Тема 1. Теория потребительского выбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теория потребительского выбора



Ш. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Курс лекций

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

ПЛАН:

Полезность и предпочтения. Количественный и порядковый подход к измерению полезности.

Кривые безразличия.

Бюджетное ограничение. Условие равновесия потребителя.

Полезность и предпочтения.

Кривая безразличия и ее свойства.

Предельная норма замещения

 

Для визуального представления о порядковой полезности используются кривые безразличия и карта кривых безразличия, которые описывают предпочтения индивидуального потребителя. Этот инструмент в экономике впервые применен английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г. С 1935 г. после опубликования работ Хикса и Алена кривые безразличия стали широко применяться в анализе потребительского выбора.

 

Рис. 1.2. Кривая безразличия

Кривая безразличия (линия равной полезности) (рис. 1.2)представляет собой геометрическое место точек[7], каждая из которых описывает потребительский набор (например А(х11), или В(х22)), имеющий одинаковую полезность для данного потребителя. Бесконечное множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя образует карту кривых безразличия (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Карта кривых безразличия

 

Рассмотрим свойства кривых безразличия.

1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Это свойство обусловлено требованием субституции, которое заключается в следующем: потребительские наборы будут сохранять одинаковую полезность (а потребитель, соответственно будет находиться на одной кривой безразличия), в том случае если увеличение одного блага в наборе, сопровождающееся приростом полезности на некоторую величину, будет компенсироваться уменьшением другого блага, что влечет за собой снижение полезности. Таким образом, линия равной полезности в общем случае приобретает отрицательный наклон.

2. Две кривые безразличия не могут пересекаться. Доказательство этого свойства проведем методом «от противного». Представим, что две кривые безразличия (U1 и U2), описывающие предпочтения одного и того же потребителя, пересеклись в некоторой точке А (рис. 1.4). В этом случае один и тот же потребительский набор А(хАА) соответствует двум разным (!) уровням полезности. Чего быть не может. Свойство доказано.

 

Рис. 1.4. Кривые безразличия не могут пересекаться

 

3. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

Рассмотрим на рис. 1.5 кривые безразличия U1 и U2. Набор В включает в себя такое же количество блага «у», что и набор А, однако количество блага «х» в этом наборе больше. Тогда, в соответствии с аксиомой ненасыщения (аксиомой 3), набор «В» является более предпочтительным, т. е. приносит больше полезности, чем набор «А».

Рис. 1.5. Кривые безразличия

 

4. Кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Это свойство, в отличие от предыдущих, не может быть выведено непосредственно из аксиом потребительского выбора. Для обоснования этого свойства кривых безразличия необходимо ввести в рассмотрение ключевое операционное понятие порядковой теории полезности — предельную норму замещения (MRSxy; marginal rate of substitution — англ.).

Предельной нормой замещения благом Х блага У (MRSxy) называют количество блага У, которое должно быть изъято из потребительского набора «в обмен» на увеличение количества блага Х на единицу, с тем, чтобы уровень полезности потребительского набора остался для потребителя неизменным:

,  при .           (5)

 

Знак минус, вводимый перед правой частью (5) делает значение нормы замещения положительной (помним, что отрицательный наклон кривой безразличия по определению обусловливает отрицательное значение отношения ).

Пусть потребитель безразличен между наборами А и В (рис. 1.6).

 

Рис. 1.6. Предельная норма замещения

 

Норма замещения при движении вдоль кривой безразличия уменьшается. Этот вывод является следствием закона убывания предельной полезности: с увеличением количества блага Х и, соответственно, уменьшением количества блага У потребитель все больше ценит ставшее относительно более дефицитным благо У и, следовательно, готов отдать все меньшее количество единиц этого блага в обмен на каждую следующую единицу блага Х.

Если представить приращение блага Х в виде бесконечно малой величины, то предельную норму замещения можно описать следующим выражением:

 .                                             (6)

 

Очевидно, что предельная норма замещения в этом случае равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия в точке А.

