Мат-прана-натхас ту са эва напарах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мат-прана-натхас ту са эва напарах



ашлишйа - обнимет с огромным удовольствием; ва - или; пада-ратам - припавшего к лотосным стопам; пинашту - пускай Он растопчет; мам - Меня; адаршанат - не показываясь Мне на глаза; марма-хатам - разобьет Мое сердце; кароту - пускай; ва - или; йатха - как (Он хочет); татха - так; видадхату - пускай и поступает; лампато - распутник, знающий многих других женщин; мат-прана-натхас - Господь Моей жизни; ту - все равно; сах - Он; эва - лишь один; на апарах - и больше никто.

 

Перевод

 

Кришна может крепко обнять своего слугу, распростертого у Его ног, или растоптать Меня, или разбить Мое сердце, никогда больше не показываясь Мне на глаза. В конце концов, Он распутник и может сделать все, что Ему вздумается, но при этом Он все равно останется единственным Господином Моего сердца, которому Я поклоняюсь.

 

"Шри Санмодана Бхашйам"

 

 

Эта шлока описывает умонастроение дживы, достигшей высочайшего уровня - кришна-премы. "Я полностью предался лотосным стопам этого величайшего распутника, нарушающего супружескую верность, который может довести меня своим отсутствием до бездны отчаяния, подарив мне бесконечное счастье. Он может делать со мной все, что захочет, вплоть до того, что будет наслаждаться обществом другой своей возлюбленной гопи в моем присутствии. Он все равно навсегда останется Господином моего сердца, и больше для меня никогда не будет никого другого."

 

Полная преданность Господу

 

Другие упоминания о таких необыкновенных душах, полностью преданных Кришне, мы находим в "Шримад- Бхагаватам" (11.29.34):

"Я дарю нектар бессмертия и возвышаю до положения Моих вечных спутников те смертные создания, которые, отбросив кармическую деятельность и ее плоды, полностью предаются Мне."

Суть в том, что Кришна для преданного, находящегося на уровне премы - жизнь, душа и самое дорогое сокровище в мире. На этой стадии в силу взаимного влечения преданного и Кришны друг к другу полностью распускается бутон их любовных взаимоотношений.

Шри Прахлада Махараджа говорит в "Шримад-Бхагаватам" (7.5.15):

"Природа железных частиц такова, что их неудержимо тянет к магниту. Точно так же по высшей воле Господа мое сердце, стряхнув с себя очарование материальной жизни, устремилось к магниту Его лотосных стоп."

 

Према - единственный результат бхакти

 

Это утверждение провозглашает принципы вечных естественных взаимоотношений между бесконечно малой дживой и безграничным Верховным Господом. Когда джива отворачивается от Кришны, эти отношения покрываются мраком, но если дживе посчастливится очистить свое сознание, взаимоотношения между нею и Господом вновь засияют в полную силу. Точно так же, как к магниту сильнее всего притягивается чистый и сверкающий осколок железа. Процесс очищения необходим лишь для того, чтобы проявить эти вечные естественные взаимоотношения, больше в нем нет никакого смысла. Поэтому очистившиеся дживы, подвизающиеся в качестве садхак на пути према-дхармы, любовного преданного служения Верховному Господу, должны понимать, что этот путь не выносит стремления к каким-либо еще результатам, кроме кришна-премы.

Эта истина подтверждается лично Господом Кришной в "Шримад-Бхагаватам" (10.32.22):

"Мои дорогие гопи, ради Меня вы полностью порвали со своими семьями. Даже среди великих философов и йоги очень немногие способны на это. Наши свидания абсолютно чисты и безупречны. Я в неоплатном долгу перед вами за вашу любовь ко Мне и преданность, и за ваше самоотверженное служение. И Моему бессмертному телу не хватит вечности, чтобы воздать вам за все это. Я всегда буду в долгу перед вами, жизнь за жизнью. Конечно, в силу своей мягкости и божественности, а тем более, своей любви ко Мне, вы можете легко простить Мне этот долг, но Я всегда буду чувствовать себя перед вами обязанным."

