Муниципально-правовые отношения: понятие, объекты, особенности и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципально-правовые отношения: понятие, объекты, особенности и виды.



Муниципально-празовое отношение — это урегулиро­ванное муниципально-правовыми нормами общественное отношение, которое возникает в процессе организации и функционирования местного самоуправления в муници­пальных образованиях с учетом исторических и мест­ных традиций.

Рассматриваемые отношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления определен­ных юридических фактов (событий, действий и бездей­ствий).

Муниципально-правовые отношения являются раз­новидностью правовых - отношений и обладают всеми признаками, характерными для любых правоотноше­ний, поэтому они складываются из следующих струк­турных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Субъекты муниципально-правовых отношений — это физические лица и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъектных прав и юридических обязанностей.

К субъектам муниципалъно-правовых отношений от­носятся:

- муниципальные образования;

- органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, а также органы терри­ториального общественного самоуправления;

- депутаты представительных органов местного са­моуправления; члены, других выборных органом местно­го самоуправления;

- граждане (отдельные физические лица или группа лиц), вступающие в правоотношения с органами местно­го самоуправления,

- собрание (сход) граждан;

- население муниципальных образований, осуществ­ляющее публичную власть путем принятия решений на выборах, референдумах, сходах, собраниях;

- ассоциации и союзы муниципальных образований, общественные объединения;

- государственные органы Российской Федерации и субъектов России;

- различного рода коммерческие организации;

- муниципальные предприятия, учреждения и иные организации.

Объектом муниципально-правовых отношений являет­ся то, по поводу чего взаимодействуют субъекты данных правоотношений на основе своих прав, обязанностей и пол­номочий. К числу объектов муниципального права отно­сятся, например, муниципальная собственность, террито­рия муниципального образования, муниципально-правовые акты, поведение муниципальных служащих и т.д.

Содержание муниципальных правоотношений состав­ляют права, обязанности и полномочия субъектом (уча­стников) этих правоотношений. Данные права, обязан­ности и полномочия возникают непосредственно в сфере осуществления функций местного самоуправления. Это, например, право жителей на создание муниципальных образований.

Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты муниципальных правоотношений, заключается в том, что они возникают и складываются в процессе организации и осуществления местного само­управления. Отсюда вытекают и иные особенности рас­сматриваемых отношений, которые обусловлены, прежде всего, природой местного самоуправления, возникаю­щие как в области осуществления муниципальной пуб­личной власти (в областях муниципального управле­ния, государственного административного управления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), так и в обла­сти общественного самоуправления при осуществлении собственных инициатив граждан по вопросам местного значения.

Муниципально-правовые отношения по своей приро­де основываются как на нормах материального права, так и процессуального права. Так, например, тот факт, что избиратели осуществляют свое избирательное право на муниципальных выборах имеет материальную приро­ду, а порядок реализации этого права определяется нор­мамипроцессуального права.

Следует отметить, что муниципально-правовые от­ношения можно классифицировать и по другим основа­ниям, например, в зависимости от. их субъектов (участ­ников).

Исходя из этого муниципальные правоотношения подразделяются на три вида:

1) правоотношения, в которых обязательно одним из субъектов выступает муниципальное образование;

2) отношения, в которых одной из сторон выступает население (граждане) муниципального образования;

3) отношения, в которых одной из сторон является орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления.

 

7. Уровни правового регулирования муниципальных правовых отношений: федеральное законодательство; законодательство субъектов Российской Федерации.

По уровню правового регулирования можно выделить:

а) международный компонент – общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры с участием Российской Федерации, прямо или косвенно относящиеся к осуществлению власти на муниципальном уровне – например, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года;

б) федеральный компонент – нормативные акты, принимаемые народом Российской Федерации на референдуме (Конституция Российской Федерации) или федеральными органами власти, специально посвященные

регулированию местного самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., или затрагивающие вопросы местного самоуправления (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.п.);

в) региональный компонент – конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъектов федерации по вопросам местного самоуправления, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.;

г) муниципальный компонент – уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты, нормативные договоры и соглашения, местные обычаи.

Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровне в основном осуществляется законами субъектов РФ и постановлениями правительств субъектов РФ. Отдельные вопросы, как правило, носящие не нормативный, а регулирующий характер, решаются посредством принятия указов (постановлений) высших должностных лиц субъектов РФ.

Федеральный законодатель устанавливает, что развитие муниципальной службы в субъекте РФ обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъекта РФ, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджета субъекта РФ (ч. 2 ст. 35 ФЗ-25). При этом программа развития муниципальной службы субъекта РФ утверждается соответствующим региональным законодательным актом.

По виду источника муниципального права и его юридической силе различаются:

а) международные договоры Российской Федерации;

б) Конституция Российской Федерации;

в) решения Конституционного Суда Российской Федерации;

г) федеральные конституционные законы и федеральные законы;

д) конституции, уставы и законы субъектов федерации;

е) решения конституционных, уставных судов субъектов федерации;

ж) подзаконные акты федеральных органов государственной власти;

з) подзаконные акты органов государственной власти субъектов федерации;

и) уставы муниципальных образований;

к) муниципальные нормативные акты и муниципальные договоры;

л) местные обычаи (в случае их признания законом – например, обычаи коренных малочисленных народов).

По виду субъектов принятия источники делятся на акты, принимаемые:

а) непосредственно народом Российской Федерации, населением субъекта федерации или муниципального образования;

б) органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации;

в) органами местного самоуправления.

По содержанию регулируемых отношений источники муниципального права делятся на акты, которые:

а) носят комплексный характер, так как регулируют широкий круг вопросов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ от

06.10.2003 г.;

б) носят специальный характер, так как регулируют только определенную сферу местного самоуправления (например, местный бюджет, муниципальную собственность, муниципальную службу и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.01 с.)