Таким образом, предположение об уменьшении предельной нормы замещения при движении вдоль кривой безразличия, обусловливающее ее выпуклость, доказано. Следует отметить, что чем более взаимозаменяемы товары Х и У, тем менее выпуклы кривые безразличия.

Итак, карта кривых безразличия — множество кривых безразличия — дает исчерпывающую информацию о системе предпочтений экономического индивидуума. Однако, для того, чтобы прогнозировать рациональный потребительский выбор этой информации недостаточно. Решение данной задачи требует введения еще одного специального инструмента, предназначенного для описания множества допустимых возможностей потребителя — бюджетной линии.

Бюджетное ограничение потребителя.

Вопросы для самоконтроля

1. Является ли рациональность естественным свойством человека? Привести примеры нерационального поведения потребителя? Как повлияет на рациональность потребителя введение Правительством карточек на продукты питания?

2. Убывает ли предельная полезность при потреблении духовных благ?

3. Кардинализм и ординализм — два направления в теории потребительского выбора. Сформулировать их общие черты и различия.

4. Какую информацию несет в себе кривая безразличия? Почему такие кривые являются: а) нисходящими; б) выпуклыми по отношению к началу координат?

5. Какую информацию несет бюджетная линия? Как изменится положение бюджетной линии потребителя при уменьшении потребительского дохода? При удорожании блага X? Удешевлении блага У?

6. Проанализировать, как повлияет на решения потребителей о количестве приобретаемых благ введение Правительством более высоких ставок подоходного налога? Налога с продаж на продукты питания и предметы потребления?

7. Гражданка Иванова каждую неделю покупает буханки хлеба и пакеты молока по цене 10 рублей и 20 рублей соответственно. В настоящее время она покупает такое количество этих продуктов, что предельная полезность их последних единиц составляет соответственно 80 и 90 ютил. Можно ли сказать, что ее выбор оптимален?

 

ТЕМА 2. ТЕОРИЯ ФИРМЫ

ПЛАН

Производственная функция.

Изокванты и изокосты.

Вопросы для самоконтроля

1. «Много поваров испортят любой суп»— так можно проиллюстрировать закон убывающей отдачи. Прокомментируйте высказывание.

2. Как разделение труда в производстве повышает экономию от масштаба?

3. Поясните, как цены на факторы влияют на выбор технологии производства.

4. Определите концепцию производственной функции и изобразите производственную функцию в коротком периоде.

5. Используя график, покажите минимальный эффективный масштаб фирмы и объясните, что он означает.

6. Объясните, как таблица комбинаций факторов производства и карта изоквант могут быть использованы для изображения производственной функции.

7. В чем состоит важность закона убывающей предельной производительности для организации производства?

8. Объясните, как уменьшение нормы предельного замещения одного фактора на другой изменяет форму изокванты.

9. Почему изокванты имеют положительный наклон?

10. Покажите, как внедрение новой технологии отразится на карте изоквант.

 

 

ПЛАН

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое экономические издержки? Какие виды издержек вы знаете? Что положено в основу их классификации?

2. Как зависят общие постоянные издержки фирмы от динамики выпуска продукции? Какие обстоятельства здесь необходимо учитывать?

3. К каким издержкам (постоянным или переменным) относят: заработную плату рабочих, электроэнергию и освещение, налоги, амортизацию, зарплату служащих, сырье?

4. Как изменяются переменные издержки при расширении производства?

5. В чем различия между коротким и долгосрочным периодами функционирования фирм?

6. Объясните, почему предельные издержки могут сначала падать, а затем расти?

7. Предположим, что кривая предельных издержек фирмы горизонтальна. Что можно сказать о кривой совокупных (общих) издержек фирмы? О кривой средних издержек?

8. Как понимать тезис: снижение издержек связано с дополнительными затратами? Какую роль в этом играет НТП?

9. В чем смысл деления издержек на экономические и бухгалтерские?

