Маленький Кролик и Белая Восковая Черепашка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маленький Кролик и Белая Восковая Черепашка



 

Одна Черепаха очень любила трудиться на своей мильпе, где она выращивала острый перец-чили. Кода перец подрос, то она начала его с удовольствием понемногу подъедать.

Но вот как-то раз Черепаха с изумлением обнаружила, что ее перцем питается не только она, но и Маленький Кролик. Возмутившись, она хотела уже наказать воришку, но тот сумел очень ловко отвертеться от Черепахи, пообещав сделать ей черепашку из белого воска.

Правда, сколько Маленький Кролик ни начинал лепить черепашку, закончить ее ему никак не удавалось: все что-то в ней его не устраивало. Так и оставалась фигурка недоделанной.

А тут еще пришел Господин Мильпы - Великий Мам*, и забрал всех в свой дом. Он уже собирался съесть и Черепаху и Маленького Кролика, но хитрая Черепаха отпросилась сходить к куму и сказать ему, что ее сейчас съест сам Великий Мам...

...Тем временем Великий Мам вознамерился схватить Кролика, чтобы убить его.

Но тут заговорил Маленький Кролик, он сказал:

- Не спеши меня убивать. Я лучше станцую тебе, а ты посмотришь.

Тогда Госпожа предупредила его:

- Только ты придумай новый танец!

А Маленький Кролик отвечает:

- Помоги мне изобрести свой танец, когда будешь смотреть.

- Если ты не сможешь, я помогу тебе, - ответила Госпожа.

Тогда тот нахальный Кролик заявил:

- Я не могу сам придумать этот танец.

Онемела Великая Госпожа от неожиданности, потом начала танцевать. Запрыгала было она, сделала один прыжок - и Кролик повторил ее прыжок. Правда, Кролик сумел прыгнуть гораздо дальше. Выпрыгнул и убежал. Тут входит Великий Мам, а жена его сидит и плачет.

- Что же ты плачешь, Госпожа? - спросил он ее.

А та отвечает:

- Я обязательно съем этого сбежавшего Кролика.

Правда, в тот раз ей этого сделать так и не удалось.

* - Это имя главного божественного прапредка у майя. У юкатекских майя колониального периода Мам считался божеством зла, которое выходит из своего подземного укрытия на землю только в последние дни года (так называемые дни без имени, или «зловещие дни»), и тогда ему воздаются особые почести. У народа майя-кекчи Мам считается божеством гор и долин. Согласно их представлениям, Мам помогает людям в работе и добывании пищи, а также связан с дождем.

Маленький Кролик и карстовая пещера

 

Так случилось, что Маленький Кролик повстречал в лесу охотника. В надежде спрятаться он заскочил в карстовую пещеру. Пытаясь обмануть охотника, Кролик уперся передними лапами в потолок. Когда охотник нашел его, то он ловко наплел ему, что с самого дня своего рождения бедолага обречен здесь стоять и держать свод этой пещеры. Если он не будет делать этого, пещера обвалится!

Изумленный охотник согласился помочь Маленькому Кролику, пока тот быстренько разведает, как можно помочь его беде - чтобы бедняга не стоял всю жизнь с поднятыми лапами.

...Уперся он руками в потолок и принялся поддерживать свод пещеры. И вот тут-то хитрый Кролик опустил свои лапки, перестал притворяться и бросился прочь из пещеры. Понял охотник, что Кролик обманул его, и отправился на поиски обманщика. Однако найти его он так и не сумел, а потому вернулся на свою мильпу работать.

Мальчик и оборотень

 

Один охотник вынужден был охотиться каждый день: был он очень беден, а ему нужны были деньги, чтобы кормить семью. Был у него трехлетний сын, которого он просто обожал. Каждый раз, вернувшись из леса, он тут же ложился спать рядом с мальчонкой.

Но вот однажды повстречал охотник оборотня в облике зверя, который съел его. Насытившись, оборотень облачился в одежду своей жертвы и пошел к нему домой. Там он пристроился в гамак к малышу, как это обычно делал его отец. Но не по годам сметливый малыш присмотрелся к нему и понял, что это не его любимый папа: слишком у него много длинных волос.

Он сказал матери о своем открытии, и когда та решила проверить его слова, то пришла в ужас от увиденного. У спавшего оборотня был хвост! Она приказала своему сыну, чтобы он молчал и не двигался, чтобы не разбудить страшного оборотня.

