой доход I = 120 руб. уменьшается с 15 штук до 10. Максимально возможное количество другого товара в наборе (ананасов) по-прежнему равно 12, ведь ни его цена, ни доход не изменились. Наклон бюджетной линии увеличился (по модулю) с Pb/Pa = – 0,8 до Pb1/Pa = – 1,2 (= -12/10).

Если бюджетная линия стала круче, значит цена товара, показываемого по горизонтальной оси, снизилась. Если же произойдёт понижение цены, то бюджетная линия повернётся вокруг точки А направо и её наклон уменьшится. Если бюджетная линия стала более пологой то это означает, что относительная цена товара по горизонтальной оси понизилась.

Если обе цены изменяются в одинаковой пропорции, а бюджет остаётся тем же, то наклон бюджетной линии не меняется, но происходит её параллельный сдвиг - верх, если цены понизились и вниз, если цены повысились. Если наряду с ценами в такой же пропорции изменяется бюджет потребителя, то бюджетная линия останется в прежнем положении. Значение для наклона и положения бюджетной линии имеет относительное, а не абсолютное изменение цен.

 

5. Потребительский оптимум. Графическая интерпретация равновесия потребителя.

Карта безразличия представляет собой графическое отображение системы предпочтений потребителя. Естественно, потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах. Далеко не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.

Обозначим месячный доход потребителя через I. Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких сбережений и весь свой доход расходует на приобретение только двух товаров X и У. Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:

Бюджетное ограничение имеет очевидный смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и У. Преобразуем равенство (3.10) к следующему виду:

Мы получили уравнение бюджетной линии, или, как ее еще называют, линии цен. На рис. 12 эта линия первоначально занимает положение KL.

Точки пересечения бюджетной линии с осями координат можно получить следующим образом. Если потребитель весь свой доход I израсходует только на покупку товара X, то он сможет приобрести 1/Рх единиц этого товара. Поэтому длина отрезка OL равна 1/Рх • Аналогично можно показать, что длина отрезка О К равна 1/Ру- Наклон бюджетной линии равен -Рх/Ру - коэффициенту при X в уравнении (3.11).

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно / руб. и являются потому доступными для Нашего потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I руб. и недоступны для потребителя.

 

Рис. 12

Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов. Как изменится положение бюджетной линии при изменении дохода потребителя и цен на товары? Допустим сначала, что доход потребителя уменьшается до / < /, цены на товары при этом остаются неизменными. Наклон бюджетной линии не изменится, поскольку он определяется только соотношением цен. Следовательно, произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз. Она займет положение KL. При увеличении дохода и неизменных ценах будет наблюдаться параллельный сдвиг бюджетной линии вверх. Предположим теперь, что доход и цена товара X неизменны, цена же товара У понизилась до PY < Ру-Очевидно, что в этом случае точка L не изменит своего положения, поскольку оно определяется неизменными I и Р-- Левый же конец бюджетной линии сдвинется вверх и займет положение К". Читатель может без труда определить, что случится с бюджетной линией при повышении Ру, повышении или понижении Рх.

Совместим теперь на рис. 13 карту безразличия нашего потребителя с его бюджетной линией KL.

 

Рис. 13

Какой товарный набор выберет потребитель? Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Потребитель не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересекает некоторую кривую безразличия, ведь при движении вдоль бюджетной линии вправо вниз потребитель может перейти к товарным наборам, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия. По аналогичным причинам потребитель не выберет точку В. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается некоторой кривой безразличия U2- Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит Хе единиц товара X и Ye единиц товара У.

В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Напомним, что наклон бюджетной линии равен ~Рх/Ру> наклон кривой безразличия равен –MRSxy. Поэтому в точке оптимума выполняется равенство

Условие оптимума потребителя (3.12) можно интерпретировать следующим образом. Соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

Равенство (3.12) в порядковой теории полезности имеет такой же смысл, что и равенство (3.4) в количественной теории. Действительно, согласно (3.8),

        Подставив (3.8) в (3.12), получаем условие оптимума потребителя в следующем виде:

Последнее равенство совпадает с равенством (3.4).

Оптимальное решение, представленное на рис. 13, называют часто внутренним, поскольку точка Е лежит внутри двумерного пространства товаров, точнее - его / квадранта. Однако в некоторых ситуациях бюджетная прямая и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и, значит, точки касания их вообще не существует. В этом случае оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой, одной из осей координат и кривой безразличия.

На рис. 14 бюджетная прямая KL ограничена точками К, где X = 0, и L, где У = 0. Оптимум потребителя достигается либо в точке К (рис. 3.10,а), если

В первом случае наклон кривой безразличия в точке К меньше или равен наклону бюджетной прямой, во втором наклон кривой безразличия в точке L больше или равен наклону бюджетной прямой.

Рис. 14

Из всех доступных потребителю наборов набор К (рис. З.Ю.а) и набор L (рис. 3.10,6) лежат на наиболее удаленных от начала координат кривых безразличия. Набор К не содержит товара X, набор L - товара У. Естественно, для точек К и L условие (3.12) может и не выполняться. Угловое решение в порядковой теории полезности соответствует условию (3.5) в количественной теории.