10. Что такое нормальная прибыль? Может ли она рассматриваться как компенсация за риск владельца фирмы? 

ТЕМА 4. КОНКУРЕНТНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА:

 СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

ПЛАН

Конкуренция: понятие, виды.

Совершенной конкуренции

 

Совершенная конкуренция – такое состояние рынка, которое характеризуется минимальной взаимозависимостью участников сделок; влияние каждого участника рынка на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная (чистая) конкуренция — рынок, где множество фирм продают стандартизированные товары большому числу покупателей; доступ на рынок свободен; индивидуальный продавец совершенно не имеет возможности контролировать цену продаваемого им товара; отсутствует неценовая конкуренция.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется следующими признаками:

1. Множественность участников сделок. На рынке взаимодействуют большое количество потребителей и производителей; их соперничество придает силу механизмам конкуренции. По причине их многочисленности индивидуально принятые решения агентов не влияют (или незначительно влияют) на уровень цен, регулирующих рынок.

2. Однородность товаров. Товары, являющиеся предметом сделок, производятся подобным образом у различных производителей (например, зерно, хлопок и т.п.). В этом случае устанавливается единая цена на продукт, и потребителю безразлично, у кого покупать товар. При продаже стандартной продукции не возникает неценовой конкуренции, т.к. качество продукции и ассортимент одинаковы. Не существует качественных различий, которые могли бы привести к сегментации рынка и нарушить конкуренцию посредством цен. Товары на таком рынке неспецифичны, им легко найти равноценную замену ввиду объективного сходства, поэтому у потребителей отсутствует стимул выбора продавца и возникает анонимность агентов.

3. Полная информация. Предприниматели и потребители располагают полной информацией о заключающихся в отрасли сделках, о предложении и спросе, которые могут обнаружиться еще до начала самих сделок. Следовательно, преобладающая цена объективно становится единой. Примечательна позиция Дж. Стиглера, который связывал совершенный рынок не с конкуренцией, а с наличием полной информации, отмечая возможность господства рыночной конкуренции при отсутствии входа и выхода ресурсов (хозяйствующих субъектов) на рынок отрасли, пребывающей вне долгосрочного конкурентного равновесия.

4. Свободный доступ на отраслевой рынок. Не существует дискриминации, связанной со входом на рынок или выходом из него; новые производители могут свободно производить товары на тех же самых условиях, на которых их производят те, кто уже работают на рынке.

Таким образом, нет барьеров (законодательных, технологических, финансовых) для вхождения новых фирм на рынок, таможенных пошлин, квот или соглашений между производителями.

5. Мобильность факторов производства. Факторы производства могут быть перенесены с одного рынка на другой.

6. В цене товара не учитываются транспортные издержки.

Перечисленные признаки фирмы-конкурента в хозяйственной практике складываются не часто, поэтому в чистом виде совершенная конкуренция встречается редко. Она была более распространена на начальном этапе развития рыночных отношений и получила описание в «Капитале» К. Маркса как свободная конкуренция. В настоящее время совершенная конкуренция — это в большей мере теоретическая модель, характеризующая простейшую ситуацию на рынке. Теоретический характер модели чистой, или совершенной, конкуренции обусловлен тем, что в действительности не все потребители одинаково реагируют на разницу цен, существующую в разных торговых точках. Очевидно, что поведенческие стереотипы, незнание цен товаров, рекламируемых конкурентами, транспортные издержки, признание только одной марки и пр. могут исказить логику выбора.

Западная экономическая мысль длительное время рассматривала рынок совершенной конкуренции как ситуацию, наиболее выгодную для общества, а возникающие в то время монополии считались исключением (О. Курно). В настоящее время совершенная конкуренция существует в сочетании с другими конкурентными структурами.

