Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные задачи синхронного морфемного анализа сле-
дующие: 1) расчленить соответствующее слово (соответствующие сло- ва) на конечные составляющие, т.е. на составляющие его (их) морфемы; 2) определить семантику и варьирование фонемного состава каждой из этих морфем и отождествить её; 3) определить функции (лексическую, словообразовательную, грамматическую, стилистическую) каждой выделенной морфемы; 4) определить особенности сочетаемости каждой из них; 5) определить, в какую морфемную схему (схемы) входит ка- ждая выделенная морфема; 6) составить типологию морфем и определить морфемную систему языка. Основные правила синхронного морфемного анализа. Что- бы научиться правильно членить современные русские слова на морфемы, надо овладеть выработанной в языкознании методикой синхронного морфемного анализа и соблюдать соответствующие принципы и правила. 1. С помощью морфологического анализа, в первую очередь, следует определить морфологические свойства анализируемого слова — часть речи и изменяемость или неизменяемость. 2. Определить его словообразовательный статус — производ- ное или непроизводное, непроизводное производящее. Если слово производное, а таких в современном русском литературном языке более 75% его лексического состава, определить с помощью сло- вообразовательного анализа его способ словообразования и слово- образовательную структуру. 3. Русская графика отличается той особенностью, что фонема йот, кроме как буквой й, отмечается и йотированными буквами е, ё, ю, я, а также буквой и, вместе с соответствующими гласными фонемами. После согласных об этом сигнализирует на письме раз- делительный ь или ъ: лисье, жильё, волчью, степью, шалунья, во- робьи, объединить. После гласных и в начале слов нет раздели- тельного знака: его, желание, бытиё (разг.), движению, Колумбия. В тех случаях, когда такой «йот» находится в конце корня или суффикса, а также в начале окончания (напр., дверью, пятью), его обязательно надо обозначить отдельно от соответствующего глас- ного знаком j: j-эго (его), лис-j-э, жил-j-o, волч-j-y, степ-jy, шалун- j-a, стат-j-a, вopoбj-и, жела-ниj-э, Колумб-иj-a. 4. Основным при морфемном анализе является прием двойного сопоставления анализируемого слова с его однокоренными и одно-
структурными словами. Например, при разборе существительного студентка мы сравниваем его, в первую очередь, с его произво- дящим студент, а после этого и с существительными той же сло- вообразовательной структуры ассистентка, артистка и т. п. При первом сопоставлении проверяем на присутствие корень студент- и на отсутствие словообразовательный суффикс -к- и окончание -а. Вторым сопоставлением проверяем на присутствие суффикс и окончание и на отсутствие — корень. Таким образом мы устанав- ливаем, что существительное студентка состоит из трех мор- фем — студент-к-а. 5. При членении на морфемы форм изменяемых слов, в первую очередь, выделяем окончания. Для этого достаточно сопоставить разбираемую словоформу с другой словоформой (другими слово- формами) соответствующей парадигмы того же слова: картин-а, - ы, -у; говор-и- ∅, говор-и-те; чита-л- ∅, -а, -о, -и и т. д. Но можем привлечь также соответствующие одноструктурные формы других слов: картин-а — корзин-а, сестр-а; говор-и- ∅ — пиш-и- ∅; чита- л- ∅ — писа-л- ∅. 6. Словообразовательные и формообразовательные суффиксы, префиксы, постфиксы и интерфиксы выделяются в порядке, об- ратном тому, в каком они были присоединены при образовании соответствующих слов или словоформ, т. е. подобно тому, как раз- бирается матрёшка. Это значит, что выделяется та служебная мор- фема, при помощи которой производное слово или словоформа были непосредственно образованы. Членение следует проводить с позиции соответствующего словообразовательного или формооб- разовательного анализа. Соблюдение этого принципа требует со- поставлять анализируемое производное слово (форму слова) с со- ответствующим непосредственно производящим словом или с основой формообразования. Например: пренеприятнейш-ий, -ая, -ее и тих-ий, -ая, -ое, пре- неприятн-ейш-ий ←пренеприятн-ый и важн-ейш-ий, пре- неприятный← неприятный и пре-интересный, неприятный← приятный и не-важный. Отрезок -приятн- следует признать син- хронным корнем разбираемой словоформы. Он является результа- том слияния диахронного корня с префиксом при- и суффиксом
-н- в процессе опрощения основы прилагательного приятный. Синхронный морфемный состав анализируемой словоформы сле- дующий: пре-не-приятн-ейш-ий. Словообразовательные суффиксы, префиксы и постфиксы в словах, образованных комбинированными способами словообра- зования, выделяются одновременно: под-вод-н-ый←вода, про-слез- и-тъ-ся←слёзы. Непроизводные слова со связанными корнями тоже членятся на морфемы путём двойного сопоставления: об-у-ть — раз-у-ть и об-клеить, раз-мотать. 7. При морфемном анализе надо учитывать морфонологиче- ские явления в словоизменении, формообразовании и словообра- зовании и соответствующее формальное варьирование морфем: ход'-и-ть, хож-у, ход'-ишь, хожд'-ениj-э; лов'-и-ть, ловл'-у (ловлю); нос'-и-ть, до-наш-ива-ть; по-ня-ть, по-ним-а-ть. Особенно важно знать случаи наложения морфем: коричневый+еват→коричневат- ый, морфология + фонология → морфонологиj-а (морфонология) и др. В глаголе вынуть в диахронном плане тоже имеет место нало- жение фонемы [н] суффикса -ну- на корень -н-, но с синхронной точки зрения в этом слове функционирует единственный нулевой корень в современном русском языке: вы- ∅ -ну-тъ. Ср.: дви-ну-ть, вы-тащ-и-ть. 8. При морфемном анализе надо считаться также с рассмот- ренными выше историческими изменениями в морфемном составе соответствующих русских слов. Бесспорно, например, что в суще- ствительном оружие больше не выделяется бывший суффикс - иj-. Даже редериват ружьё не дает основания выделить "префикс" о-. Следует также строго учитывать варьирование семантики большинства современных русских слов, т. е. полисемию и лекси- ко-семантическую омонимию. Ясно, например, что в глаголе за- ставить1 (заставить подоконник цветами) чётко выделяется префикс за-, но в заставить2 (заставить кого-нибудь сделать что-н.) префикс нельзя выделить. Семантика глагола стрелять значительно расширилась, но в значении 'стрелять из лука', 'запускать стрелы' (соответствующий вид спорта) в основе этого слова выделяется бесспорный в синхронном плане словообразова- тельный суффикс: стрела →стрел-я-ть.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.015 с.) |