Преимущества детского лепета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преимущества детского лепета



 

Младенцы прекрасно умеют общаться, и, как все мы знаем, в их репертуаре имеются не только простые жесты, такие как указывание пальцем. С первых месяцев жизни мы слышим воркование, крики и смех (как приятно знать, что самый пик детского плача наступает около 2 месяцев, а потом начинает понемногу утихать!). Смеяться малыши начинают примерно в это же время – так природа примиряет нас с пронзительными скорбными младенческими воплями. И в течение всех первых месяцев жизни мы слышим воркование, которое состоит из серии гортанных гласных звуков («а-а-а», «э-э-э» и так далее). Интересно, что американские родители реагируют на каждый из этих звуков, не говоря уж о каждом движении тела, так, как если бы все они были частью «разговора». Мы даже убедили себя, вопреки всем свидетельствам, что эти звуки – сознательные действия, и что каждый звук означает какую-то перемену в телесном состоянии наших отпрысков (например, голод или мокрую пеленку).

Около 7 месяцев младенцы достигают следующей важной вехи – они начинают лепетать. Первые согласные звуки в дополнение к гласным (ба, га, ма) появляются, когда дети смыкают губы и одновременно пытаются произнести звук. Родители замечают, что это уже гораздо больше напоминает «человеческий» язык. Теперь речь детей похожа на звуки, которые издает сын Барни Рабла из «Флинтстоунов», Бам-Бам, и порой они ведут долгие «разговоры», которые понятны только им одним (например, «ба-га-га га ба-ба?»). А к концу первого года жизни удельный вес такого детского лепета снижается. Хотя лепет сам по себе бессмыслен, он – важный шаг к овладению речевым аппаратом (гортанью) и громкостью звука. Именно поэтому малыши часто самозабвенно кричат и шепчут; они выясняют, как работает их речевой аппарат.

Итак, мы видим, что ребенок создает довольно сложные стратегии, чтобы дать знать о своих потребностях. Джордан, мальчик, упомянутый в начале этой главы, сумел «объяснить» маме, что ему нужна именно губка, несмотря на то, что не знал, как она называется, равно как и другие предметы, которые ему предлагала мама. Очевидно, что он бы ничего не добился, если бы у него не было родителей или воспитателей, которые стараются с пониманием относиться к попыткам коммуникации с его стороны.

Да, мы тоже играем значительную роль в развитии речи, с уважением относясь к «сообщениям» наших детей – так, как если бы они были понятными и прозрачными (каковыми они не являются).

Наше путешествие пока довело нас только до того момента, когда рождается первое слово. С этой знаменательной вехой обычно ассоциируется начало развития речи. А все те удивительные штуки, которые младенцы проделывают до произнесения первого слова, как правило, взрослыми игнорируются или не упоминаются. Однако в этом обзоре мы продемонстрировали лишь некоторые возможные опыты, которые показывают, какую титаническую работу проделывают дети, анализируя язык, прежде чем это первое слово произнести.

 

 

Речевой оркестр

 

Один из способов представить себе достижения младенцев на первом году жизни – сравнить развитие речи с управлением симфоническим оркестром. Речь состоит из множества элементов, которые сложным образом взаимодействуют друг с другом, производя на свет единое звучание. Точно так же, как существуют отдельные группы в оркестре (струнные, медные духовые, деревянные духовые и ударные), существуют и индивидуальные компоненты языка, такие как звуки, значения, слова и грамматика, а также правила, регулирующие использование языка в культурно приемлемом контексте. Значит, говоря об овладении речью, мы в действительности говорим о развитии множества элементов языковой системы, которые должны развиваться и работать совместно, чтобы образовать «целое» человеческой речи. Держа эту аналогию в уме, мы можем понять, что большая часть познания языка на первом году жизни сосредоточена на звуках инструментов, входящих в оркестр.

Младенцы на самом деле не понимают, что означают  открытые ими слова – по крайней мере, не понимают до последней четверти первого года жизни. Вплоть до этого времени они сосредоточены на звуковых паттернах родной речи. Они, например, трудятся, стараясь уяснить, какие звуковые последовательности приемлемы в родном языке. По-настоящему поразительно то, что ко многим великим достижениям, совершаемым детьми на первом году жизни, они приходят совершенно самостоятельно. Мы, как правило, не замечаем, над чем они работают, поэтому маловероятно, что мы смогли бы догадаться, чему их следует учить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.233.54 (0.006 с.)