В ситуации совершенной конкуренции цена устанавливается за пределами фирмы — в точке пересечения спроса и предложения на рынке. Отдельная фирма выступает ценополучателем и не может осуществлять контроль над ценой продукции, поскольку не оказывает влияния на величину общего предложения. Фирма обычно соглашается с рыночной ценой, приспосабливается к ней. Поэтому на рынке совершенной конкуренции исключены соглашения между фирмами. Спрос на продукцию фирмы — чистого конкурента — абсолютно эластичен, поэтому линия спроса на продукцию чистого конкурента d будет горизонтальной (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Линия спроса на продукцию чистого конкурента

 

Линия спроса на продукцию фирмы будет одновременно линией средней и предельной выручки. При совершенной конкуренции фирма осуществляет продажи по цене, не зависящей от количества производимых товаров. Разнообразие продукции — это единственный способ для фирмы, стремящейся максимизировать свою прибыль. Если фирма увеличит объем продажи на одну единицу, ее доход возрастет на величину стоимости на рынке дополнительной единицы продукции.

Если фирма стремится максимизировать прибыль, то перед ней стоят принципиальные вопросы:

1. Стоит ли продолжать свою деятельность?

2. Если стоит, то до каких пределов? Существуют универсальные правила, пригодные для любой фирмы:

– если при достигнутом уровне производства выручка фирмы превосходит переменные издержки, то фирма может продолжать функционирование и увеличивать объем производства;

– если общая выручка от продажи товаров больше или равна переменным издержкам, то фирме лучше прекратить производство;

– если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельная выручка равна предельным издержкам: MR = MC — это условие максимизации прибыли конкурентной фирмы;

– если доход от продажи последней единицы товара станет равным издержкам ее производства, то производство расширять нецелесообразно.

Совершенный конкурент, максимизирующий прибыль, должен приравнять предельные затраты к продажной цене своей продукции (согласно правилу, которое применяется при принятии решения о производстве). Предприниматель сможет увеличить свою прибыль, расширяя производство, если повышение его дохода, вызванное продажей дополнительной единицы, превысит увеличение предельных затрат. Предприниматель в условиях чистой конкуренции не производит продукцию за пределами цены равновесия (р*), т.к. дополнительная единица товара стоила бы ему дороже и не принесла бы ему выгоды. Этот результат действителен только в чистой (совершенной) конкуренции, когда предприниматель не влияет на рыночную цену. Если его цена будет выше рыночной, то он потеряет часть потребителей, затраты приобретут неблагоприятную структуру и фирма будет устранена с рынка. Для рынка совершенной конкуренции типичной является ситуация, когда с ростом объемов реализации цена продукции не меняется: P = TR / Q = tg a.

Угол a — это угол наклона общей выручки к оси абсцисс. Если цена Р постоянна, то tg a будет определять уровень цен. При этом средняя и предельная выручки будут одинаковы и совпадут с линией цен Р (рис. 4.2). Предельная выручка постоянна при чистой конкуренции из-за постоянства цены. Всякий раз, когда фирма планирует изменение объема производства, ее интересует вопрос: как при этом изменится ее доход? Чаще всего фирма стремится максимизировать прибыль путем изменения объема производства.

Рис. 4.2. Динамика выручки фирмы на рынке совершенной             конкуренции

 

В коротком периоде фирма не может менять оборудование (общие постоянные затраты TFC), но может с помощью общих переменных затрат TVC минимизировать издержки или максимизировать прибыль.

Существуют два подхода к определению уровня производства, при котором фирма-конкурент может максимизировать прибыль:

– путем сравнения общей выручки и общих издержек;

– путем сравнения предельной выручки и предельных издержек.

Рассмотрим первый подход. В краткосрочном периоде фирма несет убытки, равные ее постоянным издержкам, т.к. производство равно нулю. Фирме следует продолжать производство в том случае, если она получает экономическую прибыль или имеет убыток, меньший по величине ее постоянных издержек. Объем продукции должен быть таким, чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки.

Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы. Продифференцируем прибыль по Q и приравняем к нулю:

т.к. MR = P.