Сытый оборотень проспал весь день. Уже в вечерней мгле женщина осторожно вытащила из гамака ребенка, накрыла его глиняным горшком, а сама, прихватив несколько тростниковых дротиков, забралась на вершину высокого дерева.

Ровно в полночь оборотень вылез из гамака. Принюхавшись, он обнаружил след женщины и подошел к дереву, где она сидела. Трепеща от страха, она стала метать дротики в страшного зверя.

...Несмотря на то, что пронзенное тело оставалось бездвижным, она не торопилась спускаться на землю, подозревая, что оборотень только притворяется. Подождав еще немного, она начала кричать и звать на помощь.

Мимо проходили трое братьев - они направлялись на охоту. Услыхали крики испуганной женщины и подошли посмотреть. Дьявольское животное и впрямь оказалось мертвым. Тогда младший из охотников радостно воскликнул:

- Давайте сдерем с него шкуру!

- Что ты надумал? - сказал старший брат, - ты разве не понимаешь, что это шкура оборотня?

Но юноша не послушался его, содрал с оборотня шкуру и накинул на себя. Когда он попытался снять ее, то не смог этого сделать и почувствовал, что и сам превращается в оборотня. Он понюхал воздух и сказал:

- Уходите скорее, потому что я чувствую запах вашего мяса и хочу вас съесть!

Старший брат тут же сказал среднему:

- Давайте убьем его, а потом сожжем! Таким образом, зло не коснется больше никого.

Они взяли свои ружья и выстрелили в младшего брата, а потом сожгли и его тело. Как же они горевали при этом!

Так женщина спаслась вместе со своим маленьким сыном. А когда я проходил мимо, то видел, как пепел того юноши-оборотня уносит ветер.

Ночной демон

 

Говорят старики, что в давние времена жил мужчина, у которого умерла жена. Он встретил вдову, которая согласилась выйти за него на условии, чтобы он жил в ее доме с ее сыновьями.

Хозяйка приготовила вкусную еду, чтобы встретить его, и зарезала индюка, чтобы всех их угостить. Но мужчина не захотел разделить трапезу с сыновьями хозяйки, и, пока ел, наступал детям под столом на ноги, чтобы они не трогали мяса, поданного их матерью.

Мужчина оказался лентяем в том, что касалось работы на поле, и мильпа не процветала. Когда однажды хозяйка принесла ему пищу на мильпу, то застала спящим.

Тогда она спросила себя, отчего это ее муж разоспался днем, и решила бодрствовать, чтобы проверить, чем тот занимается по ночам.

Ночью некто пришел в дом, позвав мужчину, чтобы тот вышел и вынес приправу для мяса из кориандра. Тем временем хозяйка притворялась крепко спящей.

Однажды, когда мужчина ушел вместе со странным ночным посетителем, хозяйка поднялась, разложила огонь в очаге, замесила маисовое тесто для хлеба и вылущила несколько початков, чтобы покормить свиней.

На рассвете мужчина вернулся домой. Очень рассерженная, она спросила его, где он бродил. Тот ответил, что ходил в лес справить нужду, но она ответила, что это ложь, и что она уверена: он ходил лакомиться человечиной.

Она не подала мужчине еду, из-за чего тот вырвал свою еду и ушел на мильпу. Но настала ночь, и он не вернулся домой. На следующий день хозяйка отправилась искать его и нашла мертвым, брошенным посреди мильпы. На веревке она притащила труп, чтобы похоронить его.

Один очень старый шиба

 

Неизвестно, ни когда, ни как, ни в каком качестве…, но рассказывают, что жил в своем доме в Тила один старик вместе с девятью сыновьями. У этого старика была странная привычка. Он днями спал, а бодрствовал по ночам. Когда смеркалось, он мылся, хорошо одевался и выходил на улицу. Его сыновья ничего не знали о делах старика, потому что еще с тех пор, как были малышами, он запретил им спрашивать и интересоваться своими занятиями. Жены у него не было, и о ней тоже ничего не знали его сыновья. Только старшие рассказывали младшим, что однажды мать внезапно пропала, никогда больше не вернувшись.

Сыновья спали в большом помещении недалеко от кухни и часто слышали в течение всей ночи звуки и голоса. Но никто из них не знал, что делалось там, на кухне, так как им было запрещено даже любопытствовать о том, что происходит в этом месте.

