Решите задачи повышенной сложности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решите задачи повышенной сложности



- 3.1. Программист Петрова зарабатывает в час 10 руб. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 8 руб. за килограмм нужно стоять час, за говядиной по 12 руб. за килограмм очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?

- 3 2. В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 20 ц пшеницы в год, в Кыргызстане — 2 т мяса или 10 ц пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируются 400 тыс., а в Кыргызстане — 100 тыс. человек. Президенты Наза­рбаев и Акаев подписывают соглашение об экономическом сотруд­ничестве, включая эффективное разделение труда в производство хлеба и мяса. Как будет выглядеть совокупная кривая производст­венных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы? (При решении не учитывается синергетический эффект от кооперации.)

3 3. Изобразите при помощи кривых производственных воз­можностей экономические последствия для советской экономики "великого перелома" конца 20-х—начала 30-х гг.

3.4. Изобразите в двухмерной системе координат ("время—эко­номические системы") траекторию эволюции российской экономи­ки на протяжении XX в.

Ответы

3.1. Альтернативная ценность времени Петровой-старшей равна нулю. Поэтому для нее рациональным выбором выступает очередь. Альтернативная ценность времени программиста Петровой — 10 руб./час. Поэтому полная цена говядины по 8 руб./кг равна 8Х + + 10, где X — объем покупки.

Решим неравенство:

8Х + 10 < 12Х, X > 2,5 кг.

Итак, для программиста Петровой при покупке мяса больше 2,5 кг стоять в очереди рационально


Примеры решения задач


71


3.2. Построим кривые производственных возможностей Казах­стана и Кыргызстана Видно, что альтернативные издержки произ­водства мяса, выраженные в пшенице, ниже в Кыргызстане (5 тыс. ц за тонну мяса — по сравнению с 20 тыс. ц в Казахстане), а альтер­нативные издержки производства пшеницы, выраженные в мясе, ниже в Казахстане (0,05 т мяса за 1 ц пшеницы против 0,2 т в Кыргызстане).

Пшеница, млн. ц


0

-20

400 Мясо, тыс. т

Рис. 2—9. Кривая производственных возможностей Казахстана Пшеница, млн ц


0

-5

'""                                      Мясо, тыс. т

Рис. 2—10. Кривая производственных возможностей Кыргызстана

Допустим, мы хотим производить в обеих странах только пше­ницу: тогда суммирование производственных возможностей обеих республик даст 9 млн. ц. Если мы теперь будем увеличивать произ­водство мяса, то это будет возможно только при сокращении про­изводства пшеницы. Это сокращение будет большим, если мясо бу­дут производить в Казахстане, где его альтернативные издержки более высоки. Следовательно, производство мяса следует развер­тывать в Кыргызстане, где его альтернативные издержки сравни­тельно ниже. Поэтому кривая совокупных производственных воз-


72


Глава 2 Базовые экономические понятия


можностей сначала имеет угол наклона, соответствующий издерж­кам в Кыргызстане. Когда возможности производства мяса в Кыр­гызстане будут исчерпаны, оно начнет развертываться и в Казах­стане. Поэтому в точке N кривая суммарных производственных возможностей изменит угол наклона: теперь он будет соответство­вать альтернативным издержкам в Казахстане. Пшеница, млн. ц



 


 


2(10


6(10


Мясо, тыс. т


Рис. 2—11. Кривая совокупных производственных возможностей Казахстана и Кыргызстана, сложившаяся в результате специализации

Построим кривую производственных возможностей двух госу­дарств, сложившуюся в результате специализации (рис. 2—11). Раз­деление труда дает возможность производить до 200 тыс т мяса и 8 млн ц пшеницы при наименьших альтернативных издержках. Это же относится к производству мяса. Специализация расширяет производственные возможности обоих государств.

3.3.


кривая 1929 г.


кривая 1933 г.


положение 1929 г.

а

5«°


положение 1933 г.


Промышленная продукция

До "великого перелома" наблюдалось недоиспользование ре­сурсов (в частности, безработица). Поэтому положение экономики СССР в 1929 г. изображается точкой, лежащей ниже кривой произ­водственных возможностей этого периода.


Тесты


73


После "великого перелома" сузились возможности для сель­скохозяйственного производства и расширились возможности для промышленного производства Одновременно был взят курс на мак­симальное использование всех ресурсов (в т.ч. трудовых). Поэтому положение экономики СССР в 1933 г. изображается точкой, лежа­щей на новой кривой производственных возможностей. В сравне­нии с 1929 г. сократилась продукция села при сильном росте вы­пуска промышленной продукции.