1. MR = Р = AR.

Условием оптимума будет равенство цены и предельных затрат.

2. P – MC = 0.

3. MC = MR = P.

Прибыль конкурентной фирмы достигает максимума тогда, когда предельные затраты равны предельной выручке и равны цене (если Р= 0, то TR = 0, следовательно, выручки не будет и линия TR совпадет с осью абсцисс).

Достигнув равновесного объема производства, фирма постарается сохранить его до тех пор, пока не изменятся цена продукта или затраты на его производство. Для максимизации прибыли фирма выберет такой объем производства, при котором расстояние между линиями TR и ТС будет наибольшим. Если TR < Q1 (участок 1), то наклон линии предельной выручки будет больше наклона линии TC, значит, фирме следует расширять производство. Если объем производства больше Q2, то наклон линии TC будет круче, чем наклон линии TR, следовательно, каждая дополнительная единица продукции на этом участке прибыльна. Касательные к кривой TC означают условия оптимума; на нашем рисунке два оптимума: минимум и максимум, которые показывают наибольший разрыв TR и TC. Касательная в точке D — минимум прибыли, в точке N — максимум прибыли. Касательные имеют тот же наклон, что и линия TR, т.е. равенство цене соблюдается. Если касательная параллельна линии TR, то она равна MR. В точке N MC = MR = P.

Точка D означает максимум убытка, через нее проходит линия предельных затрат MC. При объеме Q1 начинает сокращаться убыток, возникает тенденция к повышению прибыли. При объеме Q2 производство обеспечивает прибыль, равную нулю (точка L); при объеме Q4 — то же (точка J); в этих точках пересекаются линии общей выручки и общих затрат, что означает их равенство. Однако в точке L происходит недоиспользование мощности, а в точке J — перенапряжение мощности. Точки L и J характеризуют границу прибыли: левее точки L и правее точки J может быть убыток (т.к. будет превышение TC над TR).

Для конкурентной фирмы линия цены совпадает с линией спроса. Точка С соответствует объему Q¢3, при котором прибыль максимальна, но точка С лежит правее, чем точка Е пересечения кривых MС и АТС. При анализе затрат фирмы в коротком периоде установлено, что затраты минимизируются в точке пересечения АТС и МС — эта точка является оптимумом по издержкам. Однако, судя по прибыли, для оптимальной фирмы точка равновесия будет лежать правее (точка С), т.е. в точке Е издержки фирмы будут неоптимальны. Это противоречие объясняется уровнем цен. Фирма в любом случае имеет два объема выпуска продукции, реализация которых позволяет ей покрыть свои средние общие затраты АТС и получить экономическую прибыль.

Оба случая не являются оптимальными, т.к. связаны со средними, а не с предельными величинами. Если цена увеличивается, то фирма будет наращивать объем производства; если цена уменьшается, то будет уменьшаться и прибыль (в точке Е она равна нулю). На участке ЕВ у фирмы будут убытки, но их можно допустить при наличии резервов. Продолжая производство, фирма понесет убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, которые неизбежны при закрытии. В этом случае фирма сведет убытки к минимуму.

Если TR выше TVC, то фирме стоит продолжать производство; при этом постоянные издержки (их часть) и переменные издержки будут возмещены из дохода. При закрытии фирмы потери ее общих постоянных затрат TFC будут оплачены предпринимателем. Следовательно, при продолжении производства общая сумма убытков будет меньше на некоторую часть ее совокупных постоянных издержек. В случае закрытия фирмы линия TR будет находиться ниже кривой TVC, т.е. переменные издержки не смогут быть покрыты.