Из утверждения самого Господа становится очевидно, что для того, чтобы доставить Ему удовольствие и привлечь Его, нужно любить и удовлетворять Его преданных.*

* Чувствуя себя не в состоянии оплатить свой долг перед такими своими чистыми преданными, как гопи, Кришна навеки становится их собственностью. Поэтому, хоть Кришна и является независимой Личностью Бога, Он тем не менее считает, что должен выполнять указания своих преданных, даже когда преданные указывают Ему, кого Он должен одарить своей милостью и своим обществом. Поэтому к Кришне можно приблизиться только по милости чистых преданных, завоевавших Его своей любовью. - Ред.

 

Экстаз разлуки с Господом

 

Хотя в этой шлоке и употреблена фраза марма-хатам, "причинив сильную боль моему сердцу", в действительности преданного охватывает восторг, а не тоска.

Кришна подчеркивает этотмомент в "Шримад-Бхагаватам" (10.32.21):

" О, мои возлюбленные гопи, вне всякого сомнения, ради Меня вы нарушили все общественные и ведические запреты и даже покинули своих близких и родственников. Вы примчались сюда, поглощенные мыслями обо Мне, полностью забыв о своей красоте и семейном счастье. Я исчез у вас из виду, чтобы усилить вашу любовь ко Мне. Не вините меня, пожалуйста, за этот поступок, потому что Я совершил его из любви к вам, и вы точно так же очень дороги Мне, как и Я вам."

В этой шлоке есть еще один важный момент: во фразе "даруя Мне блаженство своими любовными объятьями" нет ни малейшего чувства эгоизма. Здесь в действительности есть лишь одна мысль - любовь к Кришне и желание доставить удовольствие Ему. Поэтому такое утверждение абсолютно не противоречит тем эмоциям, которые испытывает преданный, исполненный чистой любви.

 

Непревзойденная "Шри Шикшаштака"

 

Давайте же поговорим теперь вкратце о непревзойденности этих восьми шлок под названием "Шикшаштака". Как же все-таки прекрасна Шримати Радхарани, олицетворение внутренней энергии Шри Кришны, и как прекрасна и изумительна Ее любовь! Кришна также хочет познать то исключительное и абсолютное блаженство, которое испытывает Она, наслаждаясь Его качествами, и почувствовать то, что чувствует Она, когда понимает всю сладость Его любви. Охваченный неудержимым стремлением осуществить эти желания, Верховный Господь Шри Кришна в своем вечном облике Шри Чайтаньи Махапрабху, Абсолютного воплощения аударйи, великодушия, развлекается самыми разнообразными способами в Шри Навадвипа-дхаме, сокровеннейшем царстве, планет Вайкунтхи, где проходят игры Верховного Господа. Далеко не каждый может попасть в эту область Голоки, где Господь наслаждается такого рода любовными переживаниями.

 

Явление Шри Чайтаньи Махапрабху

 

В день Господа Брахмы на этой земле явился Господь Шри Кришна в облике Шри Чайтаньи Махапрабху. Лицо его сияло, как у Шримати Радхарани, и экстатические эмоции были Его украшениями. Последний раз Он пришел в это царство смерти в I486 году по христианскому летоисчислению, и произошло это в Западной Бенгалии, в городе Навадвипа, что находится в Надии. Город этот стоит на берегу матери Ганга, которая очищает его своими водами. Обитель эта ничем не отличается от Вриндавана. В летописях упоминается, что Господь явился во время полного лунного затмения в ночь полнолуния месяца пхалгуна (февраль-март).