3 3. Решение может быть примерно следующим:

Рыночная экономика

1900

Командная экономика

Тесты

Вариант А

1. Верны ли следующие утверждения? (цена ответа 2 балла)

1 1 Экономический рост есть процесс расширения набора благ, выпускаемых в рамках данной экономической системы.

Да    Нет

1.2.     Принцип рациональности означает, что при принятии от­
ветственных решений человек всегда старается максимизировать
свой денежный доход

Да    Нет

1.3.     Линия производственных возможностей показывает мак­
симальные количества благ, которые можно произвести в данной
экономической системе с данными ресурсами

Да    Нет

1.4.     Главным лимитирующим фактором производства в инду­
стриальном обществе является информация.

Да    Нет

1.5.     Экономическое развитие России в 90-е гг. характеризуется
снижением альтернативных издержек нефтегазового производства
в неизменных ценах.

Да    Нет

1.6.     Продукты питания не являются ресурсами.

Да    Нет


74


Глава 2 Базовые экономические понятия


1.7.     В доиндустриальной экономике, в отличие от индустри­
альной, главным фактором производства выступает не продукт тру­
да, а природные условия.

Да    Нет

1.8.     Изменение технологии не влечет за собой трансформации
кривой производственных возможностей.

Да    Нет

1.9.     Экономическое мышление отличается от социологического
тем, что "человек экономический" — индивидуалист, а "человек
социальный" — общественное существо.

Да    Нет

1.10.   Активное участие страны в международном разделении
труда оказывает на кривую производственных возможностей такое
же влияние, как расширение ресурсной базы или совершенствова­
ние технологии производства.

Да    Нет

2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)

2.1.     Что из следующего перечня является неэкономическим благом:

а] подводная лодка;                   в) энергия ветра; <

б) досуг и развлечения;             г) знания?

2.2.     Какой из графиков правильно показывает изменение кри­
вой производственных возможностей России? (ТЭК — топливно-
энергетический комплекс, ВПК — военно-промышленный комплекс.
Продукция оценивается в натуральных показателях.)


ВПК


ВПК


 


1990 г.


1990 г.


 


'.1995 г.


1995 г.


 


0 ВПК


ТЭК  о.)


0 ВПК


ТЭК


 


1995 г.


1990 г.


1990 г.

1995 г. \


ТЭК  в)


ТЭК г)


Тесты                                                                                                                          75

2 3. Классовая принадлежность отличается от кастовой тем, что она:

а) не может быть изменена;

б) приобретается от рождения;

в) не закреплена законом и традицией;

г) связана с профессиональным разделением труда.

2.4. Экономическая система решает следующие вопросы:

а) что, где, для кого;

б) что, как, для кого и каков темп роста;

в) когда, почему, где и кто;

г) каковы причины безработицы и инфляции.

2.5. Какой из приведенных списков факторов производства точнее:

а) земля, труд, капитал, рабочая сила, управление;

б) земля, труд, средства производства, технология, предпри­
нимательство, управление;

в) ресурсы, технология, предпринимательство;

г) земля, труд, капитал, технология, информация, предприни­
мательство? ■>

2.6. Закон возрастания альтернативных издержек действует,
если кривая производственных возможностей имеет:

а) выпуклую форму,

б) форму прямой;

в) вогнутую форму;

г) любую форму

2 7 Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудни­
чества;

б) будут открыты практически неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

г) все сказанное неверно.

2.8. Неразработанное нефтяное месторождение может служить
примером:

а) естественных ресурсов;  в) земли;

б) капитала;                                    г) рынка.

2.9. Студент располагает двумя вечерами для подготовки к тес­
тированию по экономической теории и высшей математике.

Имеются два варианта распределения оценок (по 100-балль­ной шкале):

 

  Баллы по эконо­мической теории Баллы по выс­шей математике
А Б 83 70 68 72

Альтернативные издержки повышения оценки по высшей ма­тематике с 68 до 72 баллов, выраженные в баллах по экономичес­кой теории, равны:

а) 70 баллам;                                 в) 68 баллам;

б) 83 баллам;                                 г) 13 баллам.


76                                       Глава 2 Базовые экономические понятия

2.10. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого. Экономист назовет такую ситуацию:

а) эффективной,  в) административно-командной системой,

б) неэффективной; г) экономическим кризисом.

3. Ответьте коротко на вопросы повышенной сложности (цена ответа 8 баллов)

3.1. Может ли один и тот же ресурс или товар быть "редким" в один период времени и/или в одном месте и "неограниченным" в другой период времени и/или в другом месте? Приведите несколь­ко примеров, которые подтверждают ваш ответ.