Возможны и другие варианты поведения фирмы. Например, ожидая повышения цен, администрация фирмы может отправить своих работников в коллективный отпуск или продолжить выпуск продукции и при убытке, когда бухгалтерская прибыль равна нулю при наличии резервов. Если же цена упадет ниже точки В — минимального значения средних переменных затрат AVC, то производство следует закрыть обязательно, т.к. цена не позволит возместить AVC. Если цена равна АТС, то фирма попадет в точку оптимума по издержкам (точка В), где экономическая прибыль равна нулю. Во всех остальных случаях максимум прибыли не будет совпадать с минимумом издержек, если мы ориентируемся на общие затраты (в контексте первого подхода).

Рассмотрим второй подход — сопоставление предельной выручки MR с предельными издержками МС. Фирме следует производить любую единицу продукции, предельная выручка от которой выше предельных затрат, т.к. от продажи каждой единицы продукции фирма получает больше дохода, чем от прибавки к издержкам при производстве этой единицы продукции. Следовательно, такая единица продукции увеличивает совокупную прибыль или уменьшает убытки. Аналогично если MC > MR, то производство необходимо прекратить, т.к. такая единица продукции не будет окупаться. Соответственно, можно сказать следующее:

– если MC < P, то имеет место экономическая прибыль, даже если АТС растут. Отрезок Q2 –Q3 — это участок сверхприбыли, его нельзя выявить на основе анализа средних величин;

– при повышении объема производства от Q2 до Q3 MR > MC и прибыльность растет, на участке от Q3 до Q4 MR < MC и прибыльность падает. Эти интервалы разделяет особая точка С, в которой MR = MC.

Точка С определяет правило поведения фирмы: фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя в той точке, где MR = MC.

Если фирма ставит цель повысить объем продаж, то это целесообразно делать до объема Q4; если целью является максимизация прибыли, то оптимальный размер производства будет равен Q3; если у фирмы соблюдается правило MR = MC, то возникают ограничения:

– фирма предпочитает производить, нежели закрыться, если MR ³ AVC;

– данное правило не применяется только чисто конкурентной фирмой;

– чисто конкурентная фирма не может манипулировать ценой. Кривая спроса или продаж конкурентного продавца совершенно эластична при текущей рыночной цене P = MR, т.к. каждая проданная дополнительная единица продукции добавляет точно свою цену к общей выручке, поэтому, чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где P = MC (это частный случай правила MR = MC).

Несовпадение максимума прибыли и максимума объема продаж объясняется расхождением между MC и АТС: после точки их совпадения предельные затраты растут быстрее, чем средние общие затраты, поэтому максимум прибыли — равенство МС = Р — наступит раньше, чем равенство Р = АТС. По сравнению с другими рыночными структурами совершенная конкуренция обладает неоспоримыми преимуществами, среди которых выделяют следующие:

1. Аллокативная эффективность (Р = МС) основана на том, что у чистого конкурента цена не превышает предельных издержек. Вследствие этого происходит такое распределение ресурсов, которое позволяет максимально удовлетворить общественные потребности ввиду соответствия совокупного спроса и совокупного предложения. Потребитель максимизирует полезность до тех пор, пока приобретает товары по рыночной цене, равной предельным издержкам. Производитель, стремясь к максимальной прибыли, сравнивает предельный доход от производства с его предельными затратами и производит такой объем продукции, при котором они равны. При этом достигается равенство интересов потребителя (максимизация полезности) и производителя (максимизация прибыли): если P = MU и P = MC, значит, и MU = MC.

2. Производственная эффективность (Р = АС) предполагает, что каждый необходимый обществу товар будет производиться с меньшими затратами. На это направлен и механизм перераспределения ресурсов в ходе конкуренции: предприниматели, использующие новейшие ресурсосберегающие технологии, получат преимущества. В долгосрочном периоде передовая технология распространится на всех производителей отрасли, обеспечит равенство цены и средних долгосрочных издержек, что и позволит производить отраслевой товар самым дешевым способом. Рыночный механизм совершенной конкуренции обладает гибкостью и адаптивной саморегуляцией, не требует вмешательства государства.

