Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 9. Словообразующие, формообразующие и словоформообразующие аффиксы.
Аффиксальные морфемы участвуют в двух языковых процессах: формообразовании и словообразовании. Поэтому по функции и значению различают формообразовательные (или словоизменительные) и словообразовательные морфемы. Формообразовательные морфемы служат для образования форм слова и являются поэтому различителями словоформ и грамматических значений. Так, флексии имен существительных (мечт-а, мечт-е, мечт-ы), имен прилагательных (воздушн-ый, воздушн-ого, воздушн-ые) являются выразителями грамматических значений рода, падежа и числа; флексии глаголов (встретил-0, встретил-а,встретил-и; иду, ид-ешъ, ид-ут) выражают грамматические значения рода или лица и числа; суффикс -j- образует словоформы имен существительных со значением множественного числа (друз'j-а наряду с флексией), глагольные суффиксы причастий (сп'-ащ-ий, узна-вш-ий, сдела-нн-ый) выражают значение времени и залога, а суффиксы деепричастий (возникну-в, улыбну-вши-сь, чumaj-a) - значение вида. Словообразовательные морфемы служат для образования слов. Аффикс (от лат. affixum 'прикрепленный') как - прикрепляющаяся - морфема выражает обобщенное значение, присущее целым группам слов различной лексической семантики. Например, слова звер'-j-o, ворон'-j-o имеют собирательное значение благодаря суффиксу -j-, а слова гитарист, журналист имеют значение деятеля благодаря суффиксу -ист-. Аффикс - это любая значимая часть слова, за исключением корня. Аффикс - факультативная часть слова: существуют слова без аффиксов (депо, где). В зависимости от положения в слове различаются следующие типы аффиксов: Префиксы (приставки), суффиксы, постфиксы. Префикс - аффикс, занимающий начальное положение в слове перед корнем или другой приставкой: за-думчивый, со-автор, пре-не-приятный. Суффикс - аффикс, расположенный после корня или другого суффикса: пыл-инк-а, но жемчуж-ин-к-а; чита- телъ, но воспита-нн-остъ. Постфикс - аффикс, расположенный после флексии, т. е. присоединяющийся к готовой словоформе: учит-ся, катаю-сь, noj-me; постфиксы -то, -либо, -нибудь входят в структуру неопределенных местоимений и местоименных наречий: кто-то, кому-то, где-то, какой-либо, какого-либо когда-либо, что-нибудь, чем-нибудь, зачем-нибудь. В структуре русского слова наблюдается еще один строительный аффикс - интерфикс, который расположен между корнями или между простыми основами; этот аффикс участвует в образовании сложных слов, например: пар-о-воз, шест'-и-этаж-ный. Интерфикс обладает особым значением - соединительным. Оно присуще всем производным, имеющим в своем составе два корня, например сложным словам типа глух-о-немой или сложносокращенным словам типа кол-хоз. Поэтому в сложных словах, образованных без соединительной гласной, типа Тула-уголь, диван-кровать или сращениях типа вперед0смотрящий можно говорить о нулевой морфеме, выражающей соединительное значение.