3 2. Фирма продает два типа теннисных мячей, покупая их по 3 долл. и по 2 долл. за 1 штуку. Нарисуйте линию производствен­ных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 90 долл. Чем определяются ее форма и местоположение7

3 3. Изобразите при помощи кривых производственных воз­можностей экономические последствия военного соперничества меж­ду СССР и США в период "холодной войны".

3 4. Некто снимает дом и платит его хозяину 10 000 долл. в год, храня остальные свои средства в банке, что приносит ему 9% годо­вых. Дом стоит 140 000 долл. Представляет ли он интерес для по­тенциального покупателя? Почему?

■- 3.5. Робинзон и Пятница оказываются на необитаемом острове. Их основные занятия — собирать кокосовые орехи и ловить рыбу. Робинзон может за один час собрать 10 кокосовых орехов или пой­мать 2 рыбы. Пятница может за то же время поймать 10 рыб или собрать 30 орехов. Как следует распределить обязанности между Робинзоном и Пятницей, чтобы сбор кокосов и ловля рыбы произво­дились эффективно? Сколько рыбы будет поймано и сколько кокосов собрано, если Робинзон и Пятница будут работать по 3 часа в день?

Вариант Б

1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?

1.1.     Уровень эффективности экономики характеризуется соци­
альными гарантиями, которые имеют члены данного общества.

Да   Нет

1.2.     Состояние современной экономики России можно изобразить
точкой, находящейся ниже кривой производственных возможностей.

Да   Нет

1.3.     Объектами государственного регулирования при азиатском
способе производства могло быть строительство ирригационных
сооружений.

Да    Нет


Тесты                                                                                          77

1.4. Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму вследствие множественности ограничений по ресурсам и возрастания альтернативных издержек.

Да    Нет

1 5. Принцип ограниченности благ применим только к индиви­ду или семье. Но блага не могут быть ограниченными в масштабах всего общества.

Да    Нет

1.6.     В индустриальной экономике по сравнению с традицион­
ной большое значение приобретает такой фактор производства, как
капитал.

Да    Нет

1.7.     Экономическая власть в условия:', рыночного хозяйства в
отличие от командной экономики широко рассеяна.

Да    Нет

1.8.     Рациональный экономический выбор требует учета не аль­
тернативных издержек, а совокупных затрат.

Да     Нет

1.9.     Стабильный экономический рост в противоположность пол­
ной занятости не принадлежит к экономическим целям общества

Да    Нет

1.10.   В концепции рационального экономического поведения
утверждается, что образ действий субъектов рыночного хозяйства
определяется эгоизмом.

Да    Нет

2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)

2.1 Какая из перечисленных целей не является задачей эконо­мической системы:

а) определить, как надо проводить товары и услуги;

б) обеспечить достаточный экономический рост;

в) определить распределение результатов производства меж­
ду людьми;

г) определить распределение собственности на ресурсы?

2.2.     Первичный классогенез связан, как правило,
о) с возникновением частной собственности,

б) с полным распадом общинных форм,

в) со становлением товарно-денежных отношений;

г) с монополизацией роли в общественном разделении труда.

2.3.     На линии производственных возможностей рост производ­
ства одного вида продукта сочетается:

о) с уменьшением производства другого вида продукта;

б) с ростом производства другого вида продукта;

в) с постоянным объемом производства другого вида продукта;


78                                                      Глава 2. Базовые экономические понятия

г) возможен любой из указанных вариантов.

2.4. Ограниченность — это:

а) характеристика только индустриальных систем;

б) характеристика только доиндустриальных систем;

в) концепция, отражающая невозможность полного удовлетво­
рения человеческих потребностей;

г) все сказанное неверно.

2.5. Самый дефицитный ресурс современной российской эко­
номики — это:

а) труд;  в) капитал;

б) земля; г) предпринимательство.

2 6. Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания об­щего выпуска (штук) за год:

 

Варианты Столы Стулья
А Б 25 30 180 130

Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях:

а) 180;                                               в) 50;

б) 130;                                               г) (180 + 130) / 2 = 155?

2.7. Студент обучается в университете, получая стипендию
120 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом,
прилагая равные усилия и зарабатывая 1 000 руб. в месяц. Каковы
альтернативные издержки обучения в университете:

а) 120 руб.;                                      в) меньше 120 руб,

б) 1 000 руб.;                                   г) больше 1 000 руб?

2.8. На графике кривой производственных возможностей с про­
дуктом X по абсциссе и продуктом У по ординате угол наклона
касательной к оси ОХ отражает:

а) альтернативные издержки дополнительной единицы X, вы­
раженные в единицах продукта У;

б) степень ограниченности продукта X;

в) степень ограниченности продукта У;

г) не верен ни один из ответов.