В то же время рынок совершенной конкуренции не свободен от тех недостатков, которые свойственны рыночной экономике в целом. Среди них, прежде всего, следует отметить тенденцию к монополизации, которая возникает в результате конкуренции, объективно усиливающей концентрацию производства и капитала.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Может ли фирма в условиях совершенной конкуренции влиять на величину своего валового дохода? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?

2. Объясните, почему кривая спроса на продукт конкурентной фирмы — горизонтальная линия.

3. Проиллюстрируйте на графике, почему рост рыночного спроса увеличит выигрыш производителей в целом в совершенно конкурентной отрасли и для каждой фирмы в отрасли.

4. Объясните, почему цена может быть заменена на предельный доход в правиле MR=MC, если отрасль является чисто конкурентной.

5. При каких условиях фирме — совершенному конкуренту — следует прекратить производство и уйти с рынка с целью минимизации убытков в краткосрочном периоде?

6. Объясните, в каком смысле прибыли «сеют семена собственного исчезновения» для фирмы на рынке с совершенной конкуренцией?  

 

 

ТЕМА 5. МОНОПОЛИЯ

ПЛАН

Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация

   

Монополия может быть сама заинтересована в повышении объема выпуска продукции, если она проводит политику ценовой дискриминации. Под ценовой дискриминацией понимается практика установления разных цен на один и тот же товар или услугу при неизменных издержках производства. Она не равнозначна дифференциации цен в зависимости от качества товара или услуги. В условиях свободной конкуренции ценовая дискриминация неосуществима, т.к. неизбежно сложится одна и та же цена. Поэтому ценовая дискриминация возможна лишь при несовершенной конкуренции, когда имеются для нее три необходимых условия:

– продавец должен быть монополистом, чтобы контролировать производство и ценообразование;

– продавец должен делить покупателей на самостоятельные классы, группы, которые имеют разную степень эластичности спроса по цене, т.е. разную готовность и способность платить за продукт;

– исключается перепродажа товара и услуг, их свободное передвижение с дешевого рынка на дорогой (как правило, это перевозки, медицинские и юридические услуги).

Ценовая дискриминация используется часто, носит систематический характер, когда фирма–продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и реализует свои товары по разным ценам в соответствии с этой градацией. Чаще всего ценовая дискриминация используется в конкурентной борьбе для привлечения дополнительных покупателей: фирмы устанавливают скидки на крупные оптовые партии товара, отдают предпочтение первым покупателям, пенсионерам, удешевляют воскресные семейные обеды в ресторане, дают льготы на полеты туристическим группам и т.д.

Различают три степени ценовой дискриминации монополиста:

1. Дискриминация первой степени, или совершенная дискриминация, состоит в том, что на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене спроса. Так происходит, если продукция производится монополистом по заказам конкретных потребителей и реализуется по индивидуальным ценам, согласованным с заказчиками.

На рис. 5.9 видно, что монополия достигнет оптимума в точке Е (оптимальный объем QЕ и цена РЕ). Отрезок АЕ кривой спроса, лежащий выше точки Е, показывает, что есть некоторые покупатели, готовые приобрести товары по ценам, превосходящим рыночные (выше цены РЕ). Осуществляя совершенную ценовую дискриминацию, монополия будет производить изделия 1, 2, 3 и т.д. и продавать их по индивидуальной цене. Наращивая производство, фирма может увеличить объем с QЕ до QL (как при совершенной конкуренции), но каждое изделие будет продаваться по единой цене. При этом рента потребителя сократится до нуля, ее всю присвоит монополист.

Рис. 5.9. Ценовая дискриминация первой степени

 

1. Ценовая дискриминация второй степени предполагает, что товар или услуги, которые производит монополия, группируются в определенные блоки или партии, на которые устанавливаются разные цены. Это так называемый ценовой дисконт, или скидки с цены товара или услуги (например, различные ставки квартплаты за нормативную жилплощадь и ее излишки, разная торговая наценка в ресторане в дневное и вечернее время, различные цены на билеты в кино в обычные дни и воскресенье и т.д.). На рис. 5.10 видно, что монополист реализует партии товаров Q1, Q2, Q3. Он может дойти до QE (как при совершенной конкуренции), но при этом из всей величины ренты, равной площади треугольника АЕР4, ему удастся получить только ту часть, которая равна площади закрашенных прямоугольников.