6. Реакция потребителя на изменение дохода. Построение кривой «доход-потребление»: для нормальных, низкокачественных и нейтральных товаров.

Итак, при некотором заданном доходе и заданных ценах потребитель однозначно определяет свои расходы - выбирает на бюджетной линии точку, которая соответствует самой "полезной" кривой безразличия. А что произойдет, если изменится доход и, следовательно, изменятся покупательные возможности потребителя? При неизменных ценах это выразится в параллельном сдвиге бюджетной линии. В случае увеличения дохода она отодвинется от начала координат и потребителю станут доступны более далекие кривые безразличия, а в случае уменьшения приблизится к началу координат и потребителю придется перейти на меньший уровень полезности.

На каждом уровне дохода потребитель будет выбирать самый полезный набор благ, и можно сказать, что каждой бюджетной линии соответствует своя оптимальная точка. Если мы рассмотрим все возможные уровни дохода и соединим все точки выбора, соответствующие каждому уровню, то мы получим линию доход-потребление. По ней движется потребитель при изменении своего дохода.

Положение равновесия потребителя изменяется при изменении дохода потребителя и цен на товары. Если доход потребителя растет, то точки равновесия смещаются вместе с бюджетной линией. Соединив эти точки, мы можем получить кривую, которую называют кривой "доход—потребление" (рис. 2.15.).

Эти кривые для разных товаров выглядят по-разному: на рис. 2.15,а — нормальный товар, б — товар низшего качества, в — товар, независимый от дохода. На вертикальной оси отложим расходы на все остальные товары.

 

 

Реакция потребителя на изменение цены. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса. Графическая интерпретация «цена-потребление»: для товаров-субститутов, комплементарных и нейтральных товаров.

Реакция потребителя на изменение дохода и цен обычно рассматривается под углом зрения изменения его спроса. Что касается системы предпочтений потребителя, а значит, и его карты безразличия, то они находятся, как правило, вне сферы влияния данных факторов. Остановимся вначале на анализе реакции потребителя на изменение цен. Его доход при этом остается неизменным.

Рис. Линия "цена-потребление" и линия индивид. спроса

 На рис а) показано смещение оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е2 в результате снижения цены товара X с Рх' до Рх''. Снижение Рх предопределило поворот бюджетной линии АВ против часовой стрелки вокруг точки А. В результате этого бюджетная линия заняла новое положение АВ' и стала касаться в точке Е2 более удаленной кривой безразличия U2. В связи с этим товарный набор Е2 стал доступен данному потребителю. Если соединить одной линией все точки оптимума потребителя, получаемые в результате как снижения, так и повышения Рх, то получим кривую "цена-потребление" (линия ЕЕ). Она выражает множество оптимальных сочетаний (наборов) товаров X и Y, которые возникают при изменении цены товара X. С помощью кривой "цена-потребление" можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя. Здесь важно заметить, что определение линии индивидуального спроса в этом случае осуществляется исключительно на основе принципа заданности рыночных цен. Поэтому построить линию спроса на новое благо, цена которого на данном этапе еще не известна, с помощью рассматриваемого метода невозможно На рис 1 12, б представлена линия индивидуального спроса dd на товар X. Она построена с помощью двух точек L и М, каждая из которых определена исходя из заданной цены и объема спроса, определенного с учетом оптимума потребителя (E1 и Е2). Линия, проведенная через эти точки (L и М), рассматривается в качестве кривой индивидуального спроса на товар X.

Если данные блага являются заменяющими друг друга в потреблении (субститутами), то, например, при росте цены на товар-заменитель Х1 объем потребления другого блага Х2 возрастает. Поэтому линия «цена-потребление» для товаров-субститутов имеет отрицательный наклон 8.6.

Если данные блага являются дополняющими друг друга в потреблении (комплементарными), то, например, при росте цены на дополняющий товар X1 объем потребления другого комплементарного блага Х2 понижается. Поэтому линия «цена-потребление» для товаров, дополняющих друг друга в потреблении имеет положительный наклон 8.7. Если данные блага являются не зависящими друг от друга в потреблении, то при изменении цены на благо Х1 объем потребления другого блага Х2 остается тем же самым. Поэтому линия «цена-потребление» для независимых благ является горизонтальной 8.8.

Рис.2.23. Эффект замещения и эффект

Рис. 3.3. Случай максимизации прибыли

Q0 – объем производства,

максимизирующий прибыль

Максим. прибыли фирмы совершенного конкурента в краткоср. периоде - видно, что величина совокупной прибыли = расстоянию по вертикали м\у TR и TC (6 ед.).

