Кривая производственных возможностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кривая производственных возможностей



Типы экономических систем.

Существуют многочисленные критерии, по которым можно классифицировать экономические системы. Одним из них является, например степень открытости >>. Этот критерий применим для характеристики как экономических систем в целом, так и всех ее подсистем. Наиболее распространенным критерием деления экономических систем на типы на макроуровне являются формы регулирования экономической жизни. В соответствии с ними принято выделять две рыночные >> и две нерыночные >> системы.

Модели экономических систем. Современный рынок экономики.

а) Американская модель >>

б) Шведская модель. >>

в) Модель социального хозяйства ФРГ. >>

г) Японская модель >>

д) Южно-корейская модель >>

 

Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

 

Типы экономических систем

 

 

Традиционная

   

Командная

   
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений     Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства

 

   

Рыночная

   

Смешанная

 

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства

 

Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ

 

 


Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики.

Сущность экономической системы определяется и вместе с тем зависит от конкретной совокупности экономических отношений, которая соответствует определенному уровню развития производительных сил и развивается на основе действия объективных экономических законов и субъективных факторов. Иначе говоря, экономическая система - это весь объем воздействия производственных отношений и производительных сил, а их взаимодействие характеризует совокупность видов и организационных форм хозяйствования.

 

4. Теория спроса, факторы спроса, закон спроса.

 

ТЕОРИЯ СПРОСА - Теория, описывающая зависимость между спросом на товары и их ценой; эта теория является краеугольным камнем микроэкономики. Обозначая на графике количества товара, которые человек будет покупать по различным ценам, можно построить кривую спроса.Обобщение кривых спроса отдельных людей дает кривую спроса на отраслевом рынке, а сумма показателей спроса на все товары в свою очередь представляет собой кривую совокупного спроса во всей экономике. Таким образом, на основе микроэкономических данных можно построить макроэкономическую модель.

       Спрос – это количество продукта, которое могут и хотят купить потребители по данной цене и в данное время.
       Закон спроса – принцип, выражающий обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса (при прочих равных условиях).

       Закон спроса можно объяснить след.аргументами:

1)если цена на определенный товар снижается, а цены на другие блага остаются на том же уровне, то покупатель стремится заменить товары более дешевыми.
2)в любой период

        Времени каждый покупатель получает меньше удовл-я или полезности от каждой следующей единицы продукта, т.е потребление подверженно влиянию принципа убывающей предельной полезности.

           

Основные факторы спроса:

1) Соц.необходимость

2) Цена данного товара

3) Доходы на потребителей

4) Цены на сопряжённые товары

5) Другие факторы спроса

 

Эластичность спроса по цене зависит:
а) от степени необходимости (чем она больше, тем ниже эластичность);
б) количества товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);
в) факторов времени (чем его больше, тем легче потребителю отреагировать на изменение цены, т.е. выше эластичность).

       Кроме многих факторов спрос меняется из за:

1) Вкусы

2) Демографические изменения

3) Экономическая конъектура

4) Ожидание потребителей

 

5. Кривая спроса, изменение спроса, изменение объема спроса. Рыночный спрос.

       Кривая спроса - графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.
       Изменение объема спроса - это движение вдоль линии спроса под воздействием изменения цены данного товара при неизменности прочих факторов
       Изменение спроса - сдвиг линии спроса при изменении дохода потребителя, его вкусов, цен на другие товары и прочих факторов, кроме изменения цены самого товара

       Понятие спроса на определенный товар отражает поведение массового потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества субъектов, выступающих в качестве покупателей в определенный промежуток времени.

       На рыночный спрос оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.

       Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой цене и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов

Основными факторами рыночного спроса являются:

· доходы потребителей;

· предпочтения (вкусы) потребителей;

· цена данного блага;

· цены товаров-заменителей и дополняющих благ;

· количество потребителей данного блага;

· численность населения и его возрастная структура;

· распределение доходов среди демографических групп населения;

· внешние условия потребления;

· реклама;

· стимулирование сбыта;

· размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей.

Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.

     Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

7.  Теория предложения, факторы предложения, закон предложения.
     Предложение
– это количество продукта, которое производитель хочет произвести и продавать в данное время по данной цене.

     Закон предложения – это принцип, который выражает прямую зависимость между величиной товара и стоимостью.

     Основные факторы предложения:

1) цена товара

2) цены на сопряженные товары

3) цены на ресурсы

4) издержки производства

5) технология производства

6) кол-во продавцов на рынке

7) налоги и дотации

8) ожидание производителей


Всегда следует различать производство и предложение.
Дополнительно можно добавить:

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое произ­водители хотят предложить на рынке. Кривая предложения име­ет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Изменение объема предложения – это изменение кол-ва объема товара которые производители могут продать, связанное с увеличением цены.

Изменение предложения – это изменение кол-ва товара, которое производители могут продать, связанное с действием не ценовых факторов.

 

8. Кривая предложения, изменение предложения, изменение объема предложения.Индивидуальное предложение и общая величина предложения.

     Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое произ­водители хотят предложить на рынке. Кривая предложения име­ет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

     Изменение объема предложения – это изменение кол-ва объема товара которые производители могут продать, связанное с увеличением цены.

     Изменение предложения – это изменение кол-ва товара, которое производители могут продать, связанное с действием не ценовых факторов.

На графике, где на вертикальной оси отложены цены, а на горизонтальной количество товаров и услуг, которые производители желают предложить на рынке, предложение будет представлено поднимающейся вверх кривой, отражающей тот факт, что повышение цены будет стимулировать дополнительное производство товаров и услуг. В основе поднимающейся кривой предложения лежит закон сокращающейся доходности, в соответствии с которым производство каждой дополнительной единицы продукции требует все больших дополнительных затрат.

Таким образом, издержки производства яввляются основным фактором, определяющим положение кривой предложения.

Индивидуальное предложение

соотношение (зависимость) между ценой и количеством ресурсов, товаров или услуг, которые производители или продавцы могут и хотят предложить для продажи по разнообразным ценам в течение определенного промежутка времени на конкретном рынке.

Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене.        Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке).

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса относительно цены (EDP) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%:

EDP = (ΔQ/Qd)/(ΔP/P)

где ΔQ/Qd - относительное изменение спроса;
ΔP/P- относительное изменение цены.

Или EDP = %Qd/%P

 

%Qd - изменение спроса в процентах, %Р - изменение цены в процентах.

Или

Смысл и сущность эластичности спроса: на сколько процентов изменится спрос, если цена изменится на 1%.

 

Виды спроса по эластичности.

  1. EDP = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);
  2. EDP < 1. Неэластичный спрос - при изменении цены на 1% спрос изменяется менее, чем на 1%. Падение цены приведет к снижению выручки;
  3. EDP = 1. Единичная эластичность. Выручка максимальная. При изменении цены на 1% спрос изменяется тоже на 1%. Максимальная выручка;
  4. EDP > 1. Эластичный спрос. При изменении цены на 1% спрос изменяется более, чем на 1%. Падение цены приведет к росту выручки;
  5. EDP = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

 

Из графиков и представленных формул видно, что:
- увеличение объема сопровождается пропорциональным снижением цен;
- увеличение объема по сравнению со снижением цен происходит в два раза быстрее;
- увеличение объема по сравнению со снижением цен происходит в два раза медленнее;
- изменение цен не влияет на изменение объема (в случае, если речь идет о продуктах питания (хлеб, картофель, крупа));
- к факторам увеличения спроса относятся повышение заработной платы, уровня жизни.
Выводы. Если снижение цены вызывает увеличение спроса на товар, то при условии неизменности общего дохода товаропроизводителя эластичность спроса будет равна единице; если в результате снижения цены спрос на товар возрастет до такого уровня, при котором общий доход товаропроизводителя увеличится, то спрос по цене является эластичным; если снижение цены вызовет увеличение спроса на товар, а общий доход товаропроизводителя понизится, то такой спрос на товар является неэластичным.

 

 

5. Эластичность предложения по цене. Типы эластичности предложения, факторы эластичности.

Эластичность предложения — это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене, показывающая отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.

Эластичность предложения по цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Факторы эластичности предложения:

1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше воз­можности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.

2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объе­мы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство ка­кой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъ­юнктуры и снижения цены товара.

3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособить­ся» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения

Ценовая эластичность предложения бывает трех типов:
• неэластичное предложение, когда объем предложения слабо чувствителен к изменениям цены и показатель эластичности меньше единицы (ES <1)
• предложение единичной эластичности, когда объем предложения изменяется соответственно изменению цены, показатель эластичности равен единице (ES = 1)
• эластичное предложение, когда предложение очень чувствительно к цене, показатель эластичности предложения больше единицы (ES > 1).

 

Помимо названных на эластичность предложения влияют другие факторы.
1. Цены других товаров (в т. ч. ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.
2. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и т. д.) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

 

Бюджетное ограничение. Экономическая сущность бюджетной линии.

В то время как кривые безразличия описывают систему предпочтений потребителя, бюджетная линия характеризует множество доступных потребителю вариантов.

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе. Бюджетное ограничение обычно описывается уравнением

где Рх и РY — цена товара Х и Y; Qx и QY— количества товаров X и Y; М — располагаемый доход потребителя. Это условие означает, что сумма затрат на все блага не превышает дохода потребителя.

       Бюджетная линия – это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы). Бюджетная линия изображена на рис. 15.

Рассмотрим некоторые свойства бюджетной линии:

1. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон.

2. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода.

3. Коэффициент наклона бюджетной линии равен соотношению цен благ, взятому с противоположным знаком.

4. Изменение цен продуктов приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.

Кривая производственных возможностей

 

Действие закона редкости можно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей. Она показывает, какой максимальный объем производства товара или услуги может быть получен при данном объеме производства другого товара (рис. 4.1).

