Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция является распространенным типом рынка, это промежуточная рыночная модель между олигополией и совершенной конкуренцией. Монополистическая конкуренция — рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт, доступ к которому относительно свободен и каждая фирма обладает некоторым контролем над продажной ценой производимого ею товара в условиях значительной неценовой конкуренции. Основными признаками рынка монополистической конкуренции являются следующие: – на рынке присутствует большое число мелких фирм; – отдельная фирма предлагает на рынке незначительный (по сравнению с отраслевым) объем продукции; – фирмы производят разнообразную (дифференцированную) продукцию; – спрос на продукцию монополистического конкурента не является абсолютно эластичным, но его эластичность достаточно высока; – хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель может легко найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; – незначительная возможность влиять на цену или контролировать ее; – практически отсутствуют барьеры для притока новых капиталов, поэтому вступление новых фирм в отрасль не является сложным, не требует значительных первоначальных капитальных вложений; – уровень конкурентности рынка довольно высок; – большое значение приобретает реклама товаров и услуг. Характерной особенностью фирмы в условиях монополистической конкуренции является специфика продукта. Для продукта фирмы существует много товаров-субститутов (заменителей), однако дифференциация продукта (реальная или мнимая) в условиях монополистической конкуренции делает его фактически уникальным. Примером рынков монополистической конкуренции служат рынки одежды, обуви, косметических средств, алкогольных и безалкогольных напитков, кофе, лекарственных препаратов и др. Посредством широкой (часто агрессивной) рекламы производитель доводит до потребителей информацию о преимуществах своего товара. Патентование товарных знаков, промышленных марок и т.п. позволяет закрепить преимущества и уникальность товара, что дает фирме возможность оказывать влияние на цены и придает ей некоторые черты монополии. В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы аналогично поведению монополии, но имеются некоторые отличия от других рыночных структур. По сравнению с чисто конкурентной фирмой монополистический конкурент имеет более высокую цену и меньший объем, по сравнению с монополией — наоборот. Линия спроса на продукцию фирмы монополистического конкурента менее эластична по сравнению с линией спроса совершенного конкурента, но более эластична по сравнению с линией спроса монополиста или отрасли в целом. Линия спроса на продукцию фирмы монополистического конкурента менее эластична по сравнению с линией спроса совершенного конкурента, но более эластична по сравнению с линией спроса монополиста или отрасли в целом. Контроль над ценой позволяет монополистическому конкуренту повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него в лице постоянных покупателей. Чтобы привлечь дополнительных потребителей и увеличить объем продаж, фирме необходимо снизить цену. В связи с этим предельная выручка фирмы монополистического конкурента не равна цене, а линия предельной выручки расположена ниже линии спроса.
Поведение фирмы в долгосрочном периоде несколько усложняется, поскольку барьеры низки и вход практически свободен. Наличие экономической прибыли создает привлекательность для новых фирм, которые захотят открыть свое производство. Цена равновесия устанавливается на уровне средних издержек, поэтому фирма теряет экономическую прибыль и в долгосрочном периоде получает лишь нормальную прибыль. В условиях монополистической конкуренции не достигаются производственная эффективность и эффективность распределения (аллокации) ресурсов. Монополистический конкурент недопроизводит и завышает цену по сравнению с конкурентной фирмой. Особенно много нареканий делается в адрес излишней и надоевшей всем рекламы, которая является неотъемлемой часть во всем их многообразии, ведет к повышению уровня жизни населения. Дифференциация продукта позволяет улучшить его качество и повысить эффективность производства.
Вопросы для самоконтроля 1. На чем основана рыночная власть у фирм— монополистических конкурентов? 2. Какие могут быть доводы в защиту монополистической конкуренции с точки зрения потребителя, несмотря на то, что нередко в экономической теории подчеркиваются вред и потери для общества, связанные с монополистической конкуренцией? 3. Чем обусловлено наличие избыточных мощностей на рынке монополистической конкуренции?
ТЕМА 7. ОЛИГОПОЛИЯ ПЛАН
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.006 с.) |