Характеристика законодательной базы регламентирующей систему рационального природопользования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика законодательной базы регламентирующей систему рационального природопользования.



  В основе нормативно-правовой базы природопользования лежат многочисленные законы федерального уровня. Среди них в первую очередь следует назвать: Конституцию РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс, Закон РФ «О недрах», федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Российской Федерации существуют законы уровня субъектов Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ,

В основе всего комплекса природоохранного законодательства Российской Федерации лежит Конституция РФ, где в ст. 42 указано, что каждый гражданин Российской Федерации имеет вправо «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением», а ст. 58 говорит, что каждый гражданин должен «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Именно эти положения Конституции привели в конечном итоге к созданию всего природоохранного законодательства Российской Федерации.

Вторым по значимости законодательным актом в сфере природопользования является Закон «Об охране окружающей среды», устанавливающий основные принципы охраны окружающей среды в Российской Федерации. Среди них можно выделить следующие:

  • • необходимость сохранения биоразнообразия как условия стабильности биосферы и существования человечества;
  • • необходимость сохранения естественных экосистем как наиболее ценных объектов окружающей среды;
  • • рациональное использование природных ресурсов как условие поддержания экологической безопасности;
  • • соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду и на благоприятные условия жизнедеятельности;
  • • установление платы за пользование природными ресурсами;
  • • возмещение вреда, нанесенного окружающей среде;
  • • неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;

Одним из законов, имеющих непосредственное к этому отношение, является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (в основе требований которого лежат базовые положения Закона «Об охране окружающей среды»).

Закон также устанавливает общие требования к обращению с отходами. Среди наиболее важных, на наш взгляд, следует упомянуть следующие:

  • • деятельность, связанная с обращением с отходами, в том числе с их переработкой, подлежит лицензированию. Следовательно, предприятие, если у него нет соответствующей лицензии, не имеет права осуществлять переработку отходов от собственного производства;
  • • полигоны, предназначенные для размещения отходов, должны сооружаться на основе проекта, прошедшего Государственную экологическую экспертизу. На территории таких полигонов необходимо проводить регулярный мониторинг состояния воды, почвы, воздуха;
  • • отходы, в состав которых входят полезные компоненты, которые могут быть извлечены, запрещено захоранивать.

• недопущение необратимого загрязнения атмосферного воздуха, т.е. превышения поступления загрязняющих веществ над естественными процессами самоочищения воздушного бассейна; Основные принципы

  • • необходимость государственного регулирования выбросов в атмосферу и государственного контроля за этими выбросами, т.е. необходимость учитывать все производимые выбросы от передвижных и стационарных источников, а также получать от специально уполномоченного государственного органа разрешения на выбросы того или иного количества загрязняющего вещества, т.е. установление нормативов допустимого выброса (НДВ);
  • • комплексность и научная обоснованность мероприятий по охране атмосферного воздуха, т.е. необходимость изучения всех возможных последствий попадания тех или иных загрязняющих веществ в атмосферу для всех природных сред с учетом совместного воздействия загрязняющих веществ и источников загрязнения.

Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» устанавливает основные принципы пользования водными биоресурсами, а также принципы, обеспечивающие сохранение водных биоресурсов. Среди перечисленных в Законе принципов выделим следующие:

  • 1) ограничение или полный запрет на добычу водных биоресурсов, находящихся на грани истощения или исчезновения. Примером реализации этого принципа может быть запрет на вылов каспийского осетра, когда популяция находилась на грани полного уничтожения. Когда запрет на вылов оказался неэффективен, был введен запрет на реализацию мяса и икры осетра. В результате спрос на данный биоресурс упал, и популяция каспийского осетра в настоящее время восстанавливается;
  • 2) принцип, согласно которому водные биоресурсы рассматриваются как жизненно важные, обеспечивающие выживание человека и осуществление многих видов хозяйственной деятельности;
  • 3) гласность и открытость принятия решений о выделении биоресурсов в пользование, например, вопросов, связанных с распределением квот на вылов рыбы;
  • 4) использование водных биоресурсов осуществляется на платной основе.

сновным нормативным правовым актом в сфере лесопользования является Лесной кодекс РФ. В целом лесное законодательство основывается на следующих принципах:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.005 с.)