 

Детство и юность Господа Чайтаньи

 

По традиции, во время затмения по всей Навадвипе раздавались звуки святого имени Бога. Отцом Его был Пандит Джаганнатха Мишра, а матерью - Шримати Шачидеви. Господь был проказливым ребенком, и детство Его было полно самых фантастических приключений. Его отроческие дни, посвященные учению, Его ранняя женитьба и Его жизнь домохозяина - совершенный пример следования традициям ведической культуры. Затем Господь отправился в Гайю, где получил духовное посвящение в Гопала-мантру, состоящей из десяти слогов, от Шрипада Ишвары Пури, великого слуги Господа и светоча ученической последовательности, нисходящей от Господа Брахмы к Мадхвачарйе. Господь хотел проповедовать живым существам о том, что их долг - принять убежище у духовного учителя, достигшего самоосознания, как о том сказано в писаниях.

 

Посвящение в любовь к Богу

 

Вернувшись из Гайи, Господь воспевал со своими спутниками и преданными святое имя, и река нектара, которая текла из Его экстатических киртанов, затопила всю Бенгалию. Именно в это время, когда Шри Чайтанья Махапрабху распространял миссию преданного служения Верховному Господу, в Бенгалии произошло наводнение из-за потоков нектара святого имени Бога. Приняв в возрасте двадцати четырех лет саннйасу от Шрипады Кешавы Бхарати из Шанкара- сампрадайи, Господь навсегда порвал со своим домом и семейной жизнью. В течение последующих шести лет Он совершал паломничество по Бенгалии, Ориссе, Южной Индии, Махараштре, Уттар Прадешу (Матхуре, Вриндавану, Прайагу и Каши) и Бихару (Каукаи, Натсхале и Раджмахалу). Во время своего путешествия Он пролил благословения на миллионы обусловленных душ, давая им почувствовать высочайшее трансцендентное наслаждение от святого имени и распространяя учение о чистой преданности. Он опровергал все философские спекуляции и заключения, противоречащие авторитетным писаниям, и прочно установил принципы замечательной философии ачинтйа бхеда-бхеда таттвы, стоящей выше всяких мирских понятий. Это учение является квинтэссенцией философских систем всех четырех вайшнавских школ, и Господь Чайтанья был первым, кто ее ввел.

 

Последние игры Господа Чайтаньи

 

Последующие восемнадцать лет Он провел в Джаганнатха Пури, осуществляя свои духовные желание и наслаждаясь нектаром любви к Богу в обществе своих ближайших спутников. Желая распространить науку о чистом преданном служении Верховному Господу, Он повсюду рассылал могущественных проповедников, достигших самоосознания, и затопил таким образом всю Индию волнами кришна-премы.

В это время Он был занят также тем, что готовил многих своих близких спутников, таких как Шри Сварупа- дамодара, Шри Рамананда Райа, Шри Прабодхананда Сарасвати, Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Рагхунатха даса Госвами, Шри Гопала Бхатта Госвами, Шри Джива Госвами, Шри Кави Карнапура и других, для того чтобы они могли в многотомных произведениях объяснить сокровенные и трудные для понимания аспекты Его учения. Для этого Он вложил в их сердца свою божественную энергию. То же самое учение в сжатой форме было представлено Им в восьми стихах "Шикшаштаки", содержащей наставления, предназначенные для преданных любого уровня. Много-много раз погружался Господь в нектарную расу этих восьми шлок, наслаждаясь вкусом содержащихся в них эзотерических заключений в обществе Шрилы Сварупы-дамодары и Шри Рамананды Райи. Позднее эти шлоки были обсуждены в таких фундаментальных писаниях, как "Шри Чайтанья-чаритамрита".

 

Учение Господа Чайтаньи

 

С одной стороны, своими трансцендентными играми в роли домохозяина Верховный Господь Шри Чайтанья Махапрабху на собственном примере показал, какова должна быть идеальная жизнь грихастхи. С другой же, Он опять-таки своим примером учил отшельников и саннйаси, как соблюдать высочайшие нормы преданности и отрешенности. Все это превосходно описано Им в этих восьми шлоках. Для расика-бхакты, чистого преданного, наслаждающегося расами, в молитвах "Шикшаштаки" заключена вся суть ведической литературы. Эти молитвы, сошедшие с уст самого Верховного Господа - действительно Абсолютная Истина, и поэтому искренние удачливые души должны изо дня в день читать их, повторять наизусть и поклоняться им. Эти молитвы должны быть постоянным спутником их сердца.