Так в том доме проходили дни, месяцы и годы. До тех пор, пока один из сыновей не встал ночью по нужде. Возвращаясь в свою кровать, он взглянул в сторону кухни. В это мгновение взошла Луна и по чистой случайности полностью осветила помещение. Этот сын очень испугался, потому что увидел множество скелетов, сидевших за столом, угощаясь едой и напитками и разговаривая на непонятном ему языке. Немедленно он разбудил своих братьев и рассказал, что увидел. С этой ночи сыновья решили больше не слушаться старика, так как хотели знать, что же происходит в их доме. На следующий вечер, когда старик начал одеваться, его сыновья легли в кровать и притворились спящими, на самом деле бодрствуя, и, в конце концов, увидели, что делал старик: он вышел из дома и направился к месту, которое подметал каждое утро метлой, хранившейся у него под кроватью. Это место находилось за домом, под очень большим деревом. Там он постоял миг неподвижно, затем воздел вверх руки и принялся говорить:

– Плоть, пади! Плоть, пади!

И тогда плоть стала спадать с его тела. За какую-то четверть часа он остался без мяса, один только скелет. Во тьме он полетел к черным горам, где его сыновья никогда не бывали. Вот так они поняли, что их отец – шиба. Увидев это, дети уже не могли спать и остались ждать, пока старик вернется. Около часа ночи возле дома послышались шаги и голоса. Они увидели, как множество скелетов вошли на кухню и там опять начали пирушку как обычно. На столе были разные яства: плоды, травы и мясо … много мяса, и некоторые куски – с человеческими костями. Сыновья были очень напуганы, но продолжали смотреть на то, что происходило.

Незадолго до рассвета скелеты стали подниматься и один за другим разошлись; единственный скелет, который остался, направился к месту, где старик оставил свою плоть, остановился там и, когда он опять воздел свои руки, из его челюстей раздались такие слова:

– Плоть, поднимись! Плоть, поднимись!

Через четверть часа старик подметал место своей метлой, чтобы не осталось следов происшедшего.

Сыновья собрались и принялись обсуждать, что делать. Им уже надоело слышать по ночам крики и странные голоса.

На следующую ночь сыновья приготовили некоторое количество лимонного сока, соли, кориандра и жгучего перца. Когда старик улетел, они обсыпали этой смесью плоть, которую он оставил, и сделали это очень тщательно: обваляли мясо в лимонном соке, соли, кориандре и жгучем перце. Эта ночь прошла, как и предыдущие; скелет старика вернулся на свое место, где оставил холмик плоти, и сказал то, что всегда:

– Плоть, поднимись! Плоть, поднимись!

Но плоть уже не поднималась, как раньше.

– Плоть, поднимись! Плоть, поднимись!

Скелет стал чуть нервничать, он приказывал с напряжением много раз:

– Плоть, поднимись! Плоть, поднимись!

Так стараясь, он провел время до рассвета.

Когда же скелет понял, что произошло, он уже был окружен людьми и не знал, что делать. Тогда он улетел, неизвестно куда, и уже никогда не возвращался.

Олений камень

 

Как-то раз дон Наас рассказывал об оленях. А надо сказать, что он хорошо знал этих животных. И вот какие интересные вещи он поведал.

Оказывается, у оленей имеется олений камень и червь. Тому, кто завладеет этим камнем, удача будет способствовать всякий раз, когда он отправляется на охоту. Но этот камень остается у охотника не навсегда. Приходит день, когда необходимо камень или червя вернуть оленю.

Но для этого каждому охотнику нужно хорошо знать, чем питается червь и как нужно хранить камень. Червя следует помещать в коровий рог, а затем надо кормить его кровью какого-либо животного. Если попадется камень, который носит олень, охотник должен завернуть его в новую ткань и бережно хранить. Оттуда камень вынимают лишь для того, чтобы вернуть его оленю. Также надо поступать и с рогом, в котором хранится червь.

Время возвращения камня или червя наступает тогда, когда появится перед охотником огромный белый олень, который между своими рогами носит осиное гнездо. Считают, что это животное - Владыка Оленей, которому охотник должен вернуть то, что было дано ему в долг на время.

Не возвращать нельзя, иначе охотник может умереть. Он может отправиться на охоту, и его начнут преследовать олени. А если он попробует убить этих животных, то навлечет на себя неминуемую гибель: «...Как только прозвучит выстрел, из гнезда, которое расположено на рогах белого оленя, вылетят осы и будут преследовать охотника и жалить его до смерти».