Кривая производственных возможностей

Рис. 4.1. Кривая производственных возможностей

СП – средства производства;

ПП – предметы потребления.

 

Кривая производственных возможностей разграничивает экономическое пространство на две части: возможных и невозможных из-за необеспеченности ресурсами уровней производства. Сама эта кривая может перемещаться, расширяя или сужая сферу производственных возможностей. Прогрессивный сдвиг кривой происходит в двух случаях:

 

под воздействием научно-технического прогресса (изобретений, новых технологий и др.);

в результате роста ресурсов (открытия нового месторождения, увеличения численности трудоспособного населения и т. п.).

При сбалансированном соотношении факторов на перспективу сдвиг кривой производственных возможностей будет осуществляться равномерно (рис. 4.2).

 

Равномерный сдвиг кривой производственных возможностей

Рис. 4.2. Равномерный сдвиг кривой производственных возможностей

 

Понятие альтернативной стоимости

 

Кривая производственных возможностей показывает цену переключения ресурса с производства одного товара на другой в форме альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость – это количество альтернативного товара, которым надо поступиться ради производства дополнительной единицы данного товара.

 

По существу речь идёт о фиксации упущенных производителем возможностей – так называемых альтернативных (вмененных) издержек.

 

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Альтернативная стоимость – это количество одного продукта, от которого необходимо отказаться, чтобы получить дополнительное количество другого продукта. Для того, чтобы получить дополнительную единицу необходимого продукта каждый раз приходится отказываться от большего количества другого продукта (Закон альтернативной стоимости).

Альтернативные затраты – это явные затраты, связанные с производством, плюс альтернативная стоимость (стоимость упущенной возможности).

2. Экономический анализ на микроуровне и на макроуровне. Позитивная экономика, нормативная экономика.

Микроэкономика анализирует поведения потребителей, менеджеров, фирм, а так же отношения между ними на которых производится объем материальными факторами производства.

Микроэкономический анализ оперирует такими терминами,как:
отрасль, фирма, инд.предприятие и концентрирует внимание на таких величинах, как производство и цена конкретного блага, кол-во работников на фирме, годовой доход и прибыль.

Валентной особенностью экономического и микроэкономического анализа является то, что она анализирует поведение эко-их субъектов исключительно через призму цен, поэтому специалисты называют ее часть теорией цен.

Макроэкономика изучает эк.процессы на уровне нац.экономики, или занимается измерением, или анализом различных макроэкономических агрегатов.

Макроэкономика может быть, и позитивной, и нормативной одновременно.

Позитивная экономика имеет дело с конкретными факторами и свободна от мнения различных индивидов, позитивная экономика показывает реальную ситуацию в экономике.

Нормативная экономика включает мнения различных индивидов относительно того, какой должна быть экономика или какое политическое  решение следует предложить, основываясь на определение эк.теории.

 

3. Методы экономических исследований.

Методы экономических исследований можно классифицировать разными путями, согласно разным критериям и при этом построить различные классификации.

Все методы эк. исследований можно разделить на научные и ненаучные.

Научный метод – это способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. Главной целью научного метода является получение объективной истины об окружающем нас мире – знания, независимо от самого субъекта познания. Научная истина основана на проверяемых факторах, доказана опытом и экспериментом, а главной формой ее существования выступает научная теория.

Можно указать на след-ие 5 основных требований предъявляемых к научному методу:
1)строгость;

2)однозначность
3)эффективность
4)простота(экономность)
5)эвристичность (способность приносить новые результаты).

Все эти качества должны быть присущи и научным методам экономи-го исследования.

Ненаучные методы эк-го исследования – это методы, основанные на ограниченно рациональном (или полностью иррациональном), несистемном, недоказательном подходе к экономической действительности. Главными признаками «ненаучности» здесь выступают несистематизированность, хаотичность, апелляция к авторитету, к вере или мифу.


4. Экономические системы, сущность и основные особенности. Типы экономических систем.

1.Понятие экономической системы и ее элементов.

Понятие системы используется практически во всех науках. Наиболее общим определением системы является понимание ее как некоторой упорядоченной совокупности элементов, обладающей организованностью, и способностью выполнять ряд таких функций, которые не могут быть выполнены ни одним из отдельных элементов. Для характеристики системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции. Структура системы - это взаимосвязи между ее элементами.

Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Она состоит из малых экономических систем различных уровней (подсистем)-домохозяйств, отдельных предприятий, фирм, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.

Основными элементами экономической системы являются:

 

Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности).

Организационные формы хозяйственной деятельности.

Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями.

Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности.

Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

Типы экономических систем.

Существуют многочисленные критерии, по которым можно классифицировать экономические системы. Одним из них является, например степень открытости >>. Этот критерий применим для характеристики как экономических систем в целом, так и всех ее подсистем. Наиболее распространенным критерием деления экономических систем на типы на макроуровне являются формы регулирования экономической жизни. В соответствии с ними принято выделять две рыночные >> и две нерыночные >> системы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.103 с.)