 

Благословения читающим "Шри Шикшаштаку"

 

Исполненные преданности души, читающие молитвы "Шикшаштаки", нектар которых льется из уст Верховного Господа Гауранги, несомненно, устремятся, подобно опьяневшим пчелам, к меду лотосных стоп Господа Чайтаньи и окунутся в полное лилий озеро кришна-премы. Спустя четыреста один год после явления Господа Гауранги мною, Шрилой Кедаранатхом Бхактивинодой, был закончен этот комментарий под названием Шри Санмодана Бхашйам".

Ниже приводятся доказательства из писаний, найденные в "Чайтанья-чаритамрите" (Антйа-лила 20.48-52):

"Я служанка лотосных стоп Кришны. Он - воплощение всех рас и трансцендентного счастья. Он может, если захочет, крепко обнять Меня и дать Мне почувствовать, что Мы с Ним неразрывно связаны, но Он также может иссушить Мои мысли и тело, не показываясь Мне на глаза. В любом случае, Он всегда будет единственным Господом Моей жизни. Мой друг, послушай, что у Меня на сердце. Что бы ни случилось, Кришна всегда будет Господином Моей жизни, будет ли Он нежен ко Мне или же Он убьет Меня, сделав Меня несчастным. Иногда Кришна оставляет общество других гопи, и тогда Он всецело принадлежит Мне как своими мыслями, так и телом, делая счастливым Меня, а несчастными - других, потому что Он отдает свою любовь Мне. В конце концов, Он очаровательный, но неисправимый распутник, и вполне способен к обману, так что Он общается и с другими женщинами. Желая Меня помучить, Он позволяет себе заниматься любовными играми с ними прямо у Меня на глазах. И все равно Он - Господь Моей жизни. И пусть Я буду страдать, это не важно. Я хочу лишь одного - чтобы Кришна был счастлив, потому что в Его счастье смысл Моей жизни, и если Он счастлив оттого, что причиняет Мне боль, то эта боль - величайшее счастье для Меня."

 

Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

 

"Я всего лишь скромная служанка гопи, поглощенных служением лотосным стопам Моего Господа. Он может Меня обнять, может сделать Меня своей рабыней, а может разбить Мое сердце, не показываясь Мне на глаза. Он распутник, сводящий с ума своими вольными желаниями девушек-гопи, так что пусть торжествует. Но Он все равно останется возлюбленным Господом Моего сердца. Всегда и несмотря ни на что. Господь Кришна - Верховная Личность Бога, поэтому Он полностью независим, и у Меня одна религия - исполнять Его желания. Я отнюдь не независима и не настолько капризна, чтобы перестать служить Ему и пойти против Его воли."

 

Совершенство служения Шримати Радхарани

 

Достигнув совершенства, душа избавляется от телесных и умственных материальных обозначений и попадает в трансцендентное царство Вриндаваны, где Кришна всегда занят своими играми и развлечениями. Наделенная неземными чувствами и вновь проявив свою изначальную духовную форму, она становится помощницей гопи и, преисполненная счастья, начинает служить Кришне. Ее мысли заняты одним: как удовлетворить желания Кришны, и это - по-настоящему беспримесная преданность и любовь к Богу. Джива никогда не должна претендовать на то, чтобы занять это уникальное положение ашрайа-виграхи, вечного символа духовной любви к Господу. Даже мысль об этом приводит к эгоизму. Чистота бытия ничем не запятнанных джив, обитающих в духовном мире, заключается в том, чтобы всегда оставаться послушными служанками настоящей ашрайа-виграхи, Шримати Радхарани. Хотя духовная душа и дорога Господу Кришне, тем не менее, по своей конституции и по воле Господа она относится к категории отделенной энергии (джива-таттве).

