Типы и модели экономических систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и модели экономических систем.



Элементы экономической системы. Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. Врамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Проблема координации в различных экономических системах.

Анализ проблемы размещения благ выводит нас на проблему взаимодействия экономических субъектов. После того, как каждый экономический субъект оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:

согласовать между собой решения производителей;

согласовать решения потребителей;

согласовать решения о производстве и потреблении в целом.

Эта необходимость порождается многими причинами, в том числе специализацией экономических субъектов на определенных видах экономической деятельности.

В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком развитии при использовании института частной собственности.

 

МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА

                                           Рынок ресурсов

 

                         

 

                                          Рынок потребительских благ

Модель кругооборота разделяет экономику на сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов (факторов производства) – труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм.

Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

В рыночной экономике задачу координации решают два типа рынков: рынок производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и предложения даёт объяснение воздействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену продаваемых товаров, когда - на рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов. Координация принимаемых решений обеспечивается равновесной ценой и равновесным количеством.

Помимо задачи координации рынки решают и задачу синхронизации решений производителей потребителей. Это достигается путём возникновения рынков будущих благ (фьючерсные сделки – уплата за товар через определённый срок после сделки, по цене установленной в контракте) и спекуляции. Функция спекуляции (от латинского «размышления о будущем») заключается в передаче сигналов от ожидаемой ограниченности благ в будущем. Не следует путать экономическое понятие спекуляции с понятием арбитражных сделок – куплей и продажей товара по разным ценам в один и тот же момент. Арбитражная сделка – это покупка валют, ценных бумаг и товаров на одном рынке и их продажа по более высокой цене в этот же момент на другом рынке. Арбитражные сделки обеспечивают выравнивание цен в данный момент.

Купля и продажи будущих благ или спекуляция даёт представление о ценах в будущем. Ориентируясь на эти ценовые сигналы, потребители и производители пересматривают свои текущие хозяйственные планы, обеспечивая синхронизацию экономических решений.

 

 

6. Предмет микроэкономики. Микроэкономика — составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика — это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов. Ее составными проблемами являются:

·цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

·состояние отдельных рынков;

·распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными агентами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

·экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;

·принятие экономическими агентами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

·проблема выбора одного из альтернативных вариантов. Ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Метод микроэкономики. В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими факторами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть?

 

 

7. Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

 

 

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

 

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

 

2) объекты (различных видов рынка товаров);

 

3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

 

4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

 

5) механизм ценообразования.

 

 

Попит.Закон попиту.

Попит (QD) - це співвідношення між двома змінними – ціною і кількістю блага, яке споживачі хочуть і можуть купити за цією ціною. Попит – це перелік цін і кількостей. Основна властивість попиту полягає у тому, що при незмінності інших параметрів, зниження ціни веде до відповідного зростання величини попиту. І, навпаки, підвищення ціни веде до відповідного зменшення величини попиту (закон попиту).

Обсяг (величина) попиту – конкретна кількість блага, яку споживач хоче купити за конкретною ціною. Величина попиту змінюється із ціною, але зміна попиту вплине як на ціну, так і на величину попиту. Існує негативний, чи зворотній зв'язок між ціною і величиною попиту, яка називається законом попиту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.009 с.)