Интерфиксы соединительного значения следует отличать от асемантичных интерфиксов, выполняющих лишь функцию - строительной прокладки - между основой, от которой образовано слово, и образующим аффиксом, например: америк-(ан)-ец, пе-(в)~ец. Эти интерфиксы отражают явление интерфиксации при словообразовании. 26. Морфонологические явления – изменения в составе производящей базы или словообразовательного средства, которые возникают при образовании деривата для устранения нежелательных сочетаний звуков. К морфонологическим явлениям относят чередования звуков, усечение производящей основы, наложение морфов, интерфиксацию, чередования звуков.Чередования могут наблюдаться на стыке морфем (на морфемном шве) или внутри морфемы. Например: друг – друж-ить, лён – льн-ян-ой, раздева-лк-а – раздева-лоч-ка.Наложе´ние (интерфере´нция, апплика´ция) мо´рфов – морфонологическое явление, состоящее в совмещении тождественных отрезков расположенных контактно морфов. Например: сосн(а)+-няк→сосняк (сос(н)няк)Интерфикса´ция – морфонологическое явление, заключающееся в том, что между двумя морфами вставляется незначимый отрезок, устраняющий нежелательные сочетания звуков. 35. Синх и диахр.аспекты Как и относительно других разделов лингвистики, применительно к словообразованию принято разграничивать синхронное и диахронное словообразование. Диахронный аспект предполагает, что как система, так и единицы этой системы рассматриваются в развитии, в их изменении во времени. А синхрония – это такой аспект изучения, когда система и единицы системы рассматриваются как существующие в одно и то же время. Это как бы срез языкового состояния одного времени.Разграничение синхронного и диахронического подходов имеет большое значение при изучении словообразования, так как именно в этом разделе языкознания смешение диахронии и синхронии происходит особенно часто. Это объясняется тем, что слово является такой единицей языка, которая может менять свое значение, не меняя формы. Благодаря этому рвутся связи между словами, когда-то (в прошлые эпохи!) родственными, но сохранившаяся формальная близость нередко мешает увидеть этот разрыв и толкает на то, чтобы объединять слова разошедшиеся, ставшие чужими.Еще на рубеже XIX-XX вв. требование отграничивать синхронное словообразование от диахронического выражали блестящие русские языковеды И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунатов. Занимаясь историей языка, они большое внимание уделяли теории синхронного языкознания и – в том числе – теории синхронного словообразования. Факты одной эпохи нельзя объяснять, мерить мерками другой. Это общее требование признается всеми учеными, не только лингвистами. Признается оно и языковедами, но в словообразование пробивается труднее, чем в другие разделы языкознания.Членение слов может осуществляться только при родстве и семантической близости слов. Слово красненький, например, делится на морфемы, имеет суффикс -еньк, прибавляемый к основе слова красный, а в слове потомство, удовольствие суффикса нет. Таким образом, понятие членимости слова – понятие синхронии. Определяя, членимо ли слово или нет, нужно учитывать два типа живых отношений:
1. Отношения мотивации (возможность раскрыть содержание слова через родственное слово): волчица – 'самка волка'. 2. Отношения родственности. Добавить исторически произошло от слова бавить. Однако сейчас это слово вышло из употребления, но корень -бав- выделяется согласно отношениям родственности: прибавить, убавить, добавить и др. В последние годы наблюдается тенденция к абсолютизации мотивационных отношений применительно к синхронному аспекту словообразования и морфемики. Это выразилось прежде всего в том, что членение основы слова на значимые части стали связывать исключительно с критерием Г.О. Винокура, т.е. наличием мотивационных отношений, следствием чего является отождествление понятий аффикса и деривационного форманта и отнесение значительного числа вычленяемых сегментов основы слова в разряд субморфов. Критерий Винокура несомненно является принадлежностью и яркой особенностью синхронного аспекта словообразования, тем не менее он не решает всей проблемы членимости лексической основы слова в связи с наличием в основе слова неформантной зоны, которая может быть мономорфемной и в этом случае равной корню (стол, приятель) и полиморфемной со связанным корнем (нем-ец, за-пряг-а-ть). Корень по определению в качестве общей части всех родственных слов входит в неформантную зону, из чего следует сам факт обязательности неформантной зоны в словах с простой основой и органичность несловообразовательного способа вычленения корня. На наш взгляд, высказанная в М.В. Пановым мысль: «Корень – это всегда то, чем оканчивается движение с помощью критерия Винокура. Так его и надо определить, последняя единица при словообразовательном анализе», – необоснованно расширяет сферу компетенции словообразовательного анализа. Так, например, при выделении форманта -тель в слове читатель мы, завершая деривационный анализ, упираемся не в корень, а в полиморфемную основу в неформантной зоне, на которую не распространяется критерий Винокура. Далее мы должны будем обратиться к банальному и вполне традиционному способу, который никто не отменял, – к подбору родственных слов (чтение, читка и т.д.) с тем, чтобы с их помощью выделить корень -чит- и его варианты.
