Вопрос 9. Словообразующие, формообразующие и словоформообразующие аффиксы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9. Словообразующие, формообразующие и словоформообразующие аффиксы.



Аффиксальные морфемы участвуют в двух языковых процессах: формообразовании и словообразовании. Поэтому по функции и значению различают формообразовательные (или словоизменительные) и словообразовательные морфемы.

Формообразовательные морфемы служат для образования форм слова и являются поэтому различителями словоформ и грамматических значений. Так, флексии имен существительных (мечт-а, мечт-е, мечт-ы), имен прилагательных (воздушн-ый, воздушн-ого, воздушн-ые) являются выразителями грамматических значений рода, падежа и числа; флексии глаголов (встретил-0, встретил-а,встретил-и; иду, ид-ешъ, ид-ут) выражают грамматические значения рода или лица и числа; суффикс -j- образует словоформы имен существительных со значением множественного числа (друз'j-а наряду с флексией), глагольные суффиксы причастий (сп'-ащ-ий, узна-вш-ий, сдела-нн-ый) выражают значение времени и залога, а суффиксы деепричастий (возникну-в, улыбну-вши-сь, чumaj-a) - значение вида. Словообразовательные морфемы служат для образования слов.

Аффикс (от лат. affixum 'прикрепленный') как - прикрепляющаяся - морфема выражает обобщенное значение, присущее целым группам слов различной лексической семантики. Например, слова звер'-j-o, ворон'-j-o имеют собирательное значение благодаря суффиксу -j-, а слова гитарист, журналист имеют значение деятеля благодаря суффиксу -ист-.

Аффикс - это любая значимая часть слова, за исключением корня.

Аффикс - факультативная часть слова: существуют слова без аффиксов (депо, где). В зависимости от положения в слове различаются следующие типы аффиксов: Префиксы (приставки), суффиксы, постфиксы. Префикс - аффикс, занимающий начальное положение в слове перед корнем или другой приставкой: за-думчивый, со-автор, пре-не-приятный.

Суффикс - аффикс, расположенный после корня или другого суффикса: пыл-инк-а, но жемчуж-ин-к-а; чита- телъ, но воспита-нн-остъ.

Постфикс - аффикс, расположенный после флексии, т. е. присоединяющийся к готовой словоформе: учит-ся, катаю-сь, noj-me; постфиксы -то, -либо, -нибудь входят в структуру неопределенных местоимений и местоименных наречий: кто-то, кому-то, где-то, какой-либо, какого-либо когда-либо, что-нибудь, чем-нибудь, зачем-нибудь.

В структуре русского слова наблюдается еще один строительный аффикс - интерфикс, который расположен между корнями или между простыми основами; этот аффикс участвует в образовании сложных слов, например: пар-о-воз, шест'-и-этаж-ный. Интерфикс обладает особым значением - соединительным. Оно присуще всем производным, имеющим в своем составе два корня, например сложным словам типа глух-о-немой или сложносокращенным словам типа кол-хоз. Поэтому в сложных словах, образованных без соединительной гласной, типа Тула-уголь, диван-кровать или сращениях типа вперед0смотрящий можно говорить о нулевой морфеме, выражающей соединительное значение.

Интерфиксы соединительного значения следует отличать от асемантичных интерфиксов, выполняющих лишь функцию - строительной прокладки - между основой, от которой образовано слово, и образующим аффиксом, например: америк-(ан)-ец, пе-(в)~ец. Эти интерфиксы отражают явление интерфиксации при словообразовании.

26. Морфонологические явления – изменения в составе производящей базы или словообразовательного средства, которые возникают при образовании деривата для устранения нежелательных сочетаний звуков. К морфонологическим явлениям относят чередования звуков, усечение производящей основы, наложение морфов, интерфиксацию, чередования звуков.Чередования могут наблюдаться на стыке морфем (на морфемном шве) или внутри морфемы. Например: друг – друж-ить, лён – льн-ян-ой, раздева-лк-а – раздева-лоч-ка.Наложе´ние (интерфере´нция, апплика´ция) мо´рфов – морфонологическое явление, состоящее в совмещении тождественных отрезков расположенных контактно морфов. Например: сосн(а)+-няк→сосняк (сос(н)няк)Интерфикса´ция – морфонологическое явление, заключающееся в том, что между двумя морфами вставляется незначимый отрезок, устраняющий нежелательные сочетания звуков.

35. Синх и диахр.аспекты Как и относительно других разделов лингвистики, применительно к словообразованию принято разграничивать синхронное и диахронное словообразование. Диахронный аспект предполагает, что как система, так и единицы этой системы рассматриваются в развитии, в их изменении во времени. А синхрония – это такой аспект изучения, когда система и единицы системы рассматриваются как существующие в одно и то же время. Это как бы срез языкового состояния одного времени.Разграничение синхронного и диахронического подходов имеет большое значение при изучении словообразования, так как именно в этом разделе языкознания смешение диахронии и синхронии происходит особенно часто. Это объясняется тем, что слово является такой единицей языка, которая может менять свое значение, не меняя формы. Благодаря этому рвутся связи между словами, когда-то (в прошлые эпохи!) родственными, но сохранившаяся формальная близость нередко мешает увидеть этот разрыв и толкает на то, чтобы объединять слова разошедшиеся, ставшие чужими.Еще на рубеже XIX-XX вв. требование отграничивать синхронное словообразование от диахронического выражали блестящие русские языковеды И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунатов. Занимаясь историей языка, они большое внимание уделяли теории синхронного языкознания и – в том числе – теории синхронного словообразования. Факты одной эпохи нельзя объяснять, мерить мерками другой. Это общее требование признается всеми учеными, не только лингвистами. Признается оно и языковедами, но в словообразование пробивается труднее, чем в другие разделы языкознания.Членение слов может осуществляться только при родстве и семантической близости слов. Слово красненький, например, делится на морфемы, имеет суффикс -еньк, прибавляемый к основе слова красный, а в слове потомство, удовольствие суффикса нет. Таким образом, понятие членимости слова – понятие синхронии. Определяя, членимо ли слово или нет, нужно учитывать два типа живых отношений:

1. Отношения мотивации (возможность раскрыть содержание слова через родственное слово): волчица – 'самка волка'.

2. Отношения родственности. Добавить исторически произошло от слова бавить. Однако сейчас это слово вышло из употребления, но корень -бав- выделяется согласно отношениям родственности: прибавить, убавить, добавить и др.

В последние годы наблюдается тенденция к абсолютизации мотивационных отношений применительно к синхронному аспекту словообразования и морфемики. Это выразилось прежде всего в том, что членение основы слова на значимые части стали связывать исключительно с критерием Г.О. Винокура, т.е. наличием мотивационных отношений, следствием чего является отождествление понятий аффикса и деривационного форманта и отнесение значительного числа вычленяемых сегментов основы слова в разряд субморфов.

Критерий Винокура несомненно является принадлежностью и яркой особенностью синхронного аспекта словообразования, тем не менее он не решает всей проблемы членимости лексической основы слова в связи с наличием в основе слова неформантной зоны, которая может быть мономорфемной и в этом случае равной корню (стол, приятель) и полиморфемной со связанным корнем (нем-ец, за-пряг-а-ть). Корень по определению в качестве общей части всех родственных слов входит в неформантную зону, из чего следует сам факт обязательности неформантной зоны в словах с простой основой и органичность несловообразовательного способа вычленения корня. На наш взгляд, высказанная в М.В. Пановым мысль: «Корень – это всегда то, чем оканчивается движение с помощью критерия Винокура. Так его и надо определить, последняя единица при словообразовательном анализе», – необоснованно расширяет сферу компетенции словообразовательного анализа. Так, например, при выделении форманта -тель в слове читатель мы, завершая деривационный анализ, упираемся не в корень, а в полиморфемную основу в неформантной зоне, на которую не распространяется критерий Винокура. Далее мы должны будем обратиться к банальному и вполне традиционному способу, который никто не отменял, – к подбору родственных слов (чтение, читка и т.д.) с тем, чтобы с их помощью выделить корень -чит- и его варианты.

В связи с разграничением синхронного и диахронного аспекта в словообразовании необходимо провести линию также между синхронными и диахронными способами словообразования.

Диахронные способы словообразования – это такие способы, при которых в качестве средства выражения словообразовательного значения выступает всё слово целиком, а не отдельные морфемы, и при котором между производящим и производным словом нет отношений мотивации.

Синхронные способы словообразования – это такие способы, при которых средством выражения словообразовательного значения выступает морфема, аффиксы и основы; между производящим и производным при этом имеют место отношения мотивации, т.е. отношения двух однокоренных слов, из которых одно, как правило, сложнее другого на единицу смысла и не более чем на один деривационный формант. Например: удивить – удивл'-эниj-е, книга – книж-н-ый.

10. Функции морфем. Морфемы выполняют следующие ф-ции в языковом механизме:

Номенативная – связана со способностью отображать тот или иной момент действительности.

В слове лыжник морфем лыж- обозначает приспособления в виде полозий, позволяющие ходить по снегу, в морфема –ник - «лицо», человека. Номенативной ф- цией обладают многие, но не все русские морфемы.

Экспрессивная – выражает отношение говорящего к слушающему, к предмету сообщения, к условиям коммуникации и т.д.

Стилистическая – способоность морфемы быть средством образования слов и форм слов, закрепленных за вполне определенными функционально - стилистическими разновидностями русской речи.

Суффикс -к- -- от нейтрального общеупотребительного свеча образует слово с тем же номинативным значением свечка, используемое лишь в разговорной речи.

4. Реляционная (соединительная) – морфема является как бы прокладкой между другими морфемами в составе слова.

(ср. роль соединительных морфем в словах типа книгохранилище.Реляционную ф-цию выполняют также окончания, связывающие между собой слова в словосочетании и предложении.

Новые книги были куплены нами вчера

Морфемы, не выполняющие номинативную или экспрессивную ф – цию, выполняют стилистическую либо реляционную, поэтому обладают значимостью (морфема – мин. значимая единица языка). Некоторые морфемы выполняют сразу несколько ф-ций

Формообразовательные аффиксы

۩ (от лат. affixus – прикрепленный).

▲ образование форм одного слова (словоформ), т. е. такие регулярные видоизменения слова, к-рые различаются морфологич. значениями, но не затрагивают его лексич. значения и принадлежности к определенной части речи.

► Основным средством С. в рус. яз. являются формообразующие аффиксы — окончания и суффиксы, присоединяемые к основе слова — его неизменяемой части (ср.: стен-а — стен-е, интересный — интересн-ее). Аффиксация может сопровождаться чередованием фонем (ср.: богатый — богаче) и перемещением ударения (ср.: труб-а́ — тру́б-ам). Нек-рые формы образуются аналитически — с помощью служеб. слов (ср.: будет читать, читал бы, более сильный). Встречается и образование форм одного и того же слова от разных корней, называемое супплетивизмом (ср.: иду — шел, я — мне, хороший — лучше). Совокупность форм слова составляет его парадигму.

◄ Противопоставляется словообразованию как соотно­ше­ние, связывающее формы одного слова («стол» — «стола», «говорю» — «говорил»). Решение вопро­са о том, какие две формы следует считать формами одного слова, а какие — разными словами (вопроса о границах формо­обра­зо­ва­ния и словообразования), зависит от ряда факторов и не всегда однозначно. Часто к одному слову относят формы с одним номинативным (непосред­ствен­но отражающим внеязыковую действительность) и разнымисинтаксическими (отража­ю­щи­ми синтаксические возмож­но­сти словоформ) значениями, например «стол» — «стола», «хожу» — «ходишь», формы с разным номинативным значением при этом считаются разными словами и относятся к словообразованию («отучить» — «отучивать», «баня» — «банщик»).

 

Формообразовательные (формообразующие, словоизменительные) аффиксы служат для образования различных форм одного и того же слова.

 

▼ Слова с неск. формами являются изменяемыми, а слова с одной формой — неизменяемыми. Изменение по падежам, свойственное именам (существит., прилагат., числит. и местоимениям), называют склонением, а изменение по лицам (в более широком смысле — также и по наклонениям и временам), характерное для личных форм глагола, — спряжением.

Для дифференциации разл. видов С. иногда проводится различие между С. и формообразованием. В этом случае к собственно С. относят С. с помощью окончаний, а к формообразованию — С. с помощью суффиксов, использующихся, в частности, для образования причастий и деепричастий (ср.: чита-вш-ий, вид-я), а также с участием служебных слов. Предлагались и др. трактовки соотношения этих понятий.

 

☼ Аффикс (от лат. affixum 'прикрепленный') как - прикрепляющаяся - морфема выражает обобщенное значение, присущее целым группам слов различной лексической семантики.
Аффикс - это любая значимая часть слова, за исключением корня. Следовательно, в тексте формообразовательные аффиксы используются для преобразования однокоренных слов, путем присоединения различных аффиксов.

→ Морфемы, служащие для образования форм слов, называютсяформообразующими (или формообразовательными, илисловоизменительными).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.013 с.)