Миним. убытков и закрытие СКФ в краткосрочном периоде.Фирма будет миним. свои убытки, производя такой V продукции, при кот. он превышает TR на наименьшую величину (6 ед.). При этом TR1   должен превысить TVC, в этом случае эти переменные издержки так же, как и некоторая часть постоянных издержек могут быть оплачены из дохода. Если бы фирма закрылась, то все постоянные издержки TC должны оплатить из кармана предпринимателя. При пр-ве некоторого кол-ва продукта сумма убытка фирмы будет меньше на какую-то величину её пост. издержек. Однако, если нет производства, при кот. совокупный доход TR превышает совокупные издержки TС, то фирма будет минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде путём закрытия. Кривая TR2 лежит ниже TVC во всех точках, т.е. не существует V пр-ва, при кот. переменные издержки могут быть покрыты→фирма осуществляя производство понесла бы потери сверх своих пост. издержек →Лучший выход – закрыться и выплатить из своего кармана потерю постоянных издержек TVC.

 

 

Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками (графическая интерпретация): расширение производства фирмы, убыточность фирмы, условие максимизации прибыли фирмы.

Какую прибыль будет получать фирма – совершенный конкурент в краткосрочном периоде, зависит от соотношения цена (Р) – средние экономические издержки (АС).

Р=АС -- нормальная прибыль

Р>АС -- сверхприбыль (экономическая прибыль)

Р<АС -- убыток

Рассмотрим эти ситуации на графиках: 

1. Ситуация на рынке, когда фирма – совершенный конкурент получает нормальную прибыль в краткосрочном периоде.     

МR=Р=АС=МС

Р1 и Q1 – цена и объём выпуска соответственно, при которых фирма – совершенный конкурент получает нормальную прибыль.

 

2. Ситуация на рынке, когда фирма – совершенный конкурент несёт убытки в краткосрочном периоде.

 

Р1СКМ – убыток, который несёт фирма

С – цена, необходимая для получения нормальной прибыли

Р1 -- настоящая цена

Q1 – настоящий объём выпуска

Р2 – минимальная цена, при которой фирме следует продолжать производство

Условие минимизации убытков: AVC<P<AC

3. Ситуация на рынке, когда фирма – совершенный конкурент получает сверхприбыль в кратсрочном периоде.

СР1МК – экономическая прибыль (сверхприбыль)

С – цена, соответствующая нормальной прибыли

Р1 и Q1 -- настоящие цена и объём выпуска соответственно

Условие максимизации прибыли: MR=MC

Фирма находится в равновесии, когда она обеспечивает объём выпуска, позволяющий получать экономическую прибыль

Если MR>MC, то фирма должна увеличивать объём выпуска до условия MR=MC

 

Регулируемая монополия.

Регулируемая М.— естественная монополия, деятельность которой находится под государственным контролем. Правительство определяет географическую среду деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контролирует цены, которые он может назначать. Цель регулирования — защита экономических интересов потребителей, которые должны получать выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, т. е. от снижения издержек на единицу продукции. Регулирование цены может одновременно снизить ее уровень, сократить экономические прибыли и обеспечить рост объемов производства. Конкретный уровень цены опред. с учетом дилеммы регулир., т. е. предполаг. выбор м-ду ее общественно-оптимальной велич. и велич., обеспечивающей справедливую прибыль.

Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 30.1. На рисунке LAC и LMC - кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 "очень мал", а цена P1 "очень высока". Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3 < LAC (Q3) = GO3 = ОН. В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q3, имела бы убыток, равный площади P3HGF. В таком случае фирма-монополист может уйти с рынка. Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине P3HGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ

для студентов заочной формы получения образования

 всех специальностей

 

1. Предмет микроэкономики. Методы микроэкономического анализа.

Посл. трети 19 века возник.науч. дисципл. микроэк-ка. Ее создат. Маршал. В центре вним. микроэк. поведение и выбор отдельных экономич. субъектов. Микороэк-ка – это отрасль экономич науки, кот изуч поведение отдельных (атомарных) экономич суб-тов (фирм, дом х-в, рынков) в рын эк-ке. Домохозяйство- это семьи, т.е. экономич ед, в кот может входить как одно, так и нес-ко лиц.

 Осн черты дом х-ва:

 1) собственники факторов пр-ва,

2) самост.,

3) стремятся к удовлетвор своих потребн.

 Фирма- это экон единица, кот самостоятельна, использует факторы пр-ва, стремится к получению максимума прибыли.

 Структура микроэк-ки:

1) поведение потреб-ля,

2) фирма и изд-ки пр-ва,

3) стр-ра рынка,

4) благосост и пробл микроэкон политики.

 Микроэк-кая политика определяется гос-вом, кот устан конкрет цели для отдел фирм, рынков или отраслей и приним определен инструм регулир для осуществл назнач целей. Предпосылки или принципы микроэк-ки: а) экономич атомизм- микроэк-ка концентрир свое внимание на поведении экономич суб-тов, б) экономич рационализм, кот означ, что экономич-е агенты допускают оценку своих выгод и завтрат. Экономич суб-ты решают проблему выбора, кот предполаг, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? Объект микроэк-ки – это экономич деятельность людей и возникающие в ее ходе экономич пробл и их разрешени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.12 с.)