В связи с разграничением синхронного и диахронного аспекта в словообразовании необходимо провести линию также между синхронными и диахронными способами словообразования. Диахронные способы словообразования – это такие способы, при которых в качестве средства выражения словообразовательного значения выступает всё слово целиком, а не отдельные морфемы, и при котором между производящим и производным словом нет отношений мотивации. Синхронные способы словообразования – это такие способы, при которых средством выражения словообразовательного значения выступает морфема, аффиксы и основы; между производящим и производным при этом имеют место отношения мотивации, т.е. отношения двух однокоренных слов, из которых одно, как правило, сложнее другого на единицу смысла и не более чем на один деривационный формант. Например: удивить – удивл'-эниj-е, книга – книж-н-ый. 10. Функции морфем. Морфемы выполняют следующие ф-ции в языковом механизме: Номенативная – связана со способностью отображать тот или иной момент действительности. В слове лыжник морфем лыж- обозначает приспособления в виде полозий, позволяющие ходить по снегу, в морфема –ник - «лицо», человека. Номенативной ф- цией обладают многие, но не все русские морфемы. Экспрессивная – выражает отношение говорящего к слушающему, к предмету сообщения, к условиям коммуникации и т.д. Стилистическая – способоность морфемы быть средством образования слов и форм слов, закрепленных за вполне определенными функционально - стилистическими разновидностями русской речи. Суффикс -к- -- от нейтрального общеупотребительного свеча образует слово с тем же номинативным значением свечка, используемое лишь в разговорной речи. 4. Реляционная (соединительная) – морфема является как бы прокладкой между другими морфемами в составе слова.
(ср. роль соединительных морфем в словах типа книгохранилище.Реляционную ф-цию выполняют также окончания, связывающие между собой слова в словосочетании и предложении. Новые книги были куплены нами вчера Морфемы, не выполняющие номинативную или экспрессивную ф – цию, выполняют стилистическую либо реляционную, поэтому обладают значимостью (морфема – мин. значимая единица языка). Некоторые морфемы выполняют сразу несколько ф-ций Формообразовательные аффиксы ۩ (от лат. affixus – прикрепленный). ▲ образование форм одного слова (словоформ), т. е. такие регулярные видоизменения слова, к-рые различаются морфологич. значениями, но не затрагивают его лексич. значения и принадлежности к определенной части речи. ► Основным средством С. в рус. яз. являются формообразующие аффиксы — окончания и суффиксы, присоединяемые к основе слова — его неизменяемой части (ср.: стен-а — стен-е, интересный — интересн-ее). Аффиксация может сопровождаться чередованием фонем (ср.: богатый — богаче) и перемещением ударения (ср.: труб-а́ — тру́б-ам). Нек-рые формы образуются аналитически — с помощью служеб. слов (ср.: будет читать, читал бы, более сильный). Встречается и образование форм одного и того же слова от разных корней, называемое супплетивизмом (ср.: иду — шел, я — мне, хороший — лучше). Совокупность форм слова составляет его парадигму. ◄ Противопоставляется словообразованию как соотношение, связывающее формы одного слова («стол» — «стола», «говорю» — «говорил»). Решение вопроса о том, какие две формы следует считать формами одного слова, а какие — разными словами (вопроса о границах формообразования и словообразования), зависит от ряда факторов и не всегда однозначно. Часто к одному слову относят формы с одним номинативным (непосредственно отражающим внеязыковую действительность) и разнымисинтаксическими (отражающими синтаксические возможности словоформ) значениями, например «стол» — «стола», «хожу» — «ходишь», формы с разным номинативным значением при этом считаются разными словами и относятся к словообразованию («отучить» — «отучивать», «баня» — «банщик»).
Формообразовательные (формообразующие, словоизменительные) аффиксы служат для образования различных форм одного и того же слова.
▼ Слова с неск. формами являются изменяемыми, а слова с одной формой — неизменяемыми. Изменение по падежам, свойственное именам (существит., прилагат., числит. и местоимениям), называют склонением, а изменение по лицам (в более широком смысле — также и по наклонениям и временам), характерное для личных форм глагола, — спряжением. Для дифференциации разл. видов С. иногда проводится различие между С. и формообразованием. В этом случае к собственно С. относят С. с помощью окончаний, а к формообразованию — С. с помощью суффиксов, использующихся, в частности, для образования причастий и деепричастий (ср.: чита-вш-ий, вид-я), а также с участием служебных слов. Предлагались и др. трактовки соотношения этих понятий.
☼ Аффикс (от лат. affixum 'прикрепленный') как - прикрепляющаяся - морфема выражает обобщенное значение, присущее целым группам слов различной лексической семантики. → Морфемы, служащие для образования форм слов, называютсяформообразующими (или формообразовательными, илисловоизменительными).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.013 с.) |