2.9. Характеристиками свободного рыночного хозяйства высту­
пают:

а) неограниченное число участников конкуренции;

б) свободный доступ к рыночной информации;

в) ограниченная роль правительства в экономике,

г) верно все указанное

2.10. Критериями разграничения типов экономических систем
служат:

а) форма собственности на ресурсы;

б) тип координационного механизма;

в) уровень благосостояния членов общества;

г) верны ответы а и б.


Тесты


79


3. Ответьте коротко на вопросы повышенной сложности (цена ответа 8 баллов)

3 1. Н. Барбон, критикуя Т. Мена за то, что тот, сравнивая госу­дарство с хозяйством отдельной семьи, призывал к необходимости для государства вести умеренный образ жизни, приводит такой аргумент: "Имущество человека конечно, а запасы природы беско­нечны и никогда не могут быть истощены. А то, что бесконечно, не может увеличиваться от бережливости, равно как и уменьшаться от расточительности". Какую логическую ошибку допускал Мен, а какую Барбон?

3.2. Перерисуйте и заполните на отдельном листе следующую таблицу:

Производительные силы

 

  Естественные Общественные Всеобщие
Внутрипроизводственное разделение труда      
Природная среда      
Научные знания      
Общественное разделение труда      
Орудия труда      
Полезные ископаемые      
Трудовая квалификация      
Плодородие почвы      
Кооперация труда      

Если данный элемент производительных сил соответствует какой-либо форме их развития, то в месте пересечения соответст­вующих строки и колонки поставьте знак "+".

3.3. Помимо задач экономического выбора, решаемых в рамках той или иной системы, существует проблема выбора обществом типа экономической системы. Как можно было бы решить рационально эту проблему?

' 3.4. Марья Ивановна посвящает день домашнему хозяйству. Она тратит на стирку рубашки 15 мин, а на мытье окна — 45 мин. Нарисуйте линию производственных возможностей Марьи Ивановны в рамках 9-часового рабочего дня.

3.5. Объясните смысл предложенного Нобелевским лауреатом Г. Беккером понятия "человеческий капитал". Чем "человеческий капитал" отличается от таких экономических ресурсов, как "труд" и "капитал"? Охарактеризуйте особенности "человеческого капи­тала" граждан России.


Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение

3.1. Рыночная система

„„ Рынок (таткег) представляет собой систему отноше-

ЫНО1С            **                               •*                                                          V-                 -.

нии, в которой связи покупателей и продавцов столь юбодны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию ыстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и поку-ателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой уда-ось договориться При этом происходит добровольное отчуждение воей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок оз-ачает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления делки необходимы издержки, связанные с поиском информации, едением переговоров, определением качественных и количествен-ых характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией [ защитой прав собственности, заключением контракта и т д. Поэто-1у рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ. гапзас!;юп — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет [ общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как спе-(ифическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках об-цественного разделения труда производителями, каждый из кото->ых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Обществен-1ые потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают шформацию, которая служит стимулом к применению наиболее эко-юмных методов производства и наиболее эффективному использо-;анию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует пере­распределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, 1спользующих передовую технологию и высококачественные ресур­сы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой к площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и про­давцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важ­ную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении рав-гювесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки. Объектом купли-продажи могут быть по­требительские товары или ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него. Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены


3.1 Рыночная система


81


на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовер­шенной конкуренции. Цены на рынке могут складываться в про­цессе как личного, так и безличного контакта (см. рис 3—1).

Формы рынков



Личный контакт


Безличный контакт


 


 



Цены заранее установлены


Цены складываются в процессе купли-продажи




Потребительских товаров и услуг

Локальные


Национальные


Международные


Ресурсов


Рис. 3—1. Основные формы рынков

На рисунке заключены в рамки признаки той формы рынка, которая является объектом нашего изучения в данной теме. Позд­нее будут рассмотрены и другие, более сложные формы.

 Одна из главных проблем функционирования  Рынкаэт0 проблема трансакционных издер-жек (ЬтапзасНоп созг)издержек в сфере об­мена, связанных с передачей прав собственности.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономи­ческую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услу­ги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического по­ведения контрагентов. Политическая экономия XIX в. фактически абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XX в. не замечать их стало просто невозможно.