Откуда взялся кактус-пейоте

 

Собрался как-то юный и прекрасный принц Хикули на охоту. Но в лесу его подстерегала не просто неудача, а беда. Ужасные чудовища заманили юношу в чащу, скрутили ему руки и ноги и засадили в тесную клетку.

Уже свирепый ягуар, а на самом деле злой колдун, собирался подвергнуть его страшному искушению. Но все лесные птицы бросились спасать Хикули. Своим свистом и пением они созвали нужных зверей: одни из них перегрызли путы на руках и ногах принца, а другие сломали прутья его клетки. Так Хикули оказался на свободе и бросился бежать. Но и чудовища кинулись за ним вдогонку. Тогда боги сделали нашего беглеца быстроногим оленем. Чудища тут же превратились в стаю лютых гончих псов.

Догнали они, в конце концов, оленя и уже собирались разорвать его на части, как он вдруг стал крошечным кактусом, прячущимся в земле.

Так боги посмеялись над чудовищами, а принц, который всегда был добр к людям, никогда уже не стал человеком. Он навсегда остался кактусом-пейоте, который так нужен людям.

Откуда пришел огонь

 

Это было давно, когда люди не умели добывать огонь и ели только сырое мясо с кровью. Голубь, а затем колибри, пытались было принести им огонь. Колибри почти ухитрилась это сделать, но тот уголек, который она ухватила, оказался слишком горячим - она не удержала его в клюве. Так и у нее тоже ничего не получилось.

Пришлось обращаться за помощью к самой Молнии. Та сжалилась над людьми и дала им огонь. Вот как она это сделала:

Молния опалила все горы, и горы наполнились огнем.

Эта молния - чистый огонь, сжигает, хватает ветви деревьев.

Все звери, олень, пекари - все от него убегают.

Тогда упала ветка, пылая, все приблизились, смотря на огонь со страхом.

Приблизились люди, согрели свои руки, согрели свои тела.

Пошли собрать еще дров, и тут же они в огне запылали.

Тогда все согрелись, обрадовались.

Так пришел этот огонь в мир.

Петух и курица

 

Одна курица счастливо жила со своим мужем-петухом. У них было много детей. И все было хорошо, пока петух не стал каждый день ходить на рынок, хотя покупать ему там было нечего.

Поскольку походы петуха на рынок участились, то курица, как всякая жена, забеспокоилась и решила подсмотреть, чем это там занимается ее благоверный.

 

На следующее утро петух вскочил ни свет ни заря и поспешил на рынок. Каково же было изумление курицы, когда она увидела, что петух пришел туда, где торговали курицами.

Спряталась она, и вскоре услышала, как петух ласково так говорит:

- Эта очень красивая, красивая, красивая.

Удивившись таким речам, курица высунула голову, чтобы посмотреть, что делает петух. И, о ужас! - обнаружила, что слова эти обращены к голым курицам, совсем без перьев. Решив увидеть все до конца, она устроилась между курицами, которых он рассматривал.

- Фу, эта не красива, эта слишком уродлива.

- Чертово отродье! - сердито закричала курица. – Как ты осмелился сказать, что я некрасива? А чем ты смотрел, когда мы женились? Мозгов у тебя нет, если ты, живя со мной, каждый день ходишь смотреть на этих голых куриц!

И погнала бедного петуха, бросая в него камни, домой...

...Часто случается, что курица-жена гоняет по двору мужа-петуха, загулявшего на стороне.

Печаль Майя

 

Однажды, все звери собрались вместе, и пришли к одному человеку Майя. Они сказали ему:

- Мы видим тебя очень грустным и печальным. Нам не нравится, что ты такой грустный. Попроси у нас, о чём желаешь и мечтаешь, и у тебя это будет!

И тогда человек сказал:

- Я хочу быть счастливым.

А сова ответила:

- Кто знает, что такое счастье? Проси у нас что-нибудь более конкретное.

- Тогда, - продолжил человек, - Я хочу иметь хорошее зрение.

Гриф воскликнул:

- У тебя будет моё зрение.

- Я хочу быть сильным.

Ягуар сказал:

- Ты будешь сильным как я.

- Я хотел бы иметь возможность ходить не уставая.

Олень сказал:

- Я дам тебе силу моих ног.

- Я хотел бы предчувствовать появление дождей.

Соловей сказал:

- Ты узнаешь об этом по моей песне.

- Я хотел бы стать проницательным и хитрым.

И тогда лиса сказала:

- Я научу тебя этому.