 

Рис. 5.10. Ценовая дискриминация второй степени

 

3. Ценовая дискриминация третьей степени (рис. 5.11) предполагает разделение самих покупателей на самостоятельные группы (или рынки), где устанавливается своя цена реализации. Например, устанавливаются разные цены на сельхозтехнику — для государственных хозяйств, для частных фермерских хозяйств, для физических лиц.

Рис. 5.11. Ценовая дискриминация третьей степени

 

Предположим, что монополист осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени и реализует свою продукцию на двух рынках: линия спроса на каждом из них соответственно — dd1 и dd2. Первый рынок по объему меньше второго, но характеризуется более эластичным спросом.

Осуществим сложение по горизонтали линий предельной выручки MR1 и MR2 и получим суммарную линию MR3 (пунктир). Это линия общего предельного дохода для двух рынков. Пересечение линий MR3 и МС (точка Е) определяет общий объем производства монополиста Q3. Линия, проведенная через точку Е параллельно оси абсцисс (АЕ), по своему экономическому содержанию будет линией равного предельного дохода. Точки пересечения линии АЕ с MR1 и МR2 позволяют определить объемы продаж и цены на каждом из рынков.

Монополия, осуществляя ценовую дискриминацию третьей степени, стремится максимизировать общую прибыль, получаемую от реализации товара на двух рынках. Условие максимизации будет иметь вид

П = TR1(Q1) + TR2(Q2) – ТС(Q1+ Q2).

Возьмем производную по объему выпускаемой продукции:

Следовательно, предельный доход на каждом рынке должен быть равен предельным затратам суммарного объема продукции, а условием оптимального распределения продаж между рынками будет равенство предельного дохода на каждом из них. Таким образом, осуществление ценовой дискриминации увеличивает объем продаж за пределы, устанавливаемые монополией. Объемы производства в этих условиях приближаются к уровню, достигаемому при свободной конкуренции. Вероятно, что некоторые товары или услуги без ценовой дискриминации вообще не могли бы производиться. Часто ценовая дискриминация позволяет сгладить различия в реальных доходах отдельных групп потребителей (льготы студентам на транспорт, продажа товара пенсионерам по сниженным ценам и др.). Поэтому государство иногда поддерживает проведение ценовой дискриминации производителями товара или услуг или даже заставляет их проводить такую ценовую политику.

Вместе с тем оценка ценовой дискриминации неоднозначна, она может иметь и отрицательные для общества последствия, например, сопровождаться нежелательным и неэффективным межотраслевым или межрегиональным перераспределением ресурсов. Поэтому ценовая дискриминация, как правило, опирается на действенный контроль государства за соблюдением рыночных барьеров. В ряде стран отдельные виды ценовой дискриминации запрещены законодательно. Например, в США закон не допускает фирмам-производителям продавать свои товары крупным магазинам по ценам, уровень которых ниже цен, установившихся в розничной торговле (чтобы не допустить разорения мелких магазинов). В Канаде ценовая дискриминация запрещена тогда, когда товары одного качества и количества продаются по разным ценам.

Разновидностью чистой монополии является монопсония. Это такая рыночная ситуация, когда какой-либо товар, обычно фактор производства, изготовляется многими конкурирующими между собой производителями при наличии одного покупателя, т.е. возникает чистая монополия со стороны покупателя. Примером монопсонии может служить единственное в регионе предприятие по переработке рыбы, овощей, фруктов или другой скоропортящейся продукции; такое предприятие работает на местном сырье, и от его цены на сырье зависят многие фирмы. Монопсонист стремится закупить продукцию у сво



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.153 с.)