В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических отношений Именно собственник, вступая в


82                                      Глава 3. Рыночная система, спрос и предложение

рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях эконо­мическое благо будет передано другому лицу, то есть что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т. д. Сбор необходимых данных о правомочиях про­давца входит в издержки поиска информации и ведения перегово­ров. Полное право собственности обычно включает целый набор прав: владения, пользования, распоряжения, управления, право на до­ход, на капитальную стоимость блага, на безопасность, на переход блага по наследству или завещанию, а также бессрочность, запре­щение вредного использования, ответственность в виде взыскания и остаточный характер (классификация А. Оноре).

Значение трансакционных издержек для процесса обмена ста­ло объектом широкого анализа после доказательства Р. Коузом его теоремы (1960). Удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо определены (спе­цифицированы). Такие условия характерны для стран, осущест­вляющих переход к рыночной экономике. Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные ус­ловия для жульничества, обмана, искажения информации о потре­бительских свойствах товаров и их реальной ценности. Однако и в развитом обществе проблема минимизации трансакционных издер­жек по-прежнему актуальна. Это связано как с дальнейшим совер­шенствованием юридических норм, так и (что более важно) с ук­реплением этического фундамента, честности и ответственности, идеологии консенсуса в обществе. Последнее направление, как счи­тают многие современные исследователи, ведет к созданию мягкой инфраструктуры рынка и является наиболее эффективным и эко­номичным способом защиты интересов всех и каждого.

3.2. Спрос и предложение

„                     Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся

ривая спроса да рьгаке какого-нибудь товара, то легко заметим,

что между ценой товара и количеством проданного (реализованно­го) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 долл. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 долл. — три единицы, при цене в 20 долл. — четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса (1аю о/ йетапй). Эта зависи­мость количества проданных благ от уровня цен может быть изо­бражена графически. Кривая спроса (йетапд. сигье) — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент вре­мени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по го­ризонтальной оси (см. рис. 3—2).


3.2 Спрос и предложения


83


Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции X в определенный момент времени (например, на 1 января 1998 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свиде­тельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

О„ = «(Р), где (30 — величина спроса (йетапй);

Р — цена (рпсе)

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

12 3 4 Рис. 3—2. Зависимость величины спроса от цены


Функция спроса

Функция спроса (йетапй /ипсНоп)функ­ ция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них явля­ется цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис. 3—3).

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы. 1) уве­личение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вку­сов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) коле­бание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

где

00 = {(Р, I, 2, IV, РзиЬ, Рсот, N. В),                                    (3.1)

 в Р I Ъ

— спрос;

— цена;

— доход;

— вкусы;

— ожидания (шаШп§);

РзиЬ — цена на товары-субституты; Рсот— цена на комплементарные товары;


84


Глава 3. Рыночная система, спрос и предложение


N — количество покупателей; В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. рис. 3—4).

Р


Рис. 3—3. Кривая спроса


Рис. 3—4. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)


Например, увеличение денежных доходов потребителей

(при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой V в положение О2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже Такая ситуация типична для боль­шинства товаров за исключением низкокачественных Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая пере­мещается из положения Б в положение Бг

Рост цен на товар, который является субститутом дан­ного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимоза­меняемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (компле­ ментарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж Следствием со­кращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (компле­ментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.


3 2 Спрос и предложения


85


Важным фактором, влияющим на спрос, является число по­ купателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спро­са которых известны (см. рис. 3—5а). Тогда совокупный спрос мо­жет быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова (см. рис. 3—56).




 


     


О

О

а) Кривые индивидуального спроса                б) Совокупный спрос

Рис. 3—5. Индивидуальный и совокупный спрос

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе по­купателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную струк­туру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Итак, подведем итоги Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см. рис. 3—3). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 3—4)

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся Кривая

Предложения

 на рьшке со стороны предложения, то легко заме- тим> чт0 зависимость величины предложения от цены прямая, чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две еди­ницы блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 долл — шесть единиц блага X. В общем виде

<Эз={(Р),

где Оз — величина предложения (зирр1у); Р — цена.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого про­ дукта называется законом предложения (1аю о/ зирр1у). Зави-


86


Глава 3 Рыночная система: спрос и предложение


симость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая предложения (зирр1у ситъе)кривая, которая показывает, какое количество экономического бла­га готовы, продать производители по разным ценам в данный мо­мент времени: В экономической теории принято откладывать не­зависимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (пред­ложение) — по горизонтальной оси (см. рис. 3—6).

0              2            4            6

Рис. 3—6. Зависимость величины предложения от цены

Изображенная кривая 5 (от англ. зирр1у) характеризует уро­вень цен и объем продаж блага X в определенный момент времени (например, на 1 января 1998 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложе­ние влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.227 с.)