 

"Шри Шикшаштака" - с поверхности до самых глубин

 

Все восемь шлок "Шри Шикшаштаки" недвусмысленно провозглашают три принципа: самбандху, абхидейу и прайоджану. Если рассматривать общий смысл каждой шлоки, то первая учит процессу совместного воспевания; вторая - тому, как осознать свою неспособность к воспеванию; третья - процессу воспевания святого имени; четвертая - тому, как избавиться от обмана и пагубных мирских желаний; в пятой рассматривается изначальная духовная природа дживы; в шестой выражено ощущение счастья от приближения к Господу; в седьмой - чувство разлуки, испытываемое уже после достижения определенного духовного развития; и, наконец, в восьмой сказано, как достичь высочайшего совершенства, обретя то, что абсолютно необходимо и в чем высочайшая цель жизни.

По существу, все шлоки описывают принцип абхидейи - преданное служение. Вместе с этим, первые пять шлок посвящены самбандха-джнане, а остальные три объясняют прайоджану - высочайшую цель. В первых пяти шлоках описана садхана-бхакти, в последующих двух - бхава-бхакти. Шлоки с шестой по восьмую, особенно седьмая и восьмая, посвящены према-бхакти.

Заканчивая свой трактат, я в почтении склоняюсь пред всеми читателями и хочу выразить свои чувства с помощью следующих шлок, написанных Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакурой.

"И Верховный Господь Кришна, сын Махараджи Нанды, и Его трансцендентная обитель по своей сути духовны, и я поклоняюсь как Ему, так и ей. Нет ничего выше служения, совершаемого гопи Враджи. "Шримад-Бхагаватам" - это абсолютно достоверное и независимое писание, являющееся основой для любых духовных умозаключений и выводов. Над четырьмя целями жизни, описанными в Ведах, есть еще и пятая - кришна-према, и выше ее нет ничего. Таково мнение Господа Чайтаньи, и оно чтится нами превыше всего. Все остальные выводы для нас ничего не значат, и просто нам неинтересны."

 

Цитаты и комментарии из "Шри Бхаджанарахасйи" Шрилы Бхактивиноды Тхакура

 

Ниже приведены цитаты из писаний, служащие доказательством к данной шлоке.

"Шримад-Бхагаватам" (10.31.11, 15):

чаласи йад-ераджа ччарайан пашун налинасундарам натха те падам шила-тринанкураих сидатити нах калилатам манах кантха гаччхати

атати йад-бхаванахни кананам трути йугайате твамапашйатам кутила-кунталам шри-мукханча те джада уликшатам пакшма-крид-дришам

"Дорогой Господин, дорогой Возлюбленный, мы не находим себе места при мысли о том, что когда Ты пасешь коров, Твои лотосные стопы, которые нежней и прекраснее лотоса, колет шелуха от зерен, жесткая трава и прочие растения.

Пока Ты гуляешь днем в лесу, каждая доля секунды тянется для нас тысячу лет, потому что мы не видим Тебя. И даже когда мы наконец получаем то, к чему так безудержно стремились, и у нас появляется возможность увидеть Твое лицо, столь восхитительное в обрамлении вьющихся волос, на пути нашего счастья встают веки, созданные глупым Творцом."

"Кришна-карнамрита" (12):

никхила-бхуеаш-лакшми-нитйа-лиласпадабхйам камала-випина-витхигарва сарванкашабхйам прнамадабхайа-дана-праудхигадбадритабхйам ким апи вахату четах кришна падамбуджабхйам

"Я хочу, чтобы подобный лотосу лик Верховного Господа Шри Кришны, самого отважного героя, наслаждающемуся играми со всеми Лакшми-деви (гопи), затмевающего собой изысканную красоту лотосов и могущего уверить своих преданных в божественной защите, пролил на меня несказанное счастье, навсегда запечатлевшись в моем сердце."

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Гороскоп Шри Чайтаньи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.66.196 (0.038 с.)