- Я желаю легко лазать по деревьям.

Белка ответила ему:

- Я дам тебе мои когти.

- Я хочу видеть в темноте.

И кошка сказала:

- Я одолжу тебе мои глаза.

- Я хочу уметь распознавать лекарственные растения.

И тогда змея сказала:

- О, это моя область, потому что я знаю все растения. Я помечу их для тебя в полях и лесах.

Услышав слова змеи, человек ушёл. Тогда сова сказала всем зверям:

- Сейчас человек знает гораздо больше и способен сделать многое, но он всегда будет грустить.

- Бедные звери! Бедные звери!

Пещера Вомвом

 

Как-то раз, проходя мимо пещеры, человек услышал призывное: «Вомвом...» Это был голос пещеры, которая хотела его заманить.

Потом мимо шли люди и вспомнили, что в пещере якобы есть вода. Решили они войти внутрь. И увидели родник, а пещера опять сказала: «Вомвом...». Люди испугались и быстро покинули ее. Когда они вернулись домой, то рассказали всем, где побывали и что слышали.

Но через пять дней один из них внезапно сильно заболел. Остальные подумали, что это случилось, потому что они побывали в пещере. Больной попросил не винить в его болезни пещеру, а, наоборот, пойти в нее и помолиться.

Они так и сделали. Они молились Владыке Земли.

Владыка Земли сказал:

- Я не собираюсь позволять вам пить просто так. – Вы дадите мне слугу, - сказал Владыка Земли.

- Я не дам его, - сказал человек.

- Что ты имеешь в виду, говоря, что не дашь его? Он уже в моем доме! - сказал он.

Пять дней спустя человек, что первым увидел пещеру, умер.

Говорят, пещера не желает, чтобы ее видели. Человек умер.

Он умер на пятый день.

Он сказал:

- Я ухожу к Вом Ч'ен, потому что я принадлежу ей.

- Ты остаешься тут, - сказал человек. - Пей воду, я буду стеречь ее, - сказал он.

Человек сказал:

- Болезнь не пройдет.

- Хорошо, хорошо, я позабочусь о нашем источнике.

- Хорошо, пожалуйста, не пугай нас, - сказал [другой] человек.

- Я буду пить тут воду, - сказал он.

Плод уанакастле

 

Один охотник постоянно ворчал. Все его не устраивало. Все было не так. Все виделось ему безобразным, и он вслух выказывал свое недовольство по разным поводам.

Как-то раз дело дошло до того, что он обвинил Бога в том, что у дерева уанакастле ствол большой, а плоды малюсенькие. Это тоже сотворил Бог. Это уже было прямое богохульство.

Однажды недовольный охотник устроился под уанакастле, и ему на голову упал плод этого дерева. Тогда он воскликнул:

- Боже мой! Теперь я вижу: все, что Ты делаешь, совершенно! Ведь если 'бы упавший на меня плод этого дерева был большим, я уже отправился бы к праотцам. Прости меня, Господи, я больше не буду сомневаться в Твоей силе.

Плохой охотник

 

Один бездарный стрелок переранил очень много животных. А все потому, что он никогда не молился Великому Маму*, когда шел на охоту. Мам сильно рассердился на него за все прегрешения и повелел доставить к себе. Когда охотника привели, то ему пришлось держать ответ; за что он изранил столько животных, почему он не воскурял Маму копал и не молился.

В наказание Мам заставил его жить у него и заботиться о больных животных. Много чего познал этот человек, пока он был у Мама.

Мам научил его работать на мильпе, потому что сначала человек не знал как. Мам научил его молиться и возжигать копал, чтобы иметь хороший урожай. Но человек уже устал от жизни у Мама и хотел вернуться назад, на землю, к семье.

Мам уговаривал его остаться, но человек так хотел домой, что Мам согласился его отпустить. Мам дал человеку с собой семена растений, которые тот хотел посеять - бобов, маиса, кассавы и других.

Когда этот человек вышел на землю, он помнил, чему Мам научил его, и потому его мильпа всегда была изобильной. Когда бы ни шел он охотиться, он всегда добывал много дичи и он хорошо знал, как молиться и воскурять копал.

* - Буквально «дед». В языках горной Гватемалы слово может употребляться со значением «старый». Вероятно, в доколумбову эпоху имел зооморфные черты. Часто изображается в знаменитой Дрезденской иероглифической рукописи майя, одной из немногих дошедших до нас после завоевания Мексики